Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений. Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность. Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.
Сметно—бюджетное финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из федерального бюджета на основе смет.
Принципы сметно—бюджетного финансирования:
-
безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств;
-
целевое направление средств, т.е. определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы;
-
получение максимального эффекта при минимуме затрат;
-
финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями.
Смета — финансовый план предприятия или учреждения, определяющий объем поступающих доходов и целевое распределение этих доходов на финансирование проведения необходимых расходов.
Основная структурная единица сметы — статья.
Законом установлен строго определенный список сметных статей, который не может быть произвольно изменен.
Виды сметных статей:
1) индивидуальные — статьи отдельных доходов и расходов;
2) укрупненные — заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения.
Основу сметных статей составляют нормы расходов — единые плановые показатели сметных расходов.
Этапы сметного процесса:
-
составление — смета составляется бюджетным учреждением на текущий финансовый год (с периодичностью: I квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
Действие утвержденных смет доходов и расходов начинается 1 января и прекращается 31 декабря соответствующего года.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
-
рассмотрение;
-
утверждение органом или должностным лицом, обладающим полномочиями по утверждению смет.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
-
исполнение;
-
отчет по смете.
Бюджетная роспись -документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Структура:
В соответствии с Порядком сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Минфином России, включает бюджетные ассигнования:
-
по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;
-
по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Особенности получения субсидий
Субсидии назначаются гражданам и организациям, которые по определенной причине нуждаются в финансовой помощи для решения конкретного вопроса. Например, многие субсидии, причем как федерального, так и регионального уровня, полагаются гражданам, которые за счет своих сбережений не в состоянии обеспечить свои потребности.
Ярким примером является жилищная субсидия. Граждане, не имеющие собственного жилья, могут претендовать на получение денежной помощи от государства. Эта льгота прекрасно отражает основную характеристику субсидий – целевое расходование. Оформив преференцию, гражданин не получит денежные средства на руки. Субсидия сразу будет направлена в счет оплаты стоимости приобретаемого объекта недвижимости.
Аналогичные правила работают и для других видов выплат. Например, материнский капитал является своего рода субсидией. Получить его могут семьи с детьми, однако тратить средства сертификата разрешается только определенными способами, а именно на реализацию следующих целей:
- покупка недвижимости;
- оплата имеющегося ипотечного кредита;
- формирование накопительной пенсии матери;
- оплата обучения ребенка/детей;
- оплата лечения или адаптации ребенка-инвалида в обществе.
Особенности получения субвенций
В отличие от субсидий и дотаций, субвенции не выдаются гражданам. Эта денежная помощь выплачивается на основании предварительно поданных заявок. Например, власти региона по итогам отчетного периода провели анализ расходования бюджетных средств, составили проект по расходованию финансов на следующий период, после чего подали заявку федеральным властям на получение субвенции для определенных целей.
Так же действуют и государственные учреждения. Руководство условной больницы может ходатайствовать к региональным властям на получение субвенции для, например, ремонта, закупки нового оборудования и т.д.
Причем во всех случаях при запросе средств из бюджета, находящегося выше по уровню, получатель не может самостоятельно определять необходимую сумму. Размер выдаваемой субвенции определяется вышестоящими органами.
Итак, данные понятия очень близки между собой и, по сути, обозначают передачу материальных ресурсов от вышестоящих бюджетов нижестоящим. Однако субвенция всегда выдаётся только в денежной форме, так как направляется для реализации определённых проектов. Субсидия может быть выделена и в натуральной форме (продукты питания, учебники, материальная помощь).
Как субвенция, так и субсидия не облагается налогами. Решение об их выделении принимается уполномоченными лицами. Однако субвенция выдаётся только бюджетам другого уровня или юридическим лицам. Это могут быть малые предприятия, образовательные учреждения, административные единицы. Запрос на получение помощи, как правило, идёт «снизу вверх». Субсидия может выдаваться и физическим лицам в рамках целевой программы, а также индивидуальным предпринимателям. В этом случае она распространяется на неограниченный круг лиц, то есть помощь выделяется «сверху вниз».
Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.
Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.
Когда что назначается
Разобравшись в деталях, необходимо понять, кому назначаются разные виды этих выплат. Начать стоит с субсидии, на получение которой претендуют малоимущие семьи, незащищенные слои населения, которые являются гражданами РФ, не имеют коммунальных долгов, живут в собственном жилье, имея там постоянную регистрацию.
Если детализировать вопрос, то субсидированию подлежат в первую очередь пенсионеры, инвалиды, молодые и многодетные семьи. Если доход человека, который относится к одной из этих групп, находится ниже прожиточного минимума, и он может доказать это документами, у него появляется возможность претендовать на государственную поддержку в данной ее форме.
Важно! Когда помощь рассчитывают на семью, рассматривается ее полный доход в расчете на каждого из членов – людей, зарегистрированных на одной жилой площади. Доход на каждого человека, рассчитанный таким образом, не должен превысить минимума.
Дотации и субвенции: что общего и что не так
Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.
Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:
- дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
- дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.
Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.
Дотации и субвенции: что общего и что не так
Дотируемые денежные средства тоже не требуют возврата, а их использование особо не контролируется. Хозяйственные структуры довольно редко применяют такую форму финансирования. Это могут быть разнообразные пожертвования в те или иные фонды (организации). Дотации, как правило, имеют социальные цели. Могут выделяться рядовым гражданам как различными организациями, так и государственными структурами.
Наиболее развитые страны способны дотировать целые отрасли экономики. Это могут быть, например, фундаментальная наука, АПК, космические исследования, другие. Под дотацией понимается некая доплата к уже имеющимся средствам. К примеру:
- дотация от государства убыточным предприятиям, находящимся на пути банкротства;
- дотация работнику предприятия для оплаты санаторно-курортной путевки.
Этот вид денежной помощи не имеет конкретного целевого назначения и больше всего напоминает материальную помощь на текущие нужды.
Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.
Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:
- Применение блочных трансфертов.
- Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
- Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
- Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации: — Москва, Юрайт, 2008 г.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.
Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления, заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.
Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:
- субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
- субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
- дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.
Субвенции: основания для предоставления
На самом деле все не так уж и запутанно. Итак, что такое субвенция? Так называют денежные средства, которые госбюджет выделяет бюджетам более низкого уровня или юридическим лицам. Такая материальная помощь выделяется при недостаточности финансирования того или иного проекта собственными средствами.
Предоставление субвенций может осуществляться только на условиях и в соответствии с решениями местных органов госуправления. Такая денежная «подпитка» может полностью покрывать расходы, связанные с тем или иным проектом, либо выступать в качестве и на условиях долевого участия.
Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.
Что общего у дотаций и субвенций, чем отличаются данные трансферты?
Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений. Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность. Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.
Дотация представляет собой дополнение к уже имеющемуся бюджету. Зачастую недостаточность финансовых активов связана с убыточностью того или иного предприятия или необходимостью направления сотрудников на санаторно-курортное лечение. Применяются отчисления и в наукоемких отраслях. К ним относятся:
- фундаментальная наука;
- агропромышленный комплекс;
- космические исследования;
- иные сферы, требующие постоянного внедрения инноваций.
Важно! Рассмотренный вид материальной поддержки не имеет целевого назначения. Деньги начисляются с учетом ситуации, сложившейся у компании. Последний может расходовать активы в зависимости от текущих потребностей.
Дотация для населения
Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.
Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:
-
регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;
-
жилищно-коммунальные субсидии;
-
финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;
-
компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.
Финансовая поддержка субъектов РФ
Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.
Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.
Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:
-
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;
-
дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Субсидии — это довольно рядом стоящее понятие с субвенцией. Они направлены тоже в дотационное русло помощи в различных направлениях с вектором движения денежных масс сверху вниз. Субсидиями принято считать денежную помощь, выделяемую из бюджетов всех уровней как юридическому лицу, так и физическому бюджету более низкого уровня организации на долевом праве участия, определяемого бюджетом субсидирующим. Примером может послужить ипотечная программа для молодых семей, в которой часть денежных затрат на покупку квартиры берет на себя государство.
Также основными признаками субсидии принято считать её целевое предназначение и (как в случае субвенции) безвозвратность. Это значит, что получившиеся деньги нельзя потратить на покупку автомобиля. Их можно потратить только на приобретение недвижимости (подобное было рассмотрено выше). Соответственно, контроль над целевым применением субвенций намного строже, чем за субсидиями.
Чем отличается субсидия от субвенции
Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?
Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет.
Которую получают бюджеты субъектов РФ, помогает регионам преодолевать последствия различных чрезвычайных ситуаций, выполнять значимые социальные задачи. Перераспределение денежных потоков, передача средств на осуществление перспективных проектов — практика, общепринятая во всем мире.
А что такое субвенция? Многие отождествляют это понятие с терминами «дотация» или «субсидия». Так ли это на самом деле? Давайте подробнее поговорим о том, что такое субвенция и в чем разница между всеми вышеназванными понятиями.