Когда запретят правый руль в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда запретят правый руль в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Краснодарском крае и некоторых других регионах России уже больше года идет «война» в отношении владельцев авто с армянскими номерами. Чаще всего на водителей составляют протоколы по ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, штрафуют, а транспортные средства помещают на штрафстоянку.

Эксперт Лысаков: автомобили с армянскими номерами окажутся в России под полным запретом

Автомобилисты негодуют и считают, что суды принимают неправомерные решения, основываясь на безграмотных постановлениях сотрудников ГИБДД. Сумма за простой на штрафстоянках в некоторых случаях уже превышает стоимость этих машин.

Столкнувшиеся с документальной неразберихой граждане говорят, что некоторые автомобили уже переехали на склады временного хранения, были возбуждены дела за незадекларированные машины. При этом, как заверяют водители, таможенное оформление документов временного ввоза на эти машины не требуется оформлять с 2021 года — в соответствии с таможенным кодексом ЕАЭС. При этом ранее уже были получены ответы от Минфина и ГИБДД РФ, что к этим автомобилям такие нормы неприменимы.

ФАН решил выяснить, смогут ли владельцы автомобилей с армянскими номерами добиться правды и что делать в такой ситуации? Подробно об этом рассказал Вячеслав Лысаков, известный эксперт в автомобильной отрасли, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат ГД РФ.

«Я не просто в курсе этого, я этой ситуацией занимался, направлял от их представителя на имя премьер-министра Михаила Мишустина документы, было задание этот вопрос изучить, и у меня есть довольно большой, объемный ответ», — рассказал ФАН Вячеслав Лысаков.

Распространение праворульных авто в России

Возможный запрет правого руля в первую очередь интересует читателей, проживающих на Дальнем Востоке. Именно там эксплуатируется наибольшее число праворульных автомобилей, ввезенных из Японии. И их владельцы хотят получить последнюю информацию по данному вопросу.

Проблема не сильно затрагивает жителей европейской части России, т.к. количество праворульных автомобилей здесь относительно невелико. Однако на Дальнем Востоке дело обстоит совершенно по-другому. Подержанные японские автомобили с правым рулем занимают там более половины рынка, а многие из читателей ПДД Мастер.ру имеют в собственности по 2-3 японских автомобиля и очень ими довольны.

Примечание. Правый руль на востоке России настолько распространен, что там существуют даже специализирующиеся на японских автомобилях автошколы и частные автоинструкторы.

В общем, неудивительно, что проблема праворульных автомобилей на Дальнем Востоке стоит очень остро.

Стоит ли покупать машину с правым рулём

Покупка праворульного автомобиля должна быть тщательно взвешена. С одной стороны, имеются все предпосылки, что стараниями чиновников в скором времени машины с правым рулевым управлением в нашей стране канут в лету, с другой же, несмотря на наличие многочисленных препон, приобретение имеет немало преимуществ. Ввезти и поставить на учёт праворульную машину можно и в 2021 году, если она при этом не попадает под категории запрета (М2, М3) и проходит обязательную сертификацию. При получении документа о соответствии принятым стандартам автомобиль допускается к участию в дорожно-транспортном движении, его ставят на учёт независимо от того, с какой стороны руль.

Стоит ли брать авто, в котором руль расположен по правому краю, каждый решает для себя сам. Если говорить об удобстве управления, основную роль играют навыки вождения автомобилиста. Например, пересаживаясь с авто, где руль располагается в левой части, некоторое время придётся привыкать и осваиваться, учитывая нюансы, касающиеся поведения на дороге, в частности, особенности выполнения обгона. Вряд ли о покупке правого руля массово задумываются в европейской части России, но чем ближе к Сибири и Дальнему Востоку, тем вопрос актуальнее. Как уже говорилось выше, здесь праворукий автомобиль встречается в несколько раз чаще, чем леворульный и на данном этапе затянувшейся войны скорее легче сменить правостороннее движение на левостороннее, чем искоренить ставшие уже «народными» японские машины.

Преимущества покупки праворульного автомобиля очевидны. Подержанные японские авто, составляющие львиную долю дальневосточного автопарка, стоят в разы дешевле. Даже аналогичная машина, но с левым рулём будет практически вдвое дороже своего собрата. Запчасти к таким авто имеются в изобилии и стоимость их также невысока. К тому же «праворукие» автомобили создавались для эксплуатации внутри страны, и они значительно отличаются качеством сборки и комплектацией от моделей, предназначенных на экспорт. Японские машины с правым рулём надёжны, экономичны и достаточно приспособлены к нашим условиям эксплуатации. Они попадают в Россию после 3-5 лет эксплуатации практически в идеальном состоянии, ведь их не заправляют низкопробным топливом, не заливают сомнительное масло, да и к тому же автомобили не измождены плохими дорогами.

Многие, приобретая праворульные авто, практикуют также переброску руля на левую сторону. Такая процедура потребует дополнительных вложений и не всегда целесообразна. ПДД не запрещают переставить руль на левый край, позволяя затем поставить на учёт переделанную машину, но кроме переброски рулевого колеса боливар придётся полностью переоборудовать. Перестановка руля также является вмешательством в заводскую конструкцию и затрагивает важные узлы и агрегаты, что может отразиться на безопасности. Учитывая наличие волокиты с прохождением проверки на безопасность перед постановкой «праворуких» машин на учёт (регистрироваться авто будет всё равно как ТС с правым рулём), заниматься подобным апгрейдом довольно рискованная затея.

То, что изменения в законодательстве всё же были. Но они несвежие и датируются концом 2021 года. Вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №219 О перечне ГОСТов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.

Данный документ вводит в действие список стандартов, которые сами по себе не являются обязательными, а только добровольными, но при следовании которым обеспечивается соблюдение Техрегламента.

Таким образом, в число таких ГОСТов попали и те, что вводят обязательную сертификацию праворульных машин для получения свидетельства о безопасности конструкции ТС (СБКТС). И именно обязательная сертификация несколько усложняет ввоз «праворуких» авто на территорию России.

Обратите внимание, что дата «1 июля 2021 года» здесь совершенно ни при чём. Указанное Решение вступило в силу 27 января 2021 года, и новые правила ввоза праворульных автомобилей действует именно с этой даты. Да, это новый закон, но, при этом, нет никакого запрета на ввоз авто с правым расположением системы управления – есть только некоторое усложнение их ввоза. Последнее станет причиной также запрета на регистрацию несертифицированных «праворуких» машин и, соответственно, их последующую эксплуатацию.

Вас также заинтересует:

  • В России запретили тонировку полностью, в том числе задних стёкол – правда или нет?
  • Можно ли получить красивые номера на автомобиль в ГИБДД официально и как?
  • Срок постановки на учёт автомобиля и срок действия техосмотра продлили – это правда?

Чем «помешал» правый руль

Основная претензия к машинам, в конструкции которых руль предусмотрен с правой стороны, это недостаточный уровень безопасности в сравнении с привычными в нашей стране «леворукими» автомобилями. Так, если водитель находится справа, ему в условиях правостороннего дорожного движения сложнее идти на обгон и выполнять прочие манёвры, но автовладельцы утверждают, что это вопрос привычки. Плюс ко всему отмечается и отсутствие соответствующей дорожной инфраструктуры в России, правила и знаки, разработанные для правостороннего движения, а также статистика аварийности. Кстати, количество ДТП с участием праворульных авто в дальневосточных регионах никак не подтверждает их небезопасность, с попаданием в аварии неплохо справляются и автомобилисты европейской части России, управляющие машинами с левым рулём. Так что это не веская причина, по которой может быть отменена возможность эксплуатации обычных для Дальнего Востока и Севера машин, ведь настоящую опасность на дороге представляют некомпетентные, безответственные водители, а не положение рулей в их автомобилях. Сворачивать на то, что виновником ДТП стал именно правый руль несерьёзно.

Справедливости ради, а также в поддержку «праворуких» отметим, что для водителя безопаснее выходить из машины на тротуар, а не на проезжую часть. Более реальная причина, почему японские автомобили хотят вытеснить с дорог, это поддержка собственного производства и реализации машин внутри страны. По этой причине смягчать правила ввоза импортных авто, не только праворульных, а и других, было бы нецелесообразно. С течением времени парк автомашин с правым рулём иссякнет сам по себе, если сделать проблематичным и нерентабельным ввоз, но лишать автовладельцев возможности эксплуатации этих машин само по себе неприемлемо.

Итак, почему же праворульные машины снова на грани запрета? Действующий Технический регламент предполагает запрет на использование автомобилей с правым рулём определённой категории, эти правила были внесены ещё в 2015 году. Согласно пункту 19 раздела 4 запрещён выпуск в обращение ТС с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 (транспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 и допустимой массой до 5 тонн) и М3 (то же, но с массой более 5 тонн). Для этих транспортных средств необходима категория D водительских прав. Импорт и регистрация обозначенных автомашин невозможна. Легковые и грузовые авто под данный запрет не попадают. Однако в конце 2018 года были внесены и другие изменения.

Вступление в силу в 2019 году Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №219 «О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза», о чём проинформировала Федеральная служба по аккредитации, спровоцировало вновь тот факт, что «праворукие» авто в очередной раз рискуют оказаться под запретом. ГОСТы из списка предполагают обязательную сертификацию автомобилей для получения свидетельства о безопасности конструкции. Полного запрета на ввоз и эксплуатацию «праворуких» машин пока нет (такие меры были бы крайне рискованны с учётом опыта прошлых лет), но значительное усложнение их ввоза вследствие необходимости получения сертификата безопасности обеспечено, это обусловит и тот факт, что поставить на учёт несертифицированный автомобиль будет невозможно, соответственно и эксплуатировать тоже.

Запрос сертификации японских машин не может быть выполнена по базе, в их маркировке отсутствует VIN-код, есть только номер кузова и рамы, так что такие машины подвергнут испытаниям на соответствие. ГОСТ оказания услуг аккредитованных лабораторий, которые будут проводить проверку, вступает в силу с 1 июля 2019 года. Машины с правым рулём управления в обязательном порядке будут проходить сертификацию по аналогии с теми авто, в чью штатную конструкцию вносились изменения (тюнинг). Проходить проверку для получения сертификата безопасности вынуждены будут все ввозимые транспортные средства. Сделать это можно будет, как и в случае, если производился тюнинг авто, исключительно в аккредитованных лабораториях, и таких не так и много – на данный момент всего 15 по всей стране. Можно только представить эти очереди в Приморском крае, там уполномоченная организация всего одна, а пройти испытания в другой нельзя.

Распространение праворульных авто в России

Возможный запрет правого руля в первую очередь интересует читателей, проживающих на Дальнем Востоке. Именно там эксплуатируется наибольшее число праворульных автомобилей, ввезенных из Японии. И их владельцы хотят получить последнюю информацию по данному вопросу.

Читайте также:  можно ли выйти на работу раньше окончания больничного листа

Проблема не сильно затрагивает жителей европейской части России, т.к. количество праворульных автомобилей здесь относительно невелико. Однако на Дальнем Востоке дело обстоит совершенно по-другому. Подержанные японские автомобили с правым рулем занимают там более половины рынка, а многие из читателей ПДД Мастер.ру имеют в собственности по 2-3 японских автомобиля и очень ими довольны.

Примечание. Правый руль на востоке России настолько распространен, что там существуют даже специализирующиеся на японских автомобилях автошколы и частные автоинструкторы.

В общем, неудивительно, что проблема праворульных автомобилей на Дальнем Востоке стоит очень остро.

Запрет парковки во дворах

С 1 января 2021 года вступает в силу приказ Минтрaнса № 199, запрещающий парковать грузовой и коммерческий транспорт и автомобили такси в жилых зонах и на придомовых территориях. Это правило распространяется не только на транспортные компании, но и на частных лиц. Теперь нельзя будет оставлять на ночь любые грузовики, в том числе и грузопассажирские фургоны массой менее 3,5 т. Раньше им разрешалось находиться на гостевых стоянках рядом с жилыми домами, что создавало большие неудобства для граждан. Эта техника теперь должна стоять только на специализированных платных площадках.

Под запрет также попадают и каршеринговые автомобили, которые с Нового года можно будет оставлять только на специальных муниципальных паркингах. Контролировать исполнение приказа должны инспекторы ГИБДД, а также местные жители, которые могут зафиксировать факт нарушения на видеокамеру.

Как снять ограничения на автомобиль

В ситуации, когда недобросовестный хозяин не сообщил вам перед покупкой о существующем запрете, эксперты советуют узнать, что стало причиной карательных санкций и какой госорган инициировал их наложение. Ксерокопию постановления должны выдать в МРЭО.

Далее все зависит от указанной в документе даты. Если вы приобрели автомобиль раньше, чем было наложено взыскание на предыдущего хозяина, необходимо написать в ФСПП заявление с просьбой снять ограничение и представить бумаги, которые послужат подтверждением вашего права собственности (ДКП). Во многих случаях для снятия запрета этого бывает достаточно. Правда, гарантировать то, что это произойдет сию же минуту, никто не может. От незадачливых покупателей можно услышать немало историй как со счастливым, так и с печальным концом: у кого-то на снятие ограничений уходит день, а у кого-то – не один месяц или даже годы. В любом случае, если представители ФССП игнорируют ваши обращения, обращайтесь за помощью в суд.

Если ДКП (договор купли-продажи) не составлялся, можно:

  • погасить задолженность самому (хорошо, если речь идет о двух-трех тысячах рублей, а если о десятках или даже сотнях тысяч?);
  • попробовать отыскать бывшего собственника авто и потребовать от него погасить долги, которые стали причиной запрета или ограничений — вариант скорее из области фантастики, так как найти прежнего хозяина, особенно если он этого не хочет или машина покупалась в другом регионе страны, бывает очень сложно (и не факт, что он согласится платить по счетам).

Помните, что для отмены ограничений необходимо предъявить судебному приставу бумаги, подтверждающие оплату задолженности. После этого он должен выдать вам документ о снятии запрета, с которым необходимо пойти в ГИБДД. Туда же аналогичный документ обязан отправить и пристав, однако порой такая пересылка занимает достаточно много времени.

Бывают ситуации, когда лучшим выходом станет подача иска о расторжении ДКП и возврате уплаченной продавцу суммы. Например, в ситуации, если выяснится, что ограничение на машину наложено по причине его нахождения в залоге. Основанием для обращения в судебные органы станет статья 450 ГК РФ, которая предусматривает возможность расторжения ДКП, если одной из сторон серьезно нарушены правила договора.

Для чего властям нужна эта самоотверженная и бескомпромиссная борьба

Это необходимо, для того чтобы сделать безопасной езду, особенно когда совершают обгон. Также власти хотят быть наравне с белорусами и казахами. Они уже отказались от этих машин. Только в Российской Федерации праворульные машины в очень большом количестве. На восточной части России, есть даже много автошкол, где обучают езде на японском автомобиле с частным инструктором.

Автомобильная промышленность сегодня имеет большую конкуренцию, поэтому власти хотят убрать одного достоянного конкурента – Японию, тем самым занять ее место на рынке автомобилей.

Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом была произведена разработка обновленного Технического регламента адаптированного для российского законодательства и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. В его основе легла безопасность колесного транспортного средства. Таким образом, образовалась солидная папка с документами.

Сегодня говорить об этом нормативном документе еще рано, потому что он пока еще не заработал и владельцы японских автомобилей, могут спокойно разъезжать по городу. Только возможно введение некоторых ограничений.

Белорусы и казахи уже перестали эксплуатировать праворульные машины. Россияне должны будут отказаться от машин имеющих категорию М2, М3.

Категория М1, пока отменена не будет. Ей соответствует категории В действующего технического регламента.

Об это обо всем подробно рассказывает статья о категориях транспортного средства технического регламента.

Получается, что распространения запрета правых рулей на легковых автомобилях не будет. Только нельзя эксплуатировать пассажирские автобусы, имеющие вместимость больше восьми пассажиров. Обычная классификация относит подобное транспортное средство к «Д» категории.

Конечно, на казахских и белорусских дорогах уже сложно использовать праворульный автомобиль, но это не означает, что там уже их совсем нет. Они потихонечку отходят в сторону, открывают дорогу отечественным моделям тем самым, делая езду на дорогах более безопасной.

Правительство правильно сделало, что отказалось от праворульных автобусов, потому что в последнее время было много зафиксированной дорожных происшествий именно из-за правого руля. Задача властей обеспечить безопасность народу. Тем более это транспортное средство обладает большими размерами и может нанести много вреда при не соблюдении правил дорожного движения. Обладатели японских машин пока могут не расстраиваться на время и эксплуатировать свои машины пока это еще возможно.

Какие проблемы необходимо решить в ближайшее время

По подсчетам экспертов на территории России зарегистрировано более 4 миллионов автомобилей с правым рулем. Следовательно, необходимо выдать столько же документов, подтверждающих возможность их эксплуатации.

Читайте также:  Условия государственной программы «Семейный автомобиль» в 2023 году

При этом в стране действует слишком мало лабораторий, которые имеют право на проведение испытаний и выдачу разрешительных документов. Если оставить этот момент без внимания, то владельцы транспортных средств будут вынуждены долгое время ожидать своей очереди, стоимость услуг неизбежно возрастет. Кроме того, мошенники не преминут воспользоваться такой ситуацией.

Что думаете по этому поводу вы? Разумно ли полностью запрещать эксплуатацию праворульных машин на территории Российской Федерации?

Распространение праворульных авто в России

Возможный запрет правого руля в первую очередь интересует читателей, проживающих на Дальнем Востоке. Именно там эксплуатируется наибольшее число праворульных автомобилей, ввезенных из Японии. И их владельцы хотят получить последнюю информацию по данному вопросу.

Проблема не сильно затрагивает жителей европейской части России, т.к. количество праворульных автомобилей здесь относительно невелико. Однако на Дальнем Востоке дело обстоит совершенно по-другому. Подержанные японские автомобили с правым рулем занимают там более половины рынка, а многие из читателей ПДД Мастер.ру имеют в собственности по 2-3 японских автомобиля и очень ими довольны.

Примечание. Правый руль на востоке России настолько распространен, что там существуют даже специализирующиеся на японских автомобилях автошколы и частные автоинструкторы.

В общем, неудивительно, что проблема праворульных автомобилей на Дальнем Востоке стоит очень остро.

Чем «помешал» правый руль

Главное возражение против праворульных автомобилей — недостаточный уровень безопасности по сравнению с привычными в нашей стране «леворульными» машинами. Так, если водитель находится справа, ему сложнее обгонять при правостороннем движении и совершать другие маневры, но автовладельцы утверждают, что это дело привычки. К этому следует добавить отсутствие надлежащей дорожной инфраструктуры в России, отсутствие правил и знаков, предназначенных для правостороннего движения, а также статистику ДТП. Кстати, количество аварий с участием праворульных автомобилей в дальневосточных регионах не является доказательством их недостаточной безопасности; водители в европейской части России, управляющие леворульными автомобилями, также ведут себя очень хорошо. Так что это не является веской причиной для отмены общих автомобилей для Дальнего Востока и Севера, потому что реальная опасность на дороге исходит от некомпетентных, безответственных водителей, а не от положения рулей в их машинах. Предположение о том, что причиной аварии стала полоса отвода, несерьезно.

Особенности запрета правого руля

Поэтому рассмотрим технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Транспортные средства с рулевым колесом с правой стороны подпадают под действие пункта 19 главы IV:

19. Автомобили с рулевым колесом с правой стороны категорий M2 и M3 не допускаются.

В Республике Беларусь и Республике Казахстан праворульные автомобили других категорий запрещены.

Начнем со второго абзаца, так как он наиболее прост для понимания. Он запрещает оборот в Беларуси и Казахстане любых транспортных средств с правосторонним расположением руля.

Что касается территории России, то речь идет о первом пункте, то есть запрет на движение справа распространяется только на транспортные средства категорий М2 и М3.

Много ли в России автомобилей с правым рулём?

  • За первые четыре месяца 2019 года в России было продано 186 тыс. автомобилей с правым рулём. Это на 3,6% больше, чем за аналогичный период 2018 года, когда было продано 179,6 тыс. праворульных машин.
  • С января по май 2019 года 22 591 автомобилей попали к первым владельцам. Это примерно 12% от числа всех проданных праворульных машин. Оставшиеся 88% – 163,4 тыс. автомобилей – сменили своих российских владельцев.
  • Практически все праворульные машины были ввезены в страну с пробегом.
  • Toyota – самая популярная марка автомобиля с правым рулём. За четыре месяца 2019 года в России было продано 100, 2 тыс. таких машин. На втором месте Nissan – продано 31 тыс.машин, на третьем Honda – продано 23,3 тыс. автомобилей.
  • В январе 2019 года в России насчитывалось 3,34 млн легковых автомобилей с правым рулём – это 7,7% всего автопарка страны. Больше всего таких машин на Дальнем Востоке и в Сибири. Две трети автомобилей (68,4%) в Дальневосточном федеральном округе – праворульные, Сибирском федеральном округе нестандартное расположение руля у каждой четвёртой машины (25,7%).

Стоит ли покупать машину с правым рулём

Покупка праворульного автомобиля должна быть тщательно взвешена. С одной стороны, имеются все предпосылки, что стараниями чиновников в скором времени машины с правым рулевым управлением в нашей стране канут в лету, с другой же, несмотря на наличие многочисленных препон, приобретение имеет немало преимуществ. Ввезти и поставить на учёт праворульную машину можно и в 2020 году, если она при этом не попадает под категории запрета (М2, М3) и проходит обязательную сертификацию. При получении документа о соответствии принятым стандартам автомобиль допускается к участию в дорожно-транспортном движении, его ставят на учёт независимо от того, с какой стороны руль.

Стоит ли брать авто, в котором руль расположен по правому краю, каждый решает для себя сам. Если говорить об удобстве управления, основную роль играют навыки вождения автомобилиста. Например, пересаживаясь с авто, где руль располагается в левой части, некоторое время придётся привыкать и осваиваться, учитывая нюансы, касающиеся поведения на дороге, в частности, особенности выполнения обгона. Вряд ли о покупке правого руля массово задумываются в европейской части России, но чем ближе к Сибири и Дальнему Востоку, тем вопрос актуальнее. Как уже говорилось выше, здесь праворукий автомобиль встречается в несколько раз чаще, чем леворульный и на данном этапе затянувшейся войны скорее легче сменить правостороннее движение на левостороннее, чем искоренить ставшие уже «народными» японские машины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *