Растояние установки опор освещения от полотна дороги
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Растояние установки опор освещения от полотна дороги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На расстояние между опорами уличного освещения в городе, пригороде и сельской местности влияют ширина дорожного покрытия, технические характеристики светильников, источник света (светодиодный, лампа накаливания, газоразрядная лампа и так далее), высота установки, мощность трансформаторной подстанции, количество опорных стоек, технические условия на объекте и другие параметры.
Все требования к размещению опорных конструкций, в том числе расстояния до зданий, кабелей, канализаций и других инженерных сооружений отражены в документах ПУЭ, СНиП, ГОСТ и других. Основные пункты из них:
• расстояние от опорной конструкции до бордюра на обычной дороге – 0.6 м, при интенсивном движении – 1 м, при движении только легковых машин без грузового, электротранспорта – 0.3 м. Если бордюра нет, опорную конструкцию размещают на расстоянии 1.7 м;
• освещенность: для магистралей, улиц общегородского значения А1-А4 – 15-30 лк, для улиц с жилыми зданиями, торговыми центрами – 6-10 лк, для улиц, дорог местного значения В1-В3 – 6-15 лк, для второстепенных дорог Б1-Б2 – 15-20 лк. При подборе освещенности учитывают интенсивность движения в обоих направлениях, схему, по которой располагаются светильники, среднюю яркость покрытия;
• на пешеходных аллеях опоры ставят вне дороги. При ширине аллеи до 10 м столбы ставят по односторонней схеме. При большей ширине выбирают двухрядную шахматную или прямоугольную;
• для улиц и дорог с кюветами можно размещать опоры за кюветом. При условии, что расстояние от нее до проезжей части не больше 4 м;
• нельзя размещать опорную конструкцию между проезжей частью и пожарным гидрантом;
• расстояние от опоры до начала закругления тротуара на участках с пересечениями, примыканиями улиц – от 1.5 м;
• на мостах, транспортных эстакадах, путепроводах опору размещают на фланец или станину, который крепят к инженерному сооружению;
• при наличии деревьев опоры ставят вне их крон на удлиненные кронштейны. Либо используют светильники с тросовой подвеской;
• расстояние от столбов до балконов, окон зданий при воздушной прокладке кабеля для светильников – от 1 м;
• для столбов напряжением 1 000 В среднее расстояние между опорами составляет 35-45 м. При напряжении 6-10 кВ – 60 м;
• при двухсторонней шахматной схеме отношение шага к высоте подвеса составляет до 7:1, при остальных – до 5:1;
• опорные конструкции можно устанавливать по центру разделительной полосы, если ее ширина не меньше 4 м;
• минимальная высота светильников относительно проезжей части – 6.5 м;
• опоры для аллей, пешеходных дорог ставят вне пешеходной части;
• высота уличного источника света – 6-7 м.
Соблюдение регламентированных требований и правильный расчет интервалов между опорами позволит снизить риск аварийных ситуаций и уровень преступности, обеспечить качественное освещение в темное время суток, улучшить восприятие парков и достопримечательностей.
Расстояние между опорами для разных типов освещаемых зон
Стандартное расстояние между столбами освещения на трассе или в городе может варьироваться от 39 до 65 метров. Пролёт рассчитывается индивидуально в зависимости от факторов, описанных выше. Кроме того, расстояние может корректироваться в случае, если основным назначением опор является монтаж силовых линий электропередачи.
Кроме того, на трассах и в городах учитывается соблюдение следующих норм:
- на трассах расстояние от опоры освещения до дороги должно быть не менее 1 метра;
- для городских дорог — не менее 0,5 метра;
- при осевом расположении опор ширина разделительной полосы должна быть не менее 5 метров;
- при организации освещения дорог вблизи жилых домов, воздушные линии электропередачи не должны быть ближе, чем 1 метр к окнам и балконам.
Расстояние между фонарями уличного освещения в парках, как правило, подбирается, исходя из требуемой функциональности. При выборе опор и источников света добиваются освещения, не ниже 5 люкс. В зонах, где проложены дорожки для велосипедистов, расчёту освещения уделяют особое внимание. В целом, расстояние между фонарями в парках варьируется в очень широком диапазоне, зависит от назначения, требуемой функциональности, а также учитывается наличие элементов декора (фонтанов, например) и выделенных зон.
Расстояние между фонарными столбами во дворах определяется индивидуально в зависимости от их конфигурации. К примеру, высота устанавливаемых опор зависит от того, возможно ли обеспечить доступ к ним подъёмной техники для обслуживания. Если нет, то высота столбов будет не более 4 метров, и в соответствии с этим рассчитываются пролёты.
Разновидности и материал опор
Одна из основных характеристик осветительных столбов – материал, который используется при их изготовлении. Для производства этих устройств обычно применяются:
- Бетон — оптимальный вариант для городских условий.
- Дерево нередко можно увидеть в сельских и лесных районах. Существенным недостатком таких опор является неустойчивость к обледенениям и сильным ветрам. Столбы постоянно ломаются, а жители остаются без света. В последнее время деревянные конструкции стараются заменить изделиями из железобетона, стекловолокна или металла.
- Железобетон – очень распространен в больших городах.
- Стекловолокно считается композитным материалом. Его используют для установки осветительных систем в деревнях и маленьких городах.
- Металлические приспособления – производят как из простых, так и из оцинкованных металлов. Зачастую их размещают в условиях города.
Основные принципы уличного освещения
Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону. В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:
- уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
- проезжие части для автомобилей и магистральные дороги;
- территории, на которых расположены различные учреждения;
- заправочные станции;
- автомобильные стоянки и т. д.
Качественное уличное освещение
Хотя расстояние между столбами освещения и является важнейшим моментом при выполнении монтажа, все равно необходимо знать и понимать суть и предназначение самих конструкций для светильников. Она имеет две составные части:
- Главная часть опоры представляет собой столб, который может быть разным по высоте. Это связано с его функцией и местом расположения. Обычно при их установке в деревне или городе высота подбирается таким образом, что падающий свет образует на земле своеобразные конусы, которые должны пересекаться.
- Источник, воспроизводящий световой поток. Это оборудование устанавливается сверху осветительных столбов и может быть разной формы, мощности и т. д. Этот фактор зависит от места размещения линии освещения. Например, при обустройстве иллюминации автомобильных дорог требуется использование светильников с мощными лампами, что, соответственно, увеличивает размер самого осветительного прибора. Для освещения парков отдыха, площадей и скверов можно использовать столбы меньшей высоты и декоративные источники света.
Как определяется расстояние между столбами освещения на трассе и в городе
Расстояние между фонарными столбами в городе и любом другом месте именуется пролетом. Его величину регламентируют специализированные документы: СНиП и ГОСТ. В них четко прописываются величины пролета для разной местности, в том числе городской, сельской или частной территории.
При расчете пролетов учитывается специфика опор, состоящих из двух частей:
- источника света. Осветительный прибор располагается, как правило, наверху опоры. Мощность источника подбирается с учетом местности, где он будет располагаться. Так, для автодорог требуются светильники большой мощности, а в парковых зонах могут устанавливаться менее мощные модели;
- опора. Его главная характеристика – высота. Также важно учитывать, что опоры освещения одновременно могут выступать и опорами для ЛЭП (линии электропередач);
В условиях города чаще устанавливают опоры высотой 9 м, поскольку эта величина наиболее оптимальна в отношении удобства обслуживания.
Существуют определенные нормы и стандарты освещенности, которые обязательны для правильного подбора оборудования. В России конкретно таким документом является СНИП 23-05-95. Он постоянно пополняется и обновляется согласно современным требованиям. Самый свежий свод правил датируется 2011 годом. Он определяет следующие параметры.
Объекты |
Средний параметр Еср, лк не менее |
Распределение света Емин / Еср не менее |
Класс |
Расположение в городе |
Пропускная способность |
Федеральные автомагистрали и основные дороги города |
30 |
0,35 |
А1 |
За пределами центра |
более 10 000 ед/ч |
Иные основные улицы |
20 |
0,35 |
А2 |
За пределами центра |
7 000 — 9 000 ед/ч |
Центральные улицы, выходящие на магистрали |
20 |
0,35 |
А3 |
В центре |
4 000 — 7 000 ед/ч |
Основные исторически обоснованные проезды |
20 |
0,35 |
А4 |
В центре |
3 000 — 5 000 ед/ч |
Главные дороги и улицы районного значения |
20 |
0,35 |
Б1 |
За пределами центра |
3 000 — 5 000 ед/ч |
Основные трассы города районного значения |
15 |
0,35 |
Б2 |
В центре |
2 000 — 5 000 ед/ч |
Улицы с транспортным движением и пешеходные дорожки в пределах оживленных районов, исключая трассы с непрерывным движением |
15 |
0,25 |
В1 |
Жилые комплексы за пределами центра |
1 500 — 3 000 ед/ч |
Транспортные и пешеходные дороги в оживленных микрорайонах |
10 |
0,25 |
В2 |
Жилые комплексы в центре |
1 500 — 3 000 ед/ч |
Искусственное освещение автомобильных дорог, нормы и рекомендации
При подходе к организации процесса расстановки источников света стоит обращать внимание на основные элементы. К ним относится тип дорожного полотна, а также конкретный район расположения. Если это населенный пункт, работают одним правила, если это трасса – другие. Плотность населения также оказывает значение.
Систематика расстановок осветительных приборов имеет прямую зависимость от ширины трассы. Чем общая площадь рабочей поверхности больше, тем чаще должны располагаться опоры. Не последнее значение имеет предназначение конкретного проложенного пути. Автомагистраль нуждается в более высокой плотности светильников, чем проселочная дорога, что естественно. Ведь риск возникновения ДТП на них куда более серьезный. По этой же причине главным улицам, зонам с повышенным автомобильным трафиком уделяется более пристальное внимание.
Нормативные размеры опорных ям, составляют:
Грунты 1 групп плотности:
- При длине опоры 8,5 метров, глубина закапывания опоры (глубина ямы) должна быть 1,8 метра;
- При длине опоры 11 и 12 метров, глубина закапывания опоры (глубина ямы) должна быть 2,15 метра;
Грунты 2 гр. плотности:
- опоры 8,5 метров, глубина закапывания опоры (глубина ямы) должна быть 1,5 метра;
- опоры 11 и 12 метров, глубина закапывания опоры (глубина ямы) должна быть 1,8 метра;
Грунты 3 гр. плотности:
- опоры 8,5 метров, глубина закапывания опоры (глубина ямы) должна быть 1,35 метра;
- опоры 11 и 12 метров, глубина закапывания опоры (глубина ямы) должна быть 1,6 метра;
Расстояние между опорами для разных типов освещаемых зон
Стандартное расстояние между столбами освещения на трассе или в городе может варьироваться от 39 до 65 метров. Пролёт рассчитывается индивидуально в зависимости от факторов, описанных выше. Кроме того, расстояние может корректироваться в случае, если основным назначением опор является монтаж силовых линий электропередачи.
Кроме того, на трассах и в городах учитывается соблюдение следующих норм:
- на трассах расстояние от опоры освещения до дороги должно быть не менее 1 метра;
- для городских дорог — не менее 0,5 метра;
- при осевом расположении опор ширина разделительной полосы должна быть не менее 5 метров;
- при организации освещения дорог вблизи жилых домов, воздушные линии электропередачи не должны быть ближе, чем 1 метр к окнам и балконам.
Расстояние между фонарями уличного освещения — советы и рекомендации
Уличные фонари, устанавливаемые на столбах различной величины, существуют для того, чтобы можно было ориентироваться в пространстве в тёмное время суток. Ни пешеходы, ни водители не могут передвигаться в полной темноте, это чревато множеством опасностей. Уличные фонари создают равномерное освещение по всей территории пешеходных улиц, парков и скверов, дорог, шоссе. По современным правилам освещение нужно в любом месте, где есть движение.
Между фонарями всегда имеется некоторое расстояние. В первую очередь это связано с тем, что освещение должно быть равномерным. Уличный фонарь образует своеобразный конус света. Поэтому следующий должен стоять так, чтобы границы освещения соприкасались, образуя одну сплошную освещённую зону, без тёмных пятен. Если ставить фонари слишком близко друг к другу, это приведёт к перерасходу электричества, что будет стоить городской казне очень дорого. В данном случае необходим абсолютный баланс. Поэтому уличные фонари и ставят на равном расстоянии друг от друга.
Виды столбов и правила их установки
Для обеспечения достаточным уровнем света максимальной площади необходимо устанавливать светильники на определенную высоту. Для этого используются специальные опоры – столбы, которые изготавливаются из различных материалов:
Дерево. Для осветительных приборов используется древесина хвойных пород. Такие столбы недороги, имеют небольшой вес и просто устанавливаются. Кроме того, они достаточно безопасны в чрезвычайных обстоятельствах. К минусам относится их недолговечность, они требуют специальной обработки против гниения и не отличаются хорошим внешним видом.
- Бетон. Опоры имеют невысокую стоимость. Они просты в эксплуатации и достаточно долговечны. Минусы конструкций – грубый внешний вид и боязнь близости прохождения грунтовых вод.
- Железобетон. Столбы этого вида долговечны, не чувствительны к коррозии, недороги. Недостатки: высокая стоимость установки и обслуживания в процессе эксплуатации. Внешний вид такой же, как и у бетонных опор.
- Металл (сталь или алюминий). Такие опоры долговечны, прочны, устойчивы и достаточно декоративны. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость периодической окраски.
При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. При газонной установке глубина должна составлять не менее 80 см
При прочих видах монтажа столбов погружение в землю необходимо производить на глубину 160 см.
