Суд как субъект административного судопроизводства помощник судьи секретарь судебного заседания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суд как субъект административного судопроизводства помощник судьи секретарь судебного заседания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.

Представительство в делах административного судопроизводства

1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.

При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.

Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.

2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.
Читайте также:  Выездная проверка ФСС сроки предоставления документов

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Суд как субъект административного судопроизводства. Правовой статус суда в гражданском и арбитражном процессе, административном судопроизводстве

Правовой статус суда в гражданском и арбитражном процессе, административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 4. ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ «. Правосудие в РФ осуществляется только судами.

Таким образом, обязательным субъектом гражданского процессуального правоотношения является суд.

Суд — орган власти, наделенный компетенцией (полномочиями) по осуществлению правосудия путем разрешения гражданских и уголовных дел. Поэтому суд — не только обязательный, но и решающий субъект гражданского процессуального правоотношения. Властные полномочия суда проявляются одновременно как его права и обязанности, для выполнения которых суды совершают многочисленные процессуальные действия.

Понятие «эксперт» в административном судопроизводстве несколько своеобразно сформулировано в ч. 1 ст. 49 КАС РФ. Названная статья состоит из 16 частей и называется «Эксперт». В частности, в ч. 1 ст. 49 КАС РФ отмечено, что экспертом является лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных КАС РФ, «поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу».

Как мы попробуем обосновать далее, в КАС РФ законодатель не всегда термином «эксперт» именует одно и то же явление (участника административного судопроизводства). В то же время сразу следует заметить, что под термином «эксперт» обычно подразумевается обладающее специальными знаниями лицо, которому в предусмотренном КАС РФ порядке поручены (в определении о назначении экспертизы, в распоряжении руководителя учреждения о поручении производства экспертизы указаны именно его фамилия, имя и отчество) производство экспертизы и дача заключения. Экспертом в этом значении данного слова рассматриваемое лицо будет вне зависимости от того, закончено ли производство порученной ему экспертизы или же пока еще нет.

Так-то оно так, но закрепленное в ч. 1 ст. 49 КАС РФ определение несколько отличается от сформулированного нами. Чтобы понять его суть, проанализируем понятиеобразующие признаки, на которые обращает внимание закон. Итак, законодатель пишет, что экспертом «является» определенного рода лицо. Глагол является в данном случае означает, что лицо, которое обладает указанными в ч. 1 ст. 49 КАС РФ качествами, уже лишь в связи с наличием таковых наделяется правами, и на него возлагаются обязанности эксперта как субъекта административного судопроизводства.

Экспертом является определенного рода лицо. Производство экспертизы может быть поручено как конкретному физическому лицу, так и учреждению (юридическому лицу). Между тем даже в тех случаях, когда производство экспертизы поручено учреждению, производит ее конкретный человек (несколько экспертов). Поэтому под использованным в определении термином «лицо» следует понимать отдельно взятое физическое, а не юридическое лицо. Именно это физическое лицо, а не в целом экспертное учреждение, к примеру, обязано по вызову суда явиться в суд.

Вызов есть требование, приглашение явиться куда-нибудь . Под вызовом, о котором идет речь в ч. ч. 2 — 4 ст. 49 КАС РФ, подразумевается факт предусмотренного КАС РФ обращения к эксперту с содержащимся в судебной повестке (заказном письме и др.) требованием (приглашением) явиться в определенное время и место в суд. Между тем, если указанный вызов осуществлен не предусмотренным и тем более запрещенным законом способом, неявку по такому вызову нельзя расценивать как нарушение экспертом установленной ч. ч. 2 и 15 ст. 49 КАС РФ обязанности.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 98.

В этой связи важно иметь в виду, что искомое лицо позволено обязать явиться в суд в качестве эксперта лишь после поручения последнему производства экспертизы (дачи заключения) и, соответственно, после вынесения судом определения о назначении экспертизы. А само определение может быть вынесено, только когда в распоряжении суда появятся материалы (доказательства), из которых следует необходимость проведения исследования лицом, обладающим специальными знаниями, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу. Если таковые отсутствуют, вынесение искомого определения следует считать незаконным.

Кодекс административного судопроизводства: проблемы применения

  • Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2021 года

  • Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.02.2022 N АПЛ21-570

    «Об оставлении без изменения решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.11.2021 N АКПИ21-686, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 границ округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2018 N 188»

  • Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.02.2022 N АПЛ21-564

    «Об оставлении без изменения Решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.11.2021 N АКПИ21-733, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 3 и 17 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «О зонах затопления подтопления»»

Читайте также:  Во что инвестировать: три стратегии на 2023 год

Дополнительные обязанности

Кроме официальных функций, которые определены должностной инструкцией, также на секретаря возлагается масса дополнительной рутинной работы. Количество дел, которые в настоящее время рассматриваются в российских судах, существенно превышает допустимые нормативы, поэтому на секретарей также возлагаются следующие обязанности:

  • анализ исковых заявлений на предмет соблюдения в них законодательных норм (при выявлении нарушений секретарь оформляет отчет истцу об отказе в возбуждении дела либо оставляет заявление без движения);
  • помощь в ведении протокола в ходе самого заседания (фиксация максимального количества информации при опросе свидетелей);
  • помощь в оформлении готовых решений (судья делает только основные наброски, а секретарь дорабатывает документ согласно требованиям российского законодательства).

Определенный перечень тех обязанностей, которые выполняет такой сотрудник, зависит от особенностей организации работы в конкретном суде.

1. Состав суда по административному делу. В соответствии со ст. 28 КАС состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

По общему правилу административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным может быть состав из трех судей в суде первой и апелляционной инстанций. Состав суда в кассационной и надзорной инстанциях определяется по правилам для данных стадий по пересмотру судебных актов. При этом в случае коллегиального рассмотрения административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Прокурор в делах административного судопроизводства

1. Понятие и основания участия прокурора в административном судопроизводстве. Участие прокурора основано на ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Прокурор, согласно ст. 39 КАС, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса. Указанные две формы участия прокурора в судебном административном процессе имеют определенное сходство с участием прокурора в гражданском (ст. 45 ГПК) и арбитражном (ст. 52 АПК) процессах. Общими являются цели участия, а также статус лица, участвующего в деле. Однако различаются категории дел, основания участия прокурора в том или ином процессе.

Таким образом, статус прокурора в судебном административном процессе проявляется в нескольких качествах. Во-первых, прокурор в административном судопроизводстве защищает публичные интересы в формах и по основаниям, которые предусмотрены КАС. Участие прокурора в административном судопроизводстве представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и должностными лицами. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает прямо из ч. 1 ст. 39 КАС. Во-вторых, прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 вышеупомянутого Закона, согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

Должностные обязанности секретаря судебного заседания

Должностные обязанности секретаря судебного заседания включают ряд ответственных и важных задач. Секретарь судебного заседания осуществляет подготовку и ведение протоколов судебных заседаний, обеспечивает правильное оформление всех юридических документов и подготовку необходимых материалов для рассмотрения дел.

Секретарь судебного заседания также отвечает за ведение учетной и статистической документации, в том числе заполнение журналов учета судебных заседаний и составление статистических отчетов о работе суда. Он осуществляет организацию работы суда, предоставляет информацию сторонам процесса, а также оказывает организационную и техническую поддержку судей и других должностных лиц суда.

Секретарь судебного заседания выполняет функции переводчика при необходимости и обеспечивает соблюдение правил процессуального порядка во время проведения судебных заседаний. Он также отвечает за своевременное информирование сторон процесса о дате и времени проведения заседаний, составлении и вручении повесток и иных уведомлений.

Таким образом, секретарь судебного заседания играет важную роль в обеспечении беспрепятственного и эффективного функционирования судебной системы. Его должностные обязанности направлены на поддержку судей и сторон процесса, обеспечение соблюдения правил процедуры и качественное ведение документации, что важно для обеспечения справедливости и законности рассмотрения дел.

Читайте также:  Ходатайство в налоговую о снижении штрафа за несвоевременную сдачу отчетности

Взаимодействие с другими сотрудниками суда секретарем судебного заседания

Должностные обязанности секретаря судебного заседания включают в себя не только участие в организации и ведении процесса, но и активное взаимодействие с другими сотрудниками суда. Секретарь выполняет важную роль связующего звена между судебными участниками и судебной администрацией.

Один из ключевых аспектов взаимодействия сотрудников – это передача и получение необходимой информации. Секретарь судебного заседания должен своевременно предоставлять судье и участникам процесса все необходимые документы. Также секретарь отвечает на вопросы судей и сторон, проясняет технические нюансы и помогает в получении необходимых сведений.

Важной составляющей взаимодействия сотрудников суда является согласование графика судебных заседаний. Секретарь судебного заседания обязан учитывать графики работы других сотрудников суда и участников процесса. При необходимости секретарь может консультироваться с административным персоналом суда для согласования удобного времени проведения заседания.

Председатель районного суда

Определение 3

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Требования к личным качествам, навыкам помощника, квалификации кандидатов

Формальных требований к личным качествам закон не выдвигает. Они вытекают из здравого смысла, поскольку без таковых человек не сможет эффективно трудиться. Выполнять возложенные обязанности. Среди необходимых качеств:

  • Стрессоустойчивость. Умение переносить значительные психические нагрузки каждый день.
  • Работоспособность. Возможность долгое время сосредоточенно трудиться, концентрироваться для решения поставленной задачи.
  • Ответственность. Поскольку от качества работы помощника зависит эффективность делопроизводства, рассмотрения дел.
  • Терпение. Многие обязанности специалистов рутинны и предполагают долгий монотонный труд. На протяжении многих часов.
  • Вежливость. Государственным служащим приходится общаться с людьми, гражданами.
  • Обучаемость, гибкость. Законодательство меняется каждый месяц, даже чаще. Необходимы актуальные правовые знания.
  • Аналитический склад ума.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

  • дела об административных правонарушениях.

  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *