Как создать режимно-секретное подразделение в организации г. Москва
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как создать режимно-секретное подразделение в организации г. Москва». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 5 Постановления №333, соискатели лицензии на работы с использованием сведений государственной тайны в составе основного пакета подают в ФСБ заявление, где указывается адрес режимного отдела с приложением правоустанавливающих документов на помещения, используемые для обращения с секретной информацией. Создание режимно-секретного подразделения в организации допускается, в том числе, на арендованных площадях – в этом случае срок действия договора найма помещения должен составлять 5 и более лет с момента лицензирования. Кроме того, секретное делопроизводство соискателя может осуществлять первый отдел, принадлежащий другой организации с лицензией на оказание услуг по защите государственной тайны – тогда в ФСБ нужно подать копию договора на режимно-секретное обслуживание (РСО).
Создание режимно-секретного подразделения в организации – этапы:
- Обеспечение условий для работы с гостайной – внесение изменений в уставные документы и виды экономической деятельности предприятия, кадровые назначения и др.
- Разработка документации, определяющей объем и характер подготовительных работ – двух технических заданий и проекта.
- Ремонтно-строительные работы в помещении.
- Покупка, установка, отладка техники и настройка программного обеспечения.
- Проведение исследований и подготовка акта обследования помещений, в которых будет располагаться первый отдел, с указанием границ режимной территории.
- Аттестация выделенного помещения и систем защиты информации. Этот этап предполагает сразу несколько мероприятий – разработку предаттестационных документов, проведение разного рода испытаний, регистрацию аттестата соответствия и, в конечном счете, получение письма, подтверждающего пригодность помещения и оборудования для работы с гостайной.
- Согласование открытия первого отдела с ФСБ.
- Получение лицензии ФСБ на работу со сведениями (+ в отдельных случаях – на оказание услуг по защите государственной тайны).
Начальник (руководитель) секретного отдела (части, бюро, группы) цеха, сектора и других производственных структур организации
Должностные обязанности. Обеспечивает сохранение государственной тайны и соблюдение режима секретности при проведении работ и ведении секретного делопроизводства. Несет персональную ответственность за выполнение секретным отделом (частью, бюро, группой) цеха, сектора и других производственных структур организации возложенных на него задач и функций. Разрабатывает инструкции, приказы на основании указаний вышестоящих органов. Организует учет, хранение, размножение и рассылку секретной документации, обеспечивая ее сохранность и соблюдение режима секретности. Организует работу по предупреждению утечки секретных сведений. Принимает участие в разработке режимного обеспечения автоматизированных систем управления и обработке информации на электронно-вычислительной технике. Контролирует эффективность систем программно-математической защиты информации при обработке ее на электронно-вычислительной технике. Ведет учет и хранение машинных носителей секретной информации. Организует и контролирует учет осведомленности работников организации о сведениях, составляющих государственную тайну. Обеспечивает соблюдение режима секретности при проведении совещаний, конференций, учебных занятий по секретным вопросам. Проводит мероприятия по предотвращению включения в документы излишних секретных сведений, сокращению количества издаваемых секретных документов. Организует сверки наличия документов и участвует в их проведении. Организует работу экспертной комиссии по отбору документов для архивного хранения и уничтожения, проверяет отобранную и подготовленную для уничтожения документацию и участвует в ее уничтожении. Принимает участие в работе по сохранению коммерческой тайны, в проведении анализа с целью совершенствования секретного делопроизводства и закрытия каналов утечки секретных сведений. Организует инструктаж исполнителей, ведет учет нарушений режима секретности, осуществляет контроль за соблюдением правил обращения с секретными документами на рабочих местах исполнителей, принимает участие в проведении служебных расследований. Принимает участие в работе по подбору кадров, их расстановке, повышению квалификации. Составляет годовые планы работы, планы мероприятий по решению отдельных вопросов обеспечения сохранения государственной тайны. Руководит работниками отдела (части, бюро, группы), контролирует выполнение ими требований режима секретности, сохранения государственной и коммерческой тайны, правил внутреннего трудового распорядка.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по организации мероприятий по обеспечению секретности проводимых закрытых работ, по секретному делопроизводству и охране коммерческой тайны; инструкции и положения по обеспечению защиты информации при автоматизированной обработке на электронно-вычислительной технике; схемы документооборота, порядок составления номенклатуры дел, описей дел постоянного и временного хранения, установленной отчетности; срок и порядок сдачи документов в архив; структуру организации; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в секретных органах на должностях специалистов не менее 3 лет.
2.1. Осуществляет руководство деятельностью отдела (сектора) по организации режима секретности и контроля за его соблюдением в органе Госспецсвязи.
2.2. Организует работу отдела (сектора) в соответствии с перспективными и текущими планами, контролирует их выполнение и своевременность представления установленной отчетности.
2.3. Обеспечивает разработку и внедрение мероприятий по обеспечению режима секретности, выявление и устранение причин и условий утечки секретной информации во время проведения работ с материальными носителями секретной информации, их хранения и уничтожения, контролирует выполнение этих мероприятий.
2.4. Анализирует и обобщает информацию по вопросам обеспечения режима секретности.
2.5. Обеспечивает формирование номенклатуры должностей личного состава, которые требуют оформления допуска к государственной тайне и оформление документов на допуск личного состава соответствующего органа Госспецсвязи к этой информации.
2.6. Организует внедрение мероприятий по предотвращению необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации.
2.7. Организует в отдельных случаях подготовку документов для получения или переоформления специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.
2.8. Разрабатывает и представляет руководству на утверждение инструкции, положения и другие организационно-методические документы, регламентирующие деятельность, связанную с обеспечением режима секретности в органе Госспецсвязи.
2.9. Распределяет задачи и обязанности между личным составом отдела (сектора) и контролирует их выполнение.
2.10. Обеспечивает необходимые условия для работы личного состава отдела (сектора) и исполнителей секретных работ в органе Госспецсвязи.
2.11. Проводит инструктаж лиц, допущенных к работе с материальными носителями секретной информации, и принимает предохранительно-профилактических мероприятий по защите секретной информации.
2.12. Организует проверки и принятия зачетов у личного состава органа Госспецсвязи по знанию требований по защите секретной информации.
2.13. Готовит и согласовывает с руководством органа Госспецсвязи проекты приказов о назначении личного состава на должности, внесенные в отдельной номенклатуры должностей, занятие которых требует оформления допуска к государственной тайне.
2.14. Согласовывает режимно-секретные мероприятия органа Госспецсвязи и мероприятия, предусмотренные тактико-техническими заданиями на выполнение работ, связанных с государственной тайной.
2.15. Поднимает вопрос назначения служебных расследований по фактам разглашения секретной информации, утраты материальных носителей такой информации и других нарушений режима секретности.
2.16. Способствует повышению квалификации личного состава отдела (сектора), организует подбор, расстановку и формирование резерва личного состава отдела (сектора).
2.17. Представляет руководству на рассмотрение предложения по вопросам совершенствования деятельности отдела (сектора), назначение, перемещение и увольнение с должностей личного состава, его поощрения или наложения взысканий.
2.18. Организует работу по секретному делопроизводству в органе Госспецсвязи.
2.19. Обеспечивает контроль состояния режима секретности и проведение организационных мероприятий по охране, обеспечение пропускного и внутри-объектового режима в органе Госспецсвязи.
2.20. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.21. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
5.1. Имеет право: по поручению руководства представлять отдел (сектор) в органах Госспецсвязи, органах государственной власти, органах местного самоуправления по вопросам охраны государственной тайны; вести в пределах своих полномочий и установленного регламента деловая переписка с органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями; в установленном порядке получать статистические и оперативные данные, необходимые для исполнения служебных обязанностей; проводить проверку режима секретности в органе Госспецсвязи; вносить предложения руководству по вопросам совершенствования работы отдела (сектора).
Политика конфиденциальности персональных данных
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт компании КАСЛ, (далее – Сайт ООО «КАСЛ») расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.
Деятельность режимно-секретного подразделения в процессе работы предприятия очень четко регламентирована . Все действия работников, имеющие отношения к информации, содержащей государственную тайну, фиксируются по установленной законом форме.
Впоследствии каждый, кому будет оформляться допуск к гостайне, пройдет соответствующую тщательную проверку в ФСБ РФ. Поэтому РСП (как свое штатное, так и обслуживающее по договору) собирает с претендентов на должности достаточно большое количество документов что бы пройти оперативные контрольные мероприятия со стороны органов безопасности.
В прилагаемом письме от имени организации соискателя лицензии либо допуска к сведениями, содержащим гостайну, указывают полную информацию с обоснованием необходимости допуска к государственным секретам. Кроме того, указывается название должности и ее порядковый номер в номенклатуре, количество всех работников, имеющих допуск по этой должности. Если такой номенклатуры нет, то вся информация должна быть представлена со ссылками на засекречиваемые сведения.
Также передается информация о допуске к гостайне, имевшемся у гражданина ранее, в том числе и соответствующие результаты проведенных проверок, история переоформлений имевшихся допусков. Кроме того, доступ может быть оформлен лишь на лиц, не имеющих медицинских противопоказаний.
Если возникает необходимость оформить допуск человеку, имеющему основания для отказа в этом, руководителю предприятия стоит отдельно обосновать указанное решение.
В срок не раньше месяца до момента подачи сведений в органы безопасности, работнику, на которого оформляется допуск, необходимо заполнить соответствующую анкету по специально установленной форме. Параллельно эти же данные подаются и в электронном виде.
К пакету документов прикладывается заполненная по форме N1 карточка, которая зарегистрирована соответствующим образом по форме N9 в специальном журнале. В необходимом, заранее согласованном с органом безопасности, количестве заполняются и подаются учетные карточки, используемые в дальнейшем при проведении проверок.
Также в предварительно согласованном количестве подаются списки всех родственников претендентов на оформление допуска.
Как видим, получение лицензии – довольно сложный и трудоемкий процесс. Порой, значительно проще и даже дешевле обратиться к специалистам, которые максимально быстро оформят лицензию ФСБ. Специалисты нашей компании помогут собрать пакет документов, укажут все необходимые действия, которые нужно выполнить чтобы получить лицензию ФСБ. Как итог – своевременно полученная лицензия и масса сэкономленного времени.
Неправильно было бы, создавая службы безопасности, полностью игнорировать потенциал существовавших на предприятиях режимно-секретных отделов. Нередки случаи, когда оборонные предприятия в связи с конверсией военного производства сокращают численность, а иногда и упраздняют такие отделы, идут на совмещение должностей заместителя директора по режиму и заместителя директора по кадрам.
Считается, что режимно-секретные подразделения использовались, якобы, исключительно для обеспечения безопасности государственных секретов. Взамен создаются новые службы безопасности, предназначаемые, прежде всего, для обеспечения безопасности информации, составляющий коммерческую тайну. Без всяких на то оснований утверждается, что работа службы безопасности на предприятии — дело для России принципиально новое, что предприятиям, намеревающимся серьезно включиться в рыночные отношения, надо в этой области начинать практически с нуля. Такой подход представляется недостаточно взвешенным.
Опыт и практические навыки сотрудников режимно-секретных органов, сложившаяся в них организация работы в полном объеме могут быть использованы в рамках создаваемых служб безопасности. Это позволяет сэкономить финансовые и материально-технические ресурсы, ускорить обучение кадров, поскольку значительная часть охранных, информационно-аналитических, организационных, воспитательных, директивных функций служб безопасности, особенно в части, касающейся обеспечения безопасности секретов, совпадает с функциями режимно-секретного органа.
К тому же в тот период, когда это подразделение ликвидировано, а новая служба безопасности еще не организована или только начала защищать предприятие и приобретать необходимый опыт работы, предприятие оказывается особенно уязвимым для криминальной конкуренции.
Речь должна идти именно об усилении и распространении режимно-секретной деятельности на предприятиях, которые в условиях командно-административной системы в таковой не нуждались, а при переходе к рыночным отношениям создают собственные подразделения, решающие задачи обеспечения безопасности жизненных интересов в условиях коммерческого и производственного риска.
Целесообразно поэтому создавать службы безопасности на базе имеющегося режимно-секретного органа, расширяя и дополняя его функции сыскными и иными, свойственными службе безопасности.
Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1.
Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1.
Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г. № 3-1 (далее — Инструкция № 3-1); обеспечение режима секретности при работе исполнителей Заказчика с носителями.
Снова про «деперсонализацию»
Не 5485-1, « Инструкцией по Обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением. Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. М 3-1, другими нормативными правовыми.
- 3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года № 3-1, п.п.
- По обеспечению режима секретности в Российской Федерации », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004г. № 3-1, и « Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан.
3-1 в организациях, допущенных к проведению секретных работ, п.24 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 года № 3-1, п.п.
Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (секретный).
Режимно-секретное подразделение (РСП): особенности выбора
Первый отдел, РСП (режимно-секретное подразделение), секретный отдел – за всеми этими терминами скрывается одно и то же – помещение, техника и персонал, организованные и подготовленные для ведения секретного делопроизводства. РСП должно быть у любой компании, которая работает с документами ограниченного доступа– это обязательное условие предоставления лицензий ФСБ на гостайну. Выполнить его можно двумя способами:
- Создать первый отдел в компании – РСП оборудуется и вводится в эксплуатацию своими силами: нанимаются сотрудники, прошедшие обучение по работе с закрытыми сведениями, устанавливается оборудование, аттестовываются программно-аппаратные средства, установленные на автоматизированных рабочих местах (АРМ). Отдельная лицензия не требуется, при условии, что отдел не обслуживает другие юридические лица.
- Заключить договор на обслуживание с внешним обособленным первым отделом. При этом у выбранной организации должны быть собственные лицензии ФСБ – на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и на право осуществления мероприятий и оказания услуг в области защиты государственной тайны.
Помещение РСП при лицензировании работ с Помещение
гостайной режимно-секретного подразделения (РСП) – отдел это на территории предприятия, согласованный с ФСБ и для используемый работы со сведениями государственной тайны. зависимости Вне от того, кто является фактическим первого владельцем отдела (непосредственно компания-соискатель сторонняя или организация, оказывающая услуги РСО), РСП адрес указывается в лицензиях на гостайну, как место фактическое осуществления деятельности. Лицензирование в ФСБ предполагает всегда проверку условий ведения секретного которая, документооборота на практике проводится в рамках специальной Далее.
экспертизы подробно рассматриваем перечень подготовительных которые, работ нужно провести до лицензирования, а также распространенный на отвечаем вопрос «можно ли в арендованном помещении РСП? создавать».
5.1. Имеет право: по поручению руководства представлять отдел (сектор) в органах Госспецсвязи, органах государственной власти, органах местного самоуправления по вопросам охраны государственной тайны; вести в пределах своих полномочий и установленного регламента деловая переписка с органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями; в установленном порядке получать статистические и оперативные данные, необходимые для исполнения служебных обязанностей; проводить проверку режима секретности в органе Госспецсвязи; вносить предложения руководству по вопросам совершенствования работы отдела (сектора).
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О СОЗДАНИИ РЕЖИМНО-СЕКРЕТНОГО СЕКТОРА АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 и «Положением о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам», утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 15.09.93 N 912-51, для обеспечения сохранности государственных и коммерческих секретов и защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, постановляю:
1. Создать в аппарате Администрации области специальное подразделение — режимно-секретный сектор.
Общее руководство режимно-секретным сектором возложить на управляющего делами Администрации области Айдина Георгия Поликарповича.
2. Утвердить Положение о режимно-секретном секторе и штатное расписание (прилагаются).
3. Назначить на должность начальника режимно-секретного сектора Кузнецова Бориса Александровича, с окладом согласно штатному расписанию, освободив его от должности главного специалиста по спецработе Администрации области.
4. Управляющему делами Администрации области (Айдин) обеспечить работников режимно-секретного сектора отдельным помещением, отвечающим требованиям Инструкции по обеспечению режима секретности N 0126 — 1987 года.
Для получения лицензии ФСБ одним из обязательных требований является допуск руководителя организации к государственной тайне. Данное разрешение означает, что руководитель (генеральный директор) и его организация имеет правовое основание работать с секретной информацией, а следовательно, и выполнять виды работ, подлежащих лицензированию.
Форма допуска к секретной информации также бывает разной. Руководитель имеет возможность получить следующие типы секретности:
- Сведения особой важности – I форма допуска. Максимальная степень секретности);
- Совершенно секретно – II форма допуска;
- Секретные сведения – III форма допуска.
Третья форма может быть оформлена сотруднику стороннего предприятия, в случае установившегося сотрудничества и при необходимости двусторонних визитов на объекты. Наличие формы допуска по третьей форме является своего рода разрешением для того или иного предприятия допустить человека к секретным сведениям. Однако каждое предприятия самостоятельно принимает решение, допустить или не допустить кого бы то ни было к своему перечню сведений.
Соискатели лицензии ФСБ обязаны предоставить ряд нормативно-правовых документов компании, определяющих порядок работы с гостайной, а также должностные инструкции ответственных лиц, контролирующих соблюдение секретности.
Основной список документов следующий:
- Конституция Российской Федерации
- Уголовный кодекс РФ (в общих чертах регламентируют работу с гостайной и ответственность за нарушения);
Федеральное законодательство, касающееся государственной тайны:
- ФЗ от 21.07.1993 года «О государственной тайне»;
- ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- ФЗ от 28.12.2010 года «О безопасности»;
- ФЗ от 26.07.2017 года «О безопасности критической информационной инфраструктуры»
Постановления Правительства:
- «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации» от 05.01.2004 г. № 3-1 (документ с грифом «Для служебного пользования», поэтому нужно запросить его в РСП);
- № 870 от 04.09.1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»;
- № 63 от 06.02.2010 года «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне»;
- № 573 от 18.09.2006 года «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
Указы Президента:
- от 24.01.1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
- от 06.03.1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
На момент подготовки этого материала данный список документов может быть не полным, так как новые требования и подзаконные акты постоянно обновляются. Мы стараемся актуализировать данный список как только это возможно.
Работу в области информации весьма существенно облегчит создание автоматизированной системы информационного обеспечения службы безопасности на предприятии, если для этого имеются финансовые возможности. Источниками сведений могут быть, прежде всего, партнеры по бизнесу, рядом расположенные предприятия, а также фирмы, специализирующиеся в области предоставления информационных услуг в целях обеспечения безопасности.
Источниками сведений могут быть также обширные личные связи по месту прежней работы сотрудников службы безопасности. По экспертным оценкам, около 80% такого рода подразделений и организаций располагают неформальными каналами доступа к информационным базам органов внутренних дел, иных правоохранительных органов.
Охранное подразделение заинтересовано в сведениях касающихся: режима доступа на объекты предприятия, в его помещения, к оборудованию; состава сотрудников и посетителей объекта (кадровые сотрудники, временные, работающие по контракту); территории охраняемых объектов; прилегающего к ним пространства; настроений жителей в их окружении; доступа на территорию персонала и транспортных средств; существующей системы обеспечения безопасности предприятия; технических средств и инженерных сооружений, используемых в целях обеспечения безопасности предприятий, в частности об охранной и противопожарной сигнализации; организациях, специализирующихся на изготовлении и установке технических средств охраны; уникальных специалистах в этой области. Специфичная для данного подразделения информация может быть представлена в виде алгоритмов действий охраны в экстремальных ситуациях.
В деятельности режимного подразделения, помимо сведений, актуальных для охранного подразделения, используется также данные: о микроклимате в коллективе предприятия (наличие конфликтов, группировок); о происшествиях, фактах утечки информации, нарушениях режима; о графиках, режимах и технологии работы объекта; о технических средствах, используемых для организации и осуществления режимных мероприятий, в том числе, о средствах видеонаблюдсния, уничтожителях бумаги и иных подобного рода средствах.
Для этого подразделения важны режимы доступа на объект, в его помещения, к оборудованию, состав сотрудников и посетителей объекта; территория объекта; прилегающие к нему пространство; доступ на территорию персонала и транспортных средств.
Для сыскного подразделения службы безопасности интерес представляют, прежде всего: сведения в отношении лиц, попадающих в поле зрения предприятия (предлагающих услуги, контракты, устраивающихся на работу); информация о традиционных и потенциальных партнерах, конкурентах; данные, связанные с конкретными фактами криминальной конкуренции; различного рода тесты и методики оценки надежности, профессиональных качеств, психологической совместимости сотрудников.
Аналитическому подразделению службы безопасности нужны: информационные модели утечки конфиденциальных сведений, а также иных ситуаций, угрожающих безопасности предприятия; информационные «портреты» недобросовестного сотрудника; прогнозные модели развития предприятия с учетом критериев его безопасности.
Для технических подразделений службы безопасности представляют интерес данные: об устройстве новых средств радиосвязи, технических средств промышленного шпионажа и контршпионажа, вычислительной, организационной и иной техники; их стоимости и функциональных возможностях; о методике их рационального применения, эксплуатации и ремонта.
Накопление и обработка значительной части указанной информации — задача информационного подразделения. Оно занимается также вопросами внедрения вычислительной техники в других подразделениях службы безопасности, использования готовых информационных баз, предлагаемых на рынке информационных услуг, собирает сведения об иных источниках информации, представляющей интерес для обеспечения безопасности предприятия.
Чрезвычайная криминализация кредитно-финансовой сферы обусловила организацию внутреннего контроля в коммерческих банках. Соответствующее самостоятельное подразделение, подчиненное непосредственно главе банка, должно контролировать как операции банка, чтобы не допустить слишком рискованных сделок, а также деятельность его сотрудников. Служба внутреннего контроля банка имеет следующие права: получать необходимые для проведения проверки документы: приказы и распорядительные документы, бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы: документы, связанные с компьютерным обеспечением проверяемого подразделения; определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства; входить в помещение проверяемого подразделения, в помещения, используемые для ранения документов, наличных денег и ценностей, в компьютерный зал с обязательным привлечением руководителя либо сотрудника проверяемого подразделения; выдавать временные (до решения руководства банка) предписания о недопущении действий, результатом которых может стать нарушение федерального или банковского законодательства, принятие на себя чрезмерных рисков.
Имеются факты создания служб безопасности, детективных агенств преступными структурами для получения легального доступа к оружию и, в целом, для прикрытия противоправной деятельности. В отдельных случаях у сотрудников СБ правоохранительными органами обнаруживается незарегистрированное оружие.
Численность сотрудников такого рода служб безопасности иногда весьма велика. Так, в печати были приведены данные о том, что служба безопасности некоей финансовой группы насчитывает свыше 600 человек. Это намного больше, чем реально требуется для обеспечения безопасности банка, даже самого крупного. Высказываются опасения, что цели создания такой мощной вооруженной группировки не исчерпываются обеспечением обеспечения безопасности предпринимательства и она может быть использована для решения задач разведки, либо для достижения политических целей. Отдельные авторы пытаются обосновывать, что подобного рода структуры, через имеющуюся у них информацию, финансовые ресурсы, возможность проведения независимой экспертизы, право выхода с законодательной инициативой, референтные (лоббистские) группы в инстанциях, могли бы стать серьезными рычагами власти на уровне отдельного региона.
В связи с изложенным представляется, что государственные органы должны пресекать попытки использовать негосударственные структуры безопасности в политических целях и, в частности, контролировать численность СБ фирм с тем, чтобы она находилась в разумных пределах, при этом возможно использование соответствующих организационных нормативов, которые бы связывали, например, численность персонала фирмы с количеством сотрудников фирменной полиции.
Как за рубежом, так и в России прослеживается тенденция повышения роли частных детективных агентств и фирменной полиции в решении вопросов безопасности предпринимательства.
Организация режимно-секретного подразделения
Костя-…ак,курит табак=))));)
Закон о гт от 1993 года.
1. Федеральная служба безопасности РФ
2. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
3. Министерство внутренних дел РФ в части касающихся административных оборотов
4. Служба внешней разведки РФ в части, касающейся международного оборота информацией, содержащей государственную тайну
ФСБ, ФСТЭК, МВД являются лицензиатами в области ГТ. Если касается международного обмена, то СВР выступает в роли лицензиата в области ГТ.
ОВД, МЧС, органов суда и прокуратуры и следственного комитета – эти органы по защите ГТ подотчетны перед органами ФСБ и ФСТЭК.
Основным нормативным документом, регулирующим оборот ГТ в организациях, является инструкция по обеспечению режима секретности в РФ. Эта инструкция утверждена ПП РФ от 05 января 2004 г. № 3-1. Инструкция помечена грифом «Для служебного пользования».
В гражданских учреждениях оборот ГТ регулирует «Правила отнесения сведений, составляющих ГТ к различным степеням секретности». Эти правила введены в действие ПП РФ от 04 сентября 1995 г. № 870. В настоящее время эти правила действуют в ред. ПП РФ от 15 января 2008 г. № 8. Сами постановления открыты.
Указ президента РФ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к ГТ». В настоящее время действует в ред. Указа президента от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к ГТ».
Правила определяют порядок работы, определения и пересылки сведений, составляющих ГТ. Приказ о создании секретного подразделения должны быть записаны по кадрам, субординация, то есть кто кому подчиняется, круг ответственности, а также описан порядок функционирования, если имеются специфические требования и условия. В этом приказе есть проверки на режимно-секретность, проверки и предмет нарушений правил. Не реже одного раза в квартал должна проводиться проверка на наличие секретных документов, находящихся на руках у исполнителей. Плановая проверка, путем сверки журналов выдачи режимных документов в РСП с фактическим наличием этих документов на руках у исполнителей. Если в ходе таких проверок выявляется отсутствие таких документов, то оно расценивается как ЧП, организуется физический розыск документов. Если физический розыск не дал результатов, то в течение 24 часов с момента обнаружения пропажи документа, администрация предприятия должна уведомить об этом курирующее подразделение ФСБ РФ. Тогда организуется не только физический розыск ФСБ по своим каналам, а если не найдено – то виновника ждет подарок от государства.
В тех организациях, где не создаются РСП, в этом случае назначается работник, который отвечает за соблюдение режима секретности на данном предприятии.
Организация проверок. Как правило в организациях с РСП составляется план проверок на год. В этом плане указывается график, в соответствии с которым подразделения и ответственные исполнители будут проверяться на предмет наличия у них предметов и изделий, содержащих ГТ. Они также имеют цель не только проверок наличия, но и упорядочения документов, чтобы его можно было отследить перемещения и местонахождение документа.
Наличие допуска, которое оформлено лицензиатами (ФСТЭК И ФСБ) является недостаточным. Необходимо сдать зачет. После сдачи зачета факт допуска оформляется соответствующим приказом. Смысл зачета состоит в том, чтобы проверить знания инструкций и правил обращения с РСД.
1. Сдать документ в режимно-секретное подразделение.
2. По внутреннему формуляру указать документ, дату передачи, получатель расписывается, работает с ним.
Такой порядок позволяет отслеживать документ.
Номенклатура дел – это установленное для данной организации или предприятия минимальный набор дел, которые там должны вестись. Как правило, номенклатура включает несколько важных дел:
1. дело подразделения, которые по основному профилю работы подразделения
2. Дело переписки – сюда подшиваются вторые экземпляры документов, которые пересылаются в другие организации и подразделения.
3. Дело входящих документов – подшиваются документы, исходящие из других организаций.
Максимальный объем дела – 300 листов, а для сведений, составляющих ГТ – 250 листов.
Порядок и режим хранения документов и изделий, содержащих ГТ. Берется под контроль
1. Оборудование ответственных работников с сейфами или ящиками для секретных документов. У каждого сейфа должен быть отдельный ключ, они должны иметь устройство опечатывания.
2. Устройство для уничтожения черновиков и документов, содержащих сведения, составляющие ГТ. Могут быть переработаны путем переработки в бумагорезательных машинах – если она уничтожает таким образом, что величина отходов не превышает 3 мм 2 , и путем сожжения.
3. Ведет статистику по работе с документами, лишение надбавок и т.п.
4. Накопители, содержащие сведения, составляющие ГТ. Техника должна пройти специальное исследование ФСТЭК на наличие закладок и модулей, обеспечивающих несанкционированное накопление данных. РСП заводит блок специальных носителей для повседневной работы, организуется учет информации, которая содержится на носителях. Внутренние носители данных закрепляются за каждым отдельным компьютером, сам компьютер опечатывается, блок не может быть вскрыт без разрешения сотрудника РСП.
Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 28.06.2010.
Приказ Минвостокразвития России от 19.08.2015 N 158 «Об утверждении Положения об отделе по защите государственной тайны Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
от 19 августа 2015 г. N 158
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОТДЕЛЕ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3898; 2013, N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 124, N 15, ст. 1750; 2015, N 2, ст. 491, N 14, ст. 2129, N 15, ст. 2279), во исполнение приказа Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 29 декабря 2014 г. N 113 «О внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока», приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об отделе по защите государственной тайны Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
по развитию Дальнего Востока
от 19.08.2015 г. N 158
ОБ ОТДЕЛЕ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
I. Общие положения
1.1. Отдел по защите государственной тайны Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее — отдел) является подразделением Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее — Министерство), подчиняется непосредственно Министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее — Министр).
1.2. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 30 июня 2012 г. N 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
1.3. Отдел является режимно-секретным подразделением Министерства и осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности Российской Федерации» включать отдел в состав структурных подразделений Министерства или возлагать на него функции, не предусмотренные нормативными правовыми актами по защите государственной тайны, запрещается.
1.4. Создание, реорганизация и ликвидация отдела Министерства осуществляется по решению Министра. Принятое решение согласовывается с органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны.
1.5. Отдел комплектуется государственными гражданскими служащими (далее — государственные служащие) исходя из того, что их количество и уровень квалификации должны быть достаточны для обеспечения защиты государственной тайны в Министерстве.
II. Задачи отдела
В области защиты государственной тайны отдел осуществляет решение следующих задач:
2.1. обеспечения защиты государственной тайны в Министерстве;
2.2. реализации мероприятий по защите информации, составляющей государственную тайну в пределах своей компетенции.
III. Функции отдела
Для выполнения возложенных задач отдел осуществляет следующие функции:
3.1.1. проекты правовых актов Министерства по обеспечению режима секретности, защите информации, составляющей государственную тайну;
3.1.2. рекомендации для отдела государственной службы и кадров по порядку оформления на службу граждан, претендующих на замещение (замещающих) должностей государственных служащих, деятельность которых будет связана со сведениями, составляющими государственную тайну;
3.1.3. предложения для формирования расходных статей по финансированию и материально-техническому обеспечению режима секретности;
3.1.4. номенклатуру должностей государственных служащих Министерства, подлежащих оформлению на допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям.
3.2.1. планирование мероприятий по разграничению доступа государственных служащих Министерства к сведениям, составляющим государственную тайну;
3.2.2. ведение секретного делопроизводства в Министерстве;
3.2.3. специальную подготовку государственных служащих Министерства, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну;
3.2.4. координацию работ по защите информации в Министерстве;
3.2.5. проведение мероприятий по аттестации объектов информатизации на соответствие установленным нормам и требованиям по защите информации для проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну;
3.2.6. оценку материалов на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, подготовку соответствующих заключений по ним;
3.2.7. проведение проверок состояния работы по обеспечению режима секретности, по защите информации и обеспечению безопасности шифрованной связи в пределах своей компетенции в структурных подразделениях Министерства.