В 2023 году водителей без ОСАГО начнут штрафовать по камерам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2023 году водителей без ОСАГО начнут штрафовать по камерам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 08 Мая 2023 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится. Но на сегодняшний день камеры фиксируют езду без страховки, а вместо штрафов водителям приходят уведомления об отсутствии у них полиса.

«Пруфы» для подтверждения этого просты: Вы не найдёте подлинной информации в интернете о случаях штрафов дорожных камер ГИБДД за отсутствие страховки ОСАГО. Под подлинной информацией мы подразумеваем наличие фото или сканов постановлений, вынесенных в автоматическом режиме, с конкретным указанием, что штраф вынесен именно за управление без полиса.

Обновление от 20 августа 2019: камеры автофиксации начали фиксировать нарушение, но штрафы пока не введены. Водителям вместо «писем счастья» приходят уведомления об отсутствии страховки и необходимости её приобрести. Разослано более 5 тычяч таких уведомлений. По окончании тестирования уже будут рассылаться штрафы, но когда это произойдёт, не сообщается.

Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО

Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.

Штраф без полиса ОСАГО в 2023 году не выписывается таким категориям граждан:

  • Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
  • Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
  • Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
  • Владельцы прицепов для легковых автомобилей.

Когда камеры начнут определять отсутствие страховки

В актуальном официальном ответе МВД указано, что до окончания обозначенных работ автоматическое выявление данных правонарушений не осуществляется. Оно будет запущено только после технической подготовки информационных систем.

Как видно из представленного официального ответа ведомства, когда заработают камеры на ОСАГО, не известно. Точная дата не называется. Очевидно, что это произойдет после интеграции и настройки баз данных ГИБДД и РСА.

Читайте также:  Как считается налоговый вычет, если я продаю и покупаю квартиру?

По традиции пилотный режим автоматической фиксации отсутствия страховки будет запущен в Москве. Следом за столицей камеры начнут выявлять водителей без ОСАГО в Татарстане. В этом регионе также проводятся тестирования различных нововведений ГИБДД. После успешного прохождения испытаний система автоматической видеофиксации отсутствия «автогражданки» заработает на всей территории России.

Готовность камер к фиксации нарушений

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО является административным правонарушением. Камеры видео- и фотофиксации уже начали осуществлять онлайн-проверку наличия страховки. Официальная информация об этом нововведении подтверждена Центром организации дорожного движения Москвы и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Отсутствие ОСАГО станет причиной вынесения органами МВД постановления об административном штрафе.

РСА подтвердил 100% готовность к старту данной программы. По статистике этого ведомства, 6 % жителей и гостей столицы сегодня ездят без автогражданки, а часть водителей ездят с поддельными полисом и таким автовладельцам тоже будет приходить штраф. Эксперты в сфере страхования уже подсчитывают прибыли в масштабах страны, ведь порядка 4 млн автовладельцев осознанно нарушают закон о безопасности дорожном движении, не оформляя обязательный для всех водителей полис.

Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2023 году?

До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.

Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.

В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).

В 2023-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.

Штрафуют ли за отсутствие ОСАГО в автоматическом режиме сейчас?

Эксперимент по выявлению водителей без полиса ОСАГО был запущен в Москве в 2019 году. Для реализации использовались возможности ГКУ ЦОДД (Центр организации дорожного движения). На сайте организации отмечено, что в Москве работает 1460 стационарных систем для фиксации правонарушений и 110 мобильных.

ГКУ ЦОДД приводит внушительный перечень правонарушений, за которые штрафуют в автоматическом режиме. Это, к примеру, выезд на перекресток в случае затора, не пропуск пешехода на пешеходном переходе, выезд на перекресток в случае затора (всего – около 20 вариантов). Однако ГКУ ЦОДД за отсутствие полиса ОСАГО в настоящее время к ответственности не привлекает.

«Коммерсантъ» ещё в 2019 году сообщал о том, что техническая возможность штрафа за отсутствие полиса ОСАГО была проверена в Москве. Тогда было установлено около 5 тысяч фактов участия в движении автомобилей, на которые не оформлена страховка. Владельцам разослали информационные письма, но к ответственности не привлекали.

Максим Акимов, вице-премьер Российского Правительства, летом 2019 года сообщал о введении всеобщей системы автоматической фиксации с 1 квартала 2020 года. Затем срок был скорректирован до сентября 2020 года. Активную работу в этом направлении вёл и РСА, которому выгодно заключение как можно большего количества договоров обязательной автогражданской ответственности.

Читайте также:  Планировки квартир в хрущевках: основные типы

Так была создана база «АИС ОСАГО», в которой аккумулируется информация по конкретной машине. Но к апрелю 2021 года (на момент написания статьи) система так и не заработала. Теоретически запустить её могут в любой момент.

Впрочем, и старт московского этапа могут перенести. Говоря об информационном взаимодействии с ГИБДД в РСА, прежде всего имеют в виду получение сведений о грубых нарушениях ПДД, которые будут влиять на страховой тариф с 24 августа. Это первоочередная задача.

Напомним, что законом предусмотрено влияние на тариф определенных видов нарушений. Во-первых, это вождение в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования и оставление места ДТП. Во-вторых, это выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и превышение скорости более чем на 60 км/ч по сравнению с разрешенной. Учитываются только неоднократные нарушения в течение года до заключения договора ОСАГО. Их не станут учитывать в том случае, если они были зафиксированы камерами либо вследствие таких нарушений было ДТП и страховая выплата, повлиявшая на КБМ, уточнили в РСА.

Для забывчивых граждан в 2023 году предусмотрен штраф за езду на автомобиле без страховки ОСАГО, но иногда сотрудники ГИБДД ограничиваются только предупреждением. Если инспектор не может проверить наличие полиса у остановленного шофера по базе РСА, он имеет право назначить штраф 500 рублей.

Важно! Сегодня денежное взыскание – единственная мера воздействия на автомобилистов, которые забывают полис дома или не оформляют его совсем. Проще говоря, стражи дорожного порядка теперь не имеют права снимать с транспортных средств номерные знаки или отправлять авто на штрафную стоянку.

Тем, кто периодически забывает бланк «автогражданки» дома, рекомендуется оформить электронный полис и сделать несколько распечаток. Одну из них следует хранить в машине, чтобы избежать штрафов и неприятных бесед с работниками ДПС.

Обнаруживают ли камеры отсутствие ОСАГО

Когда в 2016 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2017 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2018 года.

Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2019 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.

Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:

  • номерной базы ГИБДД;
  • базы данных РСА о действующих страховках.

Почему возникают расхождения в базах ГИБДД и в АИС ОСАГО?

Появляются расхождения в связи с особенностями оформления страховых полисов и постановки транспортных средств на учет в ГИБДД: при покупке машины автомобилист обязан заключить договор ОСАГО, без чего купленный авто на учет в ГИБДД не поставить! При этом при первичном оформлении полиса ОСАГО в базу данных страховой компании вносится лишь VIN номер транспортного средства (так как госномеров еще нет, ведь машина не поставлена на учет в госавтоинспекции).

Читайте также:  Как получить ветерана труда и право на соцподдержку

После того, как новоиспеченный автовладелец поставить купленную машину на учет в ГИБДД он обязан сообщить регистрационный знак (госномер) автомобиля и данные из СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства) в страховую компанию, которая бы дополнила его договор ОСАГО соответствующей информацией. Однако не все автовладельцы выполняют этот регламент, кто-то по незнанию, кто-то по забывчивости, а кто-то просто из-за собственной лени.

В результате появляется рассогласование, так как для базы данных ГИБДД требуются и VIN-номер, и госномер, а для АИС ОСАГО достаточно в качестве данных для подтверждения существования договора ОСАГО любого из этих двух номеров автомобиля. Почему на этапе проектирования структуры баз данных эти риски не были учтены остается тайной, но проблема существует.

Что еще поменять в ОСАГО

В целом опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают внедрения контроля за ОСАГО с помощью камер. Автоматическая проверка позволит сделать водителей ответственнее и снизит количество мошенничеств с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности.

Однако есть и другие мнения. Наиболее эффективно решить ситуацию в сфере автострахования позволит не контроль, а совершенствование продукта и сервиса, уверен директор по отраслевым решениям IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов. Среди новшеств он называет введение коротких и сверхкоротких полисов ОСАГО, расчет премии на основе пробега, а также внедрение быстрого урегулирования с использованием самостоятельного осмотра и автоматической диагностики повреждений.

Подвижки есть и в этом направлении — в Госдуму внесен законопроект по полному переводу урегулирования убытков в электронный формат.

Готовность камер к фиксации нарушений

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО является административным правонарушением. Камеры видео- и фотофиксации уже начали осуществлять онлайн-проверку наличия страховки. Официальная информация об этом нововведении подтверждена Центром организации дорожного движения Москвы и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Отсутствие ОСАГО станет причиной вынесения органами МВД постановления об административном штрафе.

РСА подтвердил 100% готовность к старту данной программы. По статистике этого ведомства, 6 % жителей и гостей столицы сегодня ездят без автогражданки, а часть водителей ездят с поддельными полисом и таким автовладельцам тоже будет приходить штраф. Эксперты в сфере страхования уже подсчитывают прибыли в масштабах страны, ведь порядка 4 млн автовладельцев осознанно нарушают закон о безопасности дорожном движении, не оформляя обязательный для всех водителей полис.

Возможные ошибки в работе камер ОСАГО

Аналитики высказывают предположение, что новая система мониторинга может работать со сбоями и ошибками. Из-за этого многие автомобилисты будут получать не свои штрафы.

Возможные ошибки — неверный ввод данных о машине при оформлении полиса, на которой водитель выезжает на МКАД. Когда начнут приходить штрафы каждый день, придется идти разбираться в МВД. Если доказать свою правоту инспектору не получится, единственным выходом станет обращение в суд. В итоге — потерянное время, нервные переживания и сложности передвижения до исправления неточности в базе данных.

Некоторые водители ездят с поддельными полисами автогражданского страхования, не подозревая об этом. Для них введение камер с функцией пробивания полиса по базе РСА может также обернуться проблемами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *