Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.
Защита потребителей финансовых услуг – Банк России и Роспотребнадзор
Как известно, права потребителей в России защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Однако если дело связано с нарушением тех федеральных законов, надзор и контроль за соблюдением которых осуществляет Центральный банк РФ, то такие жалобы и обращения рассматриваются регулятором.
В структуру Центрального банка РФ входит Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, куда любой может обратиться с жалобой на действия финансовых организаций.
Жалобы и обращения в письменном виде можно направлять как в подразделения службы при региональных отделениях главных управлений Центрального банка РФ, так и в территориальные управления Службы по федеральным округам, и в центральный аппарат в Москве, в том числе через интернет-приемную. Срок рассмотрения жалоб и обращений составляет 30 дней. По результатам проверки может быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений или может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном КоАП.
Анализ результатов деятельности Роспотребнадзора по фактам рассмотрения жалоб о нарушениях прав потребителей финансовых услуг свидетельствует о том, что основную группу нарушений составляет включение в тексты кредитных договоров и договоров займов условий, ущемляющих права потребителей (указание на возможность изменения в одностороннем порядке размера стоимости предоставленных заемных средств, установления подсудности рассмотрения споров по выбору кредитной организации; взимания комиссии за подключение к программе страхования, за выдачу кредита; о передаче долга третьим лицам, не имеющим лицензии на осуществление финансовой деятельности. Кроме того, в процессе предоставления потребителям услуг банки указывают на возможность в одностороннем порядке изменять набор услуг, предоставляемых клиентам; устанавливают оплату дополнительного комиссионного вознаграждения в случае отказа потребителя от ненужных ему услуг.
Вместе с Роспотребнадзором Центральный банк РФ добился пресечения массовой практики взимать комиссии за рассмотрение кредитной заявки и выдачу кредита, скрытых комиссий для банковских заемщиков, таких как комиссия за ведение ссудного счета или за обслуживание кредита, которые порой в несколько раз превышали расходы на проценты по кредиту.
Центральный банк своим нормативным актом установил обязательное предоставление информации заемщику об эффективной процентной ставке по кредиту до его выдачи, чтобы заемщик мог оценить реальный уровень кредитной нагрузки, который банки стремились скрыть.
Роспотребнадзор много лет боролся против политики банков навязывать страхование жизни для ипотечных заемщиков и для получателей потребительских кредитов. Эту проблему помогло решить указание Центрального банка РФ, которое вступило в силу с 02.03.2016. В соответствии с ним теперь в договор страхования жизни в обязательном порядке включается «период охлаждения». Это значит, что страхователь имеет право отказаться от договора в течение 5 рабочих дней с момента его заключения и потребовать возврата уплаченной страховой премии. Благодаря этому навязывание страховки во многом утратило смысл.
Понятие золотовалютных (международных) резервов
Золотовалютные резервы (ЗВР) представляют собой высоколиквидные государственные активы, представленные в виде золота, иностранной валюты, государственных ценных бумаг (большинство стран мира использует для создания ЗВР казначейские облигации США), специальных прав заимствования (СДР) и резервной позиции в МВФ. «Специальные права заимствования (СДР) – это международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в фонде.
Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиций по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ)».7
Золотовалютные резервы России складываются из резервов Центрального банка и правительства РФ под управлением министерства финансов РФ. По данным на 2016 год, Россия занимала шестое место в мире по величине запасов золота (1,5 тыс. т) после США (более 8 тыс. т), Германии (более 3 тыс. т), Италии (2,5 тыс. т), Франции (2,3 тыс. т) и Китая (1,8 тыс. т).
Золотовалютные резервы являются финансовым резервом, оставленным на случай, если в государстве наступит кризис и не будет хватать средств на погашение государственных долговых обязательств и бюджетных затрат. «Они в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, интервенций на валютных рынках с целью оказания влияния на курс национальной валюты или для других аналогичных целей».8 Например, в России ЗВР активно использовались для поддержания курса национальной валюты в период кризисов 2008–2009 гг. и кризиса 2014–2015 гг.
Понятие банковской системы
Банковская система представляет собой важнейший организационный механизм системы финансов в нашей стране. Она влияет на работу всех экономических общественных процессов.
Система банков — это самостоятельное экономическое, правовое образование. Она органичным образом включена в состав более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействуя с совокупностью всех элементов и выполняя собственные, присущие только ей функции.
Банки имеют определяющее значение в эффективном распределении инвестиций и накоплений в рыночных условиях в ходе обеспечения стабильного состояния в целом всей финансовой системы. Если происходят сбои в состоянии банковской системы, то ухудшается и экономическое положение в государстве в целом, а оно несет ответственность за обеспечение стабильности экономики в соответствии с положениями Конституции. По этой причине государство регулирует банковскую деятельность путем защиты частноправовых и публично-правовых интересов, поскольку банковские правоотношения включают частные и публичные элементы. Подобное разграничение общественных отношений отмечали еще философы и юристы в разные периоды развития права.
Еще римским юристом Ульпиан было выведено утверждение, что публичное право представлено правом, обращенным и относящимся к статусу государства. При этом частное право он относил к интересам отдельных лиц.
Сфера банковской деятельности состоит из системы непрерывно осуществляемых операций и сделок, особенности работы которых заключаются в извлечении прибыли. Таким образом, банковская деятельность является предпринимательской деятельностью кредитных организаций, включая работу ЦБ РФ и его учреждений. Основная цель их работы состоит в получении прибыли.
Субъекты банковских правоотношений вступают в такие отношения, которые регулируются публичными и частными правовыми нормами. Они складываются в процессе банковской и кредитной деятельности, когда компании используют деньги и прочие финансовые средства в качестве товара.
Регулирование отношений, проявляющихся в работе банков, происходит за счет частного права, которое не должно препятствовать защите публичных интересов. При этом отношения, которые затрагивают публичные интересы, регулирует публичное право. Публично-правовая государственная деятельность в банковской сфере концентрируется, в первую очередь, на защите гражданских конституционных прав, стабильности системы банков и финансов в целом.
Нормы частного права предназначены для охраны интересов конкретных физических лиц (групп лиц), а нормы публичного права направлены на защиту общественных интересов (интересов неограниченного круга лиц).
Нормативы, регулирующие деятельность центрального банка
В настоящее время не существует специально созданного, сколь-нибудь кодифицированного банковского законодательства, и тем более кредитного законодательства, но выделить нормативно-правовые акты, регулирующие кредитные отношения полностью или в части, представляется возможным.
В целях установления системы законодательства, регулирующего кредитные отношения, мы будем придерживаться традиционной системы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку. Первую ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой, прямым действием, а также применяющаяся на всей территории РФ. Кроме этого, все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции 1, не должны противоречить Конституции РФ.
Вторая ступень принадлежит Федеральным законам, которые принимаются в соответствии с Конституцией и регулируют многообразные и сложные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Применительно к кредитным отношениям особое место занимают акты Центрального банка РФ. Указанные акты располагаются в иерархии нормативно-правовых актов обособленно, поэтому они будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящей статьи. На следующей ступени — носящие подзаконный характер Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.
Вследствие того, что банки занимают одно из центральных мест в рыночной структуре России и являются связующим звеном между различными экономическими субъектами внутри страны и зарубежными партнерами, вопрос о месте банковского права в системе российского права имеет огромное значение. По данному вопросу существует несколько основных точек зрения. Рассматриваемый вопрос тесно связан с вопросом понятия банковского права. Определение места банковского права в системе российского права напрямую зависит от точки зрения непосредственно на понятие банковского права.
Одни специалисты данной сферы считают, что банковское право – это подотрасль финансового права. Другие специалисты считают, что правоотношения с участием банков представляют собой хозяйственные правоотношения, следовательно, они относятся к предмету регулирования хозяйственного права. Также в юридической науке существует точка зрения, согласно которой банковское право – это самостоятельная отрасль права, так как объектом регулирования банковского права является регулирование правового положения банков. Среди зарубежных ученых существует мнение, что понятие банковского права нужно рассматривать как составную часть кредитного права. Существует и еще одна точка зрения, заключающаяся в том, что банковское право не является ни самостоятельной отраслью права, ни подотраслью какого либо права, а представляет собой просто банковское законодательство. Банковское законодательство России состоит из двух основных частей:
1) специального банковского законодательства (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);
2) общего банковского законодательства (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т. д.).
Существует также мнение о том, что банковское право содержит нормы, регулирующие узкий круг специализированных вопросов, к которым относятся:
1) деятельность кредитных организаций, Центрального банка РФ (ЦБ РФ);
2) основные принципы организации банковской системы;
3) порядок и осуществление банковских операций. Круг указанных вопросов регулируется положениями целого ряда отраслей российского права. Например, гражданским, административным, финансовым правом. Правильным будет считать, что банковское право все же является комплексной отраслью права, которая регламентирует непосредственно банковскую деятельность.
Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно—кредитного механизма. Банковская система включает в себя ЦБ РФ, сеть коммерческих банков и других кредитно—расчетных центров. ЦБ РФ проводит государственную эмиссионную и валютную политику. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
Банковская система занимает значительное место в системе органов, осуществляющих финансовую деятельность от имени государства.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно—финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.). Оба звена банковской системы наделены определенными властными полномочиями в сфере управления банковскими финансами. От состояния банковской системы зависит устойчивость национальной валюты, эффективное функционирование государственных органов.
Элементы, составляющие банковскую систему, не ограничиваются органами, которые непосредственно осуществляют банковские операции. В число элементов входят органы, которые регулируют деятельность банковской системы. Сущность деятельности банковской системы заключается в выполнении определенных функций, которые отличают банки от других органов.
К основным функциям банковской системы относятся:
1) организация безналичного оборота;
2) организация налично-денежного оборота;
3) аккумуляция средств для функционирования кредитования отраслей экономики;
4) расчетно-кассовое исполнение государственного бюджета;
5) организация хранения сбережений населения.
Важное значение имеют принципы организации банковской системы, к ним относятся:
1) государственная монополия на осуществление регулирования и надзора за банковской деятельностью. Она позволяет проводить в государстве единую эмиссионную политику и надзирать за банковской деятельностью;
2) централизация банковской системы. Обязательность государственного регулирования деятельности кредитных организаций ЦБ РФ;
3) самостоятельность банков в совершении банковских операций.
Особое место среди специальных органов государственной власти, созданных для осуществления финансовой деятельности, занимает ЦБ. Он играет важную роль при формировании и реализации одной из составных частей государственной организационной политики – денежно—кредитной политики государства.
Наряду с ЦБ РФ, в деятельности государства участвуют и кредитные организации. Несмотря на то, что они не являются государственными органами, тем не менее, банки в ряде случаев осуществляют властные полномочия.
Органы управления Банка России
Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, Председатель и Совет директоров.
Национальный банковский совет
В соответствии с Законом о Банке России в состав органов входит Национальный банковский совет (НБС), который формально не называется органом управления, так как формируется из числа лиц, не работающих (за исключением Председателя Банка России) на профессиональной основе в Банке России, но фактически им является. НБС задумывался как форма, способствующая большей прозрачности деятельности Банка России. В Законе о Банке России он именуется «коллегиальным органом Банка России» (ст. 12), признается формой подотчетности Банка России перед Государственной Думой (в части назначения ею членов НБС – ст. 5).
В состав НБС входят 12 человек. Двое его членов направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав НБС входит также Председатель Банка России.
Отзыв членов НБС осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав НБС.
Деятельностью НБС руководит Председатель НБС, который избирается членами НБС из их числа большинством голосов от общего числа членов НБС.
Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.
Разновидности коммерческих банков
С каждым годом растет экономическая роль коммерческих банков. Это выражается в том, что расширяются сферы их деятельности, а также появляются новые финансовые услуги. В мире существуют банки, которые предоставляют своим клиентам более трех сотен услуг.
Классификация банков может осуществляться по разным признакам. В зависимости от того, каким способом формируется уставной капитал, коммерческие банки могут быть созданы в форме акционерных обществ или ООО. Кроме того, они могут создаваться при участии иностранных банков или иностранного капитала.
Исходя из видов операций, которые совершаются коммерческими банками, они делятся на универсальные и специализированные. По территории осуществления своей деятельности коммерческие банки можно разделить на федеральные и региональные.
Функции Центробанка России
А вот деньгами в стране главное банковское учреждение государства по-прежнему командует с тем лишь различием, что напечатать столько денег, сколько нужно стране, ЦБ не может. Сей факт объясняется тем, что ЦБ подчиняется правилам Международного валютного фонда, членом которого Россия стала в 1992 году.
Сделано это было с целью доступа к валютным кредитам и вызвано было экономическим, финансовым, системным кризисом в стране. В то время финансовая помощь России нужна была как никогда. Валютные кредиты для стабилизации экономики, интервенции для уменьшения курса доллара Россия стала получать, но в то же время Центральный банк потерял право самостоятельно кредитовать экономику страны, но может участвовать в кредитовании других стран. Таковы правила МВФ, члены которого обязаны их соблюдать.
Первый кредит был открыт в августе 1992 года на сумму около миллиарда долларов, целью которого было удержание дефицита государственного бюджета и темпа инфляции. Неподчинение правилам МВФ означает исключение России из его членов, а значит, и автоматический отказ в доступе к кредитным средствам МВФ. А гарантии, что они больше не понадобятся, дать никто не может.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
Ключевая задача Банка России — защищать национальную валюту и обеспечивать устойчивость рубля. Также госрегулятор выполняет следующие функции:
- развивает и укрепляет банковскую систему РФ;
- обеспечивает стабильность национальной платежной системы;
- развивает финансовый рынок России.
Банк России — единственное учреждение в стране, которое имеет право выпускать рубли: печатать купюры и чеканить монеты. На каждой банкноте написано: «Билет Банка России». Чтобы рубль не обесценивался, регулятор проводит государственную денежно-кредитную политику и устанавливает величину ключевой ставки. На этот показатель ориентируются остальные банки, когда определяют процент по займам и вкладам.
Центральный банк РФ устанавливает официальный курс рубля и формирует национальные золотовалютные резервы. По объему таких запасов Россия входит в пятерку ведущих стран мира. Основную часть золотовалютных резервов составляет иностранная валюта. Также в ЗВР входят монетарное золото (монеты и слитки), специальные права заимствования в МВФ и резервная позиция РФ в МВФ. Специальные права заимствования имеют безналичную форму — это записи на банковских счетах. Искусственное резервное платежное средство эмитирует Международный валютный фонд. Условные денежные единицы используют при расчетах между странами для предоставления кредитов.
Под резервной позицией понимают квоту, или максимальную величину финансового вклада страны в ресурсы МВФ. Размер квот влияет на распределение голосов между государствами — членами руководящих органов МВФ.
Цель работы МВФ — поддерживать стабильность мировой финансовой системы и расширять международное сотрудничество в денежно-кредитной сфере. Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в 1992 году. Всего в состав МВФ входит 189 стран.
За период членства РФ привлекла средства МВФ в размере около 15,6 млрд СДР (специальных прав заимствования). В 2005 году Россия досрочно погасила долг перед МВФ и получила статус кредитора.
Банк России — это депозитарий средств МВФ в российских рублях. В Банке России открыто два счета Международного валютного фонда в российской валюте. Также ЦБ РФ проводит операции и сделки, предусмотренные уставом МВФ, участвует в аналитической и исследовательской деятельности Фонда.
Банк России имеет уникальный статус особого публично-правового института. У госрегулятора нет организационно-правовой формы: это не ООО, не АО, не ПАО. Банк России наделен полномочиями государственной власти, но при этом не относится ни к законодательной, ни к судебной, ни к исполнительной ветви. Нормативные акты, которые издает госрегулятор, обязаны соблюдать граждане, юридические лица, органы власти на всех уровнях. Любой закон, касающийся финансового рынка, также должен пройти экспертизу Банка России.
Центробанк не зависит от органов власти; он не подчиняется напрямую ни президенту, ни правительству, ни Государственной думе. Решения госрегулятора свободны от политического влияния.
Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд рублей. Эти финансы, как и все имущество Банка России, принадлежат государству. То есть, несмотря на то что центральный банк — это независимая структура, все его имущество — федеральная собственность.
В состав правления ЦБ РФ входят председатель и 14 членов совета директоров. Кандидатуру председателя предлагает президент страны. Госдума рассматривает предложение и путем голосования назначает председателя на должность. Тот, в свою очередь, представляет список членов совета директоров. Состав согласовывает президент и утверждает Госдума. Председателем ЦБ РФ может стать исключительно гражданин России.
Руководителя Банка России назначают на должность сроком на пять лет. Один и тот же человек не вправе занимать должность председателя более трех раз подряд. В каких случаях председателя могут освободить от должности:
- истечение срока полномочий;
- личное заявление об отставке;
- невозможность исполнять обязанности по состоянию здоровья;
- совершение преступления;
- нарушение законов, регулирующих работу ЦБ РФ;
- бездействие в случае конфликтов, если одной из сторон является сам председатель;
- сокрытие доходов (своих или членов семьи), а также представление неполных или недостоверных сведений о личном имуществе и расходах;
- прекращение гражданства РФ либо получение гражданства другой страны.
Кроме председателя и совета директоров, в управлении ЦБ РФ участвует Национальный финансовый совет (НФС). В состав НФС входит 12 человек, включая председателя ЦБ РФ. Председатель — единственное лицо, которое работает в центробанке на постоянной основе. Остальные члены Национального финансового совета не трудоустроены в ЦБ РФ и не получают зарплату за эту деятельность.
Центробанки есть практически во всех странах мира. Исключение — некоторые карликовые государства, например Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Маршалловы острова. Во всех развитых странах функции центральных банков схожи:
- эмиссия национальной валюты;
- проведение денежно-кредитной политики;
- управление международными резервами;
- кредитование финансового сектора;
- управление платежной системой.
В Шотландии, Гонконге, Северной Ирландии и Макао отдельные частные банки тоже имеют право выпускать деньги. Главное, чтобы банкноты были полностью обеспечены денежными резервами, хранящимися в центральном банке страны.
В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС). В систему входит 12 банков, расположенных в самых крупных городах, и почти 3000 коммерческих банков-членов. ФРС не зависит от президента, но подконтрольна конгрессу, от которой получает полномочия.
Центральным банком стран еврозоны является Европейский центробанк, штаб-квартира которого расположена в Германии, во Франкфурте-на-Майне. В руководство входят представители всех стран — членов ЕС. Только эта организация имеет право эмитировать евро. Одна из главных задач — поддержание ценовой стабильности в еврозоне.
С 2022 года ужесточаются требования к банковским операциям
Если рассматривать основные направления работы ЦБ РФ, то их закрепляет ст. 4 Закона о Банке России. Некоторые полномочия отражены в других статьях этого закона. Так, ст. 7 закрепляет нормотворческую функцию Центробанка.
Также Закон о Банке России рассматривает ЦБ РФ в качестве органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и их объединений. Он должен осуществлять непрерывный контроль соблюдения ими банковского законодательства, нормативно-правовых актов Банка России, нормативов ЦБ РФ. Это необходимо для стабильной работы системы банков и защиты потребительских интересов как государства в целом, так и кредитных организаций в частности. Это является проявлением основной публичной функции Центробанка. Ее реализация происходит за счет норм финансового права.
Рассматривают 2 группы законодательных полномочий ЦБ РФ. Это полномочия, которые связаны с:
- исполнением функций государства, включая разработку и осуществление вместе с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссию наличности, организацию движения наличных денежных средств и рефинансирование кредитных предприятий; установку правил проведения расчетов и операций банков в государстве, управление золотовалютными резервами, регистрацию кредитных организаций и контроль их работы;
- ведением операций и сделок банка, включая предоставление кредитов, покупку и реализацию ценных бумаг государства, зарубежной валюты, драгоценных металлов на открытом рынке, осуществление расчетов, кассовых и депозитных операций и др.
Центральный банк РФ наделяется и полномочиями, которые характерны только для органов власти в государства. Центробанк вправе по вопросам, которые отнесены к его компетенции, издавать указания, положения, нормативные акты, инструкции. Они обязательны к исполнению федеральными органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления, а также всеми физическими и юридическими лицами.
ЦБ РФ занимается осуществлением надзора в банковской сфере, проверяя кредитные организации и их филиалы, направляя в их адрес обязательные для исполнения предписания, касающиеся устранения нарушений их работы, применяет санкции в отношении нарушителей.
Закон о Банке России установил и определенные аспекты изъятия имущества Центробанком, включая положение, что изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ недопустимо без его согласия. Эта норма представляет собой средство права, которое способно обеспечить соблюдение устанавливаемых запретов на предоставление ЦБ РФ кредитов Правительству РФ с целью финансировать бюджетный дефицит, а также кредитов для финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (ст. 22 Закона о Банке Российской Федерации). Это установление считается правовой гарантией, которая позволяет соблюдать конституционную норму о проведении эмиссии денег в качестве базовой функции исключительно Центробанком, вне зависимости от других органов власти в государстве.
В число важных правомочий ЦБ РФ необходимо включить установку обязательных нормативов, включая:
- минимум уставного капитала для созданной, сумму собственных средств для действующей кредитной организации как условие создания на территории зарубежных стран их дочерних организаций (открытие филиалов), получение небанковскими кредитными организациями статуса банка и статуса дочернего банка для зарубежного банка;
- максимальную сумму имущественного (неденежного) вклада в уставный капитал кредитных организаций;
- предельный размер риска по одному заемщику или группе связанных заемщиков;
- максимум крупных кредитных рисков;
- норматив ликвидности для кредитных организаций;
- нормативы достаточной суммы собственных средств;
- сумму валютного, процентного и прочих типов финансовых рисков;
- минимум резервов, формируемых под риски;
- норматив использования собственных средств кредитных организаций с целью покупки акций (долей) прочих юридических лиц;
- предельную сумму кредитов, банковских гарантий и поручительств, которые предоставляет кредитная организация (банковская группа) своим участникам (акционерам).
Все нормы права, которые устанавливают рассмотренные нормативы, обладают финансово-правовым характером.
В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.
ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.
Курс ЦБ | |||
Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня. Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля. Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению. Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ. Помимо вышеперечисленных, на ЦБ РФ возложена функция выплат средств по вкладам физических лиц – клиентов банков, признанных банкротами. Похожие записи: |