Непослушные родители: почему в России так легко изъять детей из семьи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Непослушные родители: почему в России так легко изъять детей из семьи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Независимо от авторов «звоночка» встреча нежданных гостей должна проводиться родителями адекватно с пониманием исполнения должностных обязанностей представителями. Недопустимо проявление агрессии по отношению к органам или выражения явной растерянности и желания прекращения визита. До проведения проверки следует ознакомиться с документами проверяющих, при наличии подозрений позвонить в службу по поводу уточнения.

Комментарии к ст. 77 СК РФ

1 — 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Специфика применения указанной меры состоит в следующем:

а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;

б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;

в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 , органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;

———————————

Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.

д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:

— сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;

— временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).

Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родителей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

е) действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Читайте также:  Пенсии федеральным государственным гражданским служащим

Комментарии к статье 77 СК РФ, судебная практика применения:

В пп. 1, 28-35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» содержатся следующие разъяснения:

Возможность оспаривания в суде акта об отобрании ребенка

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 СК РФ).

В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе в соответствии со статьей 77 СК РФ немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами … В случае несогласия с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка родители или лица, на попечении которых ребенок находился, могут обратиться в суд с иском о признании указанного акта недействительным и о возврате ребенка в семью.

Что понимается под «непосредственной угрозой жизни и здоровью ребенка»?

При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (статья 77 СК РФ).

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

Немедленное отобрание ребенка производится во внесудебном порядке

Разрешение вопроса о немедленном отобрании ребенка на основании статьи 77 СК РФ отнесено к исключительной компетенции органа опеки и попечительства и производится во внесудебном порядке. С учетом этого в случае обращения органа опеки и попечительства с указанным требованием в суд судья отказывает в принятии искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

Акт об отобрании ребенка вправе оспорить как родители ребенка, так и усыновители, опекуны, попечители…

Поскольку немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 СК РФ допускается не только у родителей, но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится на законных основаниях (у усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей), в случае несогласия с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка эти лица также вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным акта об отобрании ребенка и о возврате ребенка в семью.

Отобрание ребенка влечет временное прекращение права на личное вопитание ребенка

Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).

С учетом указанного выше названную меру по защите прав ребенка судам следует отличать от иных мер защиты прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в частности, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Проверка оснований для отобрания ребенка

Разрешая вопрос о том, имелись ли основания для отобрания ребенка в порядке, предусмотренном статьей 77 СК РФ, суду, в частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей (лиц, на попечении которых находился ребенок) и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства, а также исследовать заключения экспертов и иные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Тажелое материальное положение семьи — не основание для отобрания ребенка

Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.

Отобрание ребенка в связи с угрозой жизни и здоровью ребенка, исходящей от третьих лиц

Если немедленное отобрание ребенка на основании статьи 77 СК РФ было произведено в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, исходящей от третьих лиц (например, от лиц, проживающих совместно с семьей родителей ребенка, соседей по коммунальной квартире), то с учетом конкретных обстоятельств дела суд может отказать в иске о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, если родители или лица, на попечении которых ребенок находился, не принимали мер к защите прав ребенка.

Немедленное исполнение решения суда о признании недействительным акта об отобрании ребенка и о возврате его в семью

В случае удовлетворения иска о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, с учетом конкретных обстоятельств дела суд на основании части 1 статьи 212 ГПК РФ может по просьбе истца обратить решение суда к немедленному исполнению.

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Читайте также:  Я Инвалид 2 Группы Сколько Приставы Могуи Снимать С Пенсии

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Как себя вести при проверке из опеки

Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.

№ п/п Популярные ошибки Последствия
1 Не открывать дверь Так как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление.
2 Грубить Конечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление.
3 Угрожать Необходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности.

Законодательное регулирование

  1. Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
    • Статья 69. Лишение родительских прав;
    • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
    • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  3. ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  4. ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  5. ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Как себя вести, когда сотрудники опеки в квартире

Итак, к вам постучали люди, которые заявляют, что они являются сотрудниками ООП и пришли проверить жилищные условия вашего ребенка. Главное в такой ситуации – не паниковать. Для начала вы должны поинтересоваться, на каком основании проверяющие появились у вашего порога и попросить предъявить документы. Если с документами все в порядке, то вы смело можете пропустить незваных гостей к себе в дом.

На что обращают внимание проверяющие:

  • в каком состоянии находится жилое помещение, не требуется ли в квартире ремонт;
  • внешний вид всех членов семьи;
  • насколько чисто в квартире (имеется в виду именно чистота, а не творческий беспорядок, созданный в процессе игры);
  • наличие спальных мест;
  • наличие и свежесть продуктов питания;
  • отсутствие насекомых (тараканов, клопов);
  • физическое, а также моральное состояние детей (нет ли у них следов побоев, насколько здоровыми и ухоженными они выглядят);
  • манера общения членов семьи между собой;
  • наличие или отсутствие следов злоупотребления алкогольными напитками или наркотическими веществами.

Как происходит отнятие ребенка в срочном порядке

Единственным нормативным актом, которые указывает на причину незамедлительного отнятия ребенка у родителей, является ст. 77 СК РФ. В качестве таковой устанавливается:

  • Явная угроза жизни несовершеннолетнего.
  • Серьезная угроза здоровью.

Рассмотрим, что подразумевают правоведы под непосредственной угрозой жизни:

  • Физическое и/или психическое воздействие на несовершеннолетнего ребенка, которое требует немедленного устранения угрозы, чтобы спасти лицо.
  • Оставления ребенка без присмотра.
  • Не предоставление достаточного количества пищи. Расчет осуществляется на основании возраста ребенка.
  • Не предоставление ребенку одежды.

Отнятие ребенка по ст. 77 может быть осуществлено не только в отношении родных родителей, но и прочих лиц, выполняющих функции опекунов или попечителей.

Мера наказания носит административный характер. Решение о ее осуществлении принимают сотрудники органов опеки и попечительства. При осуществлении обязательно составление административного акта.

При отнятии ребенка обязательно письменное уведомление Прокурора. Если последний посчитает, меру безосновательной, он имеет право поставить на акт протест (ФЗ РФ № 2202-1 от 17.01.1992) либо подать исковое заявление в судебную инстанцию. Плюс прокурор составляет Представление в отношении сотрудников органов опеки с требованием устранения нарушений, если посчитает, что осуществленная мера по отнятию нарушает права и свободы граждан.

Как себя вести при проверке из опеки

Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.

№ п/п Популярные ошибки Последствия
1 Не открывать дверь Так как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление.
2 Грубить Конечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление.
3 Угрожать Необходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности.

Куда органы опеки помещают изъятых из семьи детей

Учреждение, в которое малыш будет помещен после изъятия из семьи, напрямую будет зависеть от оснований, по которым он был забран из семьи:

  1. При лишении или ограничении родительских прав. Несовершеннолетний помещается в социальное учреждение для несовершеннолетних. В зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка это может быть детский приют (в настоящее время — центр семейного устройства), дом малютки, школа-интернат, другое социальное или медицинское учреждение для детей. Несовершеннолетнему присваивается статус оставшегося без попечения родителей.
  2. В случае отобрания. Если мать или отец нанесли вред здоровью ребенка, причинив ему травму, либо допустив переохлаждение, обморожение, получение ребенком ожогов), несовершеннолетний помещается в медицинское учреждение. При отсутствии медицинский показаний на помещение в стационар, малыш помещается в детский реабилитационный центр.

В любом случае малыш не может быть передан на воспитание другим своим родственникам сразу же после изъятия его из семьи. Понадобится какое-то время на оформление опеки:

  • предварительной (при твердом желании родственника взять на воспитание ребенка, а также при наличии положительного акта обследования жилищных условий в новой семье);
  • постоянной (после того, как потенциальный опекун соберет полный пакет документов и получит разрешение на оформление опеки).

Важно. Если родственники малыша проживают совместно с родителями, у которых ребенок был изъят, передача несовершеннолетнего под опеку этого родственника не допускается.

Комментарий к статье 77 СК РФ

1. Комментируемая статья регулирует ситуации, когда угроза жизни или здоровью ребенка требует немедленных действий.

В таких случаях она наделяет органы опеки и попечительства правом отобрать ребенка у родителей (одного из них), у других лиц, заботам которых он доверен (опекунов, попечителей, приемных родителей).

2. Порядок действий, связанный с «немедленным отобранием» ребенка, следующий:
а) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, узнав о наличии непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка (например, его истязают, морят голодом, унижают достоинство), выносит соответствующий акт (постановление, распоряжение);
б) орган опеки и попечительства:
сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора;
временно устраивает ребенка у других родственников, в центре помощи детям и т.п.;
в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав; отмене усыновления (см. коммент. к ст. 141, 142).

Читайте также:  12 важных вопросов про налоговый вычет на покупку квартиры

Этот орган, отбирая ребенка у опекуна (попечителя), сам (без суда) отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК); отбирая у приемных родителей — расторгает с ними договор о передаче ребенка на воспитание (см. коммент. к ст. 152).

3. Может показаться, что процедура отобрания ребенка в столь неотложной ситуации слишком затянута (принятие акта и т.д.). Но это не так.

Дело в том, что в соответствии с п.2 ст. 121 СК органами опеки и попечительства являются именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. То есть на практике их действия практически совмещены во времени.

Законодательное регулирование

  • Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
  • Статья 69. Лишение родительских прав;
  • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  • ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Могут ли забрать ребенка из нормальной семьи

В последнее время участились случаи жалоб на людей, у которых постоянно плачут дети или шумно ведут себя. Оснований для отобрания из благополучной семьи в данной ситуации нет. ООиП может принять заявление от постороннего человека и провести проверку, но, если будет очевидно, что дети содержатся в нормальных условиях, их никто не заберет.

Чаще всего такие жалобы подают соседи, и основной целью является не помощь несовершеннолетним, а месть их родителям или желание избавиться от источника шума – детей. Ответственность за такие ложные обращения законодательством не предусмотрена, но добропорядочным родителям тоже беспокоиться не стоит: если в семье все хорошо, сотрудники ООиП составят акт и больше не потревожат.

Как можно вернуть несовершеннолетнего в семью

Процедура возврата ребенка в семью напрямую зависит от причины изъятия:

  1. При лишении родительских прав. Согласно ст. 72 СК РФ лишенным родительских прав матери или отцу несовершеннолетнего дается шесть месяцев для восстановления в правах родителей в судебном порядке.
  2. При ограничении в родительских правах. В соответствии со ст. 76 СК РФ, ограниченные в родительских правах граждане имеют право в течение шести месяцев обратиться в суд с иском об отмене ограничения.
  3. При изъятии несовершеннолетнего по ст. 77 СК РФ. В этом случае родители также лишаются родительских прав и у них также есть шесть месяцев для инициирования процесса по восстановлению в правах родителей. Но здесь все будет зависеть от того, насколько серьезными были причины изъятия. К примеру, если ребенка забирали из семьи по факту нарушения его половой неприкосновенности, то вряд ли в дальнейшем суд позволит такому родителю восстановиться в родительских правах.

Нередко обыватели путают изъятие ребенка из семьи и временное помещение его в социальное учреждение по акту полиции. К примеру, малыш случайно потерялся и был обнаружен нарядом полиции, гуляющим по улицам без сопровождения взрослых. Он настолько мал, что не может сказать, кто его родители, или на какой улице он живет. До тех пор, пока законные представители ребенка не будут найдены, он помещается в детский реабилитационный центр. Но как только родители отыщутся и докажут сотрудникам ООП, что происшествие произошло случайно, они не злоупотребляют алкоголем, не имеют психических отклонений, ребенок будет возвращен в семью.

Изъятие ребенка из семьи допустимо только по причинам, указанным в Семейном Кодексе. Любые другие основания для отобрания малыша недопустимы. Но иногда сотрудники опеки и попечительства слишком рьяно относятся к своим служебным обязанностям и допускают изъятие несовершеннолетнего по любому поводу, иногда надуманному. В случаях неправомерных действий сотрудников органов опеки и попечительства без помощи опытного юриста не обойтись. Родители должны заручиться поддержкой адвоката, специализирующегося в семейном праве. Бороться в одиночку с неправомерными действиями сотрудников ООП – значит поступать опрометчиво и недальновидно.

Вы всегда можете обратиться за помощью к сотрудникам нашего сайта. Для этого достаточно позвонить по указанным телефонам, либо написать сообщение онлайн.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда

:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните Москва и Московская область
  • позвоните Санкт-Петербург и область

Как вести себя во время проверки органами опеки

Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.

Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.

На что обращает внимание комиссия в первую очередь:

  • Внешний вид детей и родителей;
  • Состояние жилья;
  • Ремонт, санитарные условия.

Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.

Как нужно вести себя в ходе проверки:

  • Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
  • Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
  • Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
  • Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.

Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.

Из жизни «Она может жить с родными людьми, которых любит, но государству всё равно»

— Родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния. Контакты родителя с ребёнком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия (…) опекуна.
Алевтина Копылова уверяет, что причин для беспокойства нет. Светлана любит свою дочь, заботится о ней и полностью выздоровела: ведёт себя адекватно, никакой агрессии не проявляет. Год назад бабушка сама забила тревогу и обратилась в полицию и органы опеки, когда заметила странности в поведении дочери, после чего женщину направили на принудительное лечение. Сейчас, когда ее выписали, проблем в отношениях с ней нет и она в состоянии воспитывать дочь. Но маленькая девочка стала заложницей юридической ситуации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *