О снижении размера административного штрафа ниже низшего предела
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О снижении размера административного штрафа ниже низшего предела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время судьи правомочны в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа как юридическим, так и физическим лицам. Прецедент был создан благодаря вынесению Конституционным судом РФ постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П).
До какой степени может быть снижен административный штраф?
После снижения размера новая сумма административного штрафа не может быть менее 50% минимального размера штрафа, предусмотренного законом. Уменьшение штрафа в еще большей степени законом не предусмотрено (решение Свердловского райсуда г. Иркутска от 22.05.2015 по делу № 12-343/2015).
До вступления в силу поправок, введенных законом «О внесении изменений…» от 31.12.2014 № 515-ФЗ, суды действительно могли снижать размер штрафа в больших пределах. Однако ст. 4.1 установлен именно регламент изменения размера штрафа, а не вид ответственности. Соответственно, считать данную норму ухудшающей положение лица, совершившего правонарушение, нельзя (постановление 14-го ААС от 07.05.2015 по делу № А05-14756/2014).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.
Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.
И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.
А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.
В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.
При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.
Административный штраф ниже минимального предела
Кроме того, статья 4.1 КоАП РФ допускает возможность снижения административного штрафа и ниже минимального предела административного штрафа, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица
, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Что делать налогоплательщику?
Следует отметить, факты наличия смягчающих обстоятельств решаются налоговиками с компаниями на стадии рассмотрения материалов выездных и (или) камеральных проверок.
Прежде всего, рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.
Специально установленной формы для ходатайства нет. Оно подается в свободной форме и в нем приводятся обстоятельства, которые могут смягчить налоговую ответственность.
Как правило, в качестве смягчающих ответственность учитываются:
-
характер и значение деятельности налогоплательщика (например, социально-направленное учреждение);
-
тяжелое финансовое положение;
-
отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;
-
самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;
-
правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.
Порядок снижение штрафов
Подать ходатайство или заявление о снижении, либо замене штрафа, нужно до вынесения постановления по существу. В отдельных случаях допускается сделать это после того, как наказание назначено с вынесением постановления.
Заменить штраф на иной вид санкций можно только в следующем случае:
- если штраф вынесен в отношении ИП, предприятия или работника по итогам контрольных или надзорных проверок уполномоченных органов;
- если указанные категории нарушителей отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса;
- если указанные виновные лица впервые совершили административный проступок;
- если в перечень основных санкций не входило предупреждение.
По отдельным видам противоправных действий, прямо зафиксированным в ст. 4.1.1 КоАП РФ такая замена не допускается.
Чтобы добиться назначения штрафа в минимальном размере (в пределах санкции КоАП РФ), в ходатайстве и доказательствах можно ссылаться на следующие факты:
- смягчающие факторы – раскаяние в совершенном проступке, добровольное прекращение нарушения, оказание содействия в расследовании, предотвращение вредных и негативных последствий, состояние аффекта, иные обстоятельства (примерный перечень таких факторов указан в ст. 4.2 КоАП РФ);
- наличие не только вины, но и влияние случайных обстоятельств (например, если на нарушение ПДД повлияли и форс-мажорные обстоятельства);
- наличие вины иных лиц в совершенном проступке (например, обоюдная вина в аварии на дороге).
Суд, либо иной орган, рассматривающий дело, не может выйти за пределы низшего наказания по статье, которая вменяется за нарушение закона. Однако если в перечне видов наказания есть предупреждение, можно выбрать его в качестве альтернативы штрафу.
Еще одним вариантом защиты прав является доказывание исключительных факторов по ст. 4.1 КоАП РФ. В этом случае можно выйти даже за пределы минимального размера карательной санкции. Например, если в норме КоАП РФ был указан минимальный размер штрафа в 2000 руб., по исключительным факторам можно снизить его еще ниже. Хотя в ст. 4.1 КоАП РФ не приведен перечень таких факторов, их можно проследить из судебной практики:
- если это следует из характера правонарушения (например, если виновник пытался предотвратить более серьезные последствия и сознательно нарушал закон);
- если личность виновника позволяет уменьшить штраф без каких-либо последствий для общественных интересов (например, если виновным является пенсионер, награжденный множеством орденов и медалей за безупречный труд);
- если это позволяет имущественное положение виновника (например, если до вынесения постановления у виновного лица было уничтожено все имущество в результате стихийного бедствия).
Кто назначает штраф и определяет его сумму
Многие статьи кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают в виде наказания – штраф. Размер штрафа в большинстве случаев четко не определен и закон дает право назначить наказание от определенной минимальной суммы до другой максимальной суммы.
Окончательное решение принимает либо уполномоченное лицо (инспектор ДПС, инспектор ОВМ МВД, налоговый инспектор и т.д.), либо суд, а кто именно зависит от статьи кодекса и местной практики. Например, при привлечении юридического лица по ст. 18.15 КоАП РФ практика разница даже внутри одного города – в СВАО г. Москвы все дела инспектора рассматривают сами, а в ЮАО г. Москвы 90% дел направляется в суд для принятия окончательного решения, а вот МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) вообще никогда не направляет дела в суд и назначает все штрафы самостоятельно.
При назначении административного наказания в виде штрафа, КоАП РФ предписывает назначать его с учетом конкретных обстоятельств дела, общественной опасности, финансового положения привлекаемого лица и т.д. Однако практика такова, что при отсутствии отягчающих обстоятельств всем и всегда просто назначают минимальную сумму штрафа, предусмотренную статьей кодекса.
Исключение составляют суды. Только в судах можно добиться снижения штрафа ниже минимального, предусмотренного статьей размера. Писать мотивированные ходатайства, просить снизить штраф на досудебной стадии не имеет никакого смысла на 99%. Оставьте силы для суда, там вполне можно снизить штраф на 50%, а в исключительных случаях даже отделаться предупреждением.
Снижение административного штрафа для юридического лица на 50%
Согласно пункту 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, может быть назначен штраф в размере менее минимальной суммы, предусмотренной санкцией статьи кодекса. Для применения этой нормы существует ограничение:
Минимальный размер штрафа, предусмотренного статьей, должен быть не менее 100 000 рублей
В случае если суд усматривает основания для применения п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, то разрешая вопрос о том на сколько снижать размер штрафа он упирается в ограничение, предусмотренное пунктом 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ – размер штрафа, назначенного с учетом его снижения не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей кодекса. Поэтому рассчитывать на снижение штрафа более, чем на 50% не приходится, но уменьшить его в 2 раза это тоже во многих случаях очень полезно.
Другие смягчающие обстоятельства
Иными смягчающими обстоятельствами могут признать следующие.
- Незначительная просрочка:
- перечисление налога в течение незначительного количества дней после установленного срока;
- подача с незначительным пропуском срока уведомления, декларации, расчета и т. д.
- Признание вины и устранение ошибок:
- признание вины;
- уплата налога;
- отсутствие задолженности на момент принятия решения;
- устранение ущерба;
- самостоятельное выявление и устранение ошибок и т. д.
- совершение правонарушения впервые;
- незначительный характер правонарушения;
- отсутствие неблагоприятных экономических последствий;
- отсутствие ущерба бюджету;
- добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей;
- наличие постоянной переплаты;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения и т. д.
Тема: Образец ходатайства о замене административного штрафа на предупреждение
Значительная часть нарушений административного характера предусматривает наказание в виде штрафа. Это зависит от того, насколько серьезным было правонарушение, а также от многих других факторов.
В данной статье будет рассмотрено то, как происходит замена административного штрафа на предупреждение — ходатайство, образец соответствующего заявления, а также то, при каких правонарушениях данная процедура возможна.
- Нормативно-правовое регулирование
• Обстоятельства, при которых штраф заменяется на предупреждение • Обстоятельства, при которых замена штрафа не предусмотрена - Ходатайство о замене штрафных санкций на предупреждение • Форма заявления
- Судебная практика
В 2020 году в Административный Кодекс была добавлена статья 4.1.1. В нее был внесен ряд правил, касающихся порядка наложения взыскания за административные правонарушения. Согласно данным правилам, в определенных случаях может быть произведена замена административного штрафа предупреждением.
Суть данных изменений состоит в том, что при определенных обстоятельствах правонарушитель избегает материальных затрат и вместо штрафа несет самую легкую меру за свое деяние. Эта мера выражается лишь в порицании лица, нарушившего закона, которое выносится в письменном виде.
Также было вынесено постановление, согласно которому для малых предприятий в 2020 году также предусматривается возможность замены штрафа на предупреждение.
При разбирательстве подобного рода случаев лицо или предприятие, которому выносится предупреждение, обязуется устранить причину и ликвидировать потери, которые понесла пострадавшая сторона в результате неправомерных действий виновного.
В законодательстве не прописано конкретного срока, в течение которого все потери должны быть возмещены, однако, в ряде случаев, эти сроки устанавливаются судом, по заявлению пострадавшей стороны, либо по усмотрению судьи.
По закону на освобождение от выплаты штрафа и замену его на предупреждение при определенных обстоятельствах могут претендовать следующие лица:
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица, которые можно отнести к малым, либо средним предприятиям;
- сотрудники предприятий, относящихся к малому или среднему бизнесу.
В административном праве предусмотрена замена штрафа на письменное порицание для руководителей компаний, которые в данном случае будут рассматриваться как сотрудники данных предприятий.
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
В каких случаях лицо, вынесшее постановление об административной ответственности может пойти на снижение административного штрафа ниже низшего предела? Сразу скажу, если сумма штрафа составляет менее 100,0 тыс. руб., то его не имеют права уменьшить! За экологические правонарушения штраф в размере более 100,0 тыс. руб предусмотрен кодексом только для юридических лиц.
Обратимся к Кодексу Российской Федерации об административном правонарушении (КоАП РФ):
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ
Что тут важно, должностное лицо при вынесении постановления должно учитывать имущественное положение виновного лица, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
КоАП РФ Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств – не наш случай;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним – не наш случай;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Например: совершение данного административного правонарушения впервые.
КоАП РФ Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения – не наш случай;
4) совершение административного правонарушения группой лиц- не наш случай;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения – не наш случай.
Таким образом, если ваше юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, у него отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность и при этом сумма штрафных санкций составляет по одной статье КоАП РФ не менее 100,0 тыс. руб.:
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, должностное лицо может ( не обязано), оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, совершенного ЮЛ, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие у ЮЛ убытков по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности (согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности за *** год у ЮЛ должен иметься чистый убыток в сумме ***** тыс. руб.), должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может прийти к выводу, что применительно к обстоятельствам совершенного административного правонарушения, имущественному и финансовому положению субъекта административной ответственности мера административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном статьей *** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует принципам справедливости и соразмерности ответственности и не соответствует тяжести административного правонарушения.
На этом основании сумма штрафных санкций может быть снижена.
Поэтому, если ваше ЮЛ соответствует вышеперечисленным требованиям – пишите ходатайство о снижении размера штрафа.
Так что снижение административного штрафа ниже низшего предела – это реально при определенных условиях.
Размер административного штрафа за любое нарушение может быть ниже нижнего предела
В начале прошлого года Конституционный суд РФ вынес выгодное для предпринимателей постановление, разъяснив, что административный штраф для компании может быть назначен ниже минимального размера, предусмотренного КоАП РФ. Но данное постановление касалось толкования только конкретной нормы, потому вопрос о его распространении на иные положения Кодекса встал спустя год. Судьи пришли к выводу, что в исключительных случаях и только по решению суда, но административный штраф за любое правонарушение уже сейчас может быть назначен ниже минимума.
Минимальный размер административного штрафа, который может быть назначен компании-правонарушителю, далеко не всегда отвечает целям административного наказания. Кроме того, отсутствие в законе специальных положений приводит к невозможности индивидуализции наказания в зависимости от условий, не связанных с самим нарушением. Потому в КоАП РФ необходимо внести поправки, которые позволяли бы в соответствии с принципом соразмерности нарушения и следующего за ним наказания назначать административные штрафы ниже низшего предела в 100 000 руб., предусмотренного законом. Но такое снижение допустимо только в исключительных случаях и до внесения соответствующих поправок — только по решению суда. Такие выводы содержатся в постановлении Конституционного суда РФ от 25.02.2014 № 4-П.
Прошлогоднее толкование повлекло череду обращений в КС РФ
Постановлением от 17.01.2013 № 1-П судьи КС РФ признали, что административный штраф за нарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, может быть установлен ниже низшего предела в 300 000 руб. (см. «ЭЖ», 2013, № 03, с. 07). Заявителем по делу выступала компания, которую антимонопольный орган привлек к ответственности за непредставление информации, необходимой для осуществления антимонопольного контроля. Штраф был назначен в минимальном размере, предусмотренном данной нормой, но и он оказался непосилен для нарушителя. Судьи пришли к выводу, что существующие нормы КоАП РФ не позволяют индивидуализировать назначаемые штрафы в зависимости от материального положения субъекта, его предшествующего и дальнейшего поведения и иных факторов помимо тех, которые могут стать основанием для признания нарушения малозначительным.
Однако выводы в указанном выше постановлении касались лишь назначения наказания на основании ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Между тем минимальные пороги штрафов, предусмотренные иными положениями Кодекса, также не предусматривают возможности индивидуализации наказания, в то время как их наименьший размер — 100 000 руб. — может быть неадекватен общественной опасности совершенного деяния.
Последствия назначения предупреждения
По правилам статьи 32.1 КоАП РФ, санкций в виде предупреждения исполняется путем вручения или направления нарушителю копии постановления. Это должен сделать суд, либо иной уполномоченный орган, рассматривавший дело. С момента вручения или направления акта наказание считается исполненным.
Факты вынесения предупреждения не означает, что лицо было освобождено от административной ответственности. При повторном выявлении аналогичного проступка, либо совершения иного правонарушения, наличие административной санкции будет учитываться при назначении нового наказания, на ранее вынесенное предупреждение это не повлияет, но сохранится даже при установлении мер воздействия за новый проступок. Наказание в виде предупреждения сохраняет последствия в течение года после вступления постановления в силу.
Ходатайство о прекращении административного дела по малозначительности и иным основаниям
Все основания для прекращения административного преследования условно можно разделить на две группы:
- При наличии которых дело не возбуждается, а начатое производство подлежит безусловному прекращению.
- Иные основания, которые определены законом.
Перечень обязательных оснований для прекращения дела определяется статьей 24.5 КоАП РФ (нормы КАС в описываемой нами ситуации не применяются, согласно статье 1 КАС РФ).
Таковыми, согласно данной норме, признаются следующие основания:
- Нет события либо состава правонарушения. По данному основанию также прекращаются дела при невменяемости нарушителя, недостижении положенного возраста, крайней необходимости и т. д.
- Проведение амнистии при попадании конкретного состава правонарушения под ее условия.
- Отмена нормативного акта, на основании которого возбуждено дело.
- Истечение срока давности привлечения к ответственности.
- Смерть привлекаемого лица или ликвидация привлекаемой организации.
Помимо безусловных оснований нормы статьи 2.9 КоАП РФ дают право уполномоченным органам прекратить дело в случае его малозначительности.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области
Согласно общим правилам назначения административного наказания, установленным ст. 4.
1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ), административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — не менее ста тысяч рублей (ч.ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КОАП РФ).
При этом при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан, должностных лиц или юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КОАП РФ.
Заместитель руководителя Управления Росреестра по Смоленской области Ольга Нахаева отметила: «Норму о возможности снижения административного штрафа в соответствии с ч.ч. 2.2-3.3. ст. 4.1 КоАП РФ следует рассматривать как норму, улучшающую положение лица, совершившего административное правонарушение.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении данная норма закона может быть применена при наличии вышеуказанных исключительных обстоятельств и с учетом размера административного штрафа, предусмотренного статьей КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности».
Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.
Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).
Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:
- характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
- личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
- материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
- перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
- отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.
Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.
Обратите внимание, что ходатайство об отмене штрафа в налоговую ничем не отличается от стандартного заявления в ФНС, и составляется по общепринятым правилам.
Шаг № 1. Заполняем шапку документа.
В правом верхнем углу прописываем информацию о получателе: указываем должность начальника ИФНС, в которую направляется документ, затем пишем его Ф.И.О.
Ниже указываем данные заявителя: полное наименование организации (предпринимателя), регистрационные коды (ИНН, КПП), фактический адрес и контактный телефон.
Шаг № 2. Название документа.
В середине новой строки пишем «Ходатайство об учете смягчающих обстоятельств».
Шаг № 3. Описательная часть.
Здесь подробно опишите ситуацию. Начните описание с факта правонарушения: укажите реквизиты требования, по которому назначено наказание, зафиксируйте суть проступка.
Теперь приступайте к просьбе смягчить меру пресечения. Перечислите все обстоятельства, которые влияют на размер штрафных санкций. Допустимо сделать ссылки на нормативные акты или судебные решения, которые подтверждают возможность смягчения наказания.
При наличии подтверждающих документов оформите их списком приложений.
Шаг № 4. Завершаем составление и отправляем ходатайство в ФНС.