Расчет лимита кассы на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет лимита кассы на 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Абсолютно все категории, установившие лимит денег в кассе, обязаны соблюдать его, то есть работать без превышения лимита кассы на момент закрытия смены. Если организация относится к малому бизнесу, то расчет лимита остатка наличных денег в кассе ей делать не обязательно. Если приказ был составлен ранее, то в таком случае предприниматель обязан составить приказ об отмене лимита кассы.

Контрольно-кассовая дисциплина в 2022-2023 годах

Кассовая дисциплина — это соблюдение юридическими лицами и ИП правил проведения наличных денежных расчетов, установленных законодательством РФ. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.

Кассовая дисциплина включает в себя:

  • оформление кассовых документов (приходный и расходный кассовые ордера, ведение кассовой книги);

  • установление лимита остатка денег в кассе;

  • соблюдение правил расходования и сдачи наличности в банк;

  • соблюдение лимита расчёта наличными.

Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.

Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона «О ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение, в частности:

  • Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности определенных видов (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

  • Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Неутвержденный лимит кассы

Раньше соблюдение лимита предприятиями контролировали банки и другие финансовые организации. Потом эту обязанность переложили на ФНС.

А точнее: региональные подразделения налоговой службы. Если при посещении предприятия проверяющие обнаружат, что приказ на установление лимита наличных не подписан, сумма ограничения автоматически приравнивается нулю.

Это означает, что в конце рабочего дня нужно сдать все деньги в банк. То же самое касается случаев, когда выясняется, что лимит рассчитан неверно или завышен.

Лучше не допускать подобных моментов, поскольку они неминуемо влекут к штрафам. Обращаем внимание на то, что это касается только тех предприятий, в отношении которых действует требование по утверждению лимитов.

Что такое лимит остатка кассы

Лимит остатка наличных денег в кассе – это общая сумма денежных средств, которая может остаться в кассе на конец рабочего дня. Устанавливать его должны как коммерческие, так и бюджетные организации.

Лимит остатка кассы устанавливается приказом руководителя предприятия. Установленный лимит можно изменять в любое время – никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит. И наоборот, если действующий лимит удобен для руководства и для кассира, его можно не менять годами – никаких санкций за это не последует. Лимит кассы считается бессрочным, если в приказе не указан срок его действия.

Если лимит остатка кассы в организации не установлен вовсе, считается, что он равен нулю. Это значит, что на конец рабочего дня в кассе не должно оставаться ни копейки – наличие любых денег в кассе будет считаться нарушением.

Расчет лимита кассы на 2021 год

ЦБ РФ «заставляет» юридических лиц устанавливать лимит на кассе, чтобы ограничить им оборот наличности. В первую очередь это обусловлено желанием правительства искоренить теневую экономику. Кроме того, деньги на расчетном счете «работают», а не лежат «мертвым грузом».

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию договора дарения квартиры 2024 близкому родственнику

Бизнесмены также получают пользу от введения ограничений, особенно в вопросах безопасности. Хранение средств в банке позволяет существенно снизить финансовые риски, связанные с хищениями, мошенничеством или возникновением чрезвычайных ситуаций.

Расчет лимита остатка наличных денег в кассе на 2021 г. производится по такой же формуле, как и в предыдущие годы. Она представлена в Приложении к Указанию.

Основы расчета при использовании формул

В зависимости от варианта установления лимита применяют две разные формулы расчета:

  • по выручке. В основе расчета лежат данные по сумме выручки компании за установленный период времени;
  • по расходам. В основе расчета лежит величина сумм расходов за период времени.

Важно! Если компания имеет обособленные подразделения (филиалы), которые сдают выручку в головной офис, то расчет суммы лимита должен производиться из суммы общего лимита в произвольном варианте без применения формул по каждому подразделению. Для определения значений применяют алгоритм:

  • устанавливают общий лимит для головного офиса по требуемой формуле;
  • общий лимит в произвольном характере распределяется между филиалами;
  • издается внутренний приказ о распределении общего лимита между обособленными подразделениями.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка № 1. Часто на практике получается, что компания относится к малой (или микро) и перестает соблюдать требования лимита, так как законодательно ей разрешено. Но приказ об отмене лимита не был издан. А значит, компания по-прежнему подчиняется общему правилу для всех. Следует все изменения в компании закреплять соответствующими приказами, указами и распоряжениями.

Ошибка № 2. Если малое предприятие решает установить свой предел наличности, то соблюдать его, оно обязано. Иначе возможны штрафы.

Таким образом, под лимитом кассы следует понимать установленную сумму наличных средств, которые могут храниться в кассе. Расчет такой суммы проводится с применением специальной формулы. В конце дня осуществляют проверку его соблюдения. При превышении наличных денег над лимитом в кассе их инкассируют в банк.

Основной нормативный акт, которым руководствуются компании при установлении лимита, Указание банка России от 11.03.2014 № 3210-У. В нем прописаны правила ведения кассовых операций.

Малым предприятиям в 2023 году нет необходимости устанавливать лимит и проводить процедуру инкассации. Однако ряд требований к наличным средствам им все же следует соблюдать.

Лимит остатка наличных денег

В соответствии с п. 2 Указаний № 3210-У именно юридическое лицо своим распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму денег, которая может храниться в месте проведения кассовых операций, то есть лимит остатка наличных денег. При этом в части определения такого лимита в отношении подразделений юридического лица разъяснен порядок только в случае сдачи обособленным подразделением наличных денег на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке или в кассу юридического лица. В таком случае лимит остатка наличных денег устанавливается обособленному подразделению руководителем головной организации в соответствии с одной из формул, приведенных в приложении к Указанию № 3210-У.

В то же время в отношении филиалов учреждения, которым открыты лицевые счета в органе казначейства и которые наделены полномочиями по ведению бухгалтерского учета, соответственно, самостоятельно осуществляют операции с денежной наличностью через кассу обособленного подразделения, сдают выручку на свой лицевой счет Указания № 3210-У каких-либо разъяснений по вопросу кем и как устанавливается лимит остатка наличных денег не содержат.

С одной стороны, учитывая особый статус филиала, право устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе может быть закреплено за филиалом.

С другой стороны, филиал в соответствии с нормами законодательства не является юридическим лицом. Кроме того, филиал не является самостоятельным субъектом учета и отчетности (п. 4 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Так, с точки зрения стандарта субъектом бухгалтерского учета и отчетности является именно учреждение, а не филиал.

Читайте также:  Какие документы надо чтобы попасть в Белоруссию

Так как данный вопрос не урегулирован, конкретный порядок установления лимита остатка денежной наличности в кассе в отношении филиалов разрабатывается юридическим лицом (головным учреждением) самостоятельно и закрепляется в рамках формирования своей учетной политики. При этом юридическое лицо может либо оставить за собой право устанавливать лимит денежной наличности в кассе учреждения (филиалов), либо закреплять такую обязанность за каждым филиалом. При принятии решения, прежде всего, необходимо исходить из специфики деятельности учреждения.

Новые федеральные стандарты бухучета

С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.

Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.

Виды кассовых поступлений и их контроля

В НКО могут поступать наличные и безналичные средства от физических лиц при различных операциях. Например, это могут быть поступления пожертвований; членских и вступительных взносов; оплата за услуги или товары и т.д. Порядок оформления таких операций зависит от способа оплаты (наличным или безналичным) и от того, относятся эти поступления к коммерческой или некоммерческой деятельности.

Пример. В НКО поступили следующие средства: членский взнос 100 р. наличными, оплатили картой 200 р. за услуги, 300 р. пожертвовали переводом на расчетный счет с карты, 400 р. оплатили наличными за товар. Для правильного оформления таких операций необходимо: на 100 р. сформировать ПКО и отразить его в кассовой книге (чек не нужен); на 200 р. выдать кассовый чек (ПКО не нужно); 300 р. отразятся в выписке расчетного счета (чек или ПКО не нужны); 400 р. пробить по кассе и выдать чек.

