Кто относится к крупнейшим налогоплательщикам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто относится к крупнейшим налогоплательщикам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.
Финансово-экономические показатели
Конкретный показатель | Федеральный уровень | Региональный уровень |
---|---|---|
Суммарный объем налогов, которые были начислены | От 1 млрд. рублей | 2-20 млрд. рублей |
Общий объем дохода, который был получен | От 20 млрд. рублей | – |
Активы предприятия | От 20 млрд. рублей | От 100 млн. до 20 млрд. рублей |
Среднесписочная численность работников | – | От 50 человек |
Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).
Организации федерального уровня
Организация будет считаться крупнейшим налогоплательщиком, если предприятие соответствует хотя бы одному из показателей экономической деятельности за отчетный год:
-
суммарный объем начисленных федеральных налогов по данным налоговой отчетности больше 1 млрд. руб. Для организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере продаж или предоставления в пользование технических средств, которые обеспечивают оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть выше 300 млн. руб.;
-
суммарный объем полученных доходов за год (по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) свыше 20 млрд. руб.;
-
размер активов организации больше 20 млрд. руб.
Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены свои значения критериев.
Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, которые включены в состав стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий:
-
сумма по заключенным экспортным контрактам на поставку стратегической продукции должна превышать 27 млн. руб. в год;
-
сумма полученной выручки от экспортных поставок стратегической продукции должна составлять более 20% от общей суммы выручки;
-
среднесписочная численность персонала должна быть свыше 100 человек;
-
доля государства составляет более 50%.
Наличие разрешения (лицензии)
Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).
Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:
- Банковское обслуживание.
- Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
- Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
- Услуги брокерских компаний.
- Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.
Специфика налоговой нагрузки
Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.
Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.
Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.
Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.
Изменились критерии определения крупнейшего налогоплательщика
N 2 Добыча (предоставление услуг по добыче) газа природного горючего, переработка, транспортировка, оптовая торговля газом природным горючим и общестроительные работы по прокладке магистральных и газораспределительных трубопроводов N 3 Основные виды обрабатывающих производств, строительство, торговля и другие виды деятельности N 4 Производство и реализация продукции металлургической промышленности, добыча металлических руд N 5 Производство машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса 2) в межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам (создаются в структуре управлений ФНС по субъектам РФ), если организация подлежит налоговому администрированию на региональном уровне.
Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.
К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).
Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.
Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.
Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:
К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.
К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:
Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.
В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:
К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.
Что можно узнать по КПП организации
В первую очередь можно узнать налоговую по КПП организации. Для этого достаточно взглянуть на цифры 1-4 — это и есть код ИФНС. Следовательно, по номеру можно узнать регион, где работает юрлицо.
Важную информацию скрывают знаки 5 и 6. Например, комбинация 01 говорит, что КПП присвоен юрлицу при регистрации по местонахождению. Комбинации 06-08 — КПП присвоен по месту нахождения недвижимости. Для крупнейших налогоплательщиков пятая и шестая цифры — 5 и 0 соответственно.
Найти организацию по КПП на сайте налоговой нельзя, потому что это не уникальный номер. Для проверки контрагента используйте ИНН или ОГРН.
Узнать КПП организации по ИНН можно онлайн. Для этого откройте сайт ФНС и получите выписку из ЕГРЮЛ. В ней будет указан нужный номер.
Кому присваивается КПП
Код есть только у организаций. Предприниматели обходятся без него. А кредитные организации часто упускают свой КПП, даже при его наличии. Вот перечень документов, где есть КПП организации:
КПП всегда рядом с ИНН, но есть ряд отличий. Во-первых, у двух компаний может быть один код, если они стоят на учете в одной ИФНС и по одному основанию. С ИНН такое невозможно.
Во-вторых, КПП не постоянен. Например, код необходимо изменить при смене места регистрации или при становлении крупнейшим налогоплательщиком.
В-третьих, номеров КПП у организации может быть несколько. Самый частый пример — крупнейшие налогоплательщики. Один КПП присвоен при постановке на учет в ИФНС по месту регистрации, второй — при постановке в качестве крупнейшего плательщика налогов. У таких фирм КПП начинается с 99 — это код межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Девятизначная структура КПП крупнейшего налогоплательщика, формируется четырьмя информационными блоками:
- блок 1
- первые два цифровых символа – неизменное значение «99», демонстрируют что идентификатор присвоен именно крупнейшему налогоплательщику, а компания поставлена на налоговый учет в Межрегиональной инспекции в данном статусе;
- блок 2
- третья и четвертая цифры – указывают на конкретный налоговый орган, в котором произведена регистрация. Третий в значении кода символ – «7», неизменный. Указывает на то, что регистрацию провел межрегиональный налоговый орган. Четвертый символ – изменяемый, и демонстрирует номер, присвоенный межрегиональной НИ. Т.е.: значение «71» в блоке 2 читается следующим образом: крупнейший налогоплательщик прошел регистрацию в Межрегиональной ИФНС № 1;
- блок 3
- цифровые символы на пятой и шестой позиции определяют признак отнесения к группе крупнейших налогоплательщиков. В коде-индентификаторе это статичное значение «50»;
- блок 4
- с седьмой по девятую цифру кода. Изменяемое значение, встречающееся в таких вариантах:
- «001» – указывает на то, что плательщик поставлен на налоговый учет по месту дислокации;
- «006 – 008» – присваиваются налогоплательщикам, поставленным на учет по месту регистрации находящихся в ее собственности недвижимого имущества, или ТС;
- «002 – 005», «031» и «032» – указывают на регистрацию субъекта по месту региональной принадлежности его обособленных объектов.
Используя приведенную структуру, приведем пример дешифрации наиболее распространенного кода 997650001 КПП крупнейшего налогоплательщика:
- Субъект предпринимательства зарегистрирован в качестве крупнейшего налогоплательщика межрегиональной ИФНС № 5, отнесен к данной группе в соответствии со справочником ФНС, и поставлен на учет в данном статусе по месту своего расположения.
Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам
Критерии отнесения физических лиц, российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены Приказом ФНС РФ от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@:
В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
— показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности;
— признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
— наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
— проведение налогового мониторинга.
Они отражены в ст. 21 НК. Согласно норме, налогоплательщики вправе:
- Получать в ИФНС по месту своего учета сведения о действующих сборах и налогах, бланки отчетности, консультации по их оформлению. Данные услуги предоставляются субъектам бесплатно.
- Получать от Минфина РФ, налоговых структур муниципалитетов и субъектов РФ пояснения по вопросам применения налогового законодательства.
- Применять закрепленные в законодательстве налоговые льготы при наличии соответствующих оснований. Данное право реализуется в порядке, установленном НК и федеральными нормативными актами.
- Получать рассрочку, отсрочку, а также налоговый кредит.
- Участвовать в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя.
- Присутствовать при выполнении контролирующими органами выездной проверки.
- Предоставлять ИФНС пояснения и объяснения по фактам исчисления/уплаты налогов, актам проведенных инспекций.
- Требовать от сотрудников контролирующих структур соблюдения положений налогового законодательства.
- Получать копии актов проверки, решений налоговых органов, налоговые уведомления, требования об исчислении налогов.
- Не исполнять противоправные требования контролирующих структур.
- Оспорить акты налоговых органов, решения, действия/бездействие сотрудников ИФНС.
- Требовать компенсации потерь, возникших вследствие противоправных действий контролирующих структур.
- Участвовать в рассмотрении материалов проверки, а также других актов, изданных ИФНС.
Указанные права распространяются на всех налогоплательщиков, крупнейших в том числе. Вместе с тем деятельность последних находится под особо пристальным вниманием контролирующих структур.
Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.
К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).
Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.
Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.
Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:
- Уровень налоговых начислений больше показателя в размере 1 млрд руб. или по компаниям, занятым предоставлением услуг в отраслях связи или транспорта, — 300 млн руб.
- Величина полученных доходов составляет от 20 млрд руб. (по кодам 2340, 2320, 2310, 2110 данных отчетной формы №2).
- Совокупный размер активов предприятия начинается с позиции свыше 20 млрд руб.
К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.
К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:
- часть государственного вклада покрывает больше половины (50%);
- среднесписочное число сотрудников в организации превышает 100 человек;
- общая сумма договоров экспортного характера по изделиям стратегического предназначения превышает значение в 27 млн руб.;
- общая величина поступлений средств по экспортным соглашениям, связанным с товарами стратегического предназначения, – от 20% всей выручки.
Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.
В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:
- полученный доход, отражаемый в отчетной форме №2 – в пределах значений интервала 2–20 млрд руб.;
- рассчитанная сумма налоговых платежей — в пределах значений интервала 75 млн руб.–1 млрд.руб.;
- активы компании соответствуют показателям в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб.;
- штатное количество сотрудников представлено более чем 50 единицами.
К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.
Показатели берут за любой год из трех, предшествующих текущему отчетному периоду. Если в отчетном году организация перестала удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус она сохраняет еще два года.
Крупнейшим налогоплательщикам могут быть и некоммерческие организации, на основании суммарного объема доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль.
Вам будет интересно:Со скольки лет можно получить банковскую карту? Требования, особенности, опыт других стран
Крупнейшие налогоплательщики России администрируются ФНС на федеральном уровне. Это организации, которые соответствуют ряду обязательных условий, что связаны с экономическими и финансовыми маркерами их деятельности:
- Налоговые отчисления такой компании в своей совокупности превышают 1 млрд рублей. Если же организация функционирует в области связи и транспорта, то она будет считаться КН, когда сумма уплаченных ею налогов превысит 300 млн рублей.
- Общие суммы доходов компании за отчетный год превышают 20 млрд рублей. Они подсчитываются по отчетной форме № 2. Имеются в виду коды 2340, 2320, 2310, 2110.
- Общий объем активов компании превышает порог в 20 млрд рублей.
Это универсальные условия для администрирования федеральным уровнем ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В определенных экономических сферах могут предъявляться специфические условия для присвоения статуса КН.
Перечень крупнейших плательщиков налогов в России
В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.
Например, стипендии, госпособия, выручка от продажи овощей и фруктов с собственного участка, наследство, чаевые, деньги за проданное имущество, если оно было в собственности больше трёх лет.
Когда человек работает официально, то все положенные выплаты за него делает работодатель. Он же и отчитывается об этом перед налоговой. Все признаки должны быть в наличии одновременно. Применяющие спецрежимы предприятия не могут быть внесены в список крупнейших налогоплательщиков.
Постановка на учет и последствия
Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия. В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:
- присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
- внесение данных в ЕГРЮЛ;
- выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).
Негативные изменения в законодательстве
Налог на доход платят резиденты — люди, которые проживают на территории страны суммарно более 183 дней в году, и нерезиденты — люди, которые в России почти не живут, но получают здесь доход.
Гражданство человека не имеет значения — это может быть россиянин, молдаванин или испанец. Например, американец живёт и работает в России больше полугода — он налоговый резидент и обязан заплатить налоги. Гражданин России, который год живёт в Таиланде — уже не налоговый резидент, он НДФЛ не платит.
Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.
До 30 апреля 2021 года россиянам надо подать налоговую декларацию за 2021 год. Если в этот период вы продавали имущество, получали доход кроме зарплаты, то должны сообщить об этом в ФНС и оплатить налог до 15 июля. Если же у вас есть квартира или машина, то срок уплаты имущественного налога — 1 декабря. Рассказываем, кому и сколько нужно заплатить государству.
ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1 Вышеперечисленные …