Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
Вождение в нетрезвом состоянии
Наказание за езду в пьяном виде останется без изменений – штраф в размере 30 тыс. руб. и лишение прав сроком на 2 года.
Однако после Нового года серьезные ограничения ждут водителей, которые управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а в салоне при этом находились дети.
Это автоматически повышает сумму штрафа до 50 тыс. руб., водительского удостоверения можно будет лишиться уже на 3 года.
В частности, они инициировали штрафы именно за перевозку в пьяном виде детей. Если при остановке транспортного средства автоинспектором обнаружится, что водитель пьян, а в салоне сидит ребенок (причем, детьми в данном случае будут считаться лица в возрасте до 16 лет), он лишится прав на три года, а также весьма крупной суммы в 50 тыс. руб.
Кроме того, вскоре все пьяные водители, по вине которых уже однажды случались аварии со смертельным исходом, будут лишаться свободы сроком до 3 лет и платить штраф, достигающий огромной суммы 300-500 тыс. руб.
Штраф за нарушение тишины готовятся поднять с 500 руб. до 5 тыс. и более руб.
В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта. Документ разработали в Мосгордуме, но именно с прицелом на его принятие на федеральном уровне.
Сейчас санкция за нарушение тишины составляет 500 руб., и авторы законопроекта уверены, что ее недостаточно. Как указали разработчики, недобросовестные водители нередко используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.
В связи с этим законопроектом предлагается прямо наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность за такие нарушения. Документ предполагает возможность регионам самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя: при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тыс. руб.
Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация предполагается в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Норма КоАП | Нарушение | Наказание |
ст. 12.33 | Повреждение дорог, жд переездов, тех. средств для организации движения, создание помех в дорожном движении, в том числе загрязнением дороги |
ФЛ — 5 тыс. руб. — 10 тыс. руб. ДЛ — 25 тыс. руб. ЮЛ — 300 тыс. руб. |
ч. 1 ст. 12.34 | Невыполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонту дорог, жд переездов, устранению помех, временному ограничению или прекращению движения ТС |
ДЛ — 20 тыс. руб. — 30 тыс. руб. ЮЛ — 200 тыс. руб. — 300 тыс. руб. |
ч. 2 ст. 12.34 | С причинением легкого или средней тяжести вреда здоровья потерпевшего | ДЛ — 50 тыс. руб. — 100 тыс. руб. ЮЛ — 400 тыс. руб. — 500 тыс. руб. |
ст. 12.35 | Незаконное применение мер по ограничению в управлении, пользовании или эксплуатации ТС |
ФЛ — 2 тыс. руб. ДЛ — 20 тыс. руб. |
ст. 12.36.1 | Использование во время движения ТС телефона без устройства, позволяющим вести переговоры без рук | 1 500 руб. |
Штрафы за причинение вреда здоровью
Ст. КоАП | Правонарушение | Санкции/Меры |
12.24 ч. 1 | Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего | 2500-5000 ₽ или лишение прав на 1-1,5 лет; |
12.24 ч. 2 | Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего | 10000-25000 ₽ или лишение прав на 1-1,5 лет; |
Какие штрафы ГИБДД можно оплатить со скидкой 50%
С 1 января 2016 года вступил в силу закон, согласно которому можно оплатить только половину штрафа за нарушение ПДД, но при условии, что оплата произведена не позднее 20-ти дней с момента вынесения постановления о наложении штрафа, за исключением следующих нарушений:
- Управление автомобилем в состоянии опьянения;
- Отказ от прохождения медицинского освидетельствования;
- Нарушения ПДД с пострадавшими;
- Совершение повторных нарушений:
- управление незарегистрированным автомобилем;
- превышение скоростного режима на 40 км/ч;
- проезд на запрещающий знак светофора;
- выезд на полосу встречного движения;
- движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Сумма штрафа за превышение скорости
Сумма зависит от того, насколько была превышена скорость, а также от особенностей транспорта.
Особенности ТС |
Максимально допустимая скорость |
Движение в населенном пункте |
60 км/ч |
Движение по двору |
20 км/ч |
Авто весом до 3,5 т, движение по магистрали вне населенного пункта |
110 км/ч |
Авто меньше 3,5 т движущиеся по другим дорогам |
90 км/ч |
Грузовики вне населенного пункта |
70 км/ч |
Уточнен срок привлечения к ответственности за нарушение ПДД
Этот же законопроект уточняет время начала отсчета срока привлечения к ответственности за ДТП. Дело в том, что в настоящий момент в его определении есть неточности, которые приводят к разным судебным решениям в отношении водителей, совершивших схожие нарушения.
Поводом для разбирательства стало решение Конституционного суда по делу автомобилистки Ольги Мельниковой. В декабре 2020 года она создала помеху для движения автобуса. Водитель успел затормозить, и столкновения не произошло. Однако несколько пассажиров в салоне автобуса упали, а один сломал руку. Это стало поводом для оформления ДТП с пострадавшим. Мельникова инцидент не заметила и проехала дальше, что было квалифицировано как оставление места ДТП. Суд назначил дату разбирательства и лишил автомобилистку прав на год. Только получилось так, что к административной ответственности ее привлекли спустя три месяца и один день. Мельникова такое решение оспорила, отметив, что судебный акт вынесли уже по истечении срока давности.
«Согласно оспоренной норме, день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения/обнаружения административного правонарушения. В то же время в силу ст. 4.8 «Исчисление сроков» КоАП течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП не установлен иной порядок исчисления сроков», — сказано в решении Конституционного суда.
В итоге КС потребовал, чтобы законодатели незамедлительно устранить эту неопределенность. Для этого в законопроекте четко прописали: «Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. А если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Штраф за мойку на газонах и парковку на детских площадках в 2021
Появилась в КоАП и ответственность за мойку транспортных средств в запрещенных местах: за это будут наказывать штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.
Остановка на газонах, цветниках и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, равно как и проезд транспортных средств по этим объектам, повлечет штраф от 1,5 тыс. до 4 тыс. рублей. В случае фиксации этих административных правонарушений в автоматическом режиме специальными техническими средствами (наподобие приложения «Помощник Москвы»), последует штраф в 2 тыс. рублей.
За остановку, парковку, проезд по детским игровым и спортивным площадкам выпишут штраф от 2 тыс. до 5 тыс. рублей. А при автоматической фиксации пришлют постановление на 2,5 тыс. рублей.
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом
Административная ответственность за нарушение | ||
222–1850 руб. | от 6 до 50 б.в. |
Изменения в ПДД вводят новую разметку для зон платной и бесплатной парковки. Территорию для платной стоянки будут обозначать синими линиями, а бесплатные парковки останутся белыми. Цветовая дифференциация должна помочь водителям лучше ориентироваться на городских улицах. Разметка при этом может быть в виде прямоугольников, обозначающих паркинг целиком, или в виде «гребенки» из нескольких полос. Все эти зоны должны обозначаться знаками. У знаков платной парковки к традиционной букве «P» добавятся монеты, которые раньше изображались на отдельной белой табличке.
Для инвалидов тоже вводится отдельный знак парковки, на котором рядом с буквой «P» появится изображение инвалида-колясочника.
В 2023 году продолжится дискуссия вокруг возврата штрафов за превышение средней скорости на отдельных отрезках дорог
В настоящее время в ГИБДД не могут оформлять такие постановления из-за отсутствия в КоАП точной нормы. На этот пробел в законодательстве в 2019 году указал Верховный суд.
«Материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать информацию о месте и времени нарушения», — говорится в решении ВС.
Этих данных в постановлениях о превышении средней скорости не было, и в МВД решили отказаться от такой фиксации.
Однако, норма относительно оформления постановлений за такое нарушение на основе данных с комплексов фиксации должна быть прописана в проекте нового КоАП — такое поручение МВД, Минюсту и Минтрансу еще в 2021 году дал вице-премьер Марат Хуснуллин. При этом свежую официальную версию КоАП Минюст пока не публикует и держит в секрете.
Кроме того, о необходимости вернуться к практике фиксации превышения средней скорости на отдельных участках дорог регулярно напоминают в ЦОДД Москвы.
«Приостановка фиксации такого нарушения, как превышение средней скорости на конкретном участке, привело в Татарстане к негативным последствиям. Если ранее большинство зафиксированных превышений скорости укладывались в лимит +20–40 км/ч, за которые штрафовали на 500 руб., то теперь после ДТП мы видим на спидометрах 160–180 км/ч», — заявил в октябре Минниханов.
Эксперт объяснил, что водители все чаще пользуются навигаторами и прочими устройствами, которые предупреждают о камерах на дорогах. Получается, что автомобилисты успевают притормозить перед комплексом, а после — снова разогнаться. При фиксации средней скорости соблюдать ПДД им пришлось бы на всем участке дороги.
В ГИБДД пока это предложение не поддержали.
Автозаконы изменились
1. В 2023 году должна заработать система автоматического выявления водителей без ОСАГО (камеры видеофиксации будут сличать госномер проезжающего автомобиля с базой данных страховщиков).
2. Пересмотрены тарифы на техосмотр (минимальная цена для легковых автомобилей установлена ФАС на уровне 913 рублей и принята в большинстве регионов страны, кроме Московской, Ленинградской и Амурской областей).
3. С 1 марта 2023 года вступают в силу обновленные ПДД:
· большая часть изменений относится к электросамокатам,
· запрет движения, остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности;
· новый дорожный знак «Место зарядки электромобилей»;
· новая конфигурация знака «Парковка», совмещенная со знаком «Инвалид» или «Зона платной парковки».
4. Новый закон, регламентирующий работу таксистов:
· водить такси запретят гражданам с судимостью за насильственные преступления и с более чем тремя неоплаченным штрафами за нарушения ПДД;
· автомобили нужно будет обозначать шашечками и фонарем оранжевого цвета;
· службы вызова такси отныне несут ответственность за отбор водителей и за совершенные ими ДТП.