Путевые листы: новые требования с марта 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевые листы: новые требования с марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В конце I или в начале II квартала 2023 года ожидается свежий Пр-аз, регламентирующий Порядок проведения пред-; послерейсового мед. осмотра. Возможно в нем будут приведены обязательные реквизиты Журналов медицинского контроля водителей, но не обязательно. Значительных изменений не будет. Основные рекомендации останутся прежними.
Вопрос: Можно ли заполнять графы Журнала на компьютере отдельно на водителя, тут же распечатать, чтобы заверить подписями: медик + работник, а через время собрать документы в журнал?
Ответ: О такой форме ведения журнала нигде не сказано, но и не запрещено. Главное – отразить данные согласно Приказу №835н. Но зачем усложнять процесс, если от руки сделать это проще. Дождитесь поправок 2021 года, возможно, подпись водителя уберут из обязательных реквизитов. Ведь отметка в путевом листе уже говорит о том, что он участвовал в процессе медосмотра.
Вопрос: Может ли медсестра, имея сертификат о прохождении курсов ПМО, проводить медосмотры?
Ответ: Да, может, если транспортная компания имеет мед. кабинет и государственную медицинскую лицензию.
Вопрос: Смена водителя начинается с 8 утра. Во сколько он обязан пройти медосмотр, чтобы не опоздать на работу? Существует ли норматив?
Ответ: Существует Приказ № 15 от 28/08-04 г. “Режим работы и отдыха”. Время, затраченное на дорогу и процедуру осмотра, считается рабочим, оплачивается работодателем по среднему тарифу. О необходимости проходить осмотр до начала рабочего дня нигде не сказано.
Вопрос: Можно ли вместо подписи медика, указать только его фамилию и инициалы?
Ответ: Нет, это считается нарушением. Даже в электронных Журналах особое внимание уделяется личной подписи медика (ЭЦП). За качество проведенного освидетельствования лицо, проводившее осмотр, несет административную ответственность. Поэтому нужна собственноручная подпись.
Вопрос: В организации Журнал заполняет медработник. Кто это делает, когда услуги оказываются по договору, если водители проходят медосмотр в разное время суток?
Ответ: Журнал проведения предрейсового медицинского осмотра водителей заполняет лицо, которое осуществляет медосмотр. Это может быть только медик, прошедший специальное обучение, работающий в лицензируемом медучреждении. В лицензии прописано, что данное мед. заведение имеет право оказывать услуги ПМО.
Как в нормативах, так и в заключаемом с медицинской организацией договоре упоминается, что предрейсовый медицинский осмотр проводится в течение всего рабочего времени водителя. Если необходимо, ищите мед. организацию, работающую круглосуточно.
Вопрос: Нужно ли с нового года начинать новый журнал или разрешается заполнять прежний, если остается много пустых страниц?
О необходимости с н. г. начинать нов. Журнал нигде не сказано. Но во многих организациях так принято, чтобы было легче пользоваться поиском данных в архивах. Если сможете доступно каталогизировать информацию, почему бы нет?
Вопрос: Разрешается ли данные о прохождении послерейсового осмотра совместить с предрейсовыми в одном Журнале?
Электронный путевой лист
Применение электронных путевых листов факультативно.
Формат такого документа разрабатывается ФНС России, свой использовать нельзя.
Пп. 27 ч. 1 ст. 2 Устава относит электронный путевой лист к категории электронных перевозочных документов наряду с электронной транспортной накладной, электронным заказ-нарядом, электронной сопроводительной ведомостью, электронным договором фрахтования, электронным заказом и электронной заявкой.
Это означает, что при оформлении и обмене электронными путевыми листами нужно руководствоваться одноименной ст. 18.1 Устава.
Электронный путевой лист:
-
подписывается участниками информационного взаимодействия УКЭП или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан и используется на портале Госуслуг. Файлы обмена электронного путевого листа предполагают подписи:
- лица, заполняющего сведения об организации или ИП, о сроке действия путевого листа, о транспортном средстве, о водителе (водителях), о виде перевозки и виде сообщения;
- медработника, проводившего предрейсовый (предсменный, послерейсовый, послесменный) медосмотр водителя (если он проводится);
- лица, ответственного за проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если проводится);
- лица (лиц), уполномоченного(ых) на заполнение сведений о показаниях одометра (например, водителя, диспетчера, ИП).
Все подписанты файлов обмена должны обладать хотя бы одним из указанных видов подписей и применять их;
-
обмен электронными путевыми листами между участниками информационного взаимодействия осуществляется посредством использования информационных систем электронных перевозочных документов (ЭПД), т. е., только через уполномоченных операторов ЭДО и никаким иным способом;
-
электронный путевой лист подлежит направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), где, согласно Постановлению Правительства от 03.03.2022 г. № 281, сведения из такого путевого листа становятся доступны МВД России, Минтрансу России, Минцифры России, ФНС России, Ространснадзору.
Правовые особенности и нюансы приказа о предрейсовых осмотрах
12 п. Приказа Приказа Минтранса №390 от 28.12.2022 указывает на необходимость наличия отметки с фразой «предсменный просмотр прошел, к трудовым обязанностям допущен», если водитель успешно прошел медконтроль перед выходом в рейс. Компания организует предрейсовый просмотр, однако в отметке утверждается, что водитель прошел предсменный осмотр. Поэтому появляется недопонимание, какую формулировку следует использовать. К тому же Приказ Минздрава России №835 от 15.12.2014 для такой же ситуации предусматривает указание о том, что водитель прошел предрейсовый осмотр. В соответствии с п. 16 Положения указанного Приказа, необходимо использовать такую формулировку: «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». В результате на сегодняшний день в российском законе есть две инструкции о том, как оформлять путевые листы, причем обе из них противоречат друг другу по смыслу. Предполагается, что фактически данные формулировки не окажут особого значения. В то же время возможны и другие последствия: например, если допустить ошибочную формулировку, то в действие вступит ст. 12.31.1 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 2 и 3, если перевозка проводится с несоблюдением требований, относящихся к организации технических или медосмотров, то физическое лицо рискует столкнуться со штрафом в размере 3 000 ₽, должностное – 5 000 ₽, юридическое – 30 000 ₽. Итак, если воспользоваться неправильной формулировкой, то есть вероятность получить штраф.
Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Отличия в проведении медосвительствований заключаются в следующем:
- Предрейсовые обязательно проходить для каждого водителя, состоящего в компании. Исключение составляют работники АПТ, уходящие в рейс немедленно, которых вызывают службы по устранению аварий. Время устанавливается ранее, но при этом важна каждая секунда, чтобы успеть на место, где произошло непредвиденное событие.
- Послерейсовые обязательны для прохождения водителями авто, задействованными на перевозках грузов или пассажиров.
Тот и иной вид осмотра проводится в соответствие с регламентом. Вид выполняемой работы устанавливает необходимость проведения. В связи с этим, если даже ИП будет выполнять функции водителя самостоятельно, то ему тоже нужно проходить медиков.
Организация, проводившая это мероприятие должна иметь свидетельство, в котором прописывается разрешение на данный вид деятельности. За проведенные работы ответственность лежит на работодателях, поэтому у них имеются варианты проведения:
- Привлечение сотрудников из поликлиник, но при этом стоит проверить наличие лицензии.
- В штат организации вводить сотрудника, ответственного за проведение МО. Организация кабинета зависит от количества работающих, организации кабинета в медпункте. В должностные обязанности специалиста стоит включить не только проведение медосвидетельствования, но и оказание первой медицинской помощи.
Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей
Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году:
- Приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н,
- более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей
- письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.
Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Отличия в проведении медосвительствований заключаются в следующем:
- Предрейсовые обязательно проходить для каждого водителя, состоящего в компании. Исключение составляют работники АПТ, уходящие в рейс немедленно, которых вызывают службы по устранению аварий. Время устанавливается ранее, но при этом важна каждая секунда, чтобы успеть на место, где произошло непредвиденное событие.
- Послерейсовые обязательны для прохождения водителями авто, задействованными на перевозках грузов или пассажиров.
Тот и иной вид осмотра проводится в соответствие с регламентом. Вид выполняемой работы устанавливает необходимость проведения. В связи с этим, если даже ИП будет выполнять функции водителя самостоятельно, то ему тоже нужно проходить медиков.
Организация, проводившая это мероприятие должна иметь свидетельство, в котором прописывается разрешение на данный вид деятельности. За проведенные работы ответственность лежит на работодателях, поэтому у них имеются варианты проведения:
- Привлечение сотрудников из поликлиник, но при этом стоит проверить наличие лицензии.
- В штат организации вводить сотрудника, ответственного за проведение МО. Организация кабинета зависит от количества работающих, организации кабинета в медпункте. В должностные обязанности специалиста стоит включить не только проведение медосвидетельствования, но и оказание первой медицинской помощи.
Медосмотр, который проводится перед выходом в рейс, должен проводиться обязательно согласно закона “О безопасности дорожного движения” 196-ФЗ.
Его нормы необходимо соблюдать как юридическим лицам, так и предпринимателям, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией ТС.
Работодатель должен организовать медосмотр перед началом рабочего периода, поскольку необходимо выявить, не воздействуют ли на организм вредные условия, алкоголь, наркотики или похмельный синдром.
Состояние болезни тоже требует выявления, поскольку при ухудшении состояния могут произойти непоправимые последствия.
Обязанность проведения медицинского обследования не зависит ни от деятельности компании или ИП, ни от количества сотрудников в штате.
Даже если работа ведется самим предпринимателем или есть только один наемный работник, то заранее следует позаботиться о наличии медработника, но это касается только коммерческих перевозок.
Процедура медицинского осмотра регулируется приказами Минздрава, и в одном из них, носящем номер 2510/9468-03-32 говорится о том, что каждый работодатель должен озаботиться утверждением положения о медосмотрах.
Исключения из обязательных правил, которые оговаривают необходимость осмотра перед сменой и рейсом и после них, есть в виде водителей автомобилей экстренных служб.
Сотрудники таких организаций должны проходить врача только до начала смены, поскольку рейс проходит внепланово.
Но по возврату из него медики должны осмотреть водителей, перевозивших опасные грузы или пассажиров, другие же могут и не приходить на постосмотр.
Путевые листы 2021: изменения, порядок заполнения, образец скачать бесплатно
Порядок заполнения путевых листов изменился не сильно. Но есть новые реквизиты и новшества, о которых надо знать, чтобы избежать ошибок
С 1 января 2021 года изменились обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов. Эти правила будут действовать до 1 января 2027 года:
- Главное изменение — теперь путевой лист нужно оформлять при любом использовании транспортного средства вне зависимости от вида и особенностей перевозки (п. 8 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368). Хотя и до этого без оформления путевого листа запрещались перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Ежедневные и ежесменные медицинские осмотры направлены на укрепление безопасности ДД, выявление употреблявших запрещенные вещества и алкоголь водителей. Медосмотр помогает сохранить здоровье водителя, промониторить течение хронических заболеваний. Предрейсовый медицинский осмотр позволяет оградить от выхода на линию шоферов, которые могут не справиться с управлением автомобиля.
Медицинские осмотры бывают нескольких образцов, основные – это предсменный, или предрейсовый, и послесменный (послерейсовый).
Предрейсовый медосмотр нужно делать для всех водителей перед началом рабочего дня, оформленных на должность штатного водителя автотранспортного хозяйства. Медработник на приеме, убедившись, что работник готов к отправке в рейс и сможет управлять автотранспортом в полном объеме, ставит соответствующую пометку в журнал регистрации предрейсовых и предсменных медицинских осмотров.
Медицинский осмотр после смены или рейса проходит персонал, работающий с пассажирами и потенциально опасными грузами. В этом случае доктор определяет степень влияния вредных веществ на организм, проверяет стабильность психоэмоционального состояния.
Также медосмотру подвергаются каждые новые работники.
Ответственность нанимателя за выпуск водителя на линию без медосмотра
Допуск водителей к рабочему процессу, который произошел без проведения контроля — это административное правонарушение, наказываемое штрафом.
Для ответственных лиц и ИП взыскание составит 15-25 тыс. рублей, а компании, как юридические лица, понесут ответственность гораздо больше, и ее размер стартует от 110 000 рублей, заканчиваясь на отметке в 130 тыс. рублей.
При возникновении повторного нарушения, представители первой категории оштрафуют до 40 тыс. рублей или дисквалифицируют на 1-3 года.
Организация при повторе будет обязана выплатить до 200 тысяч рублей, либо ее деятельность заморозят на период до 90 суток.
Если же порядок не соблюден, то штраф составит для должностных лиц 2-3 тысячи рублей, а юридические лица, и предприниматели будут наказаны на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Каждый водитель, который осуществляет коммерческие перевозки, работая на себя или компанию, обязан проходить обследование перед каждой сменой и рейсом.
Проводится процедура медицинским работником, а результаты заносятся в специальный журнал, где отмечается, есть ли жалобы, и кто проводил контроль.
При проблемах со здоровьем шофера могут снять с рейса и приостановить начисление заработной платы.
Как составить и заполнить журнал учета выдачи направлений
Официально утвержденной формы такого журнала не существует, поэтому организации могут разработать ее самостоятельно. Заполняют документ, как правило, от руки. Эта обязанность вменяется в большинстве компаний и учреждений кадровым работникам.
Журнал состоит из титульного листа и табличной части. На титульном листе указывают:
- Наименование компании или предприятия.
- Наименование журнала.
- Дату начала ведения журнала.
- Дату окончания ведения журнала.
- ФИО и должность работника, ответственного за ведение журнала.
- Срок хранения (указывают по желанию).
Запрет на допуск к работе и его последствия
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:
- ее порядковый номер;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Норма рабочего времени для работников предрейсовых осмотров
Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2023 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г.
№ 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины. В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.
Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г.
№ 835н
«Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
. Как установлено п. 9
«Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
, все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.
Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О дорожном движении».
Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. С 21 декабря 2023 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296.
Рассмотрим нововведения 2023 года.
Организация предрейсового медосмотра водителей
(см. пункт: отвечает правовым актам…)
Медосмотр перед выездом на линию обязательно проходят все водители, кроме работающих в экстренных службах. Возьмем методические данные и Приказ №835н. Сравним списки требуемых сведений Журнала из двух нормативов.
№ | Письмо Минздрава №2510/9468-03-32 | Приказ Минздрава № 835н |
1 | ФИО водителя | ФИО работника |
2 | Дата и время прохождения ПМО | Дата и время проведения ПМО |
3 | Возраст | Дата рождения |
4 | Место работы | Пол работника |
5 | Принятые меры | Результаты исследований п. 10 (регламент обследования при ПМО) |
6 | Фамилия + инициалы медсотрудника | Результаты п. 12 (есть противопоказания к управлению тс или нет) |
7 | Подпись медработника с расшифровкой | |
8 | Подпись работника (водителя) |
Итоги: На основании вышеописанного создайте документ, включающий графы, согласно нормативу, который был опубликован последним. Таковым, несмотря на готовящиеся поправки, является Порядок №835н. При проведении очного осмотра можно оставить Подпись водителя. Если мед. контроль дистанционный, графа удаляется. Там идентификация личности происходит иначе.
Окончательно утвердите формат, соответствующий нормативу 2021 года, когда он появится. Сделайте где-то пометку, что используемый в настоящий момент бланк страниц Предварительный. Укажите на каком основании. Инспектирующие органы к такому Журналу предрейсового осмотра претензий не предъявят.