В Минтруда РК рассказали, чем объясняется разница в прибавках к пенсии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Минтруда РК рассказали, чем объясняется разница в прибавках к пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В январе 2023 года в республике заработает Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства – механизм, обеспечивающий на постоянной основе пересмотр государственных регуляторных актов. Если в Реестре отсутствуют какие-то требования либо по ним имеется срыв срока пересмотра, то субъекты бизнеса освобождаются от административной ответственности за их нарушение.
Новые национальные проекты
В нынешнем году начнется реализация нового амбициозного Национального проекта «Комфортная школа», в рамках которого планируется строительство порядка 400 полностью «упакованных» необходимым оборудованием школ на 842 тысячи ученических мест. Данные учебные заведения зададут новую планку качества в казахстанской сфере образования, постепенно выравнивая по этому показателю город и село. Только в 2023 году в различных регионах республики начнется строительство свыше 220 школ.
Активная работа начнется также по Национальному проекту «Модернизация сельского здравоохранения», призванному значительно улучшить качество оказания медуслуг на селе. В рамках него до 2026 года планируется построить, реконструировать и дооснастить 655 объектов первичной медико-санитарной помощи, модернизировать 12 действующих и открыть 20 новых многопрофильных районных больниц. В том числе в 2023 году предусмотрено открытие 309 объектов первичной медико-санитарной помощи.
В 2023 году также ожидается принятие еще одного Национального проекта «Доступный Интернет» на 2023-2027 годы, который предусматривает широкомасштабную работу по подключению городов и сел к высокоскоростному интернету, монтаж волоконно-оптических линий связи вдоль республиканских и первостепенных областных дорог, а также внедрение сетей мобильной связи пятого поколения. На сегодняшний день уже установлены базовые станции и проведен пилотный запуск 5G в Астане, Алматы и Шымкенте.
Стоит отметить, что мероприятия в рамках нацпроектов наряду с исполнением Плана действий по реализации Предвыборной программы Президента РК и исполнением социальных обязательств финансируются государством в приоритетном порядке.
Открытие новых авиарейсов
В республике продолжится открытие прямого авиасообщения с мировыми финансовыми центрами наряду с дальнейшей реализацией политики «открытого неба», которая позволит привлечь новых иностранных перевозчиков.
В частности, ожидается открытие рейсов из Астаны в Доху, из Актау и Шымкента – в Анкару, из Алматы и Актау – в Медину, в период весенне-летней навигации: из Астаны – в Баку и из Шымкента – в Душанбе.
Планируется увеличение рейсов из Астаны, Алматы, Актау, Туркестана и Атырау в Стамбул, из Астаны и Алматы – в Анталью, из Алматы – в Баку, Тбилиси, Пхукет и Мале.
Кроме того, планируется открыть рейсы в Пакистан из Алматы – в Карачи и Лахор, увеличить количество выполняемых рейсов в Индию по маршруту Алматы – Дели, в Китай по маршруту Алматы – Чэнду, в Великобританию по маршруту Алматы – Лондон, а также из Алматы в Бодрум, Батуми, Ираклион, Подгорицу и из Астаны – в Тбилиси и Подгорицу.
Вместе с тем ожидается возобновление рейсов по маршрутам Астана – Бишкек, Актау – Ереван, Алматы – Самарканд, Шымкент – Кутаиси.
Малазийская лоукост-авиакомпания Air Asia X с весенне-летней навигации планирует начать полеты из Куала-Лумпура в Алматы, а авиакомпания Thai Air Asia – из Бангкока в Алматы.
Авиакомпанией Qeshm Air планируется начать выполнение полетов по маршруту Алматы – Токио с использованием 5 степени «свободы воздуха».
Авиакомпанией Air Astana в среднесрочной перспективе прорабатывается вопрос выполнения двух регулярных рейсов в неделю в Израиль по маршруту Алматы – Тель-Авив.
— 3-х уровневая пенсия в Казахстане
В Казахстане пенсия складывается из 3-х уровней:
1. уровень — базовый. Базовая пенсия — эта часть выплачивается из государственного бюджета. Базовая пенсия зависит от трудового стажа.
2. уровень — обязательный. Пенсии из солидарной системы и ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда) за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
— 1) Солидарная пенсия выплачивается из республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года. Именно с этого периода начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ всеми работающими.
— 2) выплаты из ЕНПФ за счёт пенсионных накоплений работников.
3. уровень — добровольный. Это выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
Таблица расчета базовой пенсии в Казахстане по стажу 2023 г.
Размер базовой пенсии привязан к трудовому стажу и рассчитывается от суммы минимального расчетного показателя в Казахстане. В 2023 году величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 40 567 тенге. То расчет будет выглядеть так:
Стаж работы | Размер базовой пенсии |
нет стажа или стаж до 10 лет | 60% или 24 340,2 |
стаж 11 лет | 62% или 25 151,54 |
стаж 12 лет | 64% или 25 962,88 |
стаж 13 лет | 66% или 26 774,22 |
стаж 14 лет | 68% или 27 585,56 |
стаж 15 лет | 70% или 28 396,9 |
стаж 16 лет | 72% или 29 208,24 |
стаж 17 лет | 74% или 30 019,58 |
стаж 18 лет | 76% или 30 830,92 |
стаж 19 лет | 78% или 31 642,26 |
стаж 20 лет | 80% или 32 453,6 |
стаж 21 год | 82% или 33 264,94 |
стаж 22 года | 84% или 34 076,28 |
стаж 23 года | 86% или 34 887,62 |
стаж 24 года | 88% или 35 698,96 |
стаж 25 лет | 90% или 36 510,3 |
стаж 26 лет | 92% или 37 321,64 |
стаж 27 лет | 94% или 38 132,98 |
стаж 28 лет | 96% или 38 944,32 |
стаж 29 лет | 98% или 39 755,66 |
стаж 30 лет и больше | 100% или 40 567 |
Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.
Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября текущего года представил новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы. В целях их реализации в рамках проекта Социального кодекса РК будет предусмотрено повышение размеров базовой пенсии и увеличение максимального дохода для исчисления солидарных пенсий, передает Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства труда и социальной защиты населения РК.
Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.
На сегодняшний день в результате проведенных преобразований в Казахстане сформирована многоуровневая пенсионная система, включающая в себя базовую и солидарную пенсии, а также пенсионную выплату из ЕНПФ (формируется за счет пенсионных накоплений работника).
Чему равен МРП в Казахстане в 2021 году
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона РК от 02.12.2020г. №379-VI «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы», с 1 января 2021 года месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливается в размере 2 917 тенге.
Таким образом, размер 1 МРП в Казахстане на 2021 год составляет 2917 тенге. По сравнению с 1 января 2020 года, размер МРП увеличился на 10% (с 2 651 тенге до 2 917 тенге).
МРП 2021 = 2 917 тенге
Также, указанной нормой установлены следующие размеры иных показателей в Казахстане на 2021 год (с 1 января):
- МЗП (минимальный размер заработной платы) – 42 500 тенге;
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 18 524 тенге;
- минимальный размер пенсии равен 43 272 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 34 302 тенге.
В таблице собраны исторические данные — сколько составлял 1 МРП в Казахстане в прошлые годы.
Год | Размер 1 МРП |
2021 год | 2 917 тенге |
2020 год (с 1 апреля) | 2 778 тенге |
2020 год (с 1 января) | 2 651 тенге |
2019 год | 2 525 тенге |
2018 год | 2405 тенге |
2017 год | 2 269 тенге |
2016 год | 2 121 тенге |
2015 год | 1 982 тенге |
2014 год | 1 852 тенге |
2013 год | 1 731 тенге |
2012 год | 1 618 тенге |
2011 год | 1 512 тенге |
Как правило, размер МРП применяется с 1 января и обычно действует один год. Исключением был 2020 год. Тогда размер МРП 2020 менялся дважды: с 1 января и с 1 апреля.
Расходы на соцсферу в Казахстане в 2023 году запланированы в размере 10,6 триллиона тенге. Они вырастут практически на 2 триллиона тенге. Больше всего денег в бюджете заложено на социальное обеспечение и соцпомощь населению — 4,6 триллиона тенге.
Такой рост расходов на социальную сферу объясняется ежегодной индексацией. Кроме того, увеличивается количество получателей соцпособий и повышаются зарплаты бюджетников. Также в бюджет 2023 года заложены деньги на реализацию нескольких национальных соцпроектов.