К прочим требованиям относятся следующие нормы:
- расстояние между опорами — не менее 60 см;
- выстраивание столбов в один ряд;
- выстраивание в два ряда с прямоугольным или шахматным порядком.
Удаленность приборов от бордюра дороги зависит от интенсивности движения:
- дороги, по которым не ездит грузовой транспорт – 0,3 м;
- второстепенные дороги – 0,6 м;
- магистрали – 1 м.
Уличный фонарь для частного дома? Какие правила установки? Можно ли
Почему тогда все деревни обвешаны фонарями, которые подключены к фидеру 220v, и за них граждане не платят, я просто вижу их квитанции на оплату, там фонарей нету, причём смотрящие ездят регулярно. Если надо платить то сколько? Платить надо по квитанции, и столько сколько лампа нажигает по факту. Но она же к счётчику не подсоеденина. Приведу пример, что если ты подсоединил минуя счётчик нагревательтный прибор и тебя застукали объезчики, то составляется акт и с тебя сдирают за последние 3 года среднюю сумму нажигаемого этим прибором электричества, но по факту просто кладут 2000 руб в карман и никто никому никогда не платит. Отсюда я думаю что ты не совсем прав
Да, вот тем документом и регулируется что дорога должна освещена быть, поэтому повторю в 3 раз гражданам РАЗРЕШАЕТСЯ вешать фонарь для освещения дороги . итд, дальше не помню, источник утерян и названия не помню. На всякий случай напишу ещё раз, люди если кто помнит какой это документ был, напишите пожалуйста Или хотя бы своими словами как там дельше. Там пару тройку абзацев было
Расстояние между фонарными столбами, опорами освещения
При установке фонарных столбов, осветительных опор в городе, вдоль дороги, расстояние между опоры наружного освещения города определяется исходя из количества осветительных фонарей установленных на опоре, их мощности и высоты установки светильника над дорогой. Расстояние между осветительными столбами железобетонными при установке фонарных столбов вдоль дорог определяется по этой же таблице. Расчет расстояния между опорами освещения выполнен на основании норм освещенности дорог. Данный расчет позволяет ответить на вопросы: “Сколько метров между фонарными столбами освещения?”, “Какое расстояние между фонарными столбами?”, “Какой пролет между столбами освещения?”. Отношение шага светильников к высоте их подвеса на улицах и дорогах всех категорий должно быть не более 5:1 при одностороннем, осевом и прямоугольном размещении светильников и не более 7:1 при шахматной схеме размещения. В таблице даны максимальные расстояния между опорами освещения с учетом требуемой освещенности дорожного полотна.
Количество и тип светильника,на одной опоре | Высотаустановкисветильника, метр | Расстояниемежду опорами освещения, м | Тип осветительной лампымощность, Вт | Установленнаямощность освещения на 1 км,кВт |
---|---|---|---|---|
4 Х ЖКУ 50-400-001 | 20 (ВМО20, ОГКС 20) | 65 | ДНаТ 400 | 30 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
2 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 31 | ДНаТ 250 | 19,5 |
2 Х ЖКУ 50-150-001 | 11,3 | 35 | ДНаТ 150 | 10 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 33 | ДНаТ 250 | 18 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 45 | ДНаТ 250 | 13,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 8 |
1 Х ЖКУ 30-150-001 | 12 | 39 | ДНаТ 150 | 9 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
- При выборе места установки опор освещения необходимо учитывать расстояние от дороги и напряжение линий электропередачи.
- Монтаж опор освещения — это сложный процесс, требующий множества мер безопасности и профессионализма.
- Расстояние между опорами зависит от многих факторов, включая напряжение и размер опор.
- Выбор конкретного типа опоры зависит от многих факторов, включая стиль и функциональные требования.
- Соблюдение всех правил и мер безопасности при монтаже и эксплуатации опор освещения позволит обеспечить их долговечность и безопасность.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 55706 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Приведённые здесь данные для дорог внутри поселений основаны на СП 52.13330.2016, вне поселений — на ГОСТ Р 58107.1-2018. Особенности установки систем освещения — на действующей редакции ПУЭ (издание седьмое). Большинство требований имеет статус обязательных к исполнению, но только при проектировании новых или реконструкции существующих систем освещения. Выбор применяемых нормированных значений происходит на основании категорий объектов. Поэтому прежде чем искать нужное значение, необходимо определить класс или категорию автодороги в соответствии с существующей документацией. Если это невозможно — для ориентира можно использовать самые простые показатели: число полос движения, наличие или отсутствие разделительной полосы и ориентировочную пропускную способность.
Следует также принять во внимание, что для дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетон), а также для дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России (см. рисунок), средняя яркость, а также общая и продольная её равномерность не нормируются.