Синтетический счет бюджетного учета для приобретения неисключительных прав в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Синтетический счет бюджетного учета для приобретения неисключительных прав в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Неисключительное право пользования НМА принимается к учёту по первоначальной стоимости (п. 10 СГС «Нематериальные активы»).
Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.
Рассматриваем возможность отражения приобретения и передачи неисключительных прав по лицензионному договору на счете 41 «Товары»
Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары, являются частью материально-производственных запасов. На счете 41 в соответствии с инструкцией по применению плана счетов отражаются товарно-материальные ценности, приобретенные в качестве товаров для перепродажи. Этот счет использовать для учета имущественных прав нельзя, т.к. материально-вещественная форма у прав отсутствует.
Рассматриваем положения НК РФ. Согласно статье 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. С 01.01.2008 г. в Гражданский Кодекс была введена в действие часть четвертая ГК РФ, которая касается прав на результаты интеллектуальной деятельности. В статье 1227 ГК РФ сделан упор на то, что интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), которое содержит результат этой интеллектуальной деятельности. Лицензионный договор регулируется статьей 1235 ГК РФ и подразумевает под собой передачу права использования результата интеллектуальной деятельности. Таким образом, результат интеллектуальной деятельности — это услуга.
Кроме этого, рассматривая положения НК РФ, а именно статью 148 НК РФ, можно сделать вывод о том, что передача лицензий относится именно к услугам. Ведь статья 148 НК РФ касается места реализации услуг в целях исчисления НДС. Также с 01.01.2008 г. в перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, был включен подпункт 26 пункта 1 статьи 149 НК РФ, касающийся реализации права на программы базы данных на основании лицензионного договора. Обратите внимание! Обычная купля-продажа товаров будет облагаться НДС.
В свое время по этой теме было выпущено несколько писем Минфина, которые подтверждают нашу точку зрения. Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. № 03-07-08/36, Письмо Минфина РФ от 05.03.2008 N 03-07-08/55, Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44.
Таким образом, с нашей точки зрения отражать покупку права по лицензионному договору на 41 счете нельзя.
Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Если передача права на использование программного обеспечения сопровождается передачей на основании отдельных документов (в данном случае — накладной) материальных носителей с указанием их стоимости, то эти материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Например, CD-диски и DVD-диски, входящие в комплект поставки, могут быть приняты к учету в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, в учете стоимость компакт-диска следует отнести на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Информацию о комплекте поставки желательно отразить в соответствующей Карточке (ф. 0504041).
Учет в бюджетных учреждениях (бухучет, медикаменты, питание)
Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).
Необходимые для работы компьютера программы (операционная система Windows) включите в его первоначальную стоимость. Связано это с тем, что первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат учреждения на их приобретение, сооружение и изготовление, а также приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы на приобретение компьютерных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию.
Если учреждению переданы права на использование компьютерной программы (по лицензионному договору), она признается нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на забалансовом счете 01 по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. Списание производите на основе оправдательных документов. Забалансовый учет ведется по простой системе, соответственно для списания необходимо сделать кредитовую проводку.
В течение срока полезного использования расходы, отнесенные на счет 040150226, списываются в состав текущих расходов (040120236) равными долями в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике (как правило, ежемесячно, в размере доли стоимости, исчисленной как частное от деления первоначальной стоимости на количество месяцев эксплуатации).
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Применение КВР и КОСГУ в 2022 году для бюджетных учреждений
- поступления, выплаты в денежной / натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 и 214, 266 и 267); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 и 263); выплаты бывшим работникам (264 и 265));
- текущие / капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (статьи 240 и 280); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 и 298, 297 и 299));
- выплаты социального / несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 и 266, 267); физическим лицам (статья 260 и подстатьи 296, 298));
- перечисления финансовым / нефинансовым организациям.
- в выплаты тренерам, спортсменам и учащимся включили компенсации расходов на проезд, проживание и питание при их направлении на различные мероприятия;
- к имеющимся видам выплат учащимся образовательных учреждений добавили суточные, компенсацию стоимости проезда к месту прохождения преддипломной практики, компенсацию расходов на питание (при невозможности приобретения этих услуг).
Какой счет использовать для приобретения неэксклюзивных прав в 2024
В соответствии с российским законодательством и Планом счетов бюджетного учета, для отражения приобретения неэксклюзивных прав следует использовать счет 01 «Основные средства» субсчет 02 «Нематериальные активы».
Нематериальные активы включают в себя различные виды прав, включая неэксклюзивные права. Под неэксклюзивными правами понимаются права, которые предоставляются нескольким сторонам одновременно и не исключают возможности их предоставления другим лицам.
При отражении операций по приобретению неэксклюзивных прав на счете 01.02 необходимо указывать амортизацию данных активов, а также проводить операции по списанию стоимости и учету внереализационных потерь.
Важно отметить, что приобретение неэксклюзивных прав должно быть подтверждено соответствующими документами, такими как договоры, лицензии и прочие соглашения. Также следует обратить особое внимание на правильное определение стоимости таких прав и соответствующую процедуру их учета.
Все операции по приобретению неэксклюзивных прав должны быть правильно и своевременно отражены в бухгалтерском учете с использованием соответствующих счетов и субсчетов, что позволит обеспечить прозрачность финансовой отчетности и правильное планирование бюджета на 2024 год.
Счет для бюджетного учета неэксклюзивных прав
Приобретение неэксклюзивных прав в 2024 году важно учесть в бюджетном учете и определить соответствующий счет. В данном случае рекомендуется использовать счет 01 «Основное производство».
Счет 01 «Основное производство» относится к классу активов и представляет расходы, связанные с основными видами деятельности организации. Приобретение неэксклюзивных прав может включать в себя такие операции, как лицензирование программного обеспечения, покупка прав на использование торговых марок или названий, аренда прав на использование недвижимости и другие.
Счет 01 позволяет учесть расходы на приобретение неэксклюзивных прав и отразить их в бюджетном учете. Важно правильно классифицировать расходы и правильно отразить их на соответствующем счете для дальнейшего анализа и контроля бюджетных средств.
Для определения конкретных счетов для бюджетного учета неэксклюзивных прав следует обратиться к методическим рекомендациям и нормативным актам, установленным в вашей организации или предоставленным основным учреждением по бюджетному учету. Важно проконсультироваться с участком бюджетного учета для получения актуальной информации и правильного оформления документов.
Автоматизация учета медикаментов
Для учреждений здравоохранения, важным аспектом учета в которых является контроль учета медикаментов (поступление медикаментов, распределение медикаментов по отделениям и по пациентам, изготовление лекарственных средств, расход металлоконструкций), программа 1С является отличным инструментом. Для детального аналитического учета медикаментов предназначены программные продукты “1С:Медицина. Больничная аптека” и “1С:Розница 8. Аптека”.
Нашими специалистами подготовлены различные доработки для программного продукта “1С:Розница 8. Аптека”, необходимые для оптимизации учета медикаментов в медицинских учреждениях:
- дополнительный разрез учета “статья финансирования” и отчеты для анализа данных в разрезе статей финансирования;
- учет договоров контрагентов, согласно которым происходит поставка медикаментов;
- партионный учет медикаментов;
- учет квот по пациентам и отчеты для анализа использования квот и расхода медикаментов в разрезе пациентов;
- внешние обработки выгрузки документов из конфигурации 1C:Розница 8. Аптека и загрузки документов в 1C:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.
Любому бюджетному учреждению здравоохранения мы поможем оперативно автоматизировать учет медикаментов на базе программ “1С:Медицина. Больничная аптека” или “1С:Розница 8. Аптека” как в аптеке, так и по отделениям.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Регистрация прав на программный продукт
При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:
- заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
- депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.
Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:
- для организации — 2600 руб.;
- для физического лица — 1700 руб.;
- за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.
При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.
Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».
В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.
Срок использования результатов интеллектуальной деятельности превышает 12 месяцев
Начиная с 1 января 2021 года учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы»[2], ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (методические рекомендации, направленные Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384, далее – Методические рекомендации):
- 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
- 0 111 6R 000 «Права пользования опытно конструкторскими и технологическими разработками»;
- 0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
- 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
Как учесть расходы на неисключительные права в бюджетном учреждении
Согласно пунктам 28, 29 Стандарта НМА, амортизация объекта НМА начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта НМА (выбытия его из бухгалтерского учета), или с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта нематериальных активов стала равна нулю.
В Едином плане счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2023 № 198н), права в соответствии с лицензионными договорами (права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами) либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:
Каждому инвентарному объекту НМА присваивается уникальный инвентарный номер. Указанный номер, присвоенный объекту НМА, сохраняется за ним на весь период его учета. Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов НМА вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам нефинансовых активов не присваиваются. Стандарт не содержит исключений для прав пользования нематериальными активами.
Отметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на РИД, как прежде подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Согласно п. 302 Инструкции № 157н затраты, отражаемые по дебету счета 401 50, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Правильность настоящего вывода подтверждает и ГКУ в
письме «Об операциях по приобретению программного обеспечения» от 19.05.2004 г. № 07-04/1005-411
, указывая при этом на необходимость принять во внимание при учете компьютерных программ их принадлежность по правовому признаку к объектам авторского права.
340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». На нее относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2023 г. отражаются по подстатьям 223, 226, 296, таких как:
- подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
- специальная продукция, бланки строгой отчетности;
- бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.
- является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
- возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.
В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.