НАУЧНЫЙ ПЕРСОНАЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НАУЧНЫЙ ПЕРСОНАЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.

Примеры структур, в которых данное явление встречается часто

Технический персонал на производстве – в независимости от того, какую продукцию выпускает завод, для его бесперебойного функционирования требуется наличие определенного количества рабочих, которые будут выполнять все мероприятия, направленные на обслуживание оборудования, разгрузку и погрузку готовых изделий, ведение учетной документации и осуществлять охрану территории и находящихся на ней материальных ценностей. Сюда относится персонал предприятия, в обязанности которого входит выполнение действий для нормальной и эффективной работы данного производства.

Увп это персонал кто относится?

Какие должности относятся к вспомогательному персоналу учреждения культуры?

  • работников инженерно-технических служб; ↯ Внимание! …
  • младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, гардеробщики, вахтеры);
  • работников экспедиторской службы, включая водителей.

Поэтому работа в музее – это многогранная деятельность, которая включает в себя такие специальности или содержит довольно обширный список профессий с наиболее важными направлениями работы:

  • историков;
  • антропологов;
  • педагогов;
  • социологов;
  • реставраторов;
  • маркетологов;
  • медиаторов;
  • специалистов мультимедиа;

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, …

Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу организаций культуры

  • Заведующий музыкальной мастерской
  • Заведующий фонотекой
  • Заведующий отделом организации гастролей
  • Заведующий отделом по работе со зрителем
  • Начальник билетных касс
  • Начальник макетно-поделочного цеха
  • Начальник машинного цеха

К ним относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и медицинских учреждений, культурно-просветительных и т. п.

В каких отраслях используются вспомогательные структуры

Должности административно-хозяйственного отдела формируются также по общему принципу субординации на предприятии и в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка и штатным расписанием организации. Учитывая, что если в организации присутствует означенный отдел как структурное подразделение, в нем обязательно должен быть руководитель.

Сложно выделить профессии, непосредственно относящиеся к вспомогательному персоналу. Список профессий изменяется по сферам деятельности организации. Персонал вспомогательного типа может присутствовать в частных и государственных структурах.

В качестве примера можно привести вспомогательный персонал сферы здравоохранения. К нему относятся сотрудники, не являющиеся врачами. Они обеспечивают другие функции учреждений. Их деятельность помогает врачам и пациентам. В данной сфере вспомогательный персонал — это следующие должности:

  • медсестры;
  • санитары;
  • фельдшеры;
  • работники пищеблока;
  • уборщики.

При приеме на работу в госорганизации органы хозуправления, созданные решениями Президента и Кабинета Министров, а также организации с долей государства в уставном капитале более 50% требования к уровню образования обязательны.

Они уже способны самостоятельно контролировать происходящие процессы в том или ином направлении деятельности компании и вносить свои конструктивные дополнения, ориентированные на повышение продуктивности.

Классификация персонала предприятия

Вспомогательный персонал – это работники, которые выполняют дополнительные функции, не влияющие напрямую на основную деятельность компании. Разделение персонала на основной и вспомогательный состав не исключает деления работников и по иным категориям.

К рабочим, в частности, относятся продавцы, кассиры торгового зала, контролеры (кроме транспортных контролеров и контролеров узла связи, которые относятся к категории других служащих), почтальоны, , телеграфисты, операторы ЭВМ, дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа и т.п.

Составлены перечни должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу Управления административными зданиями и Лечебно-реабилитационного центра Минэкономразвития России.

N 1668 г. Москва «Об утверждении примерного перечня должностей, отнесенных к категории вспомогательного персонала организаций, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации»»,»name»:»Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1668 г.

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: «Вспомогательный персонал» с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Для инновационных работ в целом, учитывая их природу, характер и многоплановость, наиболее приемлем демократический стиль руководства. При этом возможно сочетание отдельных элементов этих стилей в зависимости от стадии инновационных исследований, значимости и сроков выполнения отдельных проектов.

Растут затраты, связанные с обучением и переобучением персонала, удлиняются сроки обучения персонала, усложняется функция контроля, появляется возможность внедрения нетрадиционных типов расписания работы и т. д. Кроме того, даже в условиях очень высокой безработицы практически невозможно найти нужного квалифицированного работника, а тем более ученого.

Лицо обладает определенными правами, а также кругом должностных обязанностей, несоблюдение которых влечет дисциплинарную ответственность.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Пересмотр штатного расписания осуществляется в течении года путем внесения в него изменений в соответствии с приказом руководителя предприятия [16].

Развитие мотивов, необходимых для эффективного выполнения работ, является важнейшей психологической задачей руководителя научного подразделения.

В числе научных работников не учитываются техники и лаборанты, не имеющие высшего образования, аспиранты и стажеры-исследователи, а также лица из состава научно-вспомогательного персонала, привлекаемые для выполнения лишь опытных и экспериментальных работ.

Относится младший научный сотрудник к категории специалистов. Назначается на занимаемую должность, согласно действующему законодательству РФ, приказом вышестоящего руководства (руководителя организации). Все положения и постановления, касающиеся его работы, должны соответствовать законодательству РФ.

Научные работники — лица систематически занятые научной или научно-педагогической деятельностью в научных учреждениях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях.

Соотношение перечисленных категорий работников в общей их численности, выраженное в процентах, называется структурой кадров.

Какие функции выполняет вспомогательный персонал?

Вспомогательный персонал – это особый элемент структуры кадров, обратить внимание на который необходимо каждому работодателю. Несколько простых аспектов работы подобных сотрудников могут помочь работодателям разрешить множество возможных проблем. В частности, обратить внимание не лишним будет на следующие особенности труда вспомогательных сотрудников:

В соответствии с пунктом 3 , утвержденной , и во исполнение пункта 5.5 , утвержденного , приказываю:1. Утвердить методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (далее — методические рекомендации).2.

Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В.Самарина) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:разработать с учетом методических рекомендаций в июле 2013 года систему показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, включая

Рекомендуем прочесть: Березин 45 бригада спецназ вдв

Люди – наиболее важный элемент производительных сил и основной источник развития всей экономики. Их образование, мастерство, подготовка и мотивация – главные инструменты любого производства. Специалистами доказано, что существует определенная зависимость благосостояния людей и конкурентоспособности экономики от качества категории персонала предприятия и организации.

На формирование персонала предприятия оказывают влияние как внутренние (продукция, технология и организация производства), так и внешние (демографический процесс, моральные и юридические нормы общества, а также характер рынка труда) факторы. При этом вторые должны конкретизировать категории персонала в части параметров макроэкономического характера: численность трудоспособного (активного) населения, его общеобразовательный уровень, уровень занятости и потенциальный резерв рабочей силы. Также данными характеристиками определены качественные и количественные параметры ресурсов трудового характера.

Стр 4 из 4 9.1.

Руководитель учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах фонда оплаты труда работников учреждения после согласования с начальником МКУ УО. 9.2. Штатное расписание учреждения включает в себя все должности специалистов, служащих, профессии рабочих данного учреждения. 9.3. Численный состав работников учреждения должен быть достаточным для гарантированного выполнения его функций, задач и объемов работ, установленных учредителем.

9.4. При формировании штатного расписания образовательных учреждений рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 45 процентов от общей численности работников учреждения.

9.5. При формировании штатного расписания прочих учреждений, подведомственных Управлению образования Ковдорского района, рекомендуется устанавливать численность основного персонала не менее 70 процентов от общей численности работников учреждения.

Много субъектов хозяйствования помимо основной своей деятельности выполняют и функции, которые не соответствуют их главному назначению. Поэтому существуют такие категории производственного персонала: основной и неосновной деятельности. Например, к первой группе в промышленности относятся работники всех видов производств (основных, обслуживающих и вспомогательных), а также сотрудники научно-исследовательских отделов, заводоуправления, охраны, складов. Другими словами, все те, которые заняты любым способом в производстве либо непосредственном его обслуживании. Во вторую группу относится персонал, числящийся в структурах, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, но не связанных с производством напрямую. Например, детские сады, ясли, жилищно-коммунальное хозяйство, поликлиники и ведомственные учебные заведения.

На какие категории делится персонал

Персонал
предприятия (кадры, трудовой коллектив)
.
Промышленно-производственный
персонал и непромышленный персонал на
предприятии

Категории
промышленно-производственного персонала

Профессии,
специальности и уровень квалификации
персонала предприятия.

Трудовые ресурсы–
это часть населения трудоспособного
возраста, обладающая необходимым
физическим развитием, знаниями и
практическим опытом для работы в народном
хозяйстве. К трудовым ресурсам относят
как занятых, так и потенциальных
работников.

Рабочая сила –
это способность человека к труду, т.е.
совокупность его физических и
интеллектуальных данных, которые могут
быть применены в производстве.

Человеческий
капитал – совокупность качеств, которые
определяют производительность и могут
стать источниками дохода для человека,
семьи, предприятия и общества. Такими
качествами считаются здоровье, природные
способности, образование, профессионализм
и мобильность.

Трудовой потенциал
– это часть потенциала человека, который
формируется на основе природных данных
(способностей), образования, воспитания
и жизненного опыта.

Чем отличается научный работник от научного сотрудника

При международном общении на любом языке нелишне пояснять, что в России для исследователей (не начальников) есть должностные ступени с пятой по первую, максимальную, и что обсуждаемое лицо занимает такую-то ступень, именуемую так-то — скажем, для в. н. с. : вторую ступень, англ. leading research scientist или нем. führender wissenschaftlicher Mitarbeiter и т. п. . Профессиональная деятельность научных сотрудников за рубежом, независимо от страны, учреждения и наименований должностей, качественно соответствует деятельности в России и включает исследования, участие в подготовке кадров, публикацию научных результатов и другие аспекты.

Российской Федерации; получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является; объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации; подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях; участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 13. 07. 2015 N 270-ФЗ) (см.

Российской Федерации); доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду; (в ред. Федерального закона от 30. 12. 2008 N 309-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) дополнительное профессиональное образование.

  1. 1 2 А. Суслов. Кому добавки? Зарплаты научных сотрудников понемногу растут (рус. ). Газета «Поиск», № 39 (23 сентября 2016).
  2. 1 2 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03. 07. 2008 г. № 305н. с изм. и доп. от 19. 12. 2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок (рус. ). Система «Гарант». Проверено 11 февраля 2017.
  3. 1 2 3 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21. 08. 1998 № 37) (ред. от 12. 02. 2014) (рус. ). Портал «КонсультантПлюс».

Постановлением Минтруда России от 21. 08. 1998 № 37) (ред. от 12. 02. 2014) (рус. ). Портал «КонсультантПлюс». Проверено 11 февраля 2017.

  • 1 2 Постановление Президиума РАН «Об утверждении Квалификационных характеристик по должностям научных работников научных учреждений, подведомственных Российской академии наук (рус. ). Сайт РАН (25 марта 2008).
  • Приказ Минобрнауки России от 27. 05. 2015 № 538 «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников (рус. ). Система «Гарант».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Российская газета (01. 10. 2013). Проверено 15 ноября 2016.
  • 1 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 г. Москва «О порядке присвоения ученых званий». Российская газета (12. 12. 2013).
  • ФЗ от 23. 08. 1996 № 127-ФЗ (ред. от 23. 05. 2016) «О науке и государственной научно-технической политике (с изм. и доп. , вступ. в силу с 01. 01. 2017) (рус. ). Портал «КонсультантПлюс». Проверено 11 февраля 2017.
  • Чем отличается сотрудник от работника? (рус. ). Портал «TheDifference. ru (20 ноября 2013).
  • Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп. ), п. 11 ст. 108 (2012).
  • М. Товкайло, Г. Милов, П. Темерина.
  • Дополнительное соглашение, пояснил корреспонденту «Лента. ру профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ Александр Русаков, «выдают сотрудникам в отделе кадров, а затем вызывают на беседу к декану или проректору по направлению. Тем, кто отказывается подписать документ, дают пару дней подумать, и говорят, что иначе придется уйти с факультета из-за отказа подписать трудовое соглашение» (источник: http://lenta. ru/news/2013/11/27/spbgu, 27 ноября 2013). Нищенские зарплаты, «грантовая дедовщина», невозможность карьерного роста из-за ограниченного финансирования ставок старших и ведущих научных сотрудников — таков реальный мир «рабочих лошадок» научных лабораторий и исследовательских центров.

    Если штат научно-исследовательских институтов за последние 10 лет вырос во многие разы. Но несмотря на нужду в рабочих местах для квалифицированных ученых институтам дают деньги только для создания низших ставок для рабов, младших научных сотрудников. Сейчас, из-за финансовых ограничений налагаемых правительством на НИИ, карьерный рост в науке для молодых ученых невозможен.

    Таким образом, сознательная бюджетная политика «Корпорации Россия» направлена на сокращение рабочих мест для квалифицированных ученых, вынуждая всех молодых ученых быть рабами НИИ и вузов.

    • Без поручения Работодателя не выступать публично от имени СПбГУ и в качестве Работника СПбГУ, в том числе, не давать комментариев, оценок, интервью, не предоставлять экспертных заключений.
    • При публикации учебных, учебно-методических и научных работ, автором (соавтором) которых является Работник, указывать свой статус как работника СПбГУ.
    • Сообщать Работодателю в письменном виде в течение 30 рабочих дней с момента издания о каждой публикации, автором (соавтором) которой является Работник.
    • Решать спорные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, на основе всесторонних консультаций с Работодателем.

    Согласно ст. 4. Федерального закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации.

    Вспомогательный персонал при проведении научных исследований и разработок

    Кто входит в группу вспомогательного персонала зависит от производственного процесса. В промышленности — это работники, которые не участвуют в выпуске товаров, обеспечивающих доход предприятия. Их функции можно назвать второстепенными, направленными на поддержание жизнедеятельности самого предприятия.

    Вспомогательный персонал организаций определить сложнее. Здесь «продуктом» является интеллектуальный продукт, который измерить количественно невозможно.

    Для определения вспомогательных должностей используют следующие признаки:

    • участие в обслуживании основных процессов;
    • влияние на деятельность компании;
    • критичность ротации.

    Обратите внимание! Невозможно абстрактно выделить список профессий, которые относятся к вспомогательным.

    Например, для большинства компаний клининг является обслуживающей сферой. Однако в фирме, оказывающей услуги аутсорсинга, мастера по уборке — главный персонал.

    Неверно относить к второстепенным позициям неквалифицированный труд. В IT компании второстепенными будут управленческие должности, кадровики и даже юристы.

    Административно вспомогательный персонал характерен для бизнес-процессов и научной деятельности.

    Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.

    Отличительные признаки вспомогательного персонала:

    • Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
    • Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
    • Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
    • При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
    • Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.

    Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.

    На сегодняшний день практически все отрасли имеют в своем штате вспомогательные подразделения. Они стали частью огромных промышленных предприятий, частных корпораций и фирм с крупным капиталом, военно-промышленных комплексов, и даже в сфере образования они встречаются довольно часто.

    Благодаря особенностям своей организации, они дали возможность снять нагрузку с руководящего состава и распределить ее между сотрудниками с меньшим уровнем квалификации.

    На какие категории делится персонал

    Персонал
    предприятия (кадры, трудовой коллектив)
    .
    Промышленно-производственный
    персонал и непромышленный персонал на
    предприятии

    Категории
    промышленно-производственного персонала

    Профессии,
    специальности и уровень квалификации
    персонала предприятия.

    Трудовые ресурсы–
    это часть населения трудоспособного
    возраста, обладающая необходимым
    физическим развитием, знаниями и
    практическим опытом для работы в народном
    хозяйстве. К трудовым ресурсам относят
    как занятых, так и потенциальных
    работников.

    Рабочая сила –
    это способность человека к труду, т.е.
    совокупность его физических и
    интеллектуальных данных, которые могут
    быть применены в производстве.

    Человеческий
    капитал – совокупность качеств, которые
    определяют производительность и могут
    стать источниками дохода для человека,
    семьи, предприятия и общества. Такими
    качествами считаются здоровье, природные
    способности, образование, профессионализм
    и мобильность.

    Трудовой потенциал
    – это часть потенциала человека, который
    формируется на основе природных данных
    (способностей), образования, воспитания
    и жизненного опыта.

    Компоненты трудового
    потенциала:

    1) здоровье. Потери
    рабочего времени из-за болезни и травмы.
    Затраты на обеспечение здоровья
    персонала;

    • 2) нравственность
      и умение работать в коллективе. Потери
      от конфликтов;
    • 3) творческий
      потенциал. Количество изобретений,
      патентов, предприимчивость;
    • 4) ативность;

    5) организованность.
    Потери от нарушения дисциплины.
    Исполнительность;

    6) образование.
    Затраты на повышение квалификации
    персонала;

    7) профессионализм.
    Качество продукции, потери от брака;

    8) ресурсы рабочего
    времени. Количество сотрудников,
    количество часов работы за год на 1
    сотрудника.

    1. Персонал предприятия
      (кадры, трудовой коллектив) –это
      совокупность работников, входящих в
      его списочный состав.
    2. Все работники
      предприятия делятся на две группы:
    3. 1)промышленно-производственный
      персонал, занятый производством и его
      обслуживанием. К нему относятся все
      работники основных, вспомогательных,
      подсобных и обслуживающих цехов;
      научно-исследовательских, конструкторских,
      технологических организаций и лабораторий,
      находящихся на балансе предприятия;
      заводоуправления со всеми отделами и
      службами, а также служб, занятых
      капитальным и текущим ремонтом
      оборудования и транспортных средств
      предприятия;

    Вспомогательный персонал является важным элементом в структуре организации. С их помощью работодатели могут решить ряд возможных трудностей в работе компании. Тем не менее, есть несколько особенностей, которые нельзя игнорировать.

    Благодаря характеру своей организации, они позволили снять нагрузку с руководства и распределить ее на менее квалифицированный персонал.

    Пересмотр трудового распорядка осуществляется в течение года, внесение изменений в него производится в соответствии с приказом руководителя предприятия [16].

    Методы управления этой категорией работников должны отличаться от методов управления собственно научными работниками.

    У него меньше ответственности и есть риск задержек в выполнении работы. Также возникают трудности в координации деятельности и отсутствует способность быстро принимать решения по вопросам, возникающим в ходе работы. Линейный менеджер дает указания функциональному менеджеру, а функциональный менеджер через своих помощников распределяет задачи между сотрудниками.

    Они часто вовлечены в исследовательский и преподавательский процесс, но большая часть их работы — это учеба и исследования. Академики обязаны выпускать публикации по результатам своей работы, освещая свои исследования и достижения.

    Читайте также:  Детские пособия в Ленинградской области: условия получения, документы

    Персонал — это сумма различных специальностей, составляющих рабочую силу. Она делится на две основные категории: производственные рабочие и непроизводственные рабочие. Производственные рабочие занимаются работой, результат которой имеет осязаемую форму. Это могут быть, например, люди, которые работают над строительством автомобилей или зданий. Рассмотрим первую категорию:

    • Рабочие. Их деятельность в основном носит физический характер. Эти работники специализируются на производстве товаров или поддержании производства. Например, они могут быть строителями или поварами. Рабочие делятся на две другие категории. Это основные работники, занятые в основных производственных подразделениях. Они также являются вспомогательным персоналом. Они работают в производственных или ремонтных цехах.
    • Слуги. Их деятельность в основном умственная. В результате их работы выявляются проблемы управления, генерируются новые потоки информации и принимаются различные управленческие решения. Примерами этой категории являются бухгалтеры, юристы и менеджеры. Работники делятся на три другие категории. Они являются руководителями компании или ее подразделений. В него также входят заместители руководителя. Это специалисты: инженеры, экономисты, бухгалтеры. Третья группа — это сами работники (технические помощники, бухгалтеры и клерки).

    Вспомогательный персонал — это сотрудники, выполняющие дополнительные функции, которые не оказывают прямого влияния на основной бизнес. Деление работников на основной и вспомогательный персонал не исключает деления работников на другие категории.

    Нарушение трудового законодательства — это действие или бездействие должностных лиц организации, противоречащее Трудовому кодексу, другим нормативным актам, приводящее к нарушению прав работников. В случае нарушения трудового законодательства применяются все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

    Среди их профессиональных обязанностей — организация производственных процессов, распределение рабочих и бригад для своевременного и качественного выполнения заданий на месте.

    Иногда категории неоднозначны, и работодателям приходится самим решать, как распределять персонал. Это относится, например, к вопросу о том, является ли мастер участка специалистом или руководителем.

    Рабочие непосредственно участвуют в производственных процессах. Вот, например, кто относится к этой группе: монтажники, строители, водители, грузчики и т.д.

    Работник — термин в трудовом праве, обозначающий любое лицо, с которым заключен трудовой договор.

    Кроме того, менеджер должен представлять точку зрения инновационной команды и высшего руководства и обеспечивать ее отражение в целях, стратегии и политике. Не менее важной является его или ее педагогическая функция. Во-первых, он должен развивать у сотрудников понимание целей инновационного предприятия и готовность отражать их в процессе принятия решений.

    Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

    • разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

    • определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

    • осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

    В инновационной политике необходимо выделить две стороны – стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

    Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам. Научно-техническое лидерство – это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований (применения селективного и фронтального методов). Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

    Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

    1) содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;

    2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

    3) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

    4) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

    5) применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

    6) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами (предприятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами);

    7) координацию инновационной деятельности в регионах;

    8) создание правовой базы инновационной деятельности;

    9) регулирование международных связей в области инновационных процессов.

    Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

    Формы государственного регулирования международных связей в инновационной деятельности разнообразны. Перечислим некоторые из них:

    • стимулирование зарубежных инновационных инвестиций;

    • обоснованный выбор наиболее перспективных, приоритетных направлений сотрудничества;

    • таможенное регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (технологий, изделий, рецептур);

    • поддержка международных контактов (связей) малого инновационного предпринимательства;

    • финансирование многосторонних (двусторонних) международных инновационных проектов;

    • применение специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или организаций), участвующих в выполнении совместных инновационных проектов и разработок;

    • введение в стране международных стандартов и норм.

    Кроме того, к формам государственного регулирования в этой области могут быть отнесены: федеральные программы расширения научно-технической помощи зарубежным странам; участие в работе международных организаций, занимающихся в известной мере проблемами инноваций (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД, МАГАТЭ и др.); присоединение к международным соглашениям (например, к конвенции об охране прав интеллектуальной собственности); создание специальных законодательных актов и норм, юридически регулирующих международные инновационные связи; участие в международных патентно-лицензионных операциях и др.

    В общем процессе планирования инноваций (нововведений) ряд его этапов (определение потребности в нововведениях, отбор тем и др.) связаны с формированием портфеля инновационных проектов. Формирование портфеля инновационных проектов (заказов) имеет ряд особенностей. Для формирования портфеля заказов при выборе тематики конкретных инновационных работ возможны три ситуации:

    1) цель сформулирована конкретно, и инновационный проект – одно из средств ее достижения. Такой целью может быть создание станка с программным управлением, телевизора нового поколения;

    2) цель сформулирована в общей форме, которая не позволяет составить программу (план) инновационных работ. Такой целью может быть улучшение борьбы с определенным заболеванием (раковым, атипичной пневмонией), максимальное повышение прибыльности компаний, снижение уровня преступности;

    3) цель неизвестна. Например, необходимо стимулировать научно-технический прогресс в промышленности или строительстве. В этом случае осуществляется поиск научной концепции, на основе которой составляется программа решения задачи.

    В первом случае важно правильно обосновать именно тот проект, который необходим и выгоден. Это может быть сделано на основе маркетинговых исследований, определения перспективности проекта и применения современных количественных методов оценки затрат и эффективности. В результате будет разработан план инновационных работ по достижению конкретно сформулированной цели. Первый случай, когда цель сформулирована конкретно, наиболее простой для формирования портфеля заказов и разработки тематики инновационных работ. Этот случай наиболее типичен для предприятий (фирм, компаний).

    Во втором случае важно прежде всего уточнить формулировку общей основной цели. Она может быть простой, например, когда предприятие (организация) стремится к получению максимальной прибыли. Но в большинстве случаев общая цель значительно сложнее. Например, при общей цели исследования – снижение уровня преступности – вначале необходимо определить основную цель: предупреждение преступлений или их раскрытие. Далее конкретно формулируется единственная цель или несколько вытекающих из нее целей. Формулировка конкретных целей, вытекающих из общей, является трудной задачей, поскольку такие конкретные цели должны максимально отвечать стратегии развития предприятия (организации). После того как цели сформулированы конкретно и четко, осуществляется следующий этап – анализ возможных инновационных проектов и оценка соответствия их поставленным целям. В третьем случае этапов работы до конкретного инновационного проекта значительно больше.

    Одна из особенностей формирования портфеля инновационных проектов заключается в использовании методов, с помощью которых могут быть выдвинуты идеи, выявлены области наиболее перспективных научных исследований с точки зрения достижения целей предприятия (компании). Затем на их основе могут быть сформулированы конкретные темы инновационных разработок. В таких случаях нередко применяется метод «мозговой атаки», заключающийся в проведении встреч ученых, руководителей научных подразделений предприятия, сотрудников проектно-конструкторских отделов и маркетинговых служб. На этих встречах создается обстановка свободного выражения идей, осуществляется концептуальная увязка научных гипотез и конструкторских предложений.

    Важным методом является активное использование патентов и изобретений. Значение данного метода состоит в привлечении патентоведов к анализу новых идей и организации патентного поиска в определенной области. Эти и другие методы формирования портфеля заказов используются при предварительном отборе проектов и окончательном выборе тематики инновационных разработок.

    Выбор тематики конкретных инновационных проектов для формирования портфеля заказов продиктован невозможностью включения в план разработок всех поступивших предложений. На первоначальном этапе процесса применяются различные методы отбора проектов и определения их эффективности (некоторые из них изложены в главе 10). Но формирование портфеля заказов не сводится к расположению инновационных проектов по уровню эффективности, хотя это удобный и простой путь, но часто неоправданный в реальной обстановке. Кроме эффективности проектов при формировании портфеля заказов учитываются и другие факторы:

    • эффективное использование научно-технических кадров и имеющегося опытно-экспериментального оборудования;

    • уровень диверсификации новшеств, необходимый предприятию или организации;

    • оптимальность загрузки производственной мощности, особенно в капиталоемких отраслях;

    • учет накопленного научно-технического опыта подразделений, организации;

    • целесообразные темпы роста предприятия (компании), а в некоторых случаях всей отрасли.

    К важнейшим факторам, учитываемым при формировании портфеля заказов, также относятся: поддержка рационального равновесия между проектами, направленными на модификацию существующих видов продукции (или технологических процессов) и создание принципиально новых их видов; поддержание разумного равновесия между наступательной и оборонительной стратегией инноваций; разнообразие проектов. Предпоследний фактор означает, что каждое предприятие (фирма, компания) должно выбрать инновационные проекты, относящиеся прежде всего к таким областям, в которых оно стремится удерживать ведущее положение на рынке, а затем области, в которых необходимо знание рыночной конъюнктуры для предупреждения неожиданных действий со стороны конкурентов.

    Читайте также:  Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности

    Разнообразие инновационных проектов в портфеле заказов с точки зрения достижения целей предприятия (компании) представляет особый интерес. Оправданным считается, когда портфель заказов содержит разнообразные инновационные проекты: крупные и мелкие, близкие к завершению и начинающиеся. Хотя портфель заказов часто пересматривается, он должен иметь определенные границы и быть относительно стабильным, чтобы рабочий план (перспективный и годовой) мог осуществляться равномерно.

    Число инновационных проектов, составляющих портфель заказов, в определенный период времени зависит от масштаба проектов и длительности их выполнения. Эти параметры в основном определяют общий объем финансовых ресурсов, требуемых для всех разработок, т. е. общий бюджет инновационных работ. В первом приближении число проектов может быть определено как отношение бюджета инновационных работ к средним затратам на один проект. Например, на проведение всех инновационных работ планируется выделить 50 млн руб. Если расчетные затраты на разработку одного проекта составляют 10 млн руб., то портфель заказов может состоять из пяти проектов.

    Добиваясь пропорциональности портфеля заказов, необходимо иметь в виду преимущества и недостатки как крупных, так и мелких инновационных проектов. Если портфель заказов состоит в основном из крупных проектов, он считается более рискованным по сравнению с портфелем из мелких проектов. Опыт показывает, что лишь 10 % всех инновационных проектов могут быть завершены успешно и эффективно, т. е. имеет место только 10-процентная вероятность эффективности каждого проекта, входящего в портфель заказов. Очевидно, что с ростом числа проектов увеличивается вероятность успешного завершения хотя бы одного проекта.

    Признание нематериальных активов интеллектуальной собственности в качестве имущества предприятия, объектов коммерческой реализации приводит к возникновению новых функций управления, что кардинально изменяет и механизм осуществления политики в области инновационной деятельности, ориентируя ее на достижение конечных коммерческих и финансово-экономических результатов. В этой связи относительно новой составляющей экономической функции управления инновационной деятельностью и, как следствие – фактором повышения эффективности инноваций является вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, что означает их участие (количественно соизмеримое в стоимостной форме, как и материальных активов) в научно-технической, производственной и финансово-экономической деятельности предприятий (организаций), т. е. в воспроизводственном процессе.

    Возможность и необходимость вовлечения объектов интеллектуальной (промышленной) собственности в хозяйственный оборот обусловлены рядом обстоятельств:

    • признание результатов научно-технического труда в качестве товара;

    • признание и принятие на учет нематериальных активов как имущества предприятия;

    • наличие условий (технического, производственного и ресурсного характера) для коммерциализации результатов научно-технических разработок;

    • рост значимости бренда и гудвилла;

    • достижение различных видов эффекта;

    • изменение (рост) рыночной стоимости предприятия. Новизна процесса вовлечения в хозяйственный (гражданско-правовой) оборот объектов интеллектуальной собственности для промышленных предприятий, а также необходимость при этом решения комплекса задач организационно-управленческого, финансово-экономического и правового характера требуют использования новых, адекватных механизмов реализации рассматриваемого процесса. В качестве первого шага в комплексном решении проблемы использования результатов научно-технических разработок может быть использован алгоритм, определяющий последовательность процесса (шесть этапов) вовлечения в хозяйственный оборот объектов промышленной собственности (ОПС) и охватывающий различные функции управления интеллектуальной собственностью (табл. 9.1).

    В успешной реализации этого процесса важное место занимает формирование сбалансированного распределения прав на объекты интеллектуальной собственности между участниками ее создания. Этот механизм имеет важное экономическое, юридическое и морально-психологическое значение. Для привлечения инновационных инвестиций из дополнительных источников органы власти субъекта Федерации в лице уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством должны закрепить за собой права только на результаты инновационной деятельности, связанные с интересами развития экономики субъекта (региона, республики). Во всех других случаях права на результаты инновационной деятельности должны быть переданы организациям-разработчикам или авторам-разработчикам.

    Научный работник и научный сотрудник в чем разница

    Об особенностях регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей см. гл. 52.1 ТК РФ.

    Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников

    1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

    Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.

    (абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

    По вопросу, касающемуся порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, см. Приказ Минобрнауки России от 27.05.2015 N 538.

    Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации.

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора, установленных настоящей статьей.

    (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.05.2016 N 148-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Указанная номенклатура является обязательной для всех ученых степеней, присуждаемых в рамках государственной системы научной аттестации.

    (абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 148-ФЗ)

    Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

    (абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 148-ФЗ)

    (п. 2.1 в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 148-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.2. Порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения, восстановления ученых званий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

    (п. 2.2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    3. Присуждение ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, присвоение ученого звания подтверждаются соответственно дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания. Формы дипломов об ученых степенях, аттестата о присвоении ученого звания, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

    (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.05.2016 N 148-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, если иное не установлено настоящей статьей, в установленном порядке по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций выдает разрешения на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определяет и изменяет составы этих советов, устанавливает полномочия этих советов, определяет перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также осуществляет контроль за деятельностью этих советов, приостанавливает, возобновляет и прекращает деятельность этих советов.

    (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 198-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.05.2016 N 148-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, если иное не установлено настоящей статьей.

    (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 198-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 148-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 168-ФЗ)

    3.1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также научные организации и образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе которые вправе разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, самостоятельно устанавливаемые требования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», в соответствии с требованиями настоящего пункта вправе самостоятельно:

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ (ред. 30.04.2021))

    (см. текст в предыдущей редакции)

    создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определять и изменять составы этих советов, устанавливать полномочия этих советов, определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, осуществлять контроль за деятельностью этих советов, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов;

    устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций;

    утверждать положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.

    Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, присуждаемых в соответствии с настоящим пунктом, а также требования к научной квалификации членов советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, создаваемых в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть ниже аналогичных критериев и требований, установленных в соответствии с пунктом 2.1 и абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *