Кто такие дети с ОВЗ ( Ограниченными возможностями здоровья)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такие дети с ОВЗ ( Ограниченными возможностями здоровья)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.
1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)
В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
2. задержка психического развития (ЗПР)
В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)
Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.
4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)
В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.
5. речевые отклонения
Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата
Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.
7. расстройства поведения и общения
В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.
8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)
В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.
Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:
1. Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
2. Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
3. Нарушения речи. В эту группу входят логопаты.
4. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
5. Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
Четыре степени нарушения здоровья
В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.
Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:
1. Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
2. Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
3. Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
4. Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.
Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.
Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:
· Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
· Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
· Недееспособность (инвалидность).
Лица с ОВЗ: определение понятия
Вследствие перехода к социальной модели инвалидности и изменения подходов к определению инвалидности понятие «инвалид» в России стали заменять понятием «лицо с ограниченными возможностями здоровья».
Необходимо специально отметить тот факт, что названные понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А ребенок с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в том числе, и возможность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе по адаптированной образовательной программе.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
Школа для детей с ОВЗ
Ещё один немаловажный аспект, который влияет на необычного ребёнка — это школа. Как известно, именно там дети проявляют себя по-разному. Каждый ребёнок по-своему уникален, имеет характер, увлечения, взгляды и манеру общения, поведения. И для детей с недугом там тоже имеется место. Именно по этой причине существует ФГОС ОВЗ. Федеральный Государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ – это определённые рекомендации для педагогов, которые призваны помочь в работе.
Эти стандарты включают в себя подробные примеры учебных планов, рекомендации по обучению детей с ограничениями, требования к профессиональной квалификации самих педагогов. На основании этих рекомендаций дети получают образование наравне со всеми. Таким образом, ФГОС ОВЗ является вспомогательным действенным стандартом, а не методом утяжеления работы педагогов в образовательном процессе. Однако некоторым это может казаться иначе.
Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.
Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.
В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.
Какие заболевания входят в ОВЗ
В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.
Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.
Группы детей с ОВЗ | Описание заболеваний |
---|---|
Дефекты слуха | 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки. |
Аномалии зрения | 1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2 |
Нарушения речи | 1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания. |
Дефекты опорно-двигательного аппарата | В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; последствия полиомиелита. |
Нарушение интеллекта | 1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков. |
Аномалия аутистического спектра | Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий. |
Четыре степени нарушения здоровья
В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.
Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:
- Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
- Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
- Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
- Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.
Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.
Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:
- Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
- Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
- Недееспособность (инвалидность).
Что понимается под “ограниченными возможностями здоровья” (ОВЗ)
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как “ограничения возможностей здоровья”. Применяется данное понятие в случаях, когда у ребенка наблюдаются любые по продолжительности сбои в работе систем организма, из-за которых он не может полноценно развиваться, обучаться и проявлять свои способности. Нарушения здоровья медики подразделяют на:
- Физические недостатки.
- Психические аномалии.
- Сенсорные нарушения.
В зависимости от того, на протяжении какого периода времени ребенок испытывает дискомфорт от выявленных у него проблем со здоровьем, ОВЗ подразделяют на 2 группы:
- Временные (ограничения, которые не являются хроническими — это могут быть различного рода травмы, переломы).
- Постоянные (такие ограничения, как правило, являются врожденными и не проходят со временем — ребенку приходится отказаться от привычного для здоровых сверстников образа жизни и адаптироваться к жизни с принятием во внимание особенностей своего организма).
Детям с постоянными ОВЗ сложнее. И если дефект врожденный, родители проводят психологическую работу с малышами с самого их появления на свет. В дальнейшем ребенка передают на дошкольную подготовку для того, чтобы он мог адаптироваться среди здоровые детей и не чувствовать себя “особенным”. Возможно также и инклюзивное обучение, когда, несмотря на проблемы со здоровьем, ребенка отдают в обычную общеобразовательную школу, чтобы он воспринимал себя “не хуже других” и не зацикливался на своих недостатках. Если же заболевание серьезное и не позволяет учиться с другими детьми, организуется индивидуальное обучение на дому.
Ребенок с непроходящей проблемой со здоровьем сложнее познает мир и идет на контакт, в силу особого к нему отношения со стороны взрослых и сверстников, у него развиваются такие черты как:
- постоянная (порой беспричинная) тревожность;
- неуверенность к себе и своих силах;
- низкая самооценка (хотя, в некоторых случаях у ребенка развивается завышенная самооценка из-за того, с каким восторгом воспринимают родители любые маленькие достижения своего чада).
Работа медицинского работника и педагога с особенным ребенком выстраивается в соответствии с категорией, к которой его относят специалисты:
№ |
Особенности здоровья ребенка | Работа, проводимая с ребенком |
1 |
Нарушения двигательного характера (ребенок в инвалидной коляске) | Предписывается заботливое отношение, спокойная психологическая атмосфера, отсутствие угнетений со стороны сверстников. При этом рекомендуется все же обучение в обычной общеобразовательной школе, поскольку ребенок-колясочник может успешно обучаться в группе по общей программе. |
2 | Сенсорные нарушения (проблемы со зрением, слухом и др.) |
Педагогу не обойтись без специальных приспособлений и умений, у учителя должна быть соответствующая проф. подготовка. Детям с нарушениями слуха преподают с использованием языка жестов, при аномалиях зрения осваивается сначала шрифт Брайля. |
3 |
Сбои систем организма (проблемы сердца, легких и др.) |
Ребенка помещают в общеобразовательную школу, но при этом оказывают ему плановую медицинскую помощь. Ребенок с подобными заболеваниями способен обучаться вместе с здоровыми сверстниками без вреда для себя и других. |
4 | Психические отклонения (нарушение мышления, речи, памяти и др.) |
Главной задачей обучения становится развитие способности выполнять повседневные бытовые задачи и простейшие функции, чтобы обходиться в будущем без помощи других людей. Подбирается такой темп обучения, который был бы комфортен для ребенка. Школьные предметы (обычно просто речь, письмо и чтение) преподаются по специально разработанной коррекционной программе. |
Школы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Наиболее часто рассматриваемый вариант обучения детей с ОВЗ — включение их в инклюзивную группу. Считается, что пребывание и общение в компании здоровых детей благоприятно влияет на особенного ребенка, если грамотно направлять обе стороны отношений. Так, здоровых учеников учат быть терпимыми к детям с ОВЗ, проявлять к ним понимание, не исключать их из числа друзей, адекватно воспринимать сказанное ими, но при этом не давать им понять, что “для них делаются исключения”. А для школьников с ОВЗ принимаются следующие меры:
- Особое внимание учителей, но без формирования у ребенка ощущения того, что с ним “нянчатся”, и что ему объясняют материал “по несколько раз”.
- Программа обучения создается намеренно адаптированной — то есть, по ней могут заниматься как обычные дети, так и ученики с отклонениями в развитии.
- Учебные классы оборудуются таким образом, чтобы детям с ОВЗ было удобно заниматься, и чтобы они могли развивать самостоятельно и обходиться без посторонней помощи во время пребывания в школе.
Какие дети считаются инвалидами
Что такое инвалидами и кто называется такими? Как можно определить, кто является инвалидом? И что значит ОВЗ? Эти вопросы часто возникают, особенно у родителей и специалистов, работающих с детьми.
Для начала, важно разобраться, что такое инвалид. Инвалид — это человек, который имеет нарушение функции организма или ограничения в функциональности различных систем организма, которые вызывают нарушение его способности к самообслуживанию, движению, общению и работе. Слово «инвалид» в данном контексте можно заменить на термин «лицо с ограниченными возможностями» или «человек с инвалидностью».
Многие думают, что инвалидами считаются только люди с явными физическими или умственными нарушениями. Однако, не стоит забывать, что инвалидами также могут быть дети, у которых есть «общие взаимные характеристики» диагнозы, такие как задержка психического или физического развития. В таких случаях детей считают ОВЗ — особыми воспитательными нуждами. ОВЗ — это аббревиатура, обозначающая особое воспитательное занятие.
Что значит ОВЗ и какие дети относятся к этой категории? ОВЗ — это понятие, используемое в специальной педагогике для обозначения детей с уникальными образовательными потребностями. К детям с ОВЗ относятся дети с различными диагнозами, такими как дислексия, дисграфия, нарушение координации движений, нарушение социального взаимодействия и др.
Таким образом, дети с различными диагнозами ОВЗ и дети с явными физическими или умственными нарушениями могут быть названы инвалидами. Важно понимать, что необходимо относиться к таким детям с пониманием, сочувствием и уважением, а также предоставлять им все необходимые условия для полноценного развития и обучения.
Можно ли получить права с ОВЗ?
Многие задаются вопросом, можно ли получить права водителя, если у человека имеются ОВЗ — ограниченные возможности здоровья. Ответ на этот вопрос зависит от диагноза и степени ограничений.
Инвалиды, которые получили официальный статус и имеют соответствующую справку, могут получить водительские права. Для этого необходимо пройти специальную медицинскую комиссию и подтвердить, что инвалид способен безопасно управлять автомобилем в соответствии с правилами дорожного движения.
Для детей с ОВЗ существуют определенные ограничения. Некоторые диагнозы в детском возрасте не позволяют получить водительские права. Но если ребенок достиг возраста, когда можно получить водительские права, и его диагноз позволяет это сделать, то он также может пройти соответствующие процедуры и получить права.
Важно отметить, что не все инвалиды относятся к категории ОВЗ. ОВЗ — это специальное понятие, которое используется для обозначения группы заболеваний и нарушений, вызывающих ограничение возможностей человека. ОВЗ не является всеми причинами инвалидности, и не все инвалиды относятся к категории ОВЗ.
Таким образом, получить права водителя с ОВЗ возможно, если человек может безопасно управлять автомобилем в соответствии с правилами дорожного движения. Важно проходить специальные медицинские комиссии и получить соответствующую справку. В случае детей с ОВЗ, возможность получения водительских прав будет зависеть от их диагноза и возраста.