Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для наилучшего усвоения понятия «двойной обгон», следует хорошо разбираться в разнице обгонных и опережающих действий. Обгоняющий водитель начинает маневрировать на одной полосе направления. Затем он опережает впереди идущий автотранспорт и делает возврат на первоначально занимаемый путь. Он никоим образом не создает помех другим водителям.
Двойной обгон в свете правил ДД
Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.
- Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
- Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
- Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.
Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.
Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.
Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:
- Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
- Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
- Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.
Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:
- Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
- Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.
Исправительные меры нарушений ПДД
Мы достаточно обсудили, как грамотно обгонять транспорт. Поскольку всегда остается место риску, любое малейшее отклонение от предписаний может стоить жизни людей. По ПДД водителю запрещается выполнять обгон даже ТС, у которого просто включен левый сигнал поворота.
Важно! Штраф за двойной обгон в нарушение ПДД на сегодняшний день составляет 5000 рублей или лишение ВУ на 4–6 месяцев. Меру воздействия определяет инспектор ГАИ или судебный орган.
Повторное правонарушение влечет за собой более строгое наказание. Сумма штрафа остается прежней — 5000 р. За нарушение, зафиксированное камерой, прав могут лишить на 12 месяцев.
Завершение обгона в неположенном месте, а именно в зоне действия пешеходного перехода, облагается штрафом в 1500 рублей. Трактовка правонарушения такова – не уступил дорогу пешему гражданину. Наличие или отсутствие пешеходов на нерегулируемых переходах не имеет значения.
Создание помех своими действиям обгоняемому водителю обойдется штрафной санкцией в сумме от 1000 до 1500 р. Помните, что обгонять соседние машины с нарушениями позволяется только в экстренных случаях с целью предотвращения аварии. Стоит запастись фото или видеоматериалами на бытовых электронных устройствах. Наилучшим помощником в этой ситуации является личный видеорегистратор.
Проявляйте бдительность на дорогах, следуя старой поговорке «не уверен – не обгоняй!».
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 20 от 25 июня 2019 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано, что пункт 11.2 Правил запрещает именно двойной обгон.
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Обгон гуськом или паровозиком
Обгон гуськом или паровозиком, когда сразу несколько автомобилей обгоняют транспортное средство, запрещается, так как транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон, – п. 11.2 ПДД. Логика понятна – впередиидущие автомобили могут закрыть для обзора встречную полосу, и водитель не в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, то есть не состоянии определить, на достаточном для обгона расстоянии свободна встречная полоса или нет.
Тонкость состоит в том, что п. 11.2 ПДД описывает запрет обгона там, где ограничение видимости создается обстоятельствами. И здесь ключевое отличие от пункта 11.4 ПДД, так как он запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью, – см. Ограничение видимости.
Выделяю еще раз: п. 11.2 – обстоятельства, запрещающие обгон, п. 11.4 – участки, где запрещен обгон.
Для установления ограничения видимости на участке дороги специальная методика и специальные приборы применяются специально обученными людьми. Результатом работы является объективное установление факта ограничения видимости на данном участке дороги с последующей установкой соответствующих знаков. Оспорить обгон в месте, где ограничена видимость невозможно.
Обстоятельства ограничения видимости устанавливаются субъективно, и однозначность нарушения установить сложно.
Можно сказать иначе. ПДД предоставляют водителю много прав, например, право определить количество полос для движения в отсутствие знаков или разметки, – п. 9.1 ПДД. Пункт 11.2 ПДД предоставляет водителю право субъективно определить, безопасен обгон или нет, если кто‑то впереди уже обгоняет.
Как наказывают нарушителей
Фактически водители наказываются не за двойной обгон, а за нахождение в зоне риска – на встречной полосе. Двойной обгон не определяется в Правилах отдельно. В создавшихся ситуациях анализируется соответствие действий водителя или водителей предписанному ПДД алгоритму поведения на встречной полосе.
Несмотря на то, что в правилах не предусмотрены штрафные санкции за маневр обгона, нарушители не остаются безнаказанными. К ним применяются административные меры наказания за неправильный выезд на встречную полосу (12.15.4 КоАП):
- за первое нарушение – 5000 или лишение прав на срок до полугода (12.15.5)
- второе такое нарушение – 5000 или лишение прав на год (для назначения штрафа достаточно записи камеры видеонаблюдения, лишение прав состоится, если водителя заметил и остановил инспектор)
- за выезд на встречную при объезде препятствия – 1000-1500 (12.15.3).
Штраф за нарушение закона
КоАП в данном случае не делает различий. Наказание за нарушение правил обгона не зависит от того, сколько машин пытался опередить водитель. Ответственность за проступок предусмотрена частями 4 и 5 статьи 12.15 кодекса.
Если на дорожное полотно нанесена сплошная линия, состав деяния будет образовываться при ее пересечении. При отсутствии таковой почти любой неудачно завершенный маневр будет считаться незаконным. Водитель может быть оправдан, только если будет установлено, что лицо, управлявшее опережаемым автомобилем, создало ему помеху (например, ускорилось).
Организованную транспортную колонну можно обгонять только целиком. В ПДД под этим определением подразумевается группа, состоящая как минимум из трех машин, которая сопровождается головным (четвертым) автомобилем, снабженным синим и красным проблесковыми маячками. Водитель «вклинившийся» между участниками колонны, будет привлечен к ответственности по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ.
За подобное действие предусмотрено наложение штрафа в сумме 1500 рублей.
Двойной обгон мало отличается от обычного. Он так же требует от сидящего за рулем здравой оценки дорожной ситуации и скоординированных действий. Это один из самых опасных маневров, поэтому не стоит прибегать к нему без явной необходимости: риск всегда должен быть оправдан.
Если пункт 11.2 Правил разделить на две части, то его смысл не изменится.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон;
транспортное средство, движущееся впереди, производит объезд препятствия;
Как видите, в пункте 11.2 Правил речь идёт именно о том транспортном средстве, которое вы собираетесь обогнать. В случае с препятствием это особенно показательно.
По аналогии запрещено выполнять обгон транспортного средства, которое производит обгон.
Многие водители начинают путаться, потому что добавляют в дорожную ситуацию другие транспортные средства.
В пункте 11.2 Правил идёт речь о двух транспортных средствах — обгоняющем и обгоняемом.
В соответствии с действующим Кодексом дорожного движения обгон транспортного средства — это особый тип движения транспортного средства (другого вида транспорта), которое движется впереди транспортного средства, выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения, и возвращается на полосу движения в том же направлении.
Обгон может производиться одним или несколькими автомобилями, движущимися по одной полосе.
Правила обгона, а также ситуации, в которых запрещается выполнение этого маневра, указаны в пункте 11 документа. Понятие «двойной обгон» действующей редакцией Регламента не предусмотрено.
Однако общепринято считать, что при двойном обгоне выполняются следующие действия:
- обгон машины за автомобилем, выполняющим аналогичный маневр.
- обгон транспортных средств, которые уже совершают подобный маневр;
Что касается двойного обгона, то в законодательстве нет положений, запрещающих его.
Это означает, что такие действия разрешены, хотя в законах нет прямого правила, разрешающего их.
При этом количество автомобилей, которые может обогнать автомобиль, не ограничено. В равной степени разрешено опережать оба автомобиля и двадцать автомобилей при движении по встречной полосе. Единственное ограничение здесь — это здравый смысл и необходимость безопасного вождения.
В частности, водитель, решивший опередить другое транспортное средство, должен быть уверен, что обгон будет полностью безопасным и не подвергнется риску.
Следует помнить, что в случае аварии с очень большой вероятностью ответственность будет возложена на него.
Обгон пробки через прерывистую
Те, кто попал в пробку, не могут выехать со своей полосы движения, обгоняя впереди идущие машины. С прерывистой разметкой водитель может только повернуть машину и вернуться.
В первую очередь это связано с запретом обгона машин без возможности вернуться на ту же полосу. Существует значительный риск того, что, проехав более сотни автомобилей, водитель не сможет сразу занять свою полосу движения и оказаться на полосе встречного движения, и это гарантированная авария.
Во-вторых, пунктом 11.4, запрещающим обгон автомобиля при плохой видимости на дороге. Видимость может быть ограничена помехами, создаваемыми в направлении транспортного средства, на расстоянии не менее 100 метров от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованных машинах или машинах, ожидающих пробки.
Нарушение правил обгона в этом случае влечет наложение санкции, установленной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Это правило не распространяется только на транспорт спецслужб (скорая помощь, полиция, пожарная часть и т.д.), Если поданы звуковые сигналы и включены мигалки.
Штраф за нарушения правил двойного обгона
Фиксировать двойной обгон, как и другие нарушения данного манёвра, сегодня в России могут, как автоинспекторы при патрулировании улиц и шоссейных дорог, так и камеры фото – и видеофиксации, которые сейчас установлены в стране практически повсеместно. В зависимости от того, каким образом было зафиксировано событие, может отличаться и наказание. Также оно зависит от пункта КоАП, который подходит под конкретный случай.
Если нарушение классифицировано, как выезд на полосу для встречного движения в неположенном месте или иным способом, запрещённым ПДД, автовладельцу грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок, равный четырём или шести месяцам.
Стоит отметить, что, если неправильный двойной обгон был определён фиксирующей камерой, обычно дело обходится штрафом. Лишиться прав водитель может, как правило, если нарушение было выявлено сотрудниками ГИБДД. В таком случае они обязаны остановить автолюбителя и составить на него протокол о правонарушении.
Кроме того, за двойной обгон автомобилист может лишиться своего в/у на целый год. Это происходит, если он совершает подобное повторно. При этом факт нарушения ПДД должны установить сотрудники автоинспекции. Если вторичное правонарушение было зафиксировано камерой, то водителю придётся заплатить за это еще 5000 рублей. Лишение водительского удостоверения в таком случае не предполагается.
Иногда автолюбителям за двойной обгон выписывают штраф на 1000 или 1500 рублей. Он предусмотрен в случае, если нарушение было классифицировано, как объезд препятствия по встречной полосе. Такое наказание может назначаться, как автоинспектором, так и приходить с камер фотофиксации.
Двойной обгон – очень сложный и опасный манёвр. Поэтому неудивительно, что во многих случаях действующие сейчас в России правила дорожного движения запрещают его. За это предусмотрено весьма серьёзное наказание. Поэтому не следует нарушать ПДД. А, если довелось стать случайным участником такого дорожного события по вине другого автомобилиста, нужно соблюдать осторожность и завершить манёвр безопасно для себя и других водителей и пешеходов.
Как выполнить обгон на законных основаниях?
Для того чтобы не стать нарушителем правил дорожного движения, выполнять обгон можно только при условии, что:
- Вам непременно хватит времени, скорости и расстояния на встречке для выполнения манёвра относительно впереди едущего средства передвижения.
- Вы можете максимально приблизиться к автомобилю, который планируете опередить, и включить сигнал поворотников.
- Вы сможете в кратчайший промежуток времени выполнить манёвр и вернуться на прежнюю полосу движения.
- Вы откажетесь от выполнения мероприятия и вернётесь в свою полосу, если почувствуете, что не успеете закончить манёвр.
- Заметив, что у предшествующего вам транспортного средства включились левые указатели поворота, вы примете решение отложить выполнение обгона и предоставите это право автомобилю, едущему впереди.
- Завершая опережение, вы обязуетесь включить правый поворотник, чтобы предупредить остальных водителей, которых вы обгоняете, о том, что вы перестраиваетесь в свой ряд.
Как вести себя в ситуации, когда обгоняют тебя?
Важным моментом является и поведение на дороге, когда в роли опережаемого оказывается ваше транспортное средство. Заметив, что следующий за вами автомобилист пытается пойти на объезд, постарайтесь приложить все свои усилия, чтобы помочь ему выполнить обгонный манёвр быстро и безопасно. Ни в коем случае не увеличивайте скорость своего четырёхколёсного коня в момент, когда вас пытаются перегнать. Если же вы видите, что водителю встречной машины не хватает времени, скорости и расстояния, для того чтобы завершить манёвр, разверните свой автомобиль правее и сбросьте скорость. Это позволит обгоняемому автомобилю выиграть ширину и длину на трассе, завершив тем самым начатое действие.
Подытоживая всё вышесказанное, хотелось бы ещё раз призвать всех водителей трезво оценивать свои силы, анализировать ситуацию на дороге и принимать адекватные решения. Если вы, находясь за рулём транспортного средства, ощущаете нехватку опыта для правильного расчёта параметров, необходимых для выполнения безопасного обгона, откажитесь от этой затеи. Не стесняйтесь обратиться за помощью к обгоняемому автомобилю при помощи сигналов поворотников. Если в момент выполнения манёвра направляющийся на вас по встречной полосе автомобиль начинает набирать скорость, не паникуйте и не пытайтесь свернуть к встречной обочине. Помните, на дороге хватит места всем, а потому максимально используйте её пространство, для того чтобы не попасть в аварию и не навредить себе и другим автомобилистам.
Недавно в силу вступили изменения ПДД, касающиеся всех водителей без исключения. Автоинструкторы
подчеркнули, что основные поправки связаны с правилами опережения и обгона.
В Правилах дорожного движения не предусмотрен штраф именно за двойной обгон. Но, совершая такой опасный для жизни вид перестроения, владельцы авто могут нарушить другие правила, в результате чего нарушителям будет предъявлен штраф по статье 12.15 КоАП.
Какие нарушения может совершить водитель?
- Препятствие объезжается по встречной полосе.
- Также предполагается наказание за обгон в случае, если после него владелец авто не возвращается на прежнее место, а обгоняет следующую машину. Водитель вынужден будет оплатить штраф или лишиться прав вождения транспортного средства.
За очередное повторение произведённых ошибок, нарушитель лишается водительского удостоверения на длительный срок. При случае, если момент нарушения снят системами видеонаблюдения, то будет наложен штраф по ч.5 статьи.
Обгон путём пересечения сплошной линии
Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.
В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.
Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.
При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.
Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.
Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.
Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.