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию Банка России от 11.03.2014 №3210-У, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег. Прямых исключений для НКО нет.

Согласно Указанию Банка России о порядке ведения кассовых операций лимит кассы определяется исходя из поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Некоммерческие организации, не ведущие коммерческую деятельность, не имеют возможности определить лимит остатка наличности в кассе по выручке. Поэтому следует определить лимит кассы по расходам наличных, учитывая объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Если необходимых для расчета расходов нет, придется сдавать все деньги на конец дня в банк. Контролирующие органы могут оштрафовать организацию и ее руководителя за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств по п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Но есть исключения для субъектов малого предпринимательства, которые лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Остались вопросы?

Пишите в комментарии!

Бухгалтерский учет почтовых расходов

Почтовые расходы есть в каждом бюджетном учреждении. Учреждения физической культуры и спорта не исключение. Такие расходы включают в себя различные виды затрат, связанных с отправкой писем, бандеролей, почтовых переводов и других почтовых отправлений; с приобретением почтовых марок, маркированных и немаркированных конвертов, иных почтовых бланков; с пересылкой письменной корреспонденции с помощью франкировальных машин; с предоставлением абонентской платы за использование почтовых ящиков и др. В данной статье приведен порядок отражения почтовых расходов в целях бухгалтерского учета в соответствии с новыми Инструкциями по бухгалтерскому учету, применяемыми бюджетными учреждениями.

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в Москве в 2024 году

Расходы на приобретение почтовых марок, конвертов

и иных почтовых бланков

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее — Указания) и действующими с 2011 г., расходы на приобретение почтовых марок отражаются по подстатье 221 «Услуги связи» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). По этой же статье следует отражать и расходы на приобретение конвертов и почтовых бланков, если на них присутствуют государственные знаки почтовой оплаты (почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи), другими словами, расходы на приобретение маркированных конвертов и иных почтовых бланков.

Если знаки почтовой оплаты на конвертах и бланках отсутствуют (немаркированные конверты, бланки), то расходы по их приобретению следует отражать по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

При ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения физической культуры и спорта должны руководствоваться Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), а также:

  • Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), — в случае, если в переходный период в отношении бюджетного учреждения не принято решение о предоставлении субсидий в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (то есть применяется бюджетными учреждениями — получателями бюджетных средств);
  • Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), если начиная с 2011 г. бюджетному учреждению предоставляются субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ (то есть применяется бюджетными учреждениями нового типа).

В соответствии со ст. 169 Инструкции N 157н в целях бухгалтерского учета почтовые марки, а также маркированные конверты и бланки относятся к денежным документам и учитываются на счете 201 35 000 «Денежные документы».

Операции, связанные с приобретением и выдачей марок, маркированных конвертов и бланков, отразятся следующими бухгалтерскими записями (п. 50 Инструкции N 162н, п.

Выдача подотчета на приобретение маркированных конвертов

Расширение внутреннего государственного долга Рост суммы внутреннего долга (получение займа, выставление на торги ценных бумаг, а также вовлечение других финансовых источников по причине нехватки бюджета). Расширение внешнего государственного долга Повышение общего объема долговых обязательств государства посредством привлечения аналогичных источников финансирования.

Данная статья отражает поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от погашения предоставленных ранее за счет средств бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных кредитов бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, физическими и юридическими лицам, государственных кредитов иностранными юридическими лицами и правительствами иностранных государств.

На основании исполнительного листа бюджетное учреждение ежемесячно удерживает из заработной платы сотрудника алименты в размере 25% от его заработной платы, которая составляет 17 000 руб. Алименты отправляются получателю почтовым переводом через кассира. Почтовый сбор составляет 1% от суммы алиментов. Сотрудник включен в основной персонал учреждения.

Упрощенный порядок ведения кассовых операций

Предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса разрешают вести учет в упрощенном формате. К примеру, они не обязаны устанавливать кассовый лимит.

Для индивидуальных предпринимателей есть отдельные послабления. Кроме освобождения от лимита, им не обязательно:

  • составлять кассовые ордера;
  • вести кассовую книгу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *