Когда нужна экспедиторская расписка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нужна экспедиторская расписка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие путают экспедиторскую расписку с транспортной накладной, но разница между ними значительная. В ТТН указываются данные о стоимости услуг перевозчика, поэтому для транспортной компании этот документ является обязательным.
Кто обязан оформлять экспедиторскую расписку
Компания-перевозчик обязана заполнить расписку после оплаты счёта клиентом в процессе передачи груза. Затем один экземпляр экспедитор передаёт на руки заказчику, второй оставляет себе.
В целом алгоритм оформления договора транспортной экспедиции выглядит так:
- Клиент оформляет поручение, в котором указывается перечень приобретаемых услуг.
- На основании поручения клиент передаёт экспедитору груз. Кроме того, заказчик должен оформить и передать ему доверенность для того, чтобы последний мог заключать от имени клиента договора на перевозку его груза.
- Экспедитор передаёт клиенту расписку, которая подтверждает момент передачи груза от заказчика. Экспедиторская расписка даёт право перевозчику владеть им до окончания перевозки.
- Когда он принимает имущество клиента на складское хранение, то заполняется складская расписка. Если такого не происходит, то этот документ не формируется.
- После выполнения поручения экспедитор передаёт заказчику оригиналы договоров, заключённых им для исполнения договора (если такие имеются).
Порядок оформления ТТН и путевого листа
ТТН, или транспортная накладная составляется для отслеживания перевозки товарно-материальных грузов и расчетов стоимости транспортировок. Оформляется согласно Форме 1- Т, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 №78. Как правило, данную форму выписывает владелец транспортного средства, то есть непосредственно перевозчик.
В данной накладной содержатся данные о дате составления ТТН, название компании и адрес Клиента и перевозчика, место и дата приема груза, адрес, куда необходимо доставить товар и т.д.
Путевой лист – главный документ при первичном учете работы подвижного состава и водителей. Используется также для расчета зарплат сотрудникам компании. Составляется по Форме 4-с (сдельная) из того же Постановления, что и транспортная накладная. Используется Форма при условии работы по сдельной расценке. Для перевозчиков с почасовым тарифом существует Форма 4-п (повременная). Заполнение путевого листа до передачи водителю производится владельцем транспорта или лицом, ответственным за него.
«О.Л.К.», или» Очаковская Логистическая Компани» работает в соответствии со всеми нормами РФ. Более, чем 15 лет мы перевозим товары по всей стране, поэтому клиенты могут доверять нам.
Зачем нужны экспедиторские документы?
Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, составленные в письменной форме экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (бланки утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23). В частности, клиент составляет поручение экспедитору, в котором детально описываются условия и порядок оказания услуг. Рассмотрев его, экспедитор возвращает поручение со своей отметкой о согласовании. При приеме груза экспедитор выдает клиенту экспедиторскую расписку, которая предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что поручение экспедитору — это форма согласования предмета договора, а экспедиторская расписка удостоверяет факт, что экспедитор приступил к исполнению договора. Анализ судебной практики показывает, что наличие экспедиторской расписки критично в спорах об объеме ответственности экспедитора при возмещении ущерба в результате порчи или утраты груза. Вместе с тем те же обстоятельства могут быть подтверждены и иными документами (ст. 68 АПК РФ): нарушение со стороны экспедитора в виде несоставления экспедиторской расписки само по себе не говорит о том, что груз не был передан экспедитору, и не освобождает экспедитора от ответственности (Постановления АС ПО от 19.10.2015 по делу N А55-27081/2014, АС ЗСО от 30.04.2015 по делу N А45-14515/2014, АС МО от 10.02.2015 по делу N А40-31297/14). Например, доказательствами могут быть приемо-сдаточный акт (Постановление АС ДВО от 17.04.2015 по делу N А73-10667/2014), товарная накладная (Определение ВС РФ от 12.01.2016 N 305-ЭС15-17638, Постановление ФАС ПО от 13.03.2014 по делу N А55-9787/2013). Интересно, что в деле, рассмотренном в Постановлении ФАС ЦО от 23.09.2013 по делу N А14-18349/2012, экспедитору не удалось доказать фактическое оказание услуг и взыскать вознаграждение: в подтверждение он представил заявки и не подписанные заказчиком акты, тогда как в транспортных накладных и доверенностях на водителей в качестве принявшего груз перевозчика значилось другое лицо. Аналогичным образом в Постановлении от 12.09.2013 по делу N А45-29193/2012 арбитры ФАС ЗСО пришли к выводу, что накладная не подтверждает факт принятия груза экспедитором (составлена по форме накладной на внутреннее перемещение и не содержит подписи лица, принявшего груз), как и доверенность не подтверждает наличие у физлица полномочий на получение спорного груза от имени экспедитора (тем более что физлицо отрицало факт выдачи доверенности).
Экспедиторская расписка — первичный учетный документ?
Сама по себе экспедиторская расписка не подтверждает расходы на оказание соответствующих услуг, и в судебной практике встречаются выводы о том, что ее нельзя рассматривать как первичный учетный документ. Можно ли согласиться с этим утверждением?
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичными учетными документами оформляются факты хозяйственной жизни. Данные из таких документов подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В соответствии с п. 8 ст. 3 того же Закона под фактами хозяйственной жизни понимаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь, в силу п. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Необходимость в экспедиторской расписке есть у всех сторон данного вида сделки: как у получателя, так и у отправителя и у экспедитора. Для отправителя данный документ является гарантом того, что компания, занимающаяся перевозкой, приняла от него груз для этой перевозки. И для самого экспедитора также важно это доказательство. Поскольку во время перевозки может произойти все что угодно, то здесь содержатся основные сведения о перевозимом объекте.
Для получателя этот документ также важен для принятия груза на бухгалтерский учёт.
После того, как экспедитор получил товар на перевозку, и были оформлены все сопутствующие необходимые бумаги, он является ответственным лицом за эту отправку.
Важно знать, что экспедиторская расписка не включает в себя информацию об условиях перевозки. Для этого есть специальный документ, который составляется отправителем, и называется поручение экспедитору. Именно он определяет перечень и условия оказываемых услуг.
Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не применяется
Экспедиторская расписка – это один из обязательных экспедиторских документов и часть договора транспортной экспедиции. Такой договор заключается грузоотправителем (грузополучателем) с экспедитором, который, по сути, является посредником, действующим по поручению клиента: он организует перевозку, занимается отправкой и получением груза, и т.п. Если договор экспедиции предусматривает такое условие, то экспедитор может самостоятельно заключить договор перевозки груза с перевозчиком (владельцем транспорта).
Экспедитор не составляет транспортную накладную — этим занимается отправитель груза. Но когда экспедитор от своего имени заключает договор перевозки с транспортной компанией, он одновременно является и грузоотправителем, поэтому оформить транспортную накладную он обязан. Накладная составляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у экспедитора, а остальные передаются перевозчику и получателю груза. Поставщик же при передаче груза экспедитору получит от него экспедиторскую расписку, а позднее копию накладной с подписями грузополучателя, подтверждающими, что тот принял груз.
Ошибочно полагать, что экспедиторская расписка заменяет ТТН, и вот почему. Помимо данных о грузоотправителе, грузополучателе, самом грузе и транспортном средстве транспортная накладная содержит сведения о стоимости услуг перевозчика. В экспедиторской расписке, в отличие от ТТН, стоимость услуг экспедитора или перевозчика не отражается, а указывается только стоимость самого груза по платежным документам. Поэтому расписку экспедитора нельзя применить в качестве накладной для учета транспортных расходов и движения ТМЦ.
Основные требования к документу
Отдельное внимание следует уделить форме описываемой в статье расписки. Согласно общепринятым нормам экспедитор обязан заполнить и подписать бланк сразу в двух экземплярах (один для себя, другой для отправителя груза или клиента).
Важно! Расписка – это вовсе не оборотный документ, то есть ее не нужно возвращать после того, как груз будет доставлен.
К бланку документа предъявляются следующие требования:
- он должен быть распечатан на листах формата А4;
- при этом должен использоваться шрифт 14-го размера (зачастую используется Times New Roman);
- заполнять следует или на компьютере, или вручную, но исключительно с помощью шариковой ручки (она может быть только черной или синей);
- никаких ошибок там быть не должно.
При возможности стоит обязательно ознакомиться с образцом договора с транспортной компанией на перевозку груза. Документ этого типа составляется в свободной форме. Но при этом в обязательном порядке должен соответствовать ч. 2 гл. №40 ГК РФ.
В соглашение рассматриваемого вида включаются следующие основные разделы:
- предмет договора;
- права и обязанности сторон;
- сумма договора и порядок осуществления расчетов;
- ответственность сторон;
- порядок разрешение споров;
- защита интересов сторон;
- изменение/дополнение договора;
- продление срока действия договора;
- действие договора во времени;
- юридические адреса сторон.
Необходимо уделить особое внимание всем разделам договора. Если заключает его физическое лицо при отсутствии определенного опыта, стоит предварительно проконсультироваться с юристом по поводу всех разделов. Так можно будет избежать спорных и конфликтных моментов.
Важно учитывать, что этого вида договор бывает двух типов:
- разовый;
- долгосрочный.
Разовые договора заключаются в случае, когда сотрудничество на постоянной основе не требуется и имеется необходимость доставить какой-либо груз, обладающий индивидуальными признаками.
Например, это может быть мебель или же сельскохозяйственная продукция. Несколько иначе обстоят дела с долгосрочным сотрудничеством.
Если имеется необходимость осуществлять перевозку грузов на постоянной основе, необходимо обязательно составить специальный договор о долгосрочном сотрудничестве.
Ответственность по договору с транспортной компанией на перевозку груза
Также в обязательном порядке в договоре рассматриваемого типа отражается пункт «ответственность сторон».
В стандартной форме он обычно представляет следующую информацию:
- в случае нарушения имущественных прав, деловой репутации одной из сторон в по причине невыполнения своих непосредственных обязательств второй сторон возникает право на получение денежного возмещения убытков:
- на восстановление репутации и прав;
- возмещение убытков;
- недополученные доходы.
- обе стороны, заключившие договор в обязательном порядке несут ответственность за исполнение своих непосредственных обязанностей;
- факт отсутствия вины в возникновении убытков доказывается стороной, которая по какой-то причине нарушила свои обязательства.
Данному разделу следует уделить особое внимание. Так как нередко на дороге возникают нештатные ситуации, которые не позволяют доставить вовремя или же вовсе доставить груз.
Соответственно, это влечет за собой достаточно серьезные проблемы. В случае возникновения подобного рода инцидента необходимо будет обязательно заранее подготовить документальное подтверждение отсутствия вины.
Нередко выполняется перевозка ценных грузов. Чтобы избежать серьезных затрат с обеих сторон в случае его повреждения или же утраты заключаются специальные дополнительные договора – страховые.
Экспедиторская расписка: обязательна или нет?
Экспедиторские документы – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554).
Экспедиторские документы составляются в письменном виде. Их формы и порядок заполнения утверждены Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23. А обязательна ли экспедиторская расписка?
Без экспедиторских документов, к числу которых относится и экспедиторская расписка, учесть расходы на транспортную экспедицию в затратах по налогу на прибыль не получится в силу обязательности таких документов (Письма Минфина от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317, от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).
Однако п. 6 Правил предусмотрено, что по договору транспортно-экспедиционных услуг могут применяться и иные экспедиторские документы в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. при перевозках груза в международном сообщении). Это значит, что экспедиторским документом, подтверждающим получение экспедитором груза для перевозки, может быть не экспедиторская расписка, а иной документ. Главное, чтобы это было предусмотрено договором между сторонами.
Зачем нужен данный документ
Широко распространенное мнение о том, что экспедиторская расписка нужна только грузоотправителю, как клиенту компании-транспортировщика, является не совсем точным и не таким однозначным. Документ, при условии, что он составлен по всем правилам и содержит в себе всю необходимую информацию, нужен и самому экспедитору, поскольку он служит доказательством того, что груз был принят в заявленном весе, объеме, упаковке, определенном качестве количестве и т.п. Расписка свидетельствует и о том, что выполнение обязательств по доставке груза перешло к экспедитору и никаких нареканий, замечаний и особых условий по поводу доставки у него нет.
Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.
Кроме того, данная расписка вкупе с другими бумагами (например, товарно-транспортной накладной) служит основанием для принятия груза на учет фирмы-получателя.
Следует отметить, что экспедиторская расписка не содержит сведений о стоимости перевозки и прочих сопутствующих расходах и параметрах, но обязательно включает в себя информацию о цене перевозимых товарно-материальных ценностях.
Необходимость в экспедиторской расписке есть у всех сторон данного вида сделки: как у получателя, так и у отправителя и у экспедитора. Для отправителя данный документ является гарантом того, что компания, занимающаяся перевозкой, приняла от него груз для этой перевозки. И для самого экспедитора также важно это доказательство. Поскольку во время перевозки может произойти все что угодно, то здесь содержатся основные сведения о перевозимом объекте.
Для получателя этот документ также важен для принятия груза на бухгалтерский учёт.
После того, как экспедитор получил товар на перевозку, и были оформлены все сопутствующие необходимые бумаги, он является ответственным лицом за эту отправку.
Важно знать, что экспедиторская расписка не включает в себя информацию об условиях перевозки. Для этого есть специальный документ, который составляется отправителем, и называется поручение экспедитору. Именно он определяет перечень и условия оказываемых услуг.
Основные обязанности экспедитора
В основные обязанности экспедитора входит:
- Организация доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, которые определены соответствующими договорами;
- Составление технологических и экономических обоснований транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов;
- Организация услуг по приему, перевозке и выдаче грузов в установленном документами порядке;
- Заключение договора экспедитора с перевозчиком;
- Организация фрахтования транспортных средств;
- Контроль экспедиторской маркировки грузов и пломбирования перевозочных средств и помещений хранения;
- Отслеживание хода выполнения всех работ, связанных с грузом (т.е. погрузочных, перегрузочных и т.д.);
- Оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов, грузовых таможенных деклараций и других документов для таможенной очистки грузов;
- Расчет транспортных платежей и сборов;
- и т.д.
Поручение экспедитору
Документ предназначен для описания услуг, которые будут оказаны клиенту, и условий, на которых они будут оказаны. Заполнить поручение экспедитору должен клиент (в нашем случае торговая фирма) — п. 8 Порядка. Именно поэтому утвержденный Минтрансом Порядок обязаны знать и исполнять не только экспедиторы, но и их клиенты (п. 3 данного документа). Торговая фирма может каждый раз составлять отдельное поручение на единичную экспедиционную услугу или заполнить одно на «несколько услуг» при систематическом сотрудничестве с конкретным экспедитором. Бланк заполняется в двух экземплярах и подписывается клиентом. По общему правилу поручение нужно составить на бумажном носителе, однако по соглашению сторон можно предусмотреть и иной способ.
Перечислим отличительные поля поручения экспедитору (по сравнению с другими бланками):
- уведомить сторону о прибытии груза. При необходимости клиент должен сделать отметку о необходимости его (грузоотправителя или иного лица) уведомления о прибытии груза;
- товары, готовые к отправке, место, дата. Указывается наименование и точный адрес нахождения груза;
- вид транспорта (на котором предполагается перевозка груза);
- пункт назначения (доставки груза);
- страхование. Указание информации о страховании груза отдано на усмотрение клиента. Здесь вписываются данные о страховке (номер и дата полиса, полное фирменное наименование страховой компании, ее местонахождение, также необходимо сформулировать условия страхования, касающиеся конкретной отгрузки);
- требуемые документы. Перечисляются документы, прилагаемые к поручению экспедитора и необходимые для перевозки груза.
Как написать экспедиторскую расписку — подробная инструкция
- Обязательно нужно поставить текущую дату написания расписки, соответствующую дате приёма груза. Далее ставится номер этого документа в соответствии с нумерацией документооборота фирмы.
- После пишутся сведения об отправителе, которые включают в себя наименование, адрес и телефон.
- Затем такие же данные пишутся о получателе.
- И указывается информация об экспедиторе. Это может быть просто его фамилия, имя, отчество либо дополнительно можно указать данные паспорта.
- Основной блок содержит сведения о самом грузе: страна происхождения, его индивидуальный номер или штрих-код, правила и условия перевозки товара, или так называемая маркировка. Она представлена символами, значка и специальными обозначениями.
- Затем необходимо отметить категорию тары. Это могут быть банки, пакеты, мешки, коробки пластмассовые либо из картона, и количество мест, занимаемых ими. Также обязательно указать вес товара с коробкой и без, размер всех основных параметров и стоимость по чекам.
- Затем указываются условия приёма и условия услуг между клиентом и экспедитором, а именно обязательства экспедитора по приему — передаче, обеспечивающего сохранность груза в период перевозки.
- В конце и бумага подписывается экспедитором с расшифровкой подписи. Печать ставится по желанию и возможностям.