По какому КОСГУ проводить покупку антифриза и тормозной жидкости?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «По какому КОСГУ проводить покупку антифриза и тормозной жидкости?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исходя из п. 117 Инструкции № 157н[1] в бухгалтерском учете все виды ГСМ (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ, моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки, специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) и проч.) учитываются в составе материальных запасов.
Счета, применяемые для учета ГСМ
Для учета ГСМ учреждения должны применять следующие счета:
0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы – особо ценное движимое имущество учреждения»
0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»
ГСМ принимаются к учету по фактической стоимости, которая, в частности, может формироваться (п. 100, 102 Инструкции № 157н):
- из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- из сумм, уплачиваемых за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ГСМ;
- из сумм, уплачиваемых за доставку ГСМ до места их использования, включая страхование доставки;
- из иных платежей, непосредственно связанных с приобретением ГСМ.
Поступление ГСМ по авансовому отчету
Чтобы отразить самостоятельную покупку водителем бензина за наличность, выданную ему, оформляем авансовый отчет. При этом сначала необходимо оформить выдачу денежных средств подотчетному сотруднику. Выдача денег из кассы фиксируется документом «Выдача наличных» с видом операции «Выдача подотчетному лицу».
Теперь создадим сам «Авансовый отчет» через «Банк и касса» — «Авансовые отчеты».
С помощью кнопки «Создать» создаем новый документ, в котором заполняем первую закладку «Авансы»: фиксируем документ выдачи аванса (у нас «Выдача наличных»), а внизу – прикрепленных к отчету документов. Далее переходим к заполнению табличной части, в которой подбираем приобретенную номенклатуру (Бензин Аи-95), указав количество и цену.
Таким образом, мы оприходовали ГСМ через авансовый отчет. Его проводки – Дт. 10.3 — Кт. 71.01. Нажав кнопку «Печать» получаем печатную форму документа.
Гсм это какие расходы
Все эти показатели должны соответствовать тому, что есть на самом деле. Однако достоверно определить фактические остатки и расход по топливу проблематично, это можно сделать лишь в отношении поступления топлива по документам на заправках, где указано количество ГСМ, фактически заправленных в бак автомобиля. Что касается дальнейшего движения топлива, здесь все сложнее.
Дело в том, что даже количество ГСМ в баке автомобиля замеряется с большим приближением: приборы показывают в основном долю (часть) наполненности бака и остаток даже на минимуме может варьироваться от 5 до 10 л (в зависимости от автомобиля). Водитель, очевидно, не будет измерять топливный бак линейкой. Количество оставшегося топлива определяется «на глазок» по приборам или же расчетным методом исходя из того, сколько было залито в бак и сколько израсходовано в поездке. Первую составляющую, как сказано выше, можно точно определить, а расход топлива оценивается приближенно по приборам или расчетным путем. Именно для последнего варианта нужны Нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте .
Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Как следует из минтрансовского документа (который носит рекомендательный характер), норма списания ГСМ — это усредненная производная от фактического расхода, который меняется в зависимости от условий поездки (город, пробки, трасса, горная местность, карьер, зима, лето) и иных факторов. По рекомендуемым Нормам в точности не установить, сколько ГСМ израсходовано на самом деле (даже в течение одной поездки условия могут меняться), поэтому во многих случаях в путевых листах отражают расход по норме, выведенной расчетно-опытным путем. В основе расчета — базовые нормы для конкретных автомобилей и типов двигателей, включая вид топлива. С помощью различных надбавок и поправочных коэффициентов базовая норма доводится до эксплуатационного лимита, но даже эта максимально приближенная цифра не является точной. Все нюансы работы автомобиля учесть в расчетах невозможно, поэтому расход топлива исходя из пробега автомобиля с учетом возможных поправок считается условно фактическим.
Спутниковая же система слежения, установленная на автомобили, фиксирует именно фактический расход топлива на основании данных, получаемых, если можно так выразиться, непосредственно от топливной системы. И расход по каждому рейсу на самом деле разный — он зависит от совокупности всех перечисленных выше факторов, а также от степени изношенности автомобиля, качества отладки его механизмов, времени работы на холостом ходу и т.д. и т.п. Поэтому не стоит удивляться, если показания установленного на авто оборудования контроля и слежения отличаются от данных, полученных расчетных путем исходя из пробега и минтрансовских Норм. Каким же результатам отдавать приоритет?
Очевидно, что бухгалтеру следует ориентироваться на фактические данные оборудования о расходе топлива, а не на условно фактические расчетные значения по нормам. Бухгалтерский учет — это реальная, а не плановая картина финансового состояния организации. Однако сделанный вывод не означает, что бухгалтеры автопредприятий, где применяется спутниковая система контроля и слежения, могут игнорировать Нормы расхода. Без них не обойтись, так как в отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте сказано, что в составе материальных расходов учитываются затраты на топливо для автотранспортных средств в пределах Норм, утвержденных Минтрансом. Сверхнормативные же расходы топлива, превышающие рассчитанные в соответствии с нормами значения, включаются в состав прочих расходов, не формирующих себестоимость оказываемых предприятием услуг. Ведь не всегда фактические расходы меньше планируемых, даже если ситуацию отслеживает контрольное устройство. На дороге всякое случается, фактические расходы по ГСМ могут превысить плановые, а значит, как и раньше, бухгалтеру автопредприятия для учета и налогообложения понадобятся и «факт», и «план».
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
Как учесть поступление материальных запасов
Как и все материалы, ГСМ принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение (п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). В целях налога на прибыль фактическая стоимость МПЗ определяется исходя из покупных цен (без учета входящего НДС и акцизов) и иных затрат на их приобретение (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Поступление ГСМ и дальнейший его учет производится на счетах (план счетов 1С):
- 10.03.1 «Топливо на складе»;
- 10.03.2 «Топливо в баке».
Для контроля за его движением необходимо организовать учет по местам хранения и материально ответственным лицам (МОЛ) в разрезе различных видов ГСМ.
Вопрос принятия НДС к вычету при покупке ГСМ стоит особенно остро там, где имеется большой автопарк и затраты на ГСМ занимают значительную долю в структуре общих затрат.
При приобретении материалов НДС принимается к вычету при выполнении условий (п. 2 ст. 171 НК РФ) :
- материалы должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС;
- в наличии правильно оформленный СФ (УПД);
- материалы приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Причем, если говорить о безналичной оплате, то эти три условия выполняются при заключении любого из договоров поставки топлива: на оптовый склад покупателя, по топливным картам, талонам, ведомостям. По каждому из указанных договоров покупатель получает от поставщика накладную и счет-фактуру.
В случае приобретения ГСМ за наличные принять НДС к вычету может быть проблематично.
Если ГСМ куплены на АЗС за наличные без предъявления счета-фактуры, то НДС по нему к вычету принять не получится (Письмо Минфина РФ от 24.01.2017 N 03-07-11/3094). Чек ККТ, отраженный в книге покупок, не найдет себе «пару» в общей базе счетов-фактур по России.
Подробнее об
Учет топливных карт и талонов не регламентирован бухгалтерскими нормативными документами. В Инструкции по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, топливные талоны и карты не поименованы как денежные документы, но список таких документов является открытым.
Исходя из анализа Инструкций, утвержденных Приказами Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н и от 01.12.2010 N 157н, можно выделить несколько признаков денежных документов:
- документ имеет фиксированную стоимость;
- товар (услуга) по документу оплачен, но не получен;
- получение актива имеет, как правило, единовременный характер.
Исходя из этого, можно сделать вывод: количественно-суммовые и суммовые талоны на ГСМ можно считать денежными документами по договорам, где право собственности на топливо переходит в момент заправки. на счете 50.03 «Денежные документы».
Топливная карта не имеет денежной оценки и может применяться многократно. По нашему мнению, она не отвечает признакам денежного документа и может учитываться на забалансовом счете, например, МЦ.04 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».
Косгу 346: расшифровка
Теперь на подстатью 346 КОСГУ «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» согласно п. 11.4.6 Порядка применения КОСГУ, утв. приказом № 209н от 29.11.2021 относят увеличение стоимости:
- запчастей, предназначенных для ремонта и замены изношенных деталей машин, оборудования, оргтехники, телекоммуникационных и информационно-вычислительных систем, систем информационной защиты, локальных вычислительных сетей, устройств связи, других объектов производственно-хозяйственного значения;
- спецоборудования для НИОКР, приобретенного для обеспечения исполнения условий контрактов до его передачи в научное подразделение;
- посадочного материала, семян, удобрений;
- кухонной посуды, хозяйственных материалов (электроламп, мыла, т.п.), канцелярских принадлежностей, возвратной тары – порожней и с МЦ;
- химпосуды, реактивов, стекла, металлов, электро- и радиоматериалов, радиодеталей, фото принадлежностей, подопытных животных и прочих материалов для учебных и исследовательских работ;
- драгоценных и других металлов для протезирования, а также инвалидной техники;
- приплода молодняка животных на откорме, молодняка рабочего скота, кормов и фуража для животных, средств ухода за ними, дрессуры и экипировки;
- МЗ в структуре имущества казны, в т. ч. входящих в материальный госрезерв;
- книжной, иной печатной продукции за исключением предназначенной к реализации, библиотечного фонда и бланочной продукции (кроме БСО, учитываемых с 2021г. на подстатье 349 КОСГУ);
- МЗ специального назначения;
- иных аналогичных запасов.
В п. 118 Инструкции № 157 от 01.12.2021 в дополненной редакции от 14.09.2020 даются развернутые расшифровки каждой позиции прочих расходов, формирующих подстатью КОСГУ 346, что относится к данным затратам.
Условия и места хранения
Для того, чтобы сохранить ГСМ необходимо определить специально оборудованное место, которое должно обязательно соответствовать всем нижеизложенным стандартам. Первое, что необходимо для безопасного нахождения данным материалов — это возможность свободного подъезда, необходимая для транспорта, который приехал на разгрузку. Также, наличие специальной территории для пустых емкостей, присутствие необходимого места для разгрузки, которое оснащено необходимым оборудованием. Стоит учитывать, что вскрытие закупоренной тары должно происходить только в чистом месте, с полным отсутствием пыли.
Можно рассмотреть два варианта хранения ГСМ. Они делятся на нахождении в открытом и закрытом месте. Но есть отдельные виды материалов, которые не должны находиться на воздухе, поскольку погодные условия могут существенно на них повлиять. Это такие исключения как: пластичные, медицинские, пищевые (с соответствующим допуском), холодильные материалы.
Гсм это какие расходы
Все эти показатели должны соответствовать тому, что есть на самом деле. Однако достоверно определить фактические остатки и расход по топливу проблематично, это можно сделать лишь в отношении поступления топлива по документам на заправках, где указано количество ГСМ, фактически заправленных в бак автомобиля. Что касается дальнейшего движения топлива, здесь все сложнее.
Дело в том, что даже количество ГСМ в баке автомобиля замеряется с большим приближением: приборы показывают в основном долю (часть) наполненности бака и остаток даже на минимуме может варьироваться от 5 до 10 л (в зависимости от автомобиля). Водитель, очевидно, не будет измерять топливный бак линейкой. Количество оставшегося топлива определяется «на глазок» по приборам или же расчетным методом исходя из того, сколько было залито в бак и сколько израсходовано в поездке. Первую составляющую, как сказано выше, можно точно определить, а расход топлива оценивается приближенно по приборам или расчетным путем. Именно для последнего варианта нужны Нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте .
Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Как следует из минтрансовского документа (который носит рекомендательный характер), норма списания ГСМ — это усредненная производная от фактического расхода, который меняется в зависимости от условий поездки (город, пробки, трасса, горная местность, карьер, зима, лето) и иных факторов. По рекомендуемым Нормам в точности не установить, сколько ГСМ израсходовано на самом деле (даже в течение одной поездки условия могут меняться), поэтому во многих случаях в путевых листах отражают расход по норме, выведенной расчетно-опытным путем. В основе расчета — базовые нормы для конкретных автомобилей и типов двигателей, включая вид топлива. С помощью различных надбавок и поправочных коэффициентов базовая норма доводится до эксплуатационного лимита, но даже эта максимально приближенная цифра не является точной. Все нюансы работы автомобиля учесть в расчетах невозможно, поэтому расход топлива исходя из пробега автомобиля с учетом возможных поправок считается условно фактическим.
Спутниковая же система слежения, установленная на автомобили, фиксирует именно фактический расход топлива на основании данных, получаемых, если можно так выразиться, непосредственно от топливной системы. И расход по каждому рейсу на самом деле разный — он зависит от совокупности всех перечисленных выше факторов, а также от степени изношенности автомобиля, качества отладки его механизмов, времени работы на холостом ходу и т.д. и т.п. Поэтому не стоит удивляться, если показания установленного на авто оборудования контроля и слежения отличаются от данных, полученных расчетных путем исходя из пробега и минтрансовских Норм. Каким же результатам отдавать приоритет?
Очевидно, что бухгалтеру следует ориентироваться на фактические данные оборудования о расходе топлива, а не на условно фактические расчетные значения по нормам. Бухгалтерский учет — это реальная, а не плановая картина финансового состояния организации. Однако сделанный вывод не означает, что бухгалтеры автопредприятий, где применяется спутниковая система контроля и слежения, могут игнорировать Нормы расхода. Без них не обойтись, так как в отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте сказано, что в составе материальных расходов учитываются затраты на топливо для автотранспортных средств в пределах Норм, утвержденных Минтрансом. Сверхнормативные же расходы топлива, превышающие рассчитанные в соответствии с нормами значения, включаются в состав прочих расходов, не формирующих себестоимость оказываемых предприятием услуг. Ведь не всегда фактические расходы меньше планируемых, даже если ситуацию отслеживает контрольное устройство. На дороге всякое случается, фактические расходы по ГСМ могут превысить плановые, а значит, как и раньше, бухгалтеру автопредприятия для учета и налогообложения понадобятся и «факт», и «план».
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
Необходимый счет для отражения в учете моторного масла
На каком счете отражается моторное масло через подотчет? Можно применять 10536? В упаковках покупаем и сразу заливаем.
Нет. Моторное масло учитывайте на счете 105.33 «Материальные запасы – Горюче-смазочные материалы».
На данном счете учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов (в том числе, моторное масло).
Ниже представлено перечень ценностей, которые учитываются на счете 105.36.
При приобретении моторного масла через подотчетное лицо сделайте проводку:
Дебет 0.105.33.340 Кредит 0.201.34.660
— принято к учету моторное масло.
Затем произведите списание масла на нужды учреждения.
Таким образом, если моторное масло было учтено на счете 105.36, то необходимо исправить ошибку в бухучете.
Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях
Дата публикации 16.03.2018
Вопрос аудитору
На каком счете учитывать Тосол — 105 36 или 105 33?
В соответствии со словарем финансовых и юридических терминов к ГСМ как особому виду производственных запасов относятся:
- топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
- смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
- специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Определение ГСМ в словаре взято из Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом России 16.05.2005. Это ведомственный нормативный акт, который применяется только сельскохозяйственными организациями.
Тосол – торговое обозначение незамерзающей охлаждающей жидкости, ее основными компонентами являются вода и производные спирта. Состав охлаждающих жидкостей регулируется документом «ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80). Государственный стандарт Союза ССР. Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1989 № 913.
Строго говоря, Тосол и другие охлаждающие жидкости (антифризы) по своему составу ГСМ не являются. Если обратиться к данным единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, антифризы относятся к другой номенклатурной группе, отличной от ГСМ.
В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, антифризам присвоен код 20.59.43.120. Они входят в группировку 20.59.4 «Материалы смазочные; присадки; антифризы», однако к смазочным материалам не относятся и учитываются под отдельным кодом.
Следовательно, Тосол можно отнести к прочим материальным запасам – продукции химической промышленности и учитывать на счете 105 06.
В то же время многие коммерческие организации и государственные (муниципальные) учреждения принимают решение об учете специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) в составе ГСМ. В частности, в целях планирования так сделано в МВД России (письмо МВД России от 30.11.2016 № 1/12588 «О принятых мерах по выполнению представления Счетной палаты Российской Федерации»).
В силу пп. 117, 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета ГСМ предназначен счет 105 03, на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов – дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. Этот перечень является открытым.
Кроме того, согласно разд. III приложения 1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей контролируется и рассчитывается. Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, чтобы учитывать Тосол на счете 105 03.
В связи с тем, что в отношении специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) нет четких ведомственных рекомендаций или дополнительных разъяснений, во избежание претензий со стороны ревизоров учреждение вправе закрепить в учетной политике наиболее приемлемый счет учета – 105 03 или 105 06.
На наш взгляд, оба варианта допустимы и не являются ошибкой. Главное, чтобы выбор счета был подтвержден документально. Принимая во внимание сложившуюся практику, рекомендуем учитывать специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) на счете 105 03 «Горюче-смазочные материалы».
К горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ) относятся:
- топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
- смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
- специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и использующая их в своей деятельности для извлечения доходов, может отнести на себестоимость расходы по ГСМ. Но не все так просто, как кажется.
Антифриз на какой счет в бухгалтерии?
06.03.2018
ГСМ – это «горюче-смазочные материалы», различная продукция, изготовленная из нефти. Эти товары относятся к разновидности промышленных, поэтому их реализация выполняется исключительно специализированными компаниями.
Изготовление всего, что относится к ГСМ, происходит в строгом соответствии принятым нормами и требованиям. Поэтому каждая партия должна обязательно сопровождаться документацией с результатами лабораторных исследований, подтверждающей ее качество.
Купить ГСМ сегодня довольно просто. В целом, в понятие горюче-смазочных материалов входит обширный список продуктов нефтепереработки, использующихся в качестве:
- Горючего – бензин, дизель, керосин, попутный нефтяной газ.
- Смазочных материалов – масла для моторов и трансмиссий, а также пластичные вещества.
- Технических жидкостей – тосол, антифриз, тормозная жидкость и так далее.
Входит ли антифриз в ГСМ в бухучете
Термин горюче-смазочные применяется как обобщенное наименование топлива, смазочных материалов и иных спецжидкостей для транспорта. По спецжидкостям часто возникают вопросы — например, электролит — это ГСМ или нет. Найти точный ответ в законодательных актах РФ не получится.
Один из немногих нормативных актов, упоминающих данную категорию активов, — «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях», утвержденные Минсельхозом РФ 16.05.2005.
В нем говорится, что к данной категории относится не только топливо, но и специальные смазки и жидкости, используемые при эксплуатации автотранспорта. Анализируя методические указания, ответим на вопрос, относится ли тосол к ГСМ, утвердительно.
Учет списания материалов в бюджетном учреждении
Списывать материалы в бухучете учреждение может по разным причинам. Например, при выдаче МЗ в эксплуатацию или производство, при выявлении недостачи или в случае порчи имущества. В зависимости от причин списания бухгалтер определяет форму документа, на основании которого будет произведено списание материалов в бухучете.
В таблице ниже приведен перечень документов, которые могут быть использованы при списании МЗ.
Причина списания материалов | Какими документами оформить |
МЗ передаются от одного МОЛ другому с целью выдачи имущества в эксплуатацию |
Операцию можно оформить одним из следующих документов в зависимости от вида передаваемых в эксплуатацию материалов: |
МЗ списываются с баланса при выдаче в эксплуатацию или производство |
Выбор формы первичного документа зависит от вида списываемых МЗ: |
МЗ списываются при выявлении недостачи | — акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143); — акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). |
Поступление материальных запасов: типовые проводки
Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Приобретение за плату |
||
Приняты к учету |
0 105 ХХ 340 |
0 302 34 730 |
Произведена оплата поставщику |
0 302 34 830 |
0 201 11 610 Оборот по забалансовому счету 18 |
Безвозмездное получение |
||
МЗ приняты к учету от головного учреждения |
0 105 ХХ 340 |
0 304 04 340 |
МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 194 |
Изготовление готовой продукции |
||
Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости |
0 105 Х7 340 |
0 109 60 2ХХ |
Поступление материальных запасов следует регистрировать в бухучете на основании первичных документов: накладных, товарных чеков, актов приема-передачи и прочего.