Осторожно: государственная тайна!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осторожно: государственная тайна!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любой стране мира государственной тайне уделяется повышенное внимание, ведь ее разглашение может нанести ущерб национальной безопасности. При этом для многих категорий сотрудников работа с секретными сведениями – часть трудовых обязанностей.

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Осторожно: государственная тайна!

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

Статья 6. ПРИНЦИПЫ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ СВЕДЕНИЙ

Введение в Закон принципов засекречивания создает базу для создания соответствующих нормативных документов, позволяющих реализовать указанные принципы на практике, а именно:

— принцип законности засекречивания дает ориентиры для создания отраслевых, ведомственных или прогшраммно-целевых перечней сведений, подлежащих засекречиванию.

Это — статьи 5 и 7 Закона, выделяющие из всего информационного пространства с одной стороны область государственных интересов по обеспечению безопасности Российской Федерации (статья 5), а с другой — область интересов общества и его граждан, информация в которой не подлежит засекречиванию (статья 7).

Именно при соблюдении принципа законности засекречивания и достигается баланс интересов граждан, общества и государства, положенный в основу Закона Российской Федерации «О безопасности»;

— принцип обоснованности засекречивания позволяет из всей области сведений, засекречивание которых законно, выбрать только те, засекречивание которых еще и целесообразно по экономическим и иным причинам.

Реализация этого принципа позволит разработать методику отнесения сведений к соответствующей степени секретности, положив в ее основу экономические и иные критерии экспертной оценки. Это, в свою очередь, позволит расходовать средства только на защиту тех сведений, распространение которых действительно способно нанести ущерб безопасности страны;

— принцип своевременности засекречивания позволяет реализовать процедуру предварительного засекречивания сведений и их носителей, априорно осуществлять защиту сведений в процессе их производства или разработки.

Следует обратить внимание и на то, что засекречивание в контексте данной статьи рассматривается только как процесс установления ограничений по распространению сведений, иными словами как процесс отнесения конкретных сведений к государственной тайне уполномоченными на то руководителями органов государственной власти.

Статья 11. ПОРЯДОК ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ

В статье раскрывается механизм практического засекречивания сведений, получаемых (разрабатываемых) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.

В основу механизма засекречивания положен существующий принцип соответствия сведений действующему в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, организации перечню сведений, подлежащих засекречиванию.

Статья также содержит механизм дополнения действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, при невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне.

Предусматривается процедура предварительного засекречивания сведений с целью недопущения их несанкционированного распространения на период принятия решения о дополнении действующего перечня. Установлен предельный, трехмесячный срок, по истечении которого должностное лицо, утвердившее перечень должно принять решение по его корректировке.

Раздел VI. Защита государственной тайны

Статья 20. Органы защиты государственной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;

  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

  • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

  • согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

  • определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

  • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

  • принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне

Сенаторы РоссийскойФедерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

  • включение его в реестр иностранных агентов либо выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Читайте также:  Налог с продажи автомобиля в 2023 году

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:

  • выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

  • наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

  • наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.

Данные, составляющие государственную тайну, чаще всего записываются на следующих видах носителей:

  • жестких дисках;
  • печатных документах;
  • специальных устройствах хранения информации.

Чтобы уведомить получателя о том, что данные на носителе не подлежат разглашению, используется специальный гриф секретности. На печатных документах он выглядит следующим образом:

  • в правом верхнем углу присутствует пометка (например, «совершенно секретно»);
  • сразу под ней указывается количество экземпляров документа.

На данный момент в РФ существует три грифа секретности:

  • «секретно»;
  • «совершенно секретно»;
  • «особой важности».

Разница между этими грифами заключается в степени ущерба, который может нанести разглашение засекреченной информации. Так, распространение сведений особой важности способно нанести ущерб интересам РФ в целом. При разглашении секретной информации вред наносится отдельно взятому предприятию, организации или учреждению. Если же третьи лица получат доступ к совершенно секретным данным, то пострадает ведомство, министерство или отрасли экономики РФ в одной или несколько областей.

Присвоение документу определенного грифа секретности происходит по решению руководителя конкретного государственного органа. Для этого может создаваться комиссия, составляющая список данных, подлежащих засекречиванию. Подобные перечни имеются у каждого ведомства, работающего с гостайной.

Например, Федеральная служба геодезии и картографии работает только с секретными сведениями. Данных особой важности и совершенно секретной информации здесь нет. Поэтому на всех документах с ограниченным доступом проставляется гриф «секретно».

Особенности получения доступа к гостайне

Многие граждане считают, что для работы с засекреченными материалами достаточно устроиться в любое силовое ведомство. Однако это не так. Например, полицейский кинолог может проработать 30 лет в правоохранительных органах, но так и не увидеть ни одного секретного документа.

Иногда допуск можно получить автоматически, при назначении на определенную должность. При этом гражданин может даже не проходить никаких дополнительных проверок. Подобное возможно при получении таких должностей:

  1. Судей. Доступ к засекреченной информации дается на период исполнения должностным лицом определенных полномочий.
  2. Депутатов Госдумы.
  3. Членов Совета Федерации.
  4. Адвокатов. В данном случае допуск дается лишь тем лицам, которые ведут дела, непосредственно связанные с государственной тайной. Адвокат получает возможность изучить материалы конкретного дела. Иные данные остаются для него недоступными.

Для вышеперечисленных лиц не предусматривается специальная процедура допуска. Например, перед тем как предоставить адвокату засекреченные данные, его предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. В случае нарушения режима секретности, должностное лицо будет привлечено к ответственности.

Сложнее получить допуск к секретным материалам обычному гражданину. Ему придется пройти через ряд проверок.

Кому получить допуск не удастся

В допуске к государственной тайне могут отказать. Чаще всего это происходит в таких случаях:

  1. Претендента на получение допуска признали недееспособным по решению суда. Также не сможет работать с гостайной лицо с ограниченной дееспособностью.
  2. У человека имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление или за совершенное по неосторожности преступление против государственной власти.
  3. Гражданин обвиняется или был осужден по уголовному делу о совершении любого умышленного преступления или непредумышленного преступления против госвласти.
  4. Претендент имеет медицинские противопоказания для работы с государственной тайной.
  5. В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело, которое прекратили по нереабилитирующим основаниям. Например, стороны примирились или истек срок исковой давности.
  6. Претендент или его ближайшие родственники постоянно проживают на территории другого государства или занимаются оформлением документов для выезда за пределы РФ.
  7. В ходе проверки были выявлены действия оформляемого лица, представляющие угрозу безопасности РФ.
  8. Гражданин уклонялся от проведения проверки, сообщив заведомо ложные анкетные данные.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Читайте также:  Смена паспорта после регистрации брака

Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
о регистрационном номере;
о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

О надбавке за работу с гостайной.

Согласно ст. 21 Закона о государственной тайне, если работник организации допущен к работе со сведениями, составляющими гостайну, работодатель обязан выплачивать ему процентную надбавку к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 (далее – Правила). Кроме того, Минздравсоцразвития Приказом от 19.05.2011 № 408н утвердило Разъяснение о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок (далее – Разъяснение). Именно этими документами нужно руководствоваться при установлении и выплате надбавок.

Приведем размеры процентных надбавок в таблице.

Степень секретности сведений

Размер надбавки

При оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий – 10 – 15%

Без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10%

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитываются объем сведений, к которым граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Порядок допуска должностных лиц к гостайне определен в Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к такой тайне:

  • первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к гостайне разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Формы допуска к государственной тайне

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 устанавливает следующие формы допуска к государственной тайне, то есть к информации закрытого характера. Они устанавливают степень секретности информации, которую применяет сотрудник в работе, а также обязанность последнего не разглашать подобные сведения:

  • форма допуска 3 к государственной тайне позволяет использовать секретные сведения, как вариант — дает доступ к бумагам, имеющим гриф «Для служебного пользования»;
  • форма допуска 2 к государственной тайне дает право использовать совершенно секретные сведения;
  • форма допуска 1 к государственной тайне откроет информацию, которая имеет особую важность, к примеру, финансового характера, связанную с планированием.

Список должностей, по которым возможно оформление, устанавливает номенклатура должностей сотрудников, которые подлежат оформлению на доступ к гостайне.

Номенклатуру формирует секретное подразделение предприятия и утверждает у руководителя.

Алгоритм оформления состоит из нескольких этапов.

Шаг 1. Работник, который хочет получить доступ к государственной тайне, готовит пакет документов.

  • анкета установленной формы (ф. 4, приложение к Постановлению Правительства РФ от 06.02.2010 № 63);
  • документы, которые удостоверяют личность и обосновывают информацию в анкете (паспорт, военный билет, трудовая книжка, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера (Приказ Минздрава 898н);
  • согласие провести в отношении себя мероприятия по проверке (п. 21 анкеты);
  • согласие временно ограничить (частично) свои права.

Дополнительно придется ознакомиться с действующим в отношении гостайны законодательством (п. 19 анкеты).

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Осторожно: государственная тайна!

Погашение и снятие судимости. Амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности

  • Анализ контроля точности изготовления деталей, определение размеров, отклонений и допусков
  • В юридическом смысле нужно различать государственный учет и государственную регистрацию
  • ВВЕДЕНИЕ. Вопросы, знание которых обязательно для допуска к выполнению работы
  • ВВЕДЕНИЕ. Допускается использовать исключительно в образовательных целях
  • Вопрос 102. Ответственность за государственную измену (ст.275 УК)
  • Поиск на сайте:

    действуетРедакция от 26.02.1996Подробная информация

    Наименование документ «ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РКА, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ЗАЩИТУ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ» (утв. Приказом РКА от 26.02.96 N 23)
    Вид документа приказ, положение
    Принявший орган рка
    Номер документа 23
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 26.02.1996
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • На момент включения в базу документ опубликован не был
    Навигатор Примечания


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *