Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
Общий порядок спецоценки условий труда
В процессе СОУТ обязательно учитываются факторы, перечисленные в пункте 5 Приложения к Приказу № 699н:
- какие материалы, сырье, оборудование используют работники и могут ли они быть источником вредных или опасных факторов;
- каковы были результаты предыдущих исследований, производственного контроля и государственного санэпиднадзора;
- отмечались ли случаи получения травм или заболеваний сотрудников под влиянием тех или иных рабочих факторов;
- есть ли у самих сотрудников предположения о том, какие факторы на их рабочем месте могут нести вред или быть потенциально опасными для их здоровья.
По результатам СОУТ на каждое рабочее место должен составляться поверочный лист, форма которого приведена в Приложении № 1 приказа. В документе предусмотрено 8 блоков:
- Сведения о работодателе: наименование, место нахождения и выполнения работ, название подразделения, контакты.
- Сведения о рабочем месте: номер и наименование (специальность, должность, профессия).
- Таблица с перечнем физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса — напротив каждого из факторов есть слова «да» и «нет», одно из которых нужно подчеркнуть при оценке рабочего места.
- Заключение, где ставится галочка напротив одного из результатов оценки: условия труда соответствуют нормативным требованиям или были выявлены опасные либо вредные факторы, требующие измерения и исследования с привлечением сторонней организации, имеющей лицензию на СОУТ.
- Дата составления поверочного листа.
- Сведения о председателе комиссии по СОУТ
- Данные о членах комиссии по СОУТ.
- Блок для подписи и ФИО работника, ознакомленного с документом.
Важно знать! Если в ходе оценки был выявлен хотя бы один вредный или опасный фактор, то микропредприятию нужно привлечь специализированную организацию, которая проведет СОУТ. Если нет — достаточно заполнить декларацию соответствия условий труда и в течение 30 рабочих дней со дня утверждения поверочного листа подать ее в Реестр деклараций и ФГИС СОУТ.
Рекомендованный образец декларации приведен в Приложении № 2 Приказа № 699н. В документе указывают:
- наименование микропредприятия;
- место его нахождения и осуществления деятельности;
- ИНН;
- ОГРН;
- перечень всех рабочих мест, прошедших оценку;
- номер поверочного листа, на основании которого подается декларация;
- дату подачи;
- сведения о регистрации, включая наименование органа, который зарегистрировал документ;
- подпись, фамилию и инициалы должностного лица, зарегистрировавшего декларацию.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.
Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя
По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».
Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.
Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.
Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.
Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.
Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.
Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2019, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году грозит работодателям всех форм собственности.
Есть ряд исключений — работодателей, которые не должны проводить оценку и, соответственно, не подвергнутся наказанию (ст. 3 ФЗ-426). К таковым отнесены:
Оценку не проводят |
Признаки |
---|---|
ИП |
Нет сотрудников по найму, с которыми заключено трудовое соглашение |
Привлек дистанционных работников на дому по договору ГПХ, и у них нет рабочих мест (Разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019) |
|
Работодатель-физлицо или религиозная организация |
Привлек сотрудников дистанционно по трудовому соглашению (ст. 3 ФЗ-426) |
Работающие на дому и дистанционные работники |
(ст. 3 ФЗ-426) |
Можно ли избежать наказания
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:
- Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
- направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
- в предостережении определяется срок для устранения нарушений.
Какой штраф или санкции могут быть?
Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:
- Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.
Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:
- Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
- Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Штрафные санкции за непроведение специальной оценки условий труда
Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства. Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.
ПОРЯДОК ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.
Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.
Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.
В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
КАК ЧАСТО НУЖНО ПРОВОДИТЬ СОУТ
Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается, прежде всего, действующих рабочих мест.
Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.
При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев. В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за непроведение ооцнки условий труда на рабочих местах. Это относится, в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.
СТОИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму от 3000 рублей за каждое рабочее место.
Некоторая экономия возможна при наличии аналогичных (равнозначных) рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух). Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.
ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27.1 КоАП РФ). В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.
Специальная оценка условий труда
Проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ). В связи с этим работодателям, ранее не проводившим оценку условий труда на рабочих местах, необходимо провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.
Специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке.
В соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, безотлагательной специальной оценке условий труда подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест, либо истек срок действия ее результатов:
- работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В отношении рабочих мест, не относящихся к вышеуказанным рабочим местам, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ; Письмо Минтруда от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010; Письмо Минтруда России от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597).
При этом согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
За что возможно наложение штрафа или санкций по отношению к Работодателю?
-
Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой
-
Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)
-
Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
-
Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)
-
Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
-
Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)
-
Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
-
Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
-
Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки
И т.д.
Актуальные размеры штрафов за нарушение правил СОУТ
В настоящее время нарушение действующих правил проведения СОУТ, установленных федеральным законом № 426-ФЗ, рассматривается в рамках ст. 5.27.1 КоАП РФ. В состав этой статьи включен специальный пункт 2, который содержит санкции за такие нарушения как непроведение спецоценки или несоблюдение правил ее проведения.
Степень серьезности санкций зависит от того, кто именно является субъектом нарушения. Кроме того, повторный проступок аналогичного характера влечет за собой ужесточение наказания. Мы свели информацию о штрафах и иных мерах, предусмотренных КоАП за такие действия, в удобную таблицу.
Субъект нарушения |
Санкции за первичное нарушение |
Санкции за повторное нарушение |
Сотрудник, ответственный за организацию СОУТ |
Предупреждение или денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или дисквалификация, которая длится 1-3 года |
ИП |
Денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Юрлица |
Денежный штраф 60-80 т.р. |
Денежный штраф 100-200 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Примечательно, что оба нарушения – непроведение СОУТ и несоблюдение правил ее проведения — рассматриваются как равнозначные, а значит, влекут за собой одинаковое наказание. Например, это означает, что если организация сначала была оштрафована за непроведение спецоценки, а потом провела ее, но допустила ошибки в самой процедуре или оформлении документов, к ней будет применен штраф повышенного размера. Не исключено даже, что его заменят остановкой работы на три месяца.
Новшества по исполнению СОУТ
Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.
По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.
За непроведение СОУТ штрафы будут назначаться автоматически
Об этом сообщил начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда. Как сообщил Егор Иванов, данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2015 года, и автоматически штрафовать работодателей начнут с 2021 года. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.
С 2021 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с предприятиями, которые есть во ФГИС.
Порядок проведения СОУТ
Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.
СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.
Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).
Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час