Особенности зарядки кальциевых аккумуляторов автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности зарядки кальциевых аккумуляторов автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Раньше я довольно часто и помногу пользовался автомобилем, проезжая относительно большие расстояния. И, в общем-то, мне даже в голову не приходило обзавестись зарядным устройством для АКБ – разряжаться она просто не успевала. В зимний период аккумулятор я вообще никогда не снимал и не относил в тепло, так как во время холодов ставил двигатель на автозапуск при достижении определённой температуры ниже нуля.
Здесь речь идёт о современных приборах, которые позволяют заряжать всевозможные разновидности 12-вольтных аккумуляторных батарей.
Подобные ЗУ отличаются достойными выходными характеристиками, что позволяет реанимировать порой даже самые глубоко посаженные аккумуляторы. Работают ЗУ Вымпел на основе принципа преобразования энергии в силовых цепях. Тем самым конструкторы сумели уменьшить габаритные размеры и существенно снизить массу в сравнении с ЗУ старого образца.
В зависимости от конкретной модели зарядники Вымпел могут оснащаться дополнительными функциями, отличаться по комплектации, конструктивному исполнению.
Но в подавляющем большинстве случаев для потребителей представлены автоматические ЗУ с возможностью перехода на ручной режим управления процессов заряда аккумуляторной батареи.
Как заряжать аккумулятор с помощью Вымпел 30
В следующем примере вы узнаете, как использовать зарядное устройство Vimpel для зарядки севшего автомобильного аккумулятора.
Эта модель отличается компактными размерами и функциональной панелью управления. Это отличный выбор для начинающих. Не имеет значения, каким аккумулятором оснащен ваш автомобиль, будь то необслуживаемая кальциевая батарея или классическая свинцово-кислотная батарея с открытым баком.
Это можно узнать из панели управления:
- встроенный амперметр имеет сагиттальную шкалу с диапазоном от 0 до 20 ампер;
- имеется переключатель выходного напряжения;
- активирующий диод изменяется в зависимости от напряжения: если 14,8 В, диод будет зеленым; если 16 В, он будет желтым; если 19 В, он будет красным;
- перегрев индикаторного диода; на практике это происходит очень редко;
- регулятор для выбора тока зарядки.
Алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора
Если бы инструкцию по зарядке кальциевого аккумулятора поручили написать автору этой статьи, то она выглядела бы следующим образом:
- Оцените степень заряженности батареи по напряжению покоя или индикатору на корпусе.
- Если напряжение покоя ниже 12,3 В (или индикатор не зелёного цвета) — зарядите батарею при помощи зарядного устройства.
- Отсоедините АКБ от бортовой сети.
- При наличии пробок — выверните.
- Подключите зарядное устройство, предварительно выставив ток заряда 10% от реальной ёмкости, а не от той, что написана на корпусе.
- Заряжайте до тех пор, пока не будет достигнуто напряжение 14,4 В, а ток заряда не уменьшится до 0,1-0,3 А.
- Если в ближайшее время предстоит поездка, то просто подключите батарею к бортовой сети автомобиля.
- Если поездка не планируется, дополнительно заряжайте аккумулятор при напряжении 16,1 В на протяжении 40 минут.
- Если плотность электролита до 8-го пункта в норме, то заряжать напряжением 16,1 В не нужно.
- То же самое, если индикатор на корпусе батареи позеленел.
Характеристики, возможности
Зарядное устройство (ЗУ) «Вымпел 30» предназначено для зарядки кислотных автомобильных аккумуляторов с номинальным напряжением 12 В – как стартовых, так и тяговых, в том числе батарей, разряженных до «нуля». Устройство можно использовать для зарядки щелочных никелевых АКБ в автоматическом и ручном режимах с ручной регулировкой зарядного тока.
Типы АКБ, которые можно зарядить при помощи ЗУ «Вымпел 30»:
Типы аккумуляторных батарей | Номинальное напряжение, В |
---|---|
Кислотные | 12 |
WET | Кальциевые (Ca) |
Серебряные (Ag) | |
EFB | |
Щелочные | |
Ni-Cd, Ni-MH, Ni-Zn |
Прибор позволяет производить зарядку батарей любой электрохимической системы с конечным напряжением до 19 В в неавтоматическом режиме. При необходимости «Вымпел» используется в качестве многоцелевого БП с ограничением по току до 20 А для питания автомобильной аппаратуры, галогенных ламп, электроинструмента и пр.
Использовать прибор можно только внутри помещений (защита от воды – IP20). Охлаждение устройства принудительное, при помощи встроенного вентилятора. Если сила зарядного тока ниже 11 А или температура внутри корпуса прибора невелика, вентилятор не работает.
Кому обязательно иметь ЗУ для автомобильной АКБ
Раньше я довольно часто и помногу пользовался автомобилем, проезжая относительно большие расстояния. И, в общем-то, мне даже в голову не приходило обзавестись зарядным устройством для АКБ — разряжаться она просто не успевала. В зимний период аккумулятор я вообще никогда не снимал и не относил в тепло, так как во время холодов ставил двигатель на автозапуск при достижении определённой температуры ниже нуля.
На сегодняшний же день, необходимость в частом передвижении за рулём отпала. Машина стоит по большей части на «приколе», как я уже говорил выше. И это обстоятельство просто само собой подтолкнуло меня к приобретению зарядника.
Исходя из приобретённого опыта, думаю, что покупка зарядного устройства для АКБ не будет лишней для любого автолюбителя. Однако, очень даже не повредит тем пилотам, кто:
- Редко пользуется своим транспортным средством.
- Хоть и часто ездит, но непродолжительное время: в режиме «завёлся утром, доехал до работы за 5-10 минут, отработал, вечером завёлся и доехал также до дома за 5 минут».
- Проживает в регионах, где не редки воздействия низких температур воздуха.
Если уж совсем никак не хочется связываться с зарядниками, то во избежание глубокого разряда АКБ и продления его жизни, желательно:
- Хотя бы раз в неделю ездить в автомобиле не менее 30 минут.
- Отключать от бортовой системы автомобиля и относить АКБ в тёплое помещение во время морозов при длительных стоянках.
- Хотя бы скидывать минусовую клемму с аккума, если нет желания его таскать туда-сюда.
Зарядное устройство Орион Вымпел 30 имеет очень компактный корпус, поэтому его легко хранить и транспортировать. Учитывая тот факт, что конструкция этой модели избавлена от стандартного трансформатора, который в аналогичных приборах прошлого века значительно добавлял веса устройству, масса изделия не превышает 1 кг.
Для получения точной информации в режиме реального времени о характеристике электрического тока, который направляется на клеммы аккумулятора, на передней панели прибора имеется стрелочный индикатор. Справа от этого элемента имеется регулятор, с помощью которого можно плавно изменять силу тока.
Величину напряжения можно легко поменять с помощью трехпозиционного переключателя. Три предустановленных режима работы ЗУ настроены на: 14,8 В, 16 В и 19 В.
Технические характеристики устройства Вымпел 30
Знание основных технических параметров зарядного устройства необходимо для того, чтобы случайно не повредить его и не обездвижить подключенный аккумулятор. Среди электронных и физических параметров зарядного устройства Vympel 30 наиболее важными являются:
Напряжение | 180-240 В | |
Диапазон регулировки тока | 0,8-20 | |
Выходное напряжение в стабилизация тока |
14,8 В | 0-14,8 В |
16 В | 0-16 В | |
19 В | 0-19 В | |
Выходное напряжение в режиме стабилизации напряжения Стабилизация напряжения |
14,8 В | 14,7-14,9 В |
16 В | 15,9-16,1 В | |
19 В | 18-19 В | |
Диапазон рабочих температур | от -10 до +40 C | |
Размеры | 155x85x200 мм | |
Вес | 930 грамм | |
Амперметр | Тип стержня | |
Номинальное напряжение батареи | 12 В | |
Тип охлаждения | Радиатор | |
Специальные возможности: | ||
Зарядка полностью разряженной батареи | ||
Использование в качестве источника питания | ||
Защита от перенапряжения, перегрева и короткого замыкания | ||
Использование в качестве устройства для запуска двигателя |
Имея информацию об основных параметрах устройства, легко понять, подходит ли оно для зарядки конкретной батареи.
Кому обязательно иметь ЗУ для автомобильной АКБ
Раньше я довольно часто и помногу пользовался автомобилем, проезжая относительно большие расстояния. И, в общем-то, мне даже в голову не приходило обзавестись зарядным устройством для АКБ — разряжаться она просто не успевала. В зимний период аккумулятор я вообще никогда не снимал и не относил в тепло, так как во время холодов ставил двигатель на автозапуск при достижении определённой температуры ниже нуля.
На сегодняшний же день, необходимость в частом передвижении за рулём отпала. Машина стоит по большей части на «приколе», как я уже говорил выше. И это обстоятельство просто само собой подтолкнуло меня к приобретению зарядника.
Исходя из приобретённого опыта, думаю, что покупка зарядного устройства для АКБ не будет лишней для любого автолюбителя. Однако, очень даже не повредит тем пилотам, кто:
- Редко пользуется своим транспортным средством.
- Хоть и часто ездит, но непродолжительное время: в режиме «завёлся утром, доехал до работы за 5-10 минут, отработал, вечером завёлся и доехал также до дома за 5 минут».
- Проживает в регионах, где не редки воздействия низких температур воздуха.
Если уж совсем никак не хочется связываться с зарядниками, то во избежание глубокого разряда АКБ и продления его жизни, желательно:
- Хотя бы раз в неделю ездить в автомобиле не менее 30 минут.
- Отключать от бортовой системы автомобиля и относить АКБ в тёплое помещение во время морозов при длительных стоянках.
- Хотя бы скидывать минусовую клемму с аккума, если нет желания его таскать туда-сюда.
Особенности устройства и для каких АКБ предназначен
С использованием прибора Вымпел 30 можно заряжать автомобильные аккумуляторы с емкость от 8 до 200 А/Ч, изготовленные по следующим технологиям:
При этом совершенно не имеет значения конструкция корпуса АКБ. Зарядное устройство Вымпел 30 может быть успешно использовано как для обслуживаемых, так и необслуживаемых моделей. Кроме этого, ЗУ этой модели могут применяться для многократного восстановления батарей Deep Cycle, которые используются в качестве источника питания для лодочных моторов и небольших электромобилей.
Особенностью этой модели зарядного устройства является наличие интеллектуальной защиты от перегрева. Помимо обычного вентилятора, есть еще специальная плата, следящая за температурой устройства.
К достоинством данной модификации ЗУ Вымпел относится возможность использования прибора в двух режимах: автоматическом и неавтоматическом. Кроме зарядки аккумуляторов, устройство можно эксплуатировать в качестве довольно мощного источника постоянного тока.
Дополнительные функции
У каждой модели ЗУ Вымпел могут быть свои дополнительные функциональные возможности.
Но в основном речь идёт об источнике тока, а также о предпусковом режиме.
В случае с предпусковым режимом ЗУ может помочь запустить двигатель, если АКБ сильно разрядилась. Чтобы это сделать, нужно включить автоматический режим, а также выставить максимальный ток. Выжидают от 5 до 30 минут, после чего выполняется пробный запуск.
Ещё зарядное устройство может выступить как источник питания для других потребителей.
Спрос на ЗУ Вымпел от российской компании справедливый и закономерный. Они недорогие, качественные, а также долговечные и эффективные, превосходят многие зарубежные аналоги.
Каким зарядным устройством пользуетесь вы? Знакомы ли с ЗУ от компании Орион? Доводилось ли заряжать или запускать двигатель с помощью зарядки Вымпел? Какие сильные и слабые стороны можете выделить в этих приборах?
Делитесь своим мнением на этот счёт.
Подписывайтесь, комментируйте и задавайте актуальные вопросы!
Технические характеристики устройства Вымпел 30
Знать основные технические характеристики зарядного устройства необходимо для того, чтобы случайно не повредить его или не вывести из строя подключаемую аккумуляторную батарею. Среди электронных и физических параметров ЗУ Вымпел 30, наиболее важными являются:
Характеристика | Значение | |
---|---|---|
Напряжение | 180-240 В | |
Диапазон регулировки тока | 0,8-20 | |
Выходное напряжение в режиме стабилизации тока |
14,8 В | 0-14,8 В |
16 В | 0-16 В | |
19 В | 0-19 В | |
Выходное напряжение в режиме стабилизации напряжения |
14,8 В | 14,7-14,9 В |
16 В | 15,9-16,1 В | |
19 В | 18-19 В | |
Диапазон рабочих температур | от -10 до +40 С | |
Размеры | 155x85x200 мм | |
Вес | 930 грамм | |
Амперметр | Стрелочный | |
Номинальное напряжение АКБ | 12 В | |
Тип охлаждения | Радиатор | |
Особенности: | ||
Заряд полностью разряженного аккумулятора | ||
Использование в качестве блока питания | ||
Защита от переполюсовке, перегрева и замыкания | ||
Использование в качестве предпускового устройства для запуска двигателя |
Как правильно заряжать кальциевые аккумуляторы
Как же кстати оказалась всеми забытая «кальциевая» технология, позволяющая изготавливать «необслуживаемые АКБ». Да, именно легирование свинца кальцием позволило повысить перенапряжение водорода или, говоря проще, аккумулятор стал «закипать» при более высоком напряжении (16,0 В). При напряжении бортовой сети автомобиля 14,4 В кальциевые аккумуляторы вообще не «закипают» и не требуют постоянного доливания дистиллированной воды, а значит нуждаются лишь в минимальном обслуживании. У кальциевого аккумулятора есть еще один бонус – это способность долго держать разряд. Скажем, если ваш автомобиль пару месяцев простоит на стоянке, то вернувшись за ним, у вас будут все шансы на успешный запуск двигателя. На этом, однако, его преимущества заканчиваются.
