Новый закон о такси 2023 года. Какие новшества вступают в сфере перевозок такси
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о такси 2023 года. Какие новшества вступают в сфере перевозок такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.
Ответственность агрегаторов и безопасность перевозок
«Для соблюдения юридических процедур самозанятые вынуждены сначала оформлять ИП, и только после этого могут применять этот налоговый режим. Хотя он действует уже с 2019 года и активно используется на рынке, законодательство это не учитывает и создает дополнительный барьер для входа в отрасль», — поясняет Наталия Лозинская.
Новый законопроект предусматривает для самозанятых возможность работать в такси и арендовать авто в таксопарке, не создавая ИП. При этом самозанятые смогут работать только через агрегаторы такси, с ними же они будут разделять ответственность в случае ДТП.
«Вполне может произойти ситуация, что водитель-самозанятый не сможет возместить ущерб, причиненный в результате аварии пассажиру. Теперь законом будет предусмотрено, что ответственность несет также агрегатор. Это заставит службы заказа такси внимательно относиться к тому, соответствует ли водитель тем требованиям, которые прописаны в законопроекте, и передавать заказы только легальным водителям», — объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Ответственность агрегатор будет нести не только в случае работы с самозанятыми, но и в ситуациях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо — таксопарк. В таком случае, пассажир будет вправе предъявить требование о компенсации к агрегатору и таксопарку как совместно, так и к любому из них в отдельности — притом как полностью, так и в части долга.
В регионах создадут по 3 информационных ресурса:
- Реестр перевозчиков, в котором будут указаны сведения об электронном разрешении на перевозку;
- Реестр такси, который объединит данные о ТС, их владельцах и тд;
- Реестр служб заказа такси, в который включат адреса по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
От службы заказа такси