Однако если соотнести расходы на соцсферу с валовым внутренним продуктом, то обнаружится, что они снижаются — с 9,5 % в 2022 году до 9 % в 2023. В том числе соотношение расходов на соцобеспечение и соцпомощь к валовому внутреннему продукту сокращается на 1 %, на здравоохранение — на 0,5 %, на образование — на 1 %.
Индексация иных выплат
В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.
В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.
Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.
Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:
- Свидетельства о заключении брака.
- Документа об установлении отцовства (материнства).
- Удостоверения личности.
Кто получит сельскую надбавку к пенсии в 2022 году
Основными параметрами при назначении и повышении пенсионных выплат являются трудовой стаж и размер среднемесячного дохода, представленные гражданами, при назначении пенсионных выплат.
Правовые и социальные основы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан регламентируются Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон), нормы которого являются едиными для всех граждан, что не допускает применение какого либо порядка исключения.
Это позволяет увеличивать трудовой стаж, который влияет на базовую пенсию и увеличивать накопления в ЕНПФ.
— Второй уровень (трудовая пенсия, солидарная) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Помимо перечисленного в зависимости от региона проживания, а также в соответствии с местным и региональным законодательством пенсионерам такого возраста могут предоставляться различные дополнительные льготы и социальная поддержка.
- Человек, осуществляющий уход должен быть трудоспособным, но неработающим: он не может иметь трудовых отношений, являться индивидуальным предпринимателем, заниматься частной практикой (вести адвокатскую деятельность, детективную, охранную и т.п.), выполнять работы по гражданско-правовым договорам.
- Ухаживающий не должен быть получателем пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.
- Пенсионер, за которым осуществляется уход, также не должен осуществлять трудовую или иную, приносящую доход деятельность.
- Ухаживать за пожилым человеком могут не только взрослые, но и дети, достигшие возраста 14 лет, а также студенты очного отделения в свободное от учебы время.
Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).
В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.
Обязательный уровень пенсии в Казахстане состоит из 2-х частей.
Черта бедности по регионам
1 квартал 2023 | 2 квартал 2023 | 3 квартал 2023 | 4 квартал 2023 | |
---|---|---|---|---|
Г.АСТАНА | 35 627.2 | — | — | — |
Г.АЛМАТЫ | 33 817.7 | — | — | — |
Г.ШЫМКЕНТ | 32 042.5 | — | — | — |
АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 32 171.3 | — | — | — |
АКТЮБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 29 717.8 | — | — | — |
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 32 914 | — | — | — |
АТЫРАУСКАЯ ОБЛАСТЬ | 32 023.6 | — | — | — |
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 33 466.3 | — | — | — |
ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ | 31 364.9 | — | — | — |
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 29 281.7 | — | — | — |
КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 30 933.7 | — | — | — |
КОСТАНАЙСКАЯ ОБЛАСТЬ | 30 740.5 | — | — | — |
КЫЗЫЛОРДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 29 904.7 | — | — | — |
МАНГИСТАУСКАЯ ОБЛАСТЬ | 41 000.4 | — | — | — |
ОБЛАСТЬ АБАЙ | 31 460.8 | — | — | — |
ОБЛАСТЬ ЖЕТІСУ | 31 957.1 | — | — | — |
ОБЛАСТЬ ҰЛЫТАУ | 31 435.6 | — | — | — |
ПАВЛОДАРСКАЯ ОБЛАСТЬ | 31 517.5 | — | — | — |
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 31 807.3 | — | — | — |
ТУРКЕСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 30 391.9 | — | — | — |
Право отложенного выхода на пенсию
В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.
«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.
Пенсионная реформа в Казахстане
Сейчас в РК все еще происходит реформирование ПС ввиду большого количества пенсионеров. Началось оно в 1998 г. Но радикально пенсионную систему стали реформировать в 2018-2019 гг. Здесь также присутствует:
- повышение выплат;
- возможность досрочного изъятия накоплений;
- передача их части в частное управление;
- снижение комиссий, взимаемых ЕНПФ;
- отложенный аннуитет;
- реализация международного Соглашения о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС.
Запланированы и другие изменения:
- отмена базовой части и ввод минимальной гарантированных выплат с 2028 г.;
- появление дополнительных обязательных отчислений с 2023 г.;
- увеличение взносов с 2029 г. с 1 до 5%;
- направление накоплений сверх достаточного минимума на улучшение жилищного положения;
- увеличение размера минимальных платежей из ЕНПФ.
Накопительная пенсия в Казахстане
Пенсионные накопления – это деньги вкладчиков (получателей выплат), учитываемые на их индивидуальных счетах, включающие отчисления — обязательные, добровольные и добровольные профессиональные, инвестиционный доход, пеню, иные поступления.
Правомочия на платежи из ЕНПФ за счет обязательных — стандартных и профессиональных отчислений по установленному графику имеют лица, имеющие вклады в ЕНПФ:
- Мужчины по достижении – 63 лет, женщины – с 1.01.2022 г. — 60,5 лет,
- Инвалиды 1,2 гр., если инвалидность установлена бессрочно.
В 2022 г. при расчете используется показатель КПД: 60 000 (ИАС) – 19 450 (ббз) = 40 550 тенге. То есть в 2022 г. минимальный ежемесячный платеж из ЕНПФ должен быть таким.
Размеры выплат: что изменилось
Как и ранее, пенсионная система в Казахстане остается многоступенчатой. Общая сумма начислений включает 2 составляющие: базовую и солидарную пенсию, а также выплату, сформированную путем индивидуальных накоплений.
С начала этого года минимальный размер солидарной пенсии утвержден на уровне 53,076 тыс. тенге. В то же время сумма базовой (начисляемой без стажа) минимальной пенсии 2023 — 60% от установленного прожиточного минимума, то есть 24,341 тыс. тенге. Таким образом, общая сумма минимальной пенсии в текущем году — 77,417 тыс. тенге. Каждый год размер ежемесячной пенсии растет в соответствии со ставкой индексации 5%.
С 01.01 на 5% возросли выплаты из Единого фонда гражданам, которые официально стали пенсионерами в 2018 году. Методику начислений утвердило правительство республики в своем постановлении. В первый год пенсионеры получают выплаты по формуле:
общее количество пенсионных накоплений * 6,5% (ставка накоплений)/12
Пенсии для ряда категорий граждан начисляют по другому принципу. Речь идет о людях с бессрочной инвалидностью первой и второй групп, а также о специалистах со стажем работы на опасных и вредных производствах (для формирования их накоплений использовались обязательные профессиональные взносы, отчисляемые не менее пяти лет). Для расчета выплат в этом случае используют поправочные коэффициенты.
Ежемесячная выплата, начисляемая Единым накопительным фондом, составляет не менее 70% от установленного ПМ. Это 70% от 40,567 тыс. тенге, то есть, 28,396 тыс. тенге. По сравнению с 2022 годом выплата увеличилась на 8,5%.
Представители ЕНПФ прокомментировали: если на момент обращения сумма на накопительном счете не превышает 12-кратного размера самой минимальной солидарной пенсии, который зафиксирован в бюджете на актуальный финансовый год, то гражданин получает выплату единовременно. По состоянию на 2023 год она составляет 636,916 тыс. тенге (53,076*12).
Для граждан, реализовавших право на получение пенсионных выплат из ЕНПФ до 1 января 2018 года, расчеты осуществляются по формуле 30 х 53,076 тыс. = 1 592 280 тенге, начиная с января.
Важно отметить, что выплаты из Единого национального пенсионного фонда гражданин получает вплоть до исчерпания индивидуальных накоплений. Это актуально для жителей Алматы, Актау и других населенных пунктов республики.
Что после пенсионной реформы планируется и будет?
Реализация пенсионной реформы предусматривает рост пенсий от размера прожиточного минимума с 54% до 70%.
Для сравнения в 2021 году размер этих выплат составляет 18 524 тенге, а после введения новой системы они вырастут до 24 011,4 тенге.
В этом случае даже лица, не располагающие трудовым стажем необходимой продолжительности и не осуществлявшие отчислений в Пенсионный фонд, смогут получать выплаты в размере минимум 24 011,4 тенге.
Также предусмотрено снижение длительности минимального трудового стажа до 5 лет вместо текущих 10 лет. В этом случае для получения пенсии больше минимального уровня достаточно проработать не менее 5 лет и делать отчисления в Пенсионный фонд.
Реформирование пенсионной системы также включает в себя отмену максимального ограничения размера пенсионных выплат. В 2021 году оно равняется одному прожиточному минимуму (34 302 тенге), если трудовой стаж пенсионера составляет не менее 33 лет.