А как же недостатки, спросите вы?….. Да никак! Конечно, инженеры пытаются «продлить жизнь» кальциевым аккумуляторам, экспериментируя с «рецептами приготовления» токоотводящих решеток, а также самой обмазки, из которой впоследствии формируется активная масса. Плюсом ко всему в электролит добавляют различные «улучшители». Даже себестоимость производства свинцово-кальциевого сплава удалось снизить (за счет совершенствования технологии), но в глобальном смысле проблемы с кальцием как были, так они и остались.
Однако это уже не важно. Важно, что теперь потребителю можно предложить товар, который отвечает его ОСНОВНОМУ критерию: «поставил и забыл».
Ситуация на сегодняшний день такова, что в условиях реальной эксплуатации кальциевого АКБ, зарядка при 14,8 В провоцирует глубокую сульфатацию пластин, а зарядка при 16,2 В способствует более быстрому оплыванию активной массы. В обоих случаях емкость аккумулятора уменьшается. Каждый из этих ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ способов заряда губителен для кальциевого аккумулятора, как ни крути.
Однако самое большое зло, которое таит в себе кальциевый аккумулятор – это непереносимость глубокого циклирования. Говоря проще, при глубоких разрядах потеря емкости ускоряется в разы, по сравнению с сурьмянистыми батареями (причины описаны в начале статьи).
Вы думаете производители об этом не знают? Прекрасно знают, но никогда вам об этом подробно рассказывать не будут. Цель у них совершенно иная. В основе их маркетинговых стратегий лежит одно единственное преимущество кальциевого аккумулятора – это его «необслуживаемость» или отсутствие необходимости уделять ему свое внимание, словом «поставил и забыл». А вот разборки по поводу «болячек» своего «детища» они оставили на усмотрение своих потребителей, поскольку сказать им нечего. Отсюда и «туманность» в их рекомендациях по обслуживанию. Стоит ли теперь удивляться неугасающим спорам по поводу «правильной» зарядки кальциевой АКБ? Ответ очевиден.
А как же быть тем, кто не хочет «забывать» про свой аккумулятор и кто не желает мириться с тем, что 2 года эксплуатации (для северных районов РФ) для кальциевого АКБ – это предел? Ответ прост – включать здравый смысл. Автор статьи не выступает в защиту того или иного способа зарядки, обсуждаемого на просторах интернета, а предлагает некий компромисс, помогающий продлить «срок жизни» кальциевого аккумулятора.
Как выполняется зарядка аккумуляторов с помощью зарядных устройств Вымпел
Теперь по инструкции попробуем провести первый заряд аккумулятора.
Подключаем зарядное устройство в розетку (без подключения проводов к аккумулятору). На дисплее загорается «Вымпел 57», версия прошивки и настраиваем ЗУ на заряд.
Можно установить показания по силе тока от 0,6 А до 20,5 А. Напряжение от 7,4 в до 18,5 В.
В устройстве имеются все типы «защиты от дурака»: от перегрева, от переполюсовки, от короткого замыкания.
На 7-й странице инструкции есть таблица – читаем внимательно как все делать.
Автомобилистов закономерно интересует вопрос о том, как правильно заряжать свой аккумулятор с помощью Вымпел 57, зарядного устройства Вымпел 30, 55 и пр.
Стоит отметить, что самостоятельное восстановление севшего аккумулятора автомобиля специальным зарядным устройством типа Вымпел 55 не сильно отличается от процедуры, актуальной для Вымпел 57 или 30 модели.
Все эти ЗУ относятся к автоматическому типу, имеют ручной режим работы. Но они отличаются между собой по рабочим характеристикам, функциональным возможностям, иногда даже по назначению.
На представленном примере вы сможете узнать, как зарядным устройством серии Вымпел можно самостоятельно зарядить севший аккумулятор своего автомобиля.
Представленная модель имеет компактные размеры, функциональную панель управления. Отличный выбор для новичка. И неважно, каким аккумулятором оснащается ваша машина, будь то необслуживаемый кальциевый или классический свинцово-кислотный с открытым доступом к банкам.
Прежде чем вы начнёте подавать напряжение для зарядки своего аккумулятора, необходимо выполнить несколько обязательных действий:
- проверьте целостность кабеля;
- не используйте ЗУ на открытом воздухе;
- для зарядки лучше выбрать помещение, но с хорошей вентиляцией;
- подключите ЗУ к розетке, не подключая при этом сам аккумулятор;
- убедитесь, что зарядник работает, что можно определить по соответствующему индикатору на панели;
- выключите ЗУ;
- соедините ЗУ и АКБ;
- сначала подключается плюсовая клемма, а только потом минус;
- убедитесь, что сила тока выставлена на 0;
- теперь можно подключать ЗУ к розетке.
В некоторых случаях актуальным становится вопрос о том, как зарядить АКБ в ручном режиме, используя ЗУ Вымпел.
При ручном режиме ориентируйтесь на следующие рекомендации:
- Выбирайте зарядный ток, исходя из рекомендаций изготовителя аккумулятора. Как и в предыдущем случае, это 10% от номинального значения. То есть при ёмкости 60 Ач, нужно выставлять ток заряда 6 А.
- Зарядку выполняют при постоянном токе либо по постоянному напряжению.
- Если это постоянный ток, тогда регулировка выполняется за счёт управления выпрямителями. Такой вариант не очень удобный, поскольку контролировать параметры зарядного тока придётся через каждые 1–2 часа.
- Оптимальным считается вариант комбинированного типа, на основе которого работают практически все ЗУ Вымпел.
В процессе ручной зарядки внимательно следите за тем, чтобы после старта работы ток резко не уменьшился. Если это произошло, то подобное явление указывает на сульфатацию пластин. Чтобы обеспечить обратный эффект, параметры зарядного тока нужно вручную уменьшить.
Полезная тема – как заряжать кальциевый аккумулятор
Сейчас на современных автомобилях стоят именно кальциевые аккумуляторы, иногда гибридные (о устройстве и особенностях эксплуатации кальциевых АКБ мы писали ранее). Сурьмянистые аккумуляторы уже практически мало применяются.
Многие выбирают кальциевые батареи – их понять можно. У таких батарей много плюсов. Кальциевые АКБ имеют высокие токи запуска, достаточно большую ёмкость, электролит практически не испаряется. Но эти аккумуляторы дорогие, они не любят глубоких разрядов.
Кальциевые батареи имеют свою особенность – их нужно уметь заряжать. Эти аккумуляторы заряжаются не как обычные батареи, и у многих владельцев возникает проблема: как же их всё-таки зарядить.
Прежде чем аккумулятор заряжать – необходимо убедиться, что он как бы «подсдох». Нормальная плотность аккумулятора 1,27 г/см3, нормальное напряжение – 12,7 в. – это соответствует 100%. Если вы меряете и у вас напряжение 12,4 в, то ваша батарея разряжена. Полный разряд для кальциевых АКБ – 11,6 -11,7 в. Это означает, что он практически на нуле.
Кальциевая батарея – для «чайников», поставили и забыли. Многие катаются неделями, месяцами и даже годами и вообще не смотрят на этот аккумулятор. Но делать этого не стоит. Все-таки один раз в месяц, один раз в два месяца возьмите мультиметр, замерьте напряжение на клеммах. Если есть ареометр – замерьте плотность.
Дело в том, что кальциевые батареи зачастую могут быть необслуживаемые, но у них есть глазок на верхней крышке. В этом глазке можно определить плотность. Если горит зелёный – плотность нормальная. Если белый либо чёрный – это отклонение и вам нужно его подзарядить.
Как правильно заряжать кальциевые аккумуляторы
8 октября 2019 года
Более того, своими суждениями по этой теме даже успели отметиться отдельные зарубежные и отечественные производители батарей (АКБ).
Одной из главных точек противоречий, напомним, стал вопрос о том, какое максимальное напряжение должно быть при заряде так называемых кальциевых аккумуляторов.
Одни утверждают, что оно не должно превышать 14,6 В, другие говорят, что его значение может быть и 14,8 В, а третьи и вовсе считают, что заряжать АКБ надо при напряжении не менее 16 В. Так кто же прав?
Чтобы прояснить позицию по данному вопросу, мы решили выслушать мнение специалистов фирмы TAB (Словения), одного из ведущих европейских производителей автомобильных батарей.
Напомним, что эта компания ежегодно поставляет в нашу страну примерно с полмиллиона АКБ, среди которых особое место занимают популярные аккумуляторы Topla и TAB.
Подавляющее большинство словенских источников питания — как раз кальциевые АКБ, о чем говорят соответствующие символы Ca/Ca на этикетках этих батарей. Что же они собой представляют?