Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды
Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:
Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).
Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.
Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.
Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
Норма жилой площади на одного человека
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Помимо этих показателей используется понятие социальной нормы для оформления субсидии по оплате коммунальных платежей и получения жилой недвижимости. И санитарная норма, составляющая 6 квадратных метров на человека.
Существуют социальные категории граждан, которых государство обязуется обеспечить жилым помещением. При выделении им квартир применяются нормы, установленные законодательством.
К таким категориям относятся:
- Дети-сироты, оставшиеся без родительского попечения. По окончании срока пребывания их в детских домах, приемных семьях, срочной военной службы или отбывания в местах заключения сиротам предоставляется благоустроенное жилье. На первые пять лет с ними заключается договор социального найма, а затем передается в собственность.
- Переселенцы из домов, признанных аварийными, подлежащими сносу. Если многоквартирный дом попал в программу расселения по причине невозможности дальнейшего проживания в нем, собственникам помещений должны быть предоставлены взамен другие жилые помещения. Их величина должна соизмеряться с предыдущими значениями. При этом, если прежняя квартира менее установленных нормативов, граждане вправе ходатайствовать об улучшении условий проживания. При расселении из аварийного дома семьям может быть предложено муниципальное жилье или общежитие при соблюдении текущих нормативов минимального жилого показателя на одного человека.
- Военнослужащие. Военнослужащим государство гарантирует предоставления жилья в пределах норм. В собственное пользование квартира может перейти за выслугу лет.
Показатели норм принимаются решением региональных властей и действуют на конкретной территории субъекта РФ. Приведем примеры по нескольким регионам:
УН – учетная норма на человека, не менее N кв.м.
ПН — норма предоставления на человека.
- Москва и Московская область:
УН | Для отдельных квартир – 10 м2, для коммуналок — 15 м2 |
НП | Семье из двух человек (супругов) – однокомнатная квартира не более 44 м2 Для двух человек которые не находятся в браке (родственники) – двухкомнатная до 59 м2 Семье из трех человек – двухкомнатная до 62 м2, если в составе есть супруги, или трехкомнатная квартира до 74 м2, если супругов нет, для семьи из трех и более человек – по 18 м2 на каждого. |
Как применяется норма учета для площади жилья
Если человек в соответствии с местными нормами включен в список нуждающихся в новом жилье, то ему остается только ждать, т. к. по жилищному законодательству новые квартиры предоставляются только в порядке очереди. Место в очереди определяется датой, когда человек поставлен в местной администрации на учет.
Без очереди жилье может предоставляться:
- жильцам квартир или комнат, которые больше не пригодны для проживания и не могут быть отремонтированы или реконструированы;
- больным, страдающим одним из заболеваний, которые делают невозможным проживание вместе с ними других лиц;
- пожилым людям и инвалидам, ранее помещенным с их согласия в стационар, но при этом отказавшимся от услуг учреждения, если при этом вернуть им прежнее жилье уже невозможно;
- некоторым категориям государственных служащих (в частности, судьям жилье должно быть предоставлено не позднее полугода с момента назначения на должность).
Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России в 2023 году
Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2023 году.
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). |
— |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из:
Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.
Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.
Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:
- Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
- Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
- Информацию о том, сколько людей составляет семью.
Виды норм жилой площади на человека
Российское законодательство выделяет несколько нормативов площади жилья. В целом под нормой имеется в виду минимальное количество площади, которое необходимо человеку для жизни. Она зависит от цели назначения:
- Норма предоставления. Ее берут за основу, если нужно выделить людям жилье из маневренного жилого фонда во временное пользование. Обычно такие помещения дают тем, кто потерял крышу над головой из-за пожара, наводнения, взрыва газа и т. д. Здесь минимальная норма площади на 1 человека в квартире составляет 18 квадратных метров.
- Учетная норма. Предназначена для граждан, которые хотят улучшить свои жилищные условия. Они могут получить недвижимость по договору социального найма или в собственность. По закону норматив составляет 33 квадратных метра на одиноко проживающего человека. Семье из двух человек положено 42 квадратных метра. Если семья состоит из трех членов и больше, то минимальная норма площади на каждого человека — 18 квадратных метров.
- Социальная норма. Ее учитывают при расчете субсидий на недвижимость и капитальный ремонт. В некоторых случаях – чтобы вычислить оплату коммуналки. Эта норма тоже составляет 33, 42 и 18 квадратных метров в зависимости от количества проживающих.
- Санитарная норма. Она сходна с нормой предоставления, потому что тоже применяется для расчета минимального метража в маневренном фонде или общежитии. Но ее используют, когда, например, нет возможности дать помещение просторнее — санитарная норма составляет всего 6 квадратных метров. Окончательные показатели нормы могут быть изменены в каждом отдельном муниципалитете – решение об этом принимают органы местного самоуправления. Все зависит от того, сколько есть свободных квадратных метров на человека в городе или селе.
Какой размер норм жилой площади В Московской области
Регион/город | Норма предоставления (кв. м. на человека) | Учётная норма (кв. м. на человека) | Социальная норма (кв. м. на человека) |
Москва | 18 | 10 в отдельной квартире 15 в коммуналке | 9 |
Санкт-Петербург | 18 | 9 в отдельной квартире 15 в коммуналке | — |
Нижегородская область | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | — | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Самарская область | 26 — для одиноко проживающего 14 — на каждого в семье из 2 и более человек 18 — инвалиды 33–36 — ветераны | 14 в отдельной квартире 15 в коммуналке 12 — инвалиды 14 — ветераны | — |
Казань | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 12 | — |
Краснодар | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 10 | — |
Екатеринбург | 16 | 10 | — |
Новосибирск | 15 | 12 | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Красноярск | 15 18 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Хабаровск | 18 — на каждого в семье из 2 и более человек 20 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Регулирование представленной и учетной нормы осуществляется региональными властями. Из-за больших колебаний в уровне доходов в целом по стране Жилищный кодекс даже не дает критерии определению «малоимущие семьи».
Минимальная санитарная норма жилой площади в кодексе также не упоминается. На сегодняшний день эта переменная, которая используется только на уровне городов и областей. Иными словами, при определении нужды в расширении жилой площади показатель рассчитывается и учитывается местными властями.
Если в конкретном регионе учетная норма равняется 15 кв. м, а семья (4 человека) имеет квартиру в 55 кв. м, то она имеет право стать на учет как нуждающаяся в улучшении условий. Если же квартира 60 кв. м, то получается, что все в полном порядке и никаких улучшений не положено.
При определении размера субсидии подход несколько иной. Если норма предоставления составляет 20 кв. м, а социальная – 18 кв. м, по договору социального найма семья из 3 человек проживает на площади 65 кв. м, то льготы на коммунальные услуги будут распространяться только на 54 кв. м.
Фактически термин «социальная норма жилья» используется исключительно при формировании расчета субсидий и при расчете цен на оплату за коммунальные услуги. Законодательством разрешено получать определенные компенсации, если минимальные показатели не превышены.
В Московской области в разных городах также социальные нормы площади жилого помещения на 1 гражданина несколько разнятся:
Город |
Предоставления, кв. м |
Учетная, кв. м |
Примечания |
Серпухов |
18 |
10 |
|
Щербинка |
18 |
10 |
|
Реутов |
18 |
7,5 |
|
Электросталь |
17 |
9-11 |
9 кв. м для отдельных квартир и 11 кв. м для коммунальных |
Дзержинский |
16 |
9 |
|
Королев |
15-22 |
10 |
|
Звенигород |
15-18 |
10-15 |
10 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных |
Ивантеевка |
15-18 |
10 |
|
Пущино |
15-18 |
10 |
|
Протвино |
15-20 |
9,5 |
|
Орехово-Зуево |
15 |
10 |
|
Красноармейск |
15 |
9 |
|
Климовск |
15 |
8 |
|
Жуковский |
15 |
8,5 |
|
Бронницы |
15-18 |
9-10 |
9 кв. м для отдельных квартир и 10 кв. м для коммунальных |
Дубна |
14 |
10 |
|
Коломна |
14-19 |
8 |
|
Лобня |
14-18 |
8 |
|
Долгопрудный |
13 |
9 |
|
Фрязино |
13-18 |
12-15 |
12 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммунальных |
Железнодорожный |
12-16 |
9 |
Как видно из перечня, лидируют города Серпухов и Щербинка.
Где будет учитываться размер жилой площади?
Нормы жилой площади рассчитываются и учитываются в случаях:
- Когда происходит расчет платы за жилищно-коммунальные услуги. Если по каким-то причинам жильцы не могут самостоятельно оплачивать в полном размере коммунальные услуги, государство оказывает им помощь в виде дополнительных субсидий, размер которых рассчитывается, исходя из того, сколько квадратных метров жилья приходится в конкретном случае на одного человека.
- В случае, если за коммунальные услуги имеется значительный долг по оплате и неплательщики подлежат выселению с занимаемой площади, при предоставлении им другого жилья используется норма в 6 квадратных метров для одного человека.
- При переселении из аварийного жилья жильцам предоставляются квадратные метры, исходя из определенных правил. Если квартира, подлежащая расселению, не была приватизирована, то расчет жилой площади будет производиться исходя из требований санитарной нормы. В случае, если приватизация жилья была произведена, то новая жилая площадь должна быть не меньше той, из которой происходит расселение.
- При определении права на получение новой жилой площади (если требуется улучшение существующих жилищных условий) учитывается санитарная норма. В этом случае норма повышается для обычных категорий граждан до 10 квадратных метров.
Верховный суд России разъяснил, какие нормы Жилищного кодекса должны применяться при расселении собственников аварийных домов. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.
Нормы жилплощади для некоторых категорий граждан
Федеральные, региональные и местные органы власти для некоторых категорий граждан могут установить особые нормативы жилой площади. Числовые значения нормативов, условия применения, категории граждан прописаны в федеральных, региональных и муниципальных законах соответственно.
Как правило, к особым категориям граждан относятся льготники и работники бюджетной сферы.
Льготные категории граждан:
- инвалиды,
- сироты,
- многодетные семьи,
- ветераны боевых действий,
- семьи, потерявшие кормильца,
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию (Чернобыль, Семипалатинск),
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы,
- Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ, полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Работники бюджетной сферы:
- судьи,
- прокуроры,
- работники МВД,
- военнослужащие,
- преподаватели.
Про каждую категорию принят отдельный федеральный закон, где и указано право этих граждан на особые нормы жилплощади. Конкретные цифры норм будут указаны в законах региона или актах местной администрации, поэтому прежде всего стоит изучить эти документы.
Таблица: нормы жилплощади в регионах России
Регион/город | Норма предоставления (кв. м. на человека) | Учётная норма (кв. м. на человека) | Социальная норма (кв. м. на человека) |
Москва | 18 | 10 в отдельной квартире 15 в коммуналке | 9 |
Санкт-Петербург | 18 | 9 в отдельной квартире 15 в коммуналке | — |
Нижегородская область | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | — | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Самарская область | 26 — для одиноко проживающего 14 — на каждого в семье из 2 и более человек 18 — инвалиды 33–36 — ветераны | 14 в отдельной квартире 15 в коммуналке 12 — инвалиды 14 — ветераны | — |
Казань | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 12 | — |
Краснодар | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек | 10 | — |
Екатеринбург | 16 | 10 | — |
Новосибирск | 15 | 12 | 33 — на 1 человека 42 — на 2 человека 18 — на каждого в семье из 3 и более человек |
Красноярск | 15 18 — для одиноко проживающего | 12 | — |
Хабаровск | 18 — на каждого в семье из 2 и более человек 20 — для одиноко проживающего | 12 | — |