Определение Верховного Суда РФ № 4-КГ18-81 от 4 декабря 2018 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение Верховного Суда РФ № 4-КГ18-81 от 4 декабря 2018 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии». По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность. Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда. Таких объектов на территории России больше миллиона.

Частями 1, 2 и 3 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, предусматривающие возможность осуществления государственного кадастрового учета указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 60.2 Закона о регистрации земельных участков, в том числе и при наличии пересечения их границ с границами лесного участка, лесничества, лесопарка.

При государственном кадастровом учете в случаях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 60.2 Закона о регистрации, при выявлении пересечения границ лесных участков (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) координат характерных точек границ лесных участков) и земельных участков изменение описания местоположения границ лесных участков в целях устранения такого пересечения осуществляется на основании сведений о местоположении границ земельных участков, содержащихся в межевом плане, предоставленном в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.

Согласно ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Вместе с тем, ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» (далее – Закон №280-ФЗ) установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также предоставленных до 08.08.2008 для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.

Согласно данным правилам согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств и лесопарков. Эти правила действуют ограниченный срок – до 01.01.2023 и являются исключением из общих положений, установленных ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации. При этом указанные правила не исключают необходимость проведения согласования в отношении местоположения частей границ земельного участка, которые не являются одновременно частями границ лесных участков.

При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводится ссылка на соответствующие положения Закона №280-ФЗ.

Таким образом, обращаем Ваше внимание, что в случае проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, при этом уточняемый земельный участок не относится к земельным участкам, указанным в ч. 9 ст. 10 Закона №280-ФЗ – кадастровому инженеру необходимо провести процедуру согласования местоположения границ данного земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области в соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации.

При этом в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» необходимо указать в качестве смежного земельного участка кадастровый номер земельного участка лесного фонда.

При наличии в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области, орган регистрации прав будет осуществлять государственный кадастровый учет земельного участка и в соответствии с ч. 3 ст. 60.2 Закона о регистрации изменять местоположения границ земельного участка лесного фонда.

В случае отсутствия согласования местоположения границ уточняемого земельного участка с Главным Управлением лесами по Челябинской области органом регистрации прав будет приниматься решение о приостановлении в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

Аналогичное согласование местоположения границ земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области необходимо осуществлять при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, в случае если данный земельный участок не относится к земельным участкам, указанным в ч. 9 ст. 10 Закона №280-ФЗ.

Существует так называемый закон о лесной амнистии, с помощью которого регламентируется ликвидация пересечений границ земельных участков с границами лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости. Полное название этого закона — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель». Именно благодаря этому закону вы можете решить проблему пересечения ваших границ с землями лесного фонда.

Поправки, вносимые по судебному акту

Вступившее в законную силу постановление суда (арбитражного суда) в течение от 3 до 5 дней направляется всем участникам дела, в том числе и в кадастр. орган для исполнения.

На практике, для большей уверенности в исполнении предписаний суда, истцу (собственнику, правообладателю недвижимости) лучше продублировать такую пересылку в ОКУ. Для этого предпринять одно из действий:

  • пишется заявление об устранении неточностей в ГКН, к которому прилагается заверенная копия судебного акта (как основание для необходимых исправлений) и иные документы кадастрового характера.
  • в росреестр представляется обыкновенное сопроводительное письмо, в котором указывается: какое судебное постановление передается для исполнения (когда и каким судом оно вынесено, номер судебного дела, наименование сторон и иных участников процесса).
Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС с 2023 года

Когда кадастровики могут уклоняться от исполнения судебного предписания, действия те же, как исправлении ТО.

Но иногда ОКУ идет на большее ухищрение, а именно он приостанавливает проведение кадастр. учета. Таким образом, как бы формально судебный акт исполняется, но фактически ему не дают ходу.

В таком случае следует обжаловать решение о приостановке учета, так как такая приостановка может тянуться до 3 месяцев. Можно, конечно подождать истечение этого срока, но нет гарантий, что в учете не будет отказано по надуманным основаниям или не обнаружатся новые основания для приостановки.

В основном поводом для обращения в суд являются такие обстоятельства:

  • несогласие собственника недвижимости с отказом ОКУ в исправлении неточностей по его заявлению (то есть когда собственник является заявителем и заинтересован в исправлении неверных данных);
  • возражение собственника (правообладателя) с позицией кадастравиков об исправлении ТО по заявлению третьих лиц (соседей, государственных или муниципальных органов).

Когда собственник недоволен отказом или решением об устранении технических погрешностей, то он может подать иск в порядке обжалования действий (бездействий) гос/муниципальных органов, должностных лиц. Какие при этом имеются особенности:

  • Обжаловать действие можно в течение 3 месяцев с момента вынесения спорного решения или когда истец узнал об этом (пришло уведомление от ОКУ, получил выписку из кадастра);
  • Идти можно либо в арбитражный суд, если собственник недвижимости юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, либо районный/городской в суд с административным иском в остальных случаях;
  • Ответчиком (административным ответчиком) всегда является территориальный ОКУ. Возможно привлечение третьего лица, как правило, это смежники по земельным участкам, налоговая инспекция (если судебный акт в последующем повлияет на формирование налоговой базы), государственные или органы, издавшие определенные акты, которые принимаются во внимание при рассмотрении дела.
  • К иску в обязательном порядке приобщаются:
    копия решения или уведомления кадастр.палаты об исправлении (отказе в исправлении) ТО;выписка из ГКН;копия документа, который неправильно учли при ведении кадастра (акт государственного или муниципального органа, межевое дело, технический план и пр.);текст правового акта, подтверждающий правильность документа, содержащегося в кадастре и неточность записи в реестре государственного кадастра (например, постановление главы субъекта РФ об утверждении кадастровой оценки земель).
  • копия решения или уведомления кадастр.палаты об исправлении (отказе в исправлении) ТО;
  • выписка из ГКН;
  • копия документа, который неправильно учли при ведении кадастра (акт государственного или муниципального органа, межевое дело, технический план и пр.);
  • текст правового акта, подтверждающий правильность документа, содержащегося в кадастре и неточность записи в реестре государственного кадастра (например, постановление главы субъекта РФ об утверждении кадастровой оценки земель).
  • признать определенный факт, сведения, данные (запись в госкадастре) технической ошибкой, либо отсутствием ТО;
  • действия кадастрового органа об отказе в исправлении ТО (или наоборот об исправлении) признать недействительным;

Иногда требования могут содержать дополнительные данные, например, сведения о том с какой даты считать юридически действующим внесенные исправления в кадастр.

Варианты судебного решения споров

Пересечение границ земельного участка — то зло, которое возникает по невнимательности, халатности или злому умыслу ваших соседей и возможно по причине вашей неторопливости в вопросах постановки своего участка на кадастровый учет или в вопросах установки элементарных ограждений по периметру участка. Впрочем закон не требует спешки от вас, но требует своего соблюдения от тех, кто допустил нарушение границ и нарушил ваши права.

  • К нам обратился доверитель. Проблема в том, что при постановке на кадастровый учет ее земельного участка было установлено, что забор соседа расположен на территории ее земельного участка, так как кадастровая граница проходит несколько в стороне от фактически установленного между земельными участками забора. Доверитель преследовал цель — обязать соседа перенести забор на новое место. Так как сосед не согласился — конфликт был перенесен в суд. В ходе судебного рассмотрения дела было установлено, что площадь земельного участка соседа выше его номинальной площади. По этой причине районный суд со второй попытки удовлетворил требования. Почему со второй — не понятно мне до сих пор. Дело в том, что первое решение суда было отрицательным, кассационная инстанция (на тот момент это была вторая инстанция) отменила незаконное решение суда первой инстанции, вернула дело и уже второе решение суда первой инстанции было положительным. Таким образом суд учел не только факт смещения фактической границы, но и факт того, что перенос границы не уменьшит площадь земельного участка ответчика. Климовский городской суд Московской области.
  • К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том, что граница его земельного участка оказалась расположенной на кадастровой территории смежного земельного участка после межевания последнего. В результате землеустроительной экспертизы было установлено, что границы земельного участка ответчика проходят ПО ДОМУ моего доверителя. Это означает, что землемеры даже не вышли на местность для того, что бы установить границу земельного участка. Понятно, что результаты такого межевания были признаны недействительными. Однако сложность для моего доверителя заключалась в том. что площадь его земельного участка по номиналу была меньше фактической. Более того, она соответствовала номиналу при условии, если спорная земля отошла бы процессуальному противнику. Но мне удалось доказать наличие признаков так называемой «дачной амнистии» относительно своего доверителя, в совокупностью с нарушением при межевании земельного участка ответчика. Решение было принято и вступило в силу. Участок ответчика снят с кадастрового учета, однако граница земельного участка истца определена не была — суд разъяснил внесудебный порядок по причине снятия земельного участка ответчика с кадастрового учета. Суд — Истринский городской.

Случай в Челябинской области

В августе 2017 года в Миас­ский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.

Федеральный закон 280-ФЗ – ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:

  • вариантов согласования схем участков
  • механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
    • заниматься этими территориями
    • присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
    • заниматься:
      1. развитием инфраструктуры
      2. обеспечением нормальных условий жизни населения

Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:

  1. обеспечивает государственную защиту собственности граждан
  2. не позволяет нарушить имущественные права
  3. сохраняет соответствующие земельные участки за их владельцами
  4. не подрывает доверие общества к государственным реестрам
Читайте также:  Пенсионеров услышали: пожилых россиян ждет рекордная индексация в 2023 году

Как оформить лесной участок в упрощённом порядке по закону о «лесной амнистии»

Цель закона о «лесной амнистии» — помочь дачникам, сельским жителям и фермерам сделать легальным владение всеми раньше захваченными участками, если они относятся к лесному фонду. До вступления закона в силу собственники, которые владели участками рядом с границей леса, либо в самом лесу, не могли промежевать, уточнить границы своих земельных участков. С принятием закона о лесной амнистии законодатели отдают приоритет сведениям, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а не в сведениях Государственного лесного реестра.

Этот закон призван защищать права и собственность граждан, чьи участки расположены рядом с лесом или в лесу. Раньше такая ситуация исправлялась только через суд. После вступления в силу закона для решения этой проблемы кадастровый инженер готовит межевой план и вносит изменения в ЕГРН. В Росреестре уточняют фактические границы и смещают границы лесфонда.

Ситуация с накладками на земли лесфонда сложилась из-за того, что сначала выделялись участки, а потом лес декларативно встал на кадастровый учёт, не измерив свои границы по факту. А так как участки граждане не межевали и не уточняли границы, получилось либо частичное наложение лесных границ на участок, либо полное. Исправить наложение можно, подготовив межевой план. Закон о лесной амнистии сейчас это позволяет. Раньше так нельзя было сделать, границы исправлялись только через суд.

Подача заявления о прирезке участка

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Раздел лесного участка

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. 3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.

Раздел лесного участка

Например, когда необходимо использовать леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, разместить гидротехническое сооружение или осуществлять разработку месторождений полезных ископаемых зачастую возникают проблемы с тем, что испрашиваемый участок является частью другого лесного (земельного) участка уже поставленного на государственный кадастровый учет и, возможно, даже предоставленного другому арендатору.

Рекомендуем прочесть: Укрытие доходов от алиментов

В данном случае, конечно, возможно начинать процедуру образования необходимого лесного (земельного) участка путем раздела существующего лесного (земельного) участка, но на практике данная процедура чрезмерно сложна и зависит от огромного количества факторов, в том числе доброй воли существующего арендатора и органа государственной власти уполномоченного в области лесных отношений.

Включение участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю

Обращаясь к сути дела, Президиум ВАС РФ в приведенном Постановлении в том числе пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого участка, в данном случае — Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 19 ЗК РФ для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. Безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в установленном законом порядке. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено переведение территорий, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.

В приведенном случае, осуществляя распоряжение земельным участком уже после его включения в границы населенного пункта, администрация поселения не посчитала его находящимся в федеральной собственности. Напротив, орган местного самоуправления сделал вывод о том, что право собственности на земельный участок, оказавшийся в границах населенного пункта, стало неразграниченным. Одна из причин, по которой органы местного самоуправления приходят к такому ошибочному выводу, описана выше. Однако есть и другая.

Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом

В большом количестве случаев собственник земельного участка узнает о принадлежности своего участка к территории лесного фонда, когда ему необходимо установить либо изменить использование объекта, соответственно он получает отказное решение. Имея во владении земельный участок, собственник мог распоряжаться им по собственному желанию хоть какой период времени.

Если собственник обращался с запросом постановки земельного участка на кадастровый учет, то получал отказ. Обоснование отказа содержалось в том, что земельный участок или надел пересекает границу лесного фонда, либо соприкасается с ней.

В случае, если обладатели участков обращались к кадастровому инженеру для проведения межевания и данный инженер выявлял расположение участка рядом с лесным фондом, то он делал запрос в Министерство лесного хозяйства Российской Федерации (далее Министерство). Если ответ Министерства имел информацию о том, что весь земельный участок, либо его часть расположены на территории лесного фонда, то в таком случае кадастровый инженер давал отказ в осуществлении размежевания.

До принятия закона о лесной амнистии судебный орган принимал сторону учреждения, которое выдало отказ в постановке этого участка на кадастровый учёт. В судебной практике встречались случаи, когда собственник пользовался земельным участком много лет, а его имели возможность отобрать со ссылкой на то, что площади данного участка соприкасаются или пересекают границы лесного фонда.

Правительство упростило порядок вывода земель из лесного фонда

Одно из положений «лесной амнистии» – главенство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:

  • лесного реестра
  • лесного плана субъекта федерации
  • иных документов

Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.

Читайте также:  Срок давности по ДТП. ДТП без пострадавших. ДТП со смертельным исходом

Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.

Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.

Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:

  • 8 августа 2008 года:
  1. люди получали участки на лесных землях законно
  2. собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
  • 1 января 2016 года:

начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:

  1. лесных массивов
  2. лесных земель на особо охраняемых природных территориях

выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.

Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.

Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.

Как оформить земли лесного фонда в собственность

Споры, связанные с отнесением того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда, включают в себя, в том числе, следующие категории дел:

  • по искам Комитета лесного хозяйства Московской области к правообладателям земельных участков об истребовании земельных участков, оспаривании их кадастрового учета и т.д.;
  • по заявлениям об оспаривании отказов Комитета лесного хозяйства в исключении сведений из государственного лесного реестра;
  • по искам граждан и юридических лиц о признании права федеральной собственности отсутствующим, оспаривании данных государственного лесного реестра и ЕГРН в части границ лесных участков, и т.д.;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц об оспаривании решений Росреестра об отказе в регистрации прав на земельный участок, уточнении границ участка;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц о признании недействующими Генеральных планов и Правил землепользования и застройки в случае отнесения их участков к землям лесного фонда.

Под термином «лесная амнистия» скрывается набор новых «правил игры» в сфере земельных и лесных отношений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017 г.), прежде всего, применительно к спорам о наложении земель лесного фонда на земельные участки.

Согласно закону о лесной амнистии, участок не может быть отнесен к землям лесного фонда:

  • если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016 г. Данные положения не применяются к участкам из состава особо охраняемых природных территорий, незастроенных земель промышленности, а также неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
  • если до 08.08.2008 г. участок был предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства либо для строительства и (или) эксплуатации жилого дома. Одновременно законом на органы управления лесным хозяйством возложена обязанность к 2023 году уточнить границы лесничеств и лесопарков таким образом, чтобы исключить из их состава земельные участки, подпадающие под вышеназванные критерии.

Нормы «лесной амнистии» имеют универсальное значение и подлежат применению независимо от того, в административном или судебном порядке осуществляется защита права.

Так, законом предусмотрен, прежде всего, внесудебный (административный) порядок урегулирования споров, который сводится к самостоятельному устранению органами Росреестра пересечений лесных и земельных участков на основании заявления заинтересованного лица и без получения согласия соответствующего государственного органа. Более того, согласно действующему закону, к 2023 году Росреестр должен сам выявить и устранить все имеющиеся пересечения лесных и земельных участков.

Следует отметить, что защита прав на землю в указанном административном порядке возможна лишь в случае наличия внесенных в ЕГРН границ лесных участков.

Кроме того, самим Комитетом лесного хозяйства Московской области во исполнение Федерального закона № 280-ФЗ проводится работа по рассмотрению заявлений граждан о корректировке границ лесных участков в части их пересечения с границами земельных участков заявителей.

Также возможно применение норм о «лесной амнистии» в рамках судебных споров. Они являются основанием для отказа в иске Комитета об оспаривании прав на земельный участок либо, наоборот, для удовлетворения требований частного лица о защите своих прав на землю (в т.ч., путем исправления реестровой ошибки, оспаривания отказа Росреестра в регистрации права и т.д.).

Если же конкретные обстоятельства дела не позволяют воспользоваться положениями лесной амнистии, то и в этом случае судебная защита прав не является заведомо бесперспективной. Так, возможно построение правовой позиции на основании ненадлежащего характера доказательств отнесения участка к лесным землям, а также истечении 3-летнего срока исковой давности на обращение с иском (в случае защиты от предъявленного Комитетом иска).

Юристы Правового центра ДВА М помогут сформировать правильную стратегию защиты прав применительно к каждому индивидуальному случаю после представления заказчиком всех относящихся к делу документов и материалов. Кроме того, в зависимости от выбранного пути решения вопроса мы представим Ваши интересы в суде либо в административном органе и поможем устранить имеющуюся проблему.

Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности

Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.

Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.

Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *