Межэтнические браки и их социальные характеристики
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Межэтнические браки и их социальные характеристики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве интернациональных семей рождаются дети. Неизбежно возникает вопрос: гражданство какого государства получит появившийся ребенок? Бывает, что после регистрации отношений между русской женщиной и иностранцем, наследник появляется на свет на территории нашей страны. В этом случае он приобретает российское гражданство.
Особенности российского менталитета
Современный мир многообразен и разнолик. Далеко в прошлом остались времена, когда на другой конец света надо было добираться годами и человек проводил жизнь в основном там, где родился и вырос. Путешествия и средства связи позволяют не только познакомиться с мужчиной из другой страны и другой культуры, но и легко и быстро завязать с ним романтические отношения. Но скажется ли разница менталитетов?
Получение иностранного гражданства. Если вы планируете переехать в другую страну, межнациональный брак – один из лучших способов получить право на проживание. Однако если вы выходите замуж или женитесь фиктивно, с вами может приключиться неприятная история.
Брак, заключенный в церкви, либо брак, заключенный по местным или национальным обрядам, с юридической точки зрения браком не является и никаких правовых последствий не порождает. Исключение составляют браки, заключенные в церковной форме на оккупированных территориях, входящих в состав СССР в период Великой Отечественной войны.
Здоровые дети. С биологической точки зрения, чем дальше народы друг от друга территориально, тем ниже риск наследования различных генных мутаций. Идеальными с точки зрения генетиков являются интернациональные браки между расами. В них обычно рождаются самые красивые и здоровые дети.
Брак в Российской Федерации является моногамным, добровольным, равноправным союзом мужчины и женщины, заключенным в установленном законом порядке. В Российской Федерации действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния.
Адвокат Некоммерческой организации «Самарская областная коллегия адвокатов», регистрационный № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области. Член Палаты адвокатов Самарской области. Есть юридический вопрос? Не ждите, что проблема разрешится сама собой.
В плане генетического здоровья человечества такие браки, как правило, благоприятны, а дети, рожденные в них, отличаются здоровьем, способностями. Можно говорить об отдельных примерах — Пушкин, Распутин, Вампилов. Или об этнических или региональных группах — казачество, сибиряки, которые формировались на границах этнических или даже расовых групп.
Во времена Советского Союза свободное пересечение границы большинству граждан было недоступно. Иностранцы были людьми практически с «иной планеты». Процент браков с представителями другой национальности или расы был крайне мал.
Начиная с девяностых годов прошлого века эти ограничения исчезли. Наши граждане получили возможность выезжать за пределы страны. В современном мире россияне много путешествуют, работают и учатся за границей. Все это неизбежно привело к расширению и личных контактов.
Что такое межнациональный брак
К примеру, во всех мусульманских странах консервативные родители жениха или невесты будут категорически против брака с иноверцем, а если человек и примет ислам, к нему все равно будут относиться настороженно. В Саудовской Аравии власти и вовсе запретили жениться мужчинам на женщинах из 4 стран: Бангладеш, Чада, Пакистана и Мьянмы.
Место жительства имеет значение при определении условий заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации. Условия заключения брака определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.
Самое важное по теме: «особенности заключения межнациональных браков что должны знать брачующиеся» с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Так, например, если гражданин государства, где разрешены полигамные браки, уже состоит в нерасторгнутом браке, органы загса Российской Федерации откажут ему в регистрации брака с россиянкой.
Во-первых, необходимо определить, что представляет собой иностранный элемент в рассматриваемых отношениях. Так, Н. И.
Нет, это далеко не та проблема, которая не понаслышке знакома любой паре: вопрос выбора страны проживания порой решается гораздо сложнее и дольше, чем обретение банальной «крыши над головой». Ведь одному из пары придется не просто жить в чужой стране, но и привыкать к ее обычаям, изучать язык, проходить заново все ступени социальной адаптации и в этот период зависеть- по крайней мере, эмоционально, от «местного» супруга. Именно работа и обзаведение собственным кругом общения должны стать объектом пристального внимания тех, кто собирается строить свое семейное счастье на новой земле. Ведь чувства, на которых строится брак, могут оказаться весьма хрупкими под натиском таких, без преувеличения сложных, испытаний.
Привыкание к новой среде
Шероховатости, неизбежные в адаптационный период, можно заметно сгладить, если быть мало-мальски подготовленным к смене социального и культурного пространства. А для этого необходимо как минимум уметь изъясняться на языке принимающей страны и ознакомиться с обычаями, которые могут резко отличаться от привычных с детства. Важная деталь: искреннее желание узнать, принять и полюбить новую для вас культуру- абсолютно необходимый ингридиент в алхимии будущего семейного счастья. Без него вполне возможно сохранить формальный брак, но абсолютно нереально построить живые и динамичные человеческие отношения ни с избранником, ни с ближайшим окружением. Ведь меняя страну пребывания, вы отдаляетесь от собственных родственников и друзей, ставя себя под угрозу пребывания в социальном вакууме.
Межнациональные браки. Плюсы и минусы – Знакомства – Домашний
Восток–Запад: два полюса любви Современный мир многообразен и разнолик. Далеко в прошлом остались времена, когда на другой конец света надо было добираться годами и человек проводил жизнь в основном там, где родился и вырос.
Путешествия и средства связи позволяют не только познакомиться с мужчиной из другой страны и другой культуры, но и легко и быстро завязать с ним романтические отношения.
Но скажется ли разница менталитетов?Сухие цифры статистики говорят, что в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%. А уже в середине 2000-х межнациональные союзы в столице составляли 58%.
Очевидно, что количество браков за последние десятилетия существенно возросли и продолжают расти. При этом межнациональную семью, как правило, в два раза чаще создают русские женщины, нежели русские мужчины.
Существуют как критики, так и сторонники подобных браков.
Особенности заключения межнациональных браков: что должны знать брачующиеся
На церемонии бракосочетания должны присутствовать оба лица, вступающих в брак.
Прочие религиозные обряды на территории нашей страны недействительны и юридической (законной) силы не имеют. В каждом отдельном государстве есть свои правила для лиц, вступающих в брак. Соответственно, граждане РФ соблюдают законодательные нормы России, а иностранные лица придерживаются правил, установленных на их родине.
Например, в нашей стране есть несколько ограничений:
- запрещено вступать в брак усыновителю и усыновленному.
- если супруги имеют родственные узы, законный союз между ними невозможен;
- зарегистрировать отношения нельзя, если одного из супругов суд признал недееспособным;
- брак не может быть зарегистрирован, если один из супругов уже замужем или женат;
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей.
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
В России в последнее время все большее распространение получают межнациональные брачно-семейные отношения, что является прямым следствием демократизации нашего общества.
Сегодня тема межэтнического супружества актуальна как никогда, это, прежде всего, заключается в том, что национально – неоднородные семьи могут играть сегодня позитивную роль в сохранении и развитии межнациональных отношений, в стабилизации общества, в воспроизводстве культуры разных народов и т.д.
Этим обусловлен выбор темы курсовой работы — «Межнациональные браки в России: характер взаимоотношений в семье».
Изучение межнациональных
Теоретико-методологические основы межэтнических семей и браков представлены в работах таких ученых, как: М. Арутюнян, Р.А. Ачылова, А.Г. Волков, и др. Сегодня же в данной области работают такие ученые, как: Ф.Б. Бурханова, Л.М. Дробижева, И. Заянчковский, Н.Л. Крылова, С.В. Прожогина, Фотиева и др.
Личные права и обязанности супругов
К личным правам и обязанностям супругов СК относит свободу выбора супругами рода занятий, профессии, места пребывания и жительства и некоторые другие права, а также обязанности супругов по отношению друг к другу. Положение о равенстве супругов в семье направлено на обеспечение и является продолжением конституционных норм, определяющих основы правового статуса в РФ: о равных правах и свободах мужчины и женщины и равных возможностях их реализации, о свободе выбора каждым гражданином места своего пребывания и жительства, рода деятельности и профессии, о заботе и воспитании детей как равных правах и обязанностях обоих родителей, о недопустимости отмены и умаления этих прав и свобод граждан. В соответствии с конституционными нормами СК РФ закрепляет за супругами право на свободу в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Эти права супругов тесно связаны с личностью каждого из супругов, и они не могут быть отменены или ограничены путем заключения соглашения между супругами. Если такие условия включены в брачный договор, они являются ничтожными, т. е. не имеющими никакой правовой силы. Обычно выбор занятий и профессии супругами согласовывается исходя в первую очередь из интересов семьи, но реализация данного права в жизни может быть причиной семейного конфликта, распада семьи и развода.
Дети межнациональных браков, беременность и гены
Рождаются ли дети в рассматриваемых браках здоровыми и крепкими? Да, в том случае, когда к плоду переходят хорошие, качественные гены от обеих сторон. Но есть некоторые нюансы. Дело в том, что первое потомство разные по национальности родители сделают сильным и крепким, но при ассимиляции и дальнейшем смешении разнонациональных генов произойдет затухание этого эффекта. Только первое смешение отдаленных друг от друга генов дает положительные результаты.
При очень сильной отдаленности расовых признаков родителей существует опасность появления на свет ребенка с неприспособленным к местному климату врожденным иммунитетом. Это касается кардинальной смены часовых поясов (проживания вдалеке от места рождения одного из родителей). Кроме этого негативного явления есть вероятность возникновения во время беременности отторжения, внутриутробного конфликта между плодом и матерью.
Судя по оценкам и исследованиям ученых, благоприятен брак (для рождения здорового, сильного ребенка) между одним или разными этносами (этническими группами). А с другой расой вероятность удачного исхода снижается.
Психология межрелигиозных браков
В данной статье поднимается очень актуальная в современном мире разнообразных религий – представление молодежи о межрелигиозных браках, которые становятся все более популярными. Люди забывают о придуманных стереотипах и выбирают своих супругов, не исходя от религии или мнения родителей, а полностью основываясь на своем мнении.
Ключевые слова: межрелигиозные браки, религия, современная молодёжь.
В настоящее время общество постепенно уходит от веры в Бога к атеизму и все чаще люди начинают заключать браки, не ссылаясь при этом на религию другого человека. Важно определить какие представления были у человека, будучи воспитанным в определенной традиции и то, на что он соглашается, заключая данного рода брак. Поскольку религия дает некоторые основы для воспитания ребенка, и следствием является то, что люди будучи представителями разных вероисповеданий являются также представителями разных менталитетов, что несет в себе трудности для дальнейшего построения отношений и счастливой супружеской жизни. Поэтому изучение основных причин и трудностей, возникающих в межрелигиозных браках, является очень актуальным шагом, который способен сократить уровень развод в таких семьях.
Из чего последовало выдвижение гипотезы: межрелигиозные браки не отличаются от браков, заключенных в одной религии, а основной причиной их распада является давление со стороны старшего поколения.
Для изучения вопроса была составлена анкета и были собраны данные :
Таблица 1
ВУЗ |
Христианство |
Ислам |
Иудаизм |
Буддизм |
Атеизм |
РНИМУ |
|||||
МГЮА |
|||||
РАНХиГС |
|||||
Всего |
По результатам данного опроса было выявлено отношение каждого представителя к другим религиям.
Факторы, влияющие на выбор партнера в межнациональном браке в современных условиях
Брачные мотивы — это осмысленное поведение индивида, направленное на поиск брачного партнера.
Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируя в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательных мотивов. Наконец, мотивы могут реализовать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать мотив быть рядом с любимым человеком, стать ему нужным (мотив, направленный на достижение) и соответствующий ему мотив избегания одиночества.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на своих потенциальных супругов.
В настоящее время, теории мотивации, исследующие вступления в брак, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека вступать в брак с тем или иным партнером, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При выборе партнера для брака, человек ориентируется на осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
Наиболее значимыми являются осознаваемые мотивы: — мотивы, реализующие потребность любить и быть любимым; — мотивы самоутверждения и самореализации. Примером может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи; — мотивы, удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, где партнер выступает своеобразным заместителем родителя; — мотивы, реализующие потребность в аффилиации; — мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым Другим; — мотив продолжения рода и стремление к реализации роли родителя; — сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения; — прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера). У мужчин и женщин в процессе эволюции сформировались различные мотивы выбора партнера для брака: 1) женский пол достоверно больше вкладывает в потомство, чем мужской, поэтому желание иметь доступ к большему числу партнеров — адаптивно для мужчин, но не для женщин; 2) мужчины и женщины ориентируются на разные качества при выборе партнера: мужчины ищут в женщине те качества, которые сигнализируют о ее репродуктивной ценности, а женщины — качества, свидетельствующие о способности мужчины обеспечить ресурсами и защитой ее потомства.
Очевидно, что степень адекватности перечисленных мотивов цели создания гармоничной семьи далеко не равнозначна117.
Для будущего развития супружеских отношений крайне важной оказывается степень совпадения мотивов каждого из партнеров, определяющая меру совпадения ожиданий в отношении брака. Например, совпадение прагматической мотивации обоих супругов создает основу для стабильности брачного союза. Брак по расчету может быть устойчивым и удовлетворять обоих супругов. Говоря о мотивации заключения брака, следует понимать, что момент регистрации брака лишь подводит черту под одной фазой развития семьи и начинает другую. Мотивы сохранения брачного союза не остаются неизменными и тождественными мотивам заключения брака. Их развитие может происходить как в сторону их большей адекватности задачам гармонизации брачного союза, так и в сторону деструктивного влияния на брак. Однако трансформация и развитие мотивов -процесс сложный и неоднозначный, требующий значительной духовной работы личности над собой и своими отношениями с партнером.
Неосознаваемые мотивы — желание самоутверждения, т.е. стремление молодого человека или девушки уйти из под родительского контроля. Причины возникновения этого мотива могут быть разные.
Второй разновидностью неосознаваемых мотивов может быть романтическая настроенность, т.е. желание примерить на себе разные роли.
К третьей разновидности можно отнести компенсацию чувства неполноценности, которое через брак позволяет ощутить себя таким, как все. Рядом с этим мотивом находится и стремление повышения самооценки.
Еще одним видом мотива может быть желание заполнения эмоционального вакуума. Чаще всего такая ситуация возникает в результате психотрав-мирующих отношений в родительской семье. В случае брака, муж или жена выступает своеобразным заместителем матери или отца.
К самым распространенным видам мотива вступления в брак относится сексуальное влечение, которое зачастую воспринимается как любовь. Этот мотив особенно характерен для молодых браков.
Обозревая плюсы и минусы межэтнических брачных союзов, социологи сходятся во мнении, что отрицательных сторон всё же больше. В этом вопросе нет места расизму и прочим проявлениям нетерпимости, во внимание берутся лишь сухие факты и статистика. Несмотря на это, глобально плюсы у таких браков несомненно есть, и вот основные из них.
- Развитие толерантности в обществе. Люди, пребывающие в смешанных союзах, изнутри понимают, что этнокультурные отличия не делают людей лучше или хуже.
- Такие союзы благоприятствуют развитию межкультурной коммуникации и интеграции.
- Разрешение межгосударственных правовых столкновений.
- Стимулирование социальной, исторической заинтересованности по отношению к другим народам.
Особенности и перспективы развития законодательства России и иностранных государств в сфере трансграничных браков
Политика России в отношении народов, столетиями проживающих на ее территории, не исказила логики их правового развития. Это проявилось в становлении в XIX в. феномена правового многообразия — государственного узаконивания традиционных правовых образований (адатов и шариата) и использовании их в регулировании отношений в этническом социуме параллельно с российским правом в процессах динамики ее государственности. Присоединение к России и интеграция инонационального права — это процесс, обусловленный, с одной стороны, становлением российской государственности, с другой — общественно-политическим развитием ее народов1.
В первой половине XIX в. была впервые оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи. Характерной чертой правовой системы России явилось включение в нее систем права тех государств и народов, которые к ней присоединились. Тем самым обеспечивался учет региональных и национальных особенностей населения империи2.
Правовая культура России — это сложный по своим истокам, интегрированный социальный феномен, воспринявший в себя правовые традиции многих народов3. Адатское и мусульманское право народов Российской Федерации является частью российской правовой действительности на протяжении многих столетий.
Подробное изучение российской правовой системы на общетеоретическом уровне обусловлены качественно новой ситуацией, в которой в настоящее время находятся Российская Федерация и международное частное право4. В связи с различием в иностранных государствах подходов к объему правового регулирования внутренних брачных отношений и выходящих за пределы отечественного государства и права возникает необходимость изучения всей совокупности брачных отношений, требующих правового урегулирования как внутри страны, так и вне ее с целью защиты прав своих граждан. Российское законодательство, как любое светское законодательство, не регулирует, в отличие от мусульманского права, охватывающего практически все стороны жизни человека, духовные отношения, связанные с браком. Мусульманскому праву свойственно повышенное внимание не только к общеюридическим вопросам, но и к морально-нравственным нормам, выполнение которых является желательным, но за невыполнение которых не предусмотрено какой-либо ответственности. В связи с этими положениями новый геополитический статус Российской Федерации требует комплексных исследований правового строя России как целостного, самостоятельного явления, отражением которого в науке выступает категория правовой системы1.
Историко-правовой анализ процессов динамики российских правовых систем требует в настоящее время изучения типологических характеристик и различий правовых культур в России и нуждается в углублении и развитии на основе широкого социокультурного подхода, рассматривающего право как составную часть национальной и духовной жизни. Право, как воплощение общественного согласия, как средство реализации принципов свободы, справедливости, равенства, представляет собой важнейший фактор обеспечения стабильности внутригосударственной жизни во всех сферах. Очевидно, что анализу российской правовой действительности необходим подлинно гуманитарный подход с позиций культурных традиций, объединение разобщенных и противопоставлявшихся друг другу периодов жизни национального права. Такое осмысление проблемы позволит увидеть в отечественном правовом мире феномен юридического плюрализма, имеющий свои закономерности развития и применения3.
Мусульманское право — не чуждое для России явление. Это неотъемлемая часть российской истории и культуры, образ жизни миллионов граждан, для которых Российская Федерация — родной дом. Однако необходимо осознавать, что ислам — не только религия, но и особая цивилизация и культура. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие, включающее и политико-правовые концепции1.
Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII -X вв. в Арабском халифате, существовавшем до XIII в. Границы халифата определились к середине VIII в. и в разное время в его состав входили Азербайджан, Аравия, Армения, Афганистан, Средняя Азия, Северная Африка, Сирия, Грузия, Египет, Северная Индия, Ирак, Иран, Испания, Кипр, Крит, острова Сардиния, Сицилия, и др. Образование Арабского государства связано с возникновением новой религии — ислама, означающего в переводе «покорность». Основателем её стал пророк Мухаммед (около 570-632 гг.) . Одновременно с возникновением Арабского халифата сформировалось и его право, ставшее важнейшей частью ислама, включающего теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат — «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть правила поведения для верующих о должном и недозволенном поведении с целью обретения райского существования после смерти. В соответствии с положениями ислама шариат ведет сове начало от единственного главенствующего божества — Аллаха, породившего шариат и посвятившим в его законы всех членов арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда3.
Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой свод законов мусульманского права, содержащего религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разграничивая религию, мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, морально-нравственные категории, а также предписания мусульманского культа — регламентацию молитв, соблюдение постов, праздников, и выполнение иных обязанностей мусульманина.
Этапы заключения трансграничных браков: особенности и последствия
На основании ст. 4 СК РФ, утверждающей, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи может применяться гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений, брак, как гражданско-правовой договор, можно охарактеризовать следующим образом.
В гражданском праве критерий равномерности распределения прав и обязанностей между сторонами положен в основу деления договоров на синаллагматические и односторонние. Синаллагматическим, т.е. двусторонним, является такой договор, стороны которого несут друг перед другом определенные обязанности и имеют соответствующие этим обязанностям права (ст. 1102 ФГК; гл. II ГГУ; ст. 261 книги 6 ГКН). Поскольку признать брак односторонним договором невозможно, а, исходя из семейного законодательства иностранных государств и, в частности, российского семейного права (ст. 1, 5, 7 СК РФ), лицам, вступающим в брак, предоставляются равные права и обязанности и возможности для их реализации и защиты, следует вывод о том, что брак является двусторонним договором.
В качестве следующей характеристики брака как договора можно указать на то, что брак является консенсуальным договором, поскольку права и обязанности сторон (лиц, вступающих в брак) возникают в момент достижения соглашения в требуемой законом форме. Такая форма может быть как устной, так и письменной на основании ст. 158 ГК РФ3.
Критерий наличия обмена эквивалентными ценностями положен в основу деления договоров на возмездные и безвозмездные. По возмездному договору стороны предоставляют или обязаны предоставить эквивалентные ценности, соизмеримые в деньгах или иным способом. Поскольку по безвозмездному договору одна сторона предоставляет другой стороне какую-либо ценность, выгоду без получения взамен эквивалента, а в случае заключения брака права и обязанности возникают для обеих сторон, которые следует рассматривать в качестве взаимной выгоды, то настоящий договор следует рассматривать как возмездный.
Среди возмездных договоров выделяют рисковые (алеаторные) и меновые. По условиям алеаторного договора в момент его заключения невозможно точно исчислить выгоды либо возможные убытки в случае исполнения (неисполнения) договора, поскольку, согласно условиям договора, они зависят от неизвестного события2. При вступлении в брак стороны не могут предвидеть последствия отношений, которые они регистрируют, поскольку отношения между супругами также, как и исполнение договора, могут зависеть от различных событий, не подконтрольных лицам, вступающим в брак. Брак следует считать алеаторным договором постольку, поскольку критерием классификации договора как менового является возможность на момент заключения договора количественного исчисления размеров обязательства или права требования, которые будут существовать к моменту его исполнения, то есть стороны, заключая договор, могут оценить ту выгоду, которую они смогут получить, если договор будет исполнен. По условиям менового договора размен взаимных предоставлений сторон не зависит от какого-либо неизвестного события. Однако, основной целью брака является создание семьи, и получение выгоды от вступления в брак мужчина и женщина зачастую не оценивают.
В зависимости от предусмотренной договором длительности исполнения доктрина различает договоры с единовременным и длящимся исполнением. К договорам с единовременным исполнением относят такие, исполнение которых осуществляется одномоментно или в течение краткого промежутка времени. Брак может быть признан фиктивным в случае, если лица состояли в нем непродолжительное время. Однако, действующее российское законодательство не устанавливает временной период, по истечении которого брак бы признавался действительным1. Ст. 27 — 28 СК РФ, указывающие на признание брака недействительным а также на лиц, имеющих право требовать признания недействительности брака, не содержит таких сроков. Однако, в случае расторжения брака в судебном порядке будет установлено, что в процессе брака супругами были совершены крупные сделки, после исполнения которых брак по инициативе стороны, в пользу которой были совершены такие сделки, расторгается, суд может принять решение на основании заявления другой стороны о признании такого брака недействительным, если будет доказано, что указанные сделки были совершены в иных целях, нежели создание семьи. Договоры с длящимся исполнением предусматривают их исполнение в течение более или менее длительного периода времени. На договоры с длящимся исполнением могут оказывать влияние факторы экономического и социального характера, которые существенным образом могут повлиять на права и обязанности сторон. Поскольку на брак также могут существенно повлиять различные факторы современной жизни, а также при вступлении в брак лица, его заключающие, предполагают создание семьи, что требует достаточно длительного промежутка времени, то следует считать брак договором с длящимся исполнением.
Договоры индивидуальные и коллективные отличает друг от друга круг лиц, на который распространяется действие такого договора. Индивидуальный договор действует в отношении лиц, его заключивших, то есть супругов. Понятие коллективного договора к брачно-семейным отношениям и, в частности, к браку, применено быть не может в силу оговорки о публичном порядке2, действующей в международном частном праве Российской Федерации.