Возмещение расходов по коммунальным услугам(2018г)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение расходов по коммунальным услугам(2018г)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вы вправе закупить коммунальные услуги по спецпунктам или по общим основаниям. Спецпункты – это пункты, в которых прямо прописано, что закупать или у кого закупать. Например, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ используют для закупок у монополистов, а по пункту 8 закупают вывоз мусора. Смотрите в таблице перечень спецпунктов для закупки коммуналки и что вы можете по ним купить.
Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.
В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.
Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, регламентирующей расходы.
Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме налогообложения, необходимо его учитывать.
В цену контракта входит возмещение коммунальных услуг
Контракта на энергоснабжение целесообразно заключать по пункту 29. Но прежде стоит посетить Сайт антимонопольной службы и в разделе «Информационные системы» скачать реестр гарантирующих поставщиков. По нему следует проверить поставщика, с которым собираетесь заключить контракт:
Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы
Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным. Это подтверждается практикой контролирующих органов.
Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2021 № 04/01-19/2021.
Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.
Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2021 по делу № ВП-540/17).
Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.2017 № 24-05-07/38889), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.
Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий
Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:
- Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
- Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
- Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
- Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
- Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).
Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты. Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.
Как правильно закрыть контракты на коммунальные услуги по Закону № 44-ФЗ
Приемка коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ производится на основании ежемесячных актов. Они являются теми документами, которые размещаются в реестре контрактов согласно требованиям ПП РФ № 1084.
Оплата коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ подтверждается платежными поручениями с отметкой банка, которые также размещаются в реестре контрактов.
Если объем поставленных услуг совпадет с объемом по контракту, то после полной оплаты происходит закрытие контракта. Он переходит в статус исполненных. Если по окончанию срока действия контракта по его условиям остается не выбранный объем, то необходимо сделать расторжение на остаток и закрыть контракт этим расторжением. В данном случае контракт перейдет в статус прекращенных.
Что заранее проверить в техзадании и документации на очистку крыш, уборку снега и проверку отопления
Закупки на зиму планируйте так, чтобы между извещением и началом снегопадов оставалось минимум 30 дней на конкурентную процедуру и подписание контракта. Читайте в статье, что проверить, прежде чем размещать закупку. Редакция составила пять чек-листов для проверки техзадания, проекта контракта и документации на реагенты, очистку крыши, проверку отопления и другие зимние закупки.
Условия дополнительного договора
Используя арендуемое помещение арендатор, должен хранить его в нужном техническом и санитарном состоянии, и нести определенные траты по договору аренды. Без использования различных коммунальных услуг это не вероятно, то и счета по уплате приходится платить нанимателю.
Даже исходя из обычной логики, арендатор должен нести часть затрат по коммунальным уплатам. Именно для того, чтобы не было никаких расхождений по данному предлогу и создан особый подход к созданию варианта и формы уплаты компенсирования этих расходов.
Одну из сторон контракта аренды может не устраивать версия с определением метода и суммы уплаты за коммунальные услуги в контракте. Тогда по договоренности сторон может подписываться отдельное соглашение на компенсацию коммунальных услуг.
Само соглашение пишется на типичном бланке, и является бумагой, имеющей юр. силу, которая обязывает стороны жестко соблюдать описанные обстоятельства.
Как и похожие документы, соглашение должно быть грамотно написано, и точно заполнено. Не допускаются поправления, зачеркивания и прочие ошибки. Соглашение пишется с учетом взгляда двух сторон и закрепляется подписями.
Именно с периода подписания этой бумаги, его действие имеет законную силу. Документ оформляется в двух экземплярах, по одному для каждой стороны контракта.
Кроме вышеописанных положений, значительными условиями договора есть:
- Цена услуг и последовательность подсчетов. Здесь должен обозначаться период, который есть расчетным по подписанному соглашению. Также определяется число каждого месяца, не позже которого арендатором должна производиться плата в счет компенсирования расходов на коммунальные услуги.
- Указание периода работы документа. Здесь следует написать число подписания соглашения, и период, на который он подписан.
- Пункт о подряде постановления вероятных конфликтов между сторонами. Часто это совершается переговорным путем, либо в суде.
- Обстоятельства, на которых соглашение может быть расторгнуто.
- В конце соглашения пишутся платежные реквизиты двух сторон, подписавших контракт.
Что понимается под коммунальными услугами
Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.
В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.
Коммунальный ресурс | Коммунальная услуга |
Холодная питьевая вода | Холодное водоснабжение |
Горячая вода | Горячее водоснабжение |
Сточные воды | Водоотведение |
Электрическая энергия | Электроснабжение |
Газ, включая баллоны | Газоснабжение |
Тепловая энергия | Отопление |
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) | Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО |
ВАЖНО!
С «коммуналкой» по 44-ФЗ часто отождествляют услуги связи, хотя технически они к ней не относятся.
Как составить проект контракта
Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.
Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:
- наименование заказчика и исполнителя;
- объект закупки;
- ИКЗ;
- информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
- цена контракта, порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- условия об ответственности;
- срок действия договора;
- реквизиты сторон.
При составлении проекта контракта учитывайте особенности:
- цена контракта необязательно является твердой;
- для услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению и водоотведению пеня за просрочку исполнения обязательств рассчитывается в соответствии со специальным нормативным актом. Неустойку за просрочку рассчитывают в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной в срок суммы;
- нужно ли делать исполнение контракта по 44-ФЗ по коммунальным контрактам на теплоснабжение, горячую воду и газоснабжение — да, при оплате предусматривается авансирование в размере 30% с оплатой до 18-го числа текущего месяца. Остаток платится до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) постановления правительства № 808 от 08.08.2012, п. 5 постановления правительства № 294 от 04.04.2000);
- государственные заказчики при заключении контракта на водоснабжение по 44-ФЗ пользуются единым типовым договором на водоснабжение и водоотведение по постановлению правительства № 645 от 29.07.2013;
- при заключении договора по обращению с ТКО с региональным оператором используйте типовой договор, который утвержден постановлением правительства № 1156 от 12.11.2016;
- в договоре на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком устанавливается порядок оплаты в соответствии с п. 82 постановления правительства № 442 от 04.05.2012: 30% стоимости электроэнергии за текущий месяц оплачивается до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости за текущий месяц — до 25-го числа этого месяца, остаток стоимости платится до 18-го числа в следующем месяце;
- договор при закупке тепловой энергии у единственного поставщика по 44-ФЗ обязательно включает все существенные условия из правил организации теплоснабжения по постановлению правительства № 808 от 08.08.2012;
- в контракте с единственным поставщиком по п. 23 следует включить обоснование цены, а расчет сделать приложением к контракту.
Налоговые аспекты возмещения
Интересным является и принципиальный вопрос по поводу обложения оказанных услуг налогом на добавленную стоимость.
По стандартному правилу, это необходимо делать по отношению к реализации товаров (а также работ и услуг) за определенную плату на территории нашего государства. Однако нужно понимать, что сам арендодатель никаких услуг непосредственно арендатору не оказывает, он является лишь посредником.
Из этого следует, что когда арендодатель получает компенсацию за предоставление коммунальных услуг от арендатора в виде денежных средств, объект, облагаемый НДС, не возникает. Не должна выставляться и счет-фактура. Это все происходит, если в договоре аренды четко и однозначно отмечено, что расходы по предоставлению коммунальных услуг не входят в ежемесячную плату.
Порядок оплаты коммунальных услуг в арендованном помещении Оформление договора о коммунальном обслуживании со сторонними юридическими лицами не допускается. Обязательным условием заключения соглашения является законное использование объекта. Документально подтвердить такое право способен либо собственник, либо арендатор. Составление фиктивного договора грозит признанием соглашения недействительным и возложением задолженности за потребленные ресурсы на номинального владельца. При принятии затрат по такой сделке к учету могут возникнуть проблемы с налоговой службой. При выставлении счетов арендодатель не начисляет НДС. Косвенный налог не удерживается, так как операция не является реализацией (разъяснения финансистов № 03-03-06/2/51). Напомним, что рассматриваемый вид услуг не попадает под обложение (ст. 149 НК РФ). Освобождение действует, если ресурсы приобретаются у управляющей компании.
Подход изменится при выделении затрат из состава вознаграждения. В договоре должна быть прописана компенсация. Юридическое значение приобретет статус сторон и порядок составления расчета коммунальных платежей для арендатора. Предпринимателям и организациям придется включать сумму в состав доходов. Соответствующие разъяснения содержатся в письмах Минфина России № 03-11-11/16222 и № 03-03-06/4/55. Уменьшить отчисления они смогут за счет фактически понесенных расходов (механизм вычетов).
Порядок исчисления НДС
О том, как исчислять НДС, если договором предусмотрена постоянная и переменная (дополнительная) составляющие арендной платы, говорится в пункте 1 письма ФНС России № ШС-22-3/86@.
Арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги. Причем днем оказания услуги является последний день месяца. Обратите внимание: налоговую базу по НДС арендодатель определяет исходя из суммы арендной платы, состоящей из основной и дополнительной частей. Следовательно, он вправе применить налоговые вычеты «входного» НДС, которые ему предъявили снабжающие организации при приобретении коммунальных услуг, включенных в арендную плату в качестве ее переменной части.
Арендатор на основании акта сдачи-приемки услуг и правильно оформленного счета-фактуры арендодателя может принять к вычету «входной» НДС, относящийся как к переменной, так и к постоянной частям арендной платы. Напомним, что общие правила применения налоговых вычетов прописаны в пункте 2 статьи 171 и пункте 1 статьи 172 НК РФ. Такое оформление коммунальных платежей — самое безопасное с точки зрения налоговых рисков.
Оплата коммунальных услуг на основании посреднического договора с арендодателем
Существует третий способ оформления компенсации коммунальных платежей. Он рассмотрен в абзаце 2 пункта 3 письма ФНС России № ШС-22-3/86@. Так, арендодатель и арендатор вправе заключить посреднический договор (договор комиссии или агентский договор), в соответствии с которым арендодатель выступает посредником по приобретению коммунальных и иных аналогичных услуг арендатором. По таким договорам арендодатель представляет интересы арендатора в отношениях со снабжающими организациями. Впоследствии арендодатель как посредник перевыставляет счета, полученные от поставщиков коммунальных услуг, арендатору с выделением в них сумм НДС.
В пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85 указано, что сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. Как правило, договоры со снабжающими организациями заключаются арендодателем до оформления посреднических договоров с арендаторами. Возникают ли при этом какие-либо налоговые риски в связи с приведенным выше мнением ВАС РФ? В аналогичной ситуации, разбиравшейся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2009 № А03-10350/2007, налоговый орган отказал арендатору в вычетах «входного» НДС по коммунальным услугам. По мнению налоговиков, договор электроснабжения между арендодателем и снабжающей организацией не может считаться заключенным во исполнение агентского договора между арендодателем и арендатором. Суд отклонил этот довод инспекции, так как договор со снабжающей организацией в спорный период являлся действующим (пролонгированным), договоры аренды и агентские договоры в установленном порядке не признаны недействительными, электроэнергия поставлялась налогоплательщику, была им оприходована и оплачена. Решение было вынесено в пользу налогоплательщика.
Вне зависимости от вида посреднического договора арендатор должен выплатить вознаграждение посреднику за его услуги в порядке, установленном в договоре (ст. 991 и 1006 ГК РФ). А арендодатель-посредник обязан исчислить НДС со стоимости посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Договор, заключенный между арендатором и арендодателем, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к посредническим договорам гражданским законодательством (гл. 51 и 52 ГК РФ).
Так, в договоре обязательно предусматривается, что комиссионер или агент (он же арендодатель) обязуется по поручению другой стороны (в данном случае арендатора) оплачивать услуги коммунальным службам от своего имени, но за счет комитента или принципала.
Договор на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг по 44 фз
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о КС закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
В другом письме от 18 апреля 2022 г.N ОГ-Д28-4775 Минэкономразвития выражает мнение, что заказчик вправе возмещать затраты балансодержателю на закупку услуг, которые оказываются субъектами естественных монополий, на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, энергоснабжению по существующим тарифам. Это означает, что эти платежи не будут входить в 5 % от СГОЗ, а будут возмещаться на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Как включить коммунальные платежи в договоре аренды нежилого помещения? Объясняем подробно
По договору аренды одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендатору) имущество за вознаграждение во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). При этом перехода права собственности на это имущество к арендатору не происходит, за исключением случаев, когда договором предусмотрено право выкупа.
Если договором не предусмотрена плата за пользование имуществом, то такой договор признается договором ссуды (безвозмездного пользования имуществом). Данный вид правоотношений регулируется нормами главы 36 ГК РФ.
Нормы, относящиеся к договору аренды, применяются в этом случае лишь частично.
Арендодателем по договору аренды может быть собственник имущества либо иной законный владелец, которого сам собственник или закон уполномочил сдавать это имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Таким образом, лицо, имеющее доверенность от имени собственника на право сдачи имущества в аренду, может быть арендодателем.
Арендатором может быть любой дееспособный гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Закон позволяет заключать договор аренды и в устной форме, однако в большинстве случаев используется письменная форма, поскольку она позволяет подробнее согласовать все условия договора и исключает многие разногласия сторон в процессе его исполнения.