Для чего нужен тахограф в автомобиле?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужен тахограф в автомобиле?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Требования к тахографам устанавливаемым на транспортные средства

  • 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
  • 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
  • 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспортного средства
  • 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспортного средства
  • 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
  • 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
  • 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
  • 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством.

Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС

В целом порядок оснащения транспортных средств тахографами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.

Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2021 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2021 г., регистрационный N 50061) (далее — приказ Минтранса России N 36) после слов «за исключением», производится:

  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
  • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
  • транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
Читайте также:  Как получить налоговый вычет «чернобыльцам»

Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:

  • 1 февраля 2021 года — на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 марта 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
  • 1 июня 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 января 2022 года — на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.

Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

На какие транспортные средства ставится прибор?

При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.

К ним относятся:

  • M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
  • N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.

Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:

  • на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
  • присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
  • установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
  • на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
  • корпус изделия цел;
  • у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.

Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.

Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.

В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:

  • до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
  • до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
  • до 30 тыс. — для юридических лиц.
Неустановленный/ неработающий/несоответствующий законодательству тахограф
Ответственное лицо Сейчас Станет
Водитель от 1 000 до 3 000 рублей от 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицо от 5 000 до 10 000 рублей от 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Читайте также:  Проверка паспорта на действительность

Закон о тахографах для грузовиков

Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.

С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.

Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.

Как работает тахограф в автомобиле?

Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:

  1. Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
  2. Подключается тахограф к электросети автомобиля.
  3. Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
  4. Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
  5. GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
  6. Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.

С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.

Как обмануть тахограф и можно ли это сделать?

ОБМАНУТЬ без выявления последствий цифровой тахограф НЕВОЗМОЖНО!

Любое вмешательство:

  • Отключение питания от аккумулятора;
  • Отключение провода зажигания;
  • Отключение датчика скорости;
  • Установка магнита на датчик скорости;

В цифровых тахографах все записи информации ведутся во внутреннюю память тахографа. Блок СКЗИ обеспечивает неконтролируемость данных в тахографе.

Если у Вас установлен цифровой тахограф, Вы можете сами лично все это проверить, достаточно найти в меню тахографа пункт «События и ошибки» а затем распечатать их. На распечатке все четко прописано: когда отключали аккумулятор и на какое время, был ли отключен датчик скорости, двигалось ли тс без карты водителя и какое время, превышения скорости и режима труда.

Можно ли ездить на автомобиле с тахографом , но без карточки пока ее изготовят?

Нет. Эксплуатация тахографа без карты водителя запрещена. Но законодательством предусмотрены случаи, когда водителю можно продолжать рейс без карты водителя для тахографа.

Собираюсь продавать автомобиль с наличием тахографа с блоком СКЗИ. Имею ли право не вносить тахограф в сделку продажи?

Да, так как тахограф – это ваше имущество и Вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Если будете продавать автотранспортное средство, то Вам необходимо обратиться в мастерскую для демонтажа блока СКЗИ, т.к. он хранит личную информацию владельца.

В случае если Вам необходимо переустановить тахограф на другое транспортное средство выполните его демонтаж и заменить блок СКЗИ.

Блок с СКЗИ нужно хранить 2 года, затем утилизировать его в соответствии с действующим Законодательством. Хранение и утилизация активированного блока СКЗИ — лицензируемый вид деятельности (лицензия ФСБ). ООО «РДЦ» может оказать услуги по демотажу, хранению и утилизации блока СКЗИ.

Кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны устанавливать тахографы на следующие категории автомобилей:

Пассажирские

  1. в которых более 8 сидячих мест, массой менее 5 тонн — Категория М2;
  2. в которых более 8 сидячих мест, массой более 5 тонн — Категория М3;

Грузовые

  1. массой 3,5 — 12 тонн — Категория N2;
  2. массой более 12 тонн — Категория N3;

Под эти категории попадают автомобили:

  • микроавтобусы пассажирские;
  • городские и междугородние пассажирские автобусы;
  • вся грузовая спецтехника;
  • малотоннажные грузовики, такие, как газель;
  • среднетоннажные грузовики;
  • магистральные тягачи.

Со 2 марта 2020 г. автомобили этих четырех категорий должны быть оборудованы цифровыми тахографами с блоком криптографической защиты — СКЗИ (согласно Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013).

В Приложении N 2 к Приказу обозначены исключения — перечень ТС, на которые не нужно устанавливать тахограф. Например: троллейбусы, автобетоносмесители, пожарные автомобили и другая спецтехника.

Для ТС, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки, предусмотрены специальные тахографы ЕСТР. Это устройства европейского образца, отвечающие требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.

На личный автомобиль физ. лица установка тахографа не обязательна. Однако если физ. лицо сдаст автомобиль в аренду юридическому лицу или ИП, потребуется установка прибора.

Читайте также:  Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности

Цифровой тахограф работает в 4 режимах:

  • контрольная проверка;
  • проверка предприятием;
  • режим для ремонта и обслуживания;
  • режим вождения.

Для каждого режима есть специальная карта. Это пластиковая карточка со встроенным микрочипом — ключом для идентификации того, кто взаимодействует с устройством.

Карта водителя содержит личные данные держателя, его фото и подпись. Фиксирует параметры вождения: время движения и отдыха, скорость движения.

Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
  • Проверяется корректность работы датчиков.
  • Тестируются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания – включает:

  • Осмотр ТС.
  • Программирование системы.
  • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
  • Замер погрешности.

После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

Вообще говоря, изначально, тахограф предназначен для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, а также для общего сокращения дорожно-транспортных происшествий.

Достигается это фиксацией скоростного режима, средней скорости и периодов работы водителей. Таким образом, становится возможным пресекать как нарушения скоростного режима водителями коммерческого транспорта, так и чрезмерную утомлённость экипажа, нормируя время работы и отдыха.

Учитывая характер применения автомобилей, где обязательна установка тахографов, они могут понизить эффективность работы одной единицы с экипажем. Ведь контроль подразумевает соблюдение скоростного режима, а также режима работы и отдыха.

Но ведь цена, которую, возможно, придётся заплатить за повышение эффективности, может быть слишком дорога. Достаточно всего лишь одного ДТП с ценным грузом в кузове чтобы принести очень существенные убытки. А уж что говорить про жизнь и здоровье людей, попавших под удар.

В целом тахограф выглядит практически как магнитола. Это небольшой (1-Din) блок, устанавливаемый в транспортное средство. Либо другой вариант – в виде круглого прибора, аналогичного спидометру автомобиля, только значительно более функционального.

Устройство содержит:

  • Дисплей и управляющие кнопки – для обеспечения возможности управления и взаимодействия с прибором;
  • Печатающее устройство — чтобы выводить накопленные данные на бумагу (печать осуществляется на термоленту, аналогичную, применяемым в кассовых аппаратах);
  • Считыватель тахографических карт — с помощью этих карт идентифицируется водитель;
  • GPRS модем — для передачи накопленной информации на сервер, ведь данные должны храниться в течении нескольких лет;
  • Специальный датчик движения, передача данных с которого производится в шифрованном виде, что исключает возможность модификации передаваемых им данных (любая попытка модификации фиксируется в памяти устройства).

Внутрь устройства монтируется блок СКЗИ (HKM), он же криптографический модуль со встроенным приёмником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (ГЕОС-3).

Разновидности тахографов

Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.

  1. Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП (систему глобального позиционирования).
  2. Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые.

Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.

  1. ЕСТР — европейский стандарт тахографии, опирающийся с правовой точки зрения на каноны образца ISO. Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией.
  2. СКЗИ — разработка инженеров РФ для внутреннего рынка. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён.

У обоих стандартов имеются преимущества и недостатки: в СКЗИ невозможно вставлять карты евро-образца, и наоборот, карты СКЗИ не подходят для установки в ЕСТР. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *