Налоговый Кодекс Республики Беларусь
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый Кодекс Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.
Новая редакция налогового кодекса — много нового и интересного!
Прежде всего стоит обратить внимание, что Налоговый кодекс 2019 года (НК-2019) изложен в новой редакции.
Общая часть
Дебиторы
Итак, новой редакцией Общей части НК-2019 установлен единый срок представления сведений о дебиторах (перечень дебиторов) как в налоговые, так и в таможенные органы, — не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения у плательщика задолженности по уплате налогов.
При этом перечень дебиторов должен быть представлен в налоговый орган с указанием:
— суммы дебиторской задолженности;
— копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком. То есть представить сведения о дебиторе, в отношении которого уже истек срок исковой давности, теперь невозможно. Перечень дебиторов может быть представлен как в письменной, так и в электронной форме (ч. 1 подп. 1.5 ст. 22 НК-2019).
Счета в зарубежных банках
В дополнение к ранее существовавшей обязанности сообщать налоговым органам со дня открытия или закрытия счета в банке и иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь белорусскими организациями об открытии или закрытии счета у белорусских плательщиков-организаций появилась обязанность сообщать в налоговые органы информацию об операциях по таким счетам (подп. 1.9.2, 1.10 ст. 22 НК-2019).
Наличие ТТН-1 / ТН-2 в местах реализации, хранения и при транспортировке
Существенно изменяется обязанность плательщиков по обеспечению наличия в местах реализации, хранения и при транспортировке предусмотренных законодательством документов, подтверждающих приобретение (поступление, транспортировку) товаров. Теперь достаточно обеспечить наличие таких документов у плательщика, и это не обязательно в месте хранения или реализации (подп. 1.15 ст. 22 НК-2019).
Плательщики обязаны проверять первичные учетные документы контрагента
Статья 22 НК-2019, устанавливающая обязанности плательщиков, дополнена нормой, перекочевавшей из подп. 1.9 Указа N 488, согласно которой плательщики обязаны обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского ИП проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (>ч. 1 подп. 1.16 ст. 22 НК-2019).
Особенности отражения выручки по договорам, обязательства в которых выражены
в иностранной валюте
В целях сближения бухгалтерского и налогового учета усовершенствована структура ст. 31 НК-2019. В результате исключен прежний п. 5 ст. 31 НК-2018, нормы которого устанавливали особенности определения в целях налогообложения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, в которых обязательства выражены в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте. С 1 января 2019 года по таким договорам выручка будет приниматься в той же сумме и в таком порядке, как она определяется в бухгалтерском учете (ч. 2 п. 7 ст. 1 Закона N 159-З).
Срок на возврат / зачет налогов увеличен
Срок, в течение которого плательщики вправе произвести возврат или зачет излишне уплаченных / взысканных сумм налогов, увеличен с 3 до 5 лет (п. 2, ч. 2 п. 5 ст. 66, ч. 3 п. 3 ст. 67 НК-2019).
Также до 5 лет увеличен срок для расчета налога (сбора), исчисляемого нарастающим итогом с начала года, подлежащего уплате по итогам налогового периода (с учетом излишне уплаченных сумм налога (сбора)) независимо от истечения пятилетнего периода со дня такой уплаты. Данный подход коррелирует с положениям подп. 5.5 Декрета N 7 (ч. 1 п. 2 ст. 36 НК-2019).
Налоговый учет для иностранных организаций, оказывающих услуги
в электронной форме для физических лиц
С целью установления единообразных подходов к ведению налогового учета иностранными организациями положения Общей части НК-2019, регулирующие данный вопрос, дополнены нормой, устанавливающей порядок ведения налогового учета иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, поскольку положения национального законодательства о ведении бухучета на них не распространяются (п. 3 ст. 39 НК-2019).
Уплата налогов за другое лицо
Нормы подп. 2.1 Указа N 29 включены в ч. 2 п. 2 ст. 42 НК-2019 посредством включения в нее нормы, предоставляющей право уплатить налог, сбор (пошлину) за плательщика иному лицу, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины).
Ограничивается размер начисления пеней
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства, если иное не установлено ч. 3 п. 2 ст. 55 НК-2019. При этом размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины) (ч. 2 п. 2 ст. 55 НК-2019).
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
- О Ресолве
- Бухгалтерия
- Юристы
- Кадры
- IT и ПВТ
- Аутстаффинг
- Бухгалтер+Кадровик+Юрист
Первый звонок и новый стадион, или Как прошел День знаний в школе № 1 в Смолевичах Островки безопасности появились на дорогах возле школ Минщины Тир, бассейн и кабинет кулинарии: в Столбцах открыли новую школу Кукуруза тоже болеет. На посевах в Молодечненском районе обнаружили грибок Россия и Беларусь перешли на сниженные роуминговые тарифы
- Первый звонок и новый стадион, или Как прошел День знаний в школе № 1 в Смолевичах
- Островки безопасности появились на дорогах возле школ Минщины
- Iнтэр’актыўную дошку ўручылі дзіцячаму саду-сярэдняй школе ў Гародзьках
- Школьнікі Міншчыны сталі пераможцамі «Жывой класікі»
- Тир, бассейн и кабинет кулинарии: в Столбцах открыли новую школу
- Перед белорусскими пунктами пропуска скопилась почти 1000 фур
- Грипп или COVID-19? От чего привиться первым, и можно ли все и сразу? Шпаргалка для опасливых
- Валожынскай школе падарылі сертыфікат на набыццё мульціборда
- Первый звонок прозвенел в этом году для двух первых классов гимназии № 3 Солигорска
- Кукуруза тоже болеет. На посевах в Молодечненском районе обнаружили грибок
- Технологии
- Хобби и стиль
- Происшествия
- Общество
- Образование
- Новости партнеров
- Недвижимость
- Мультимедиа МЛЫН.BY
- Люди
- Это интересно
- Здоровье
- Еда
- Диалог с властью
- Дела житейские
- В мире
- Афиша
Налоговый Кодекс Республики Беларусь
Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2021 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь.
Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2021 г., a также сравним с показателями 2020 года. (см. таблицу ниже).
Кому положен вычет |
Размер вычета (за месяц) |
|
2020 |
2021 |
|
Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел |
117 р. |
126 р. |
при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает |
||
709 р. |
761 р. |
|
Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел |
117 р. |
126 р. |
при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале |
||
2126 р. |
2283 р. |
|
На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
34 р. |
37 р. |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
65 р. |
70 р. |
Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка |
||
Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ |
165 р. |
177 р. |
Налоговый кодекс-2022: важные изменения
К указанным оборотам относятся суммы лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга.
Если организация, применявшая УСН по ставке 3% с уплатой НДС, в силу особенностей бизнес-среды не сможет работать без НДС, то у нее остается небогатый выбор – общая система налогообложения (ОСН). Если ИП не может с 2022 г. применять УСН, то можно попытать счастья и просчитать экономическую эффективность своего бизнеса при переходе на применение единого налога.
Включение государственной пошлины в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц. Таким образом, новое законодательство не предполагает возможности применения «упрощенки» с уплатой НДС для компаний. И, соответственно, отчетным периодом с 2022 года признается только календарный квартал.
Основные нововведения для организаций
Это новшество открывает и некоторые технические возможности: выбрав этот вариант учета, вы сможете использовать электронные сервисы, функционирующие в личном кабинете, для заполнения книги учета доходов и расходов и декларации по налогу при УСН.
В списочную численность работников в среднем за период включаются также граждане, работающие по совместительству, и граждане, выполняющие работы, оказывающие услуги по договорам подряда, другим гражданско-правовым договорам. В списочную численность плательщика – индивидуального предпринимателя включается также указанный предприниматель.
Налоговые ставки:
- 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
- 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.
В списочную численность работников в среднем за период включаются также граждане, работающие по совместительству, и граждане, выполняющие работы, оказывающие услуги по договорам подряда, другим гражданско-правовым договорам. В списочную численность плательщика – индивидуального предпринимателя включается также указанный предприниматель.
Налоговые ставки:
- 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
- 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.
Каким будет Налоговый кодекс РБ образца 2022 года?
С 1 января 2023 г. для ИП возможность применения упрощенной системы налогообложения будет полностью исключена.
Впервые зарегистрированные плательщики будут вправе применять УСН в 2022 году со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 50 чел.
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 31.12.2021 № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон №141-З) с 1 января 2022 г. в главу 33 Налогового кодекса в части применения единого налога индивидуальными предпринимателями внесены следующие изменения и дополнения:
- С 1 января 2022 г. сокращена сфера применения единого налога индивидуальными предпринимателями. Так, единый налог не применяется при:
Налоговый кодекс 2021: что изменилось
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
Как платить подоходный налог в 2021? Разбор с юристом
В 2022 году намерены повысить ставки подоходного налога с физлиц, которые сдают в аренду жилье, гаражи, машино-места. К примеру, в Минске налог за сдачу одной комнаты может вырасти со следующего года до 36,8 рубля (сейчас — 34,3 рубля), а в областных городах — до 34,5 рубля (сейчас — 32,2 рубля).
Ставки акцизов на алкоголь и сигареты также планируют поднять. К примеру, сигареты с фильтром хотят разбить на две группы по ставкам акциз (сейчас их 3). Так, сейчас ставка акциза на самые дорогие сигареты с фильтром составляют 82,77 рубля, а обсуждается поднять его до 86,36 рубля за 1000 штук.
Ставки земельного налога и на недвижимость тоже должны вырасти со следующего года. К примеру, средние ставки земельного налога по районам могут поднять примерно на 7,2%.
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.
Таблица: налоговые ставки земельного налога
Кадастровая стоимость участка | Налог (выражено в белорусских рублях) |
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар | 20.72 |
Больше 20720 белорусских рублей за гектар | 0.1 процент от кадастровой стоимости |
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта
49. В пункте 1 статьи 113:
в подпункте 1.1:
в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).
Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года
[скачать id = «3767»]
Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс
- МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
- УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
- Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
- Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
- Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
- Новости законодательства (сентябрь 2021 — январь 2022) 12.02.2022
- Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
- Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
- Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
- Налоговый кодекс — 2022 официально опубликован 04.01.2022
В Новый год с новыми налогами. Часть 1: «упрощенка», единый налог с ИП и физлиц
С 1 января 2022 года индивидуальных предпринимателей в Беларуси, пользующихся общим порядком налогообложения, признают плательщиком НДС, при условии, что выручка нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.
Независимо от критерия выручки (500 000 белорусских рублей) ИП будет признаваться плательщиком НДС, если он сам решит уплатить НДС, и представит в налоговый орган уведомление о таком решении.
При этом ИП разрешается отменить принятое решение. В этом случае предпринимателю придётся не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении, отправить в налоговую уведомление об отмене ранее принятого решения.
С 1 января 2022 года отменяется льгота по НДС и будут облагаться налогом товары местных производителей, которые передаются по договору международного лизинга за пределы Беларуси с правом выкупа.
Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории Беларуси, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента.
В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.
С 1 июля 2022 иностранным компаниям и предпринимателям, которые продают товары в интернет-магазинах (при электронной дистанционной продаже товаров) придется платить НДС в Беларуси. Из-за этого ряд российских интернет-магазинов объявили о грядущем повышении цен.
Номер документа: | 71-З |
Дата принятия: | 29/12/2009 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2010 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Планируют увеличить предельный размер инвестиционного вычета до 20% от первоначальной стоимости по зданиям и сооружениям и до 40% от первоначальной стоимости по машинам и оборудованию.
Рекомендуем рассмотреть приобретение новых основных средств с учетом новых размеров инвестиционного вычета.
Что почитать: подп. 2.2 п. 2 ст. 170 проекта НК 2022.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта
49. В пункте 1 статьи 113:
в подпункте 1.1:
в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).
Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года
[скачать id = «3767»]
Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс
- МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
- УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
- Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
- Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
- Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
- Новости законодательства (сентябрь 2021 — январь 2022) 12.02.2022
- Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
- Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
- Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
- Налоговый кодекс — 2022 официально опубликован 04.01.2022
Новое налоговое законодательство принесет изменения в порядке ведения учета. Компании, работающие с «упрощенкой», обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН. Данный учет может осуществляться в личном кабинете плательщика по установленной форме. Это новшество открывает и некоторые технические возможности: выбрав этот вариант учета, вы сможете использовать электронные сервисы, функционирующие в личном кабинете, для заполнения книги учета доходов и расходов и декларации по налогу при УСН.
Организации по-прежнему вправе вести бухгалтерский учет и (или) составлять бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, в том числе в целях организации учета, не обеспеченного ведением учета в указанной книге (п. 5 ст. 33 проекта НК-2022). Однако кассовый принцип отражения выручки сохраняется в любом случае.
Налоговый Кодекс Республики Беларусь
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
13 февраля 2019 19289
Принятые сокращения:
НК – Налоговый кодекс Республики Беларусь,
ХПК – Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь,
экономические суды – судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска).
Статья 284 НК
1. Согласно п.п.1.1. п.1 ст.284 НК объектами обложения государственной пошлиной, если иное не установлено п.2 данной статьи, признается рассмотрение судами исковых и иных заявлений, жалоб.
Является ли объектом обложения государственной пошлиной рассмотрение судом следующих заявлений: об отсрочке или рассрочке исполнения решения, об изменении способа и порядка исполнения решения, об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о повороте исполнения постановления суда, о восстановлении пропущенного срока?
Ответ:
Нет, не является.
Необходимо учитывать, что в соответствии со статьями 31 и 33 НК налог считается установленным, если законодательством определены все элементы налогообложения (объект, налоговая ставка, налоговый период и т.д.).
В соответствии со статьями 114, 117, 211 ХПК указанные в вопросе заявления подаются в экономический суд форме ходатайства. Рассмотрение судом ходатайств не отнесено ст.284 НК к объектам обложения государственной пошлиной.
При обжаловании судебных постановлений, принятых по итогам рассмотрения экономическим судом ходатайств, применяется ставка пошлины согласно п.15 приложения 15 к НК в размере 0,5 БВ.
Виды заявлений, как формы обращения в экономический суд, указаны в абз.3 ч.1 ст.7 ХПК. Ставки государственной пошлины за рассмотрение экономическими судами ряда заявлений установлены в приложении 15 к НК.
2. Согласно статье 96 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) если экономический суд не принял решение о защите требований (требований, не включенных управляющим в реестр требований кредиторов) на собрании кредиторов либо на собрании кредиторов по защите требований требование не было признано, вопрос о признании требования в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на основании заявления о требовании рассматривает экономический суд и по результатам этого рассмотрения выносит определение.
Облагается ли государственной пошлиной рассмотрение экономическим судом заявления о защите требований?
Ответ:
В соответствии с п.п.1.1 п.1 ст.284 НК объектом обложения государственной пошлиной признается рассмотрение судами исковых и иных заявлений.
Согласно статье 92 Закона возражения по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора (далее – заявление о требовании) направляются управляющему и в экономический суд, рассматривающий дело об экономической несостоятельности (банкротстве), в письменной форме в срок, не превышающий семи дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования этого кредитора.
Рассмотрение судом возражений по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора не является объектом обложения государственной пошлиной.
3. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» к компетенции экономических судов отнесены споры:
— о приостановлении деятельности по заявлениям контролирующих органов;
— о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности по заявлениям контролирующих органов.
Уплачивается ли государственная пошлина за рассмотрение экономическим судом заявления контролирующего органа о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности?
Ответ:
В соответствии с п.п.1.1 п.1 ст.284 НК подача в суд иска, заявления, жалобы является объектом налогообложения.
Рассмотрение экономическим судом заявления о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности облагается государственной пошлиной по ставке, установленной п.3 приложения 15 к НК (рассмотрение заявления неимущественного характера по спору, возникающему из публичных правоотношений).
В соответствии с п.12 ст.287 НК государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по судебным делам. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина взыскивается по правилам пункта 1.26 статьи 288 НК.
4. Необходимо ли уплачивать государственную пошлину, обращаясь в экономический суд с ходатайством о выдаче копии приобщенного к протоколу судебного заседания носителя звуко- или видеозаписи?
Ответ:
- Управление затратами и их учет
- Ценообразование
- Налогообложение
- Заработная плата
- Таможенное регулирование и ВЭД
- Юридическая консультация
- Страничка аудитора
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налоговый кодекс Республики Беларусь
1. Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы (далее в настоящей главе – дивиденды), начисленные белорусскими организациями.
К приравненным к дивидендам доходам относится любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества – юридическому лицу Республики Беларусь.
2. Валовой прибылью в целях настоящей главы признается:
для белорусских организаций (за исключением банков) – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;
для банков – сумма прибыли от деятельности банков, осуществляемой в соответствии с законодательством, с учетом положений настоящей главы;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Валовая прибыль определяется с учетом корректировок, проводимых в соответствии с положениями главы 11 настоящего Кодекса.
3. При определении валовой прибыли филиалами, исполняющими налоговые обязательства юридического лица, учитывается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности указанных филиалов.
4. Валовая прибыль белорусской организации исчисляется с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности за пределами Республики Беларусь, в том числе от деятельности, по которой она зарегистрирована в качестве плательщика налогов иностранного государства.
5. Плательщики, применяющие в соответствии с настоящим Кодексом особые режимы налогообложения, при определении валовой прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
При переходе с особого режима налогообложения на общий порядок налогообложения в целях определения валовой прибыли принимаются затраты, учитываемые при налогообложении, понесенные в период применения особого режима налогообложения, но относящиеся к выручке, полученной в период применения общего порядка налогообложения.
6. При определении валовой прибыли не учитываются денежные средства или имущество, полученные организацией от участников (акционеров) в качестве взносов (вкладов) в ее уставный фонд в размерах, предусмотренных уставом (для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора, – учредительным договором).
7. Положительная разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса (вклада) в уставный фонд иного плательщика, и балансовой стоимостью (остаточной стоимостью – для основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности) этого имущества учитывается при определении валовой прибыли плательщика, передающего это имущество.
Отрицательная разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса в уставный фонд иного плательщика, и балансовой стоимостью (остаточной стоимостью – для основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности) этого имущества не учитывается при определении валовой прибыли плательщика, передающего это имущество.
8. Если сумма денежных средств либо затрат на производство либо приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав или остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, передаваемых в обмен на выкупаемые организацией акции собственной эмиссии, доли (части долей) в уставных фондах, паи (части паев), превышают номинальную стоимость указанных акций, первоначальную стоимость долей, паев (их частей), такая разница не учитывается при определении валовой прибыли плательщика, передающего денежные средства, имущество взамен выкупаемых акций собственной эмиссии, долей (частей долей) в уставных фондах, паев (частей паев).
9. Убытки участников (акционеров) ликвидируемых или реорганизуемых плательщиков, образовавшиеся в связи с такой ликвидацией или реорганизацией, при определении валовой прибыли этих участников (акционеров) не учитываются.
10. Убытки белорусских организаций, реорганизованных в форме присоединения, слияния, разделения, выделения, полученные ими во время осуществления деятельности до этой реорганизации, не учитываются при определении валовой прибыли плательщика, к которому были присоединены эти организации, а также валовой прибыли плательщиков, вновь возникших в результате реорганизации.
Убытки филиалов, ликвидированных в результате изменения структуры юридических лиц, полученные ими во время осуществления деятельности до этой ликвидации, не учитываются при определении валовой прибыли организации, которой были ликвидированы эти филиалы.
Новое в налогообложении 2021: что изменилось и как мы будем платить
Положения настоящего Кодекса не подлежат расширительному толкованию. Их применение по аналогии не допускается.
Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, скорректирован и в новой редакции включен в состав НК в качестве приложения 26. Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 будет признан утратившим силу.
В 2020 г. услуги сотовой подвижной электросвязи облагались налогом на прибыль по ставке, равной 18 %, а микрофинансовая деятельность — по ставке, равной 25 % (пп. 1 и 4 ст. 184 НК).
Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории.