Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к инструкциям по охране труда с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- разрешению трудовых споров;
- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Правовые источники охраны труда
Правовыми источниками охраны труда в России являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты работодателей, содержащие нормы трудового права, касающиеся вопросов безопасности и охраны труда.
Конституция РФ содержит ряд статей, относящихся к безопасности и гигиене труда, в частности ст. 2, 7, 37, 41, 42, 45 и 60. В части 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого российского гражданина (в том числе лиц без гражданства и иностранных граждан) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни была дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты груда, а также право на защиту от безработицы.
Трудовой кодекс РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Раздел X ТК РФ посвящен охране труда и определяет общие положения, требования охраны труда, организацию охраны труда и обеспечение прав работников на охрану труда.
Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда относятся к иным нормативным правовым актам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к таким актам относятся: стандарты безопасности груда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных требований охраны труда принимают законы и иные нормативные правовые акты в области охраны труда.
На основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты в области охраны труда (постановления, распоряжения и др.), а организации разрабатывают и принимают локальные нормативные акты: стандарты организации, инструкции по охране труда для работников, положения об организации работ по охране труда в организации, положения о комитетах (комиссиях) но охране труда и пр.
Действие нормативных правовых актов:
· Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
· Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового нрава, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
· Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
· Принимаемые работодателем локальные нормативные правовые акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения
В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государственным нормативным требованиям охраны труда:
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда и техническое регулирование
Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.
Техническое регулирование характеристик и параметров безопасности продукции и производственных процессов, в соответствии с Законом о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к продукции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение, приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
«Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)» принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, а также в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
«Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» принят постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 в целях защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также для обеспечения энергетической эффективности.
Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.
Общие требования Трудового кодекса к охране труда персонала
Трудовым кодексом РФ регламентированы все области и вопросы, так или иначе касающиеся охраны труда. В частности, в разделе VI, в статьях 160 и 163 указано, что работодатель не может устанавливать завышенные или не обоснованные нормы труда. Также он обязан обеспечить работников оборудованием и создать такие условия, в которых они смогут выполнить установленную норму, не рискуя физическим и психологическим здоровьем.
Важные требования охраны труда в ТК РФ указаны также в статье 223. Согласно ей, работодатель обязуется обеспечить на предприятии надлежащие условия для труда и отдыха. Рабочие места должны соответствовать нормам охраны труда, а в распоряжении работников должен быть санузел, зона для принятия пищи (кухня), комната или зона отдыха и психологической разгрузки. Также владельцу предприятия или ответственному лицу необходимо позаботиться об оборудовании постов первой медицинской помощи.
В случае чрезвычайного происшествия или ухудшения самочувствия кого-то из работников, работодатель за свой счет должен организовать транспортировку пострадавших (заболевших) работников в медицинские центры или домой.
Обязанности работодателя и работников в области охраны труда
Статьи 22 и 212 ТК содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда, которые являются базой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.
Кроме того, эти обязанности дополняются и конкретизируются как ТК (ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Поэтому следует отметить установление чрезмерно широкого круга обязанностей работодателя в области охраны труда, причем не сгруппированных по ситуациям. К 23 абзацам ст. 212 ТК следует добавить еще 12 абзацев другой статьи, посвященной правам работника на безопасный труд, которые порождают соответствующие обязанности работодателя (ст. 219). Причем отдельные абзацы названных статей содержат до четырех самостоятельных правомочий.
Такое (порой требующее одномоментного исполнения) количество обязанностей работодателя в данной сфере явно избыточно. Поэтому такая правовая ситуация в области охраны труда на практике нередко приводит к игнорированию требований законодателя. Вместе с тем невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (ст. 220 и 379 ТК), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.
Поэтому, исходя из анализа ст. 212 ТК, представляется необходимым выделить три группы основных обязанностей работодателя.
Первую группу составят обязанности, связанные с заключением (изменением) трудового договора. Прежде всего выделим обязанности работодателя, связанные с информированием работника об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях и полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Кроме этого, для всех поступающих и переводимых на другую работу работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, а также организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов (ч. 2 ст. 212, ч. 2 и 3 ст. 225 ТК).
Работодатель обязан обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в случаях, предусмотренных ст. 213 ТК, организовать проведение за счет собственных средств предварительные и периодические медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.
Во вторую группу входят обязанности работодателя, посвященные организации работ по обеспечению безопасных условий труда. Отметим обязанности по созданию локальных систем управления охраной труда; установлению режимов труда и отдыха; разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда; расследованию и учету несчастных случаев; выполнению предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и государственного надзора и рассмотрению представлений органов общественного контроля; проведению специальной оценки условий труда.
К третьей группе работодательских обязанностей следует отнести обязанности по обеспечению конституционного права на безопасный труд. Так, работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку заболевших в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
Обязанности работника в области охраны труда сформулированы в ст. 214 ТК.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Риск присущ всякому труду. Поэтому в Правилах отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, предусмотрено 32 класса, характеризующих степень риска работ в различных отраслях. К первому классу отнесена издательская деятельность, а к 32-му — угольная промышленность. Страховые тарифы по классам профессионального риска установлены от 0,2% до 8,5% выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.
Но независимо от класса риска расследуются все несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.
В ходе расследования необходимо прежде всего установить такое юридически значимое обстоятельство, как исполнение пострадавшим трудовых обязанностей или выполнение им какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Дополнительными квалифицирующими признаками ст. 227 ТК называет:
а) перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету;
б) перечень повреждений здоровья, полученных этими лицами;
в) обстоятельства, при которых данные повреждения здоровья квалифицируются для пострадавших как несчастные случаи на производстве.
Перечень лиц включает четыре основные категории пострадавших. К первой категории относятся работники, выполняющие работу по трудовому договору, в том числе временные и сезонные работники, совместители и надомники. При этом не имеет значения, оформлен трудовой договор надлежащим образом или нет. Вторая категория — это студенты и учащиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику в организациях, а также другие лица, проходящие профобучение или переобучение в соответствии с ученическим договором. Третья категория — лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией как уголовно-исправительного учреждения, так и иных организаций.
Четвертая категория включает других лиц, принимающих участие с ведома работодателя в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя без заключения трудового договора.
Перечень повреждений здоровья, полученных пострадавшими и подлежащих расследованию, изложен в ч. 3 ст. 227 ТК. Это следующие увечья или иные телесные повреждения (травмы): тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; иные повреждения здоровья, обусловленные однократным воздействием на пострадавшего внешних факторов.
Комментарий к статье 211 ТК РФ
Раздел X ТК закрепляет основные государственные нормативные требования охраны труда. Кроме того, такие требования закреплены и в других федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах Минздравсоцразвития России, других органов федеральной исполнительной власти. Отдельные нормативные правовые акты упраздненного Минтруда России продолжают действовать в соответствии со ст. 423 ТК.
При разработке государственных нормативных требований охраны труда учитываются специальные Методические рекомендации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80 .
———————————
Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5.
Одной из основных обязанностей работодателя, установленных ст. 22 ТК, является обеспечение работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, обеспечения безопасности и условий, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда.
Постановлениями Правительства РФ, приказами, иными актами федеральных органов исполнительной власти, а также другими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, установлены государственные нормативы, процедуры и критерии по охране труда. Такими актами являются, например, Постановления Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» , от 25.02.2000 N 162 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» .
———————————
САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 566.
СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1130.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда (помимо перечисленных в ст. 210 ТК) является установление единых нормативных требований по охране труда для юридических и физических лиц при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государственными нормативными требованиями по охране труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Порядок разработки и принятия нормативных правовых актов по охране труда регулируется постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».
Какие документы по охране труда подготовить
Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.
Таблица. Охрана труда: документы 2020
Положения | Положение о СУОТ
Положение о службе охраны труда Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки Положение об обеспечении работников СИЗ |
Приказы по охране труда | · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда
· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда · Приказ об утверждении инструкций по охране труда · Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств · Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом · Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки · Приказ об утверждении графика проведения СОУТ · Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда · Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности · Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей |
Журналы | · Журнал регистрации вводного инструктажа
· Журнал регистрации НС · Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу · Журнал инструктажа на рабочем месте · Журнал инструктажей по пожарной безопасности |
Программы | · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ
· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте · Программа производственного санитарного контроля · Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям · Программа действий по улучшению условий и охраны труда |
Перечни и списки | · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа
· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам · Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств · Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям · Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности · Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ |
Инструкции | Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда
Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность |
Прочие документы | Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств
Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты |
Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.
Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».
Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:
- Государственный контроль и надзор;
- Ведомственный контроль:
- Комплексные проверки;
- Целевые проверки;
- Оперативный контроль
- Общественный контроль;
- Производственный контроль.
Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.
Ведомственный контроль осуществляется:
- Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
- Службами охраны труда железных дорог;
- Руководителями предприятий и учреждений;
- Ведомственными органами контроля и надзора ( Ростехнадзор);
- Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.
Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.
Особенности требований по охране труда
Нормативные положения в сфере безопасности трудовых отношений содержатся в законодательстве федерального, регионального и местного уровня. Их основная цель – предотвращение травм и профзаболеваний. А гостребования регламентируют ключевые условия взаимодействия сотрудника и нанимателя. Они предотвращают всевозможные нарушения и опасные последствия.
Требования по безопасности в трудовой сфере обязательны для всех субъектов права. В том числе для предпринимателей и организаций любого уровня. Они должны быть реализованы во всех отраслях деятельности. К примеру:
Сфера деятельности | Требования к безопасности |
Строительство и проектирование | Строительство объектов требует повышенного внимания к соблюдению мер безопасности, чтобы предотвратить несчастные случаи и травмы (высотные работы и т. п.) |
Конструирование и сборка машин и механизмов любого назначения | Работа с любым оборудованием требует:
|
Источники нормативных требований охраны труда
Результативность и успехи всякого трудового коллектива напрямую зависят от здоровья его членов. В законах, подзаконных актах РФ, законах субъектов федерации отражены самые разные правила, процедуры, критерии и нормативы, целью которых является всемерная охрана жизни сотрудника и его здоровья на время всего его трудового стажа. Ключевые государственные нормативные требования охраны труда установлены ст. 211 ТК. Физические лица или организации обязаны исполнять их независимо от характера осуществляемых работ, в том числе и в:
- строительстве, проектировании, эксплуатации объектов;
- конструировании различных машин и механизмов;
- исследовании технологических процессов;
- налаживании производства.
Государственные нормативные требования охраны труда находятся во многих технических документах и инструкциях. В них нашли место вопросы организации промышленной безопасности, эксплуатации и предупреждения аварий на объектах, представляющих опасность, но особенно развернуто и подробно они представлены в Трудовом кодексе, закрепляющем общие положения, обеспечивающие безопасность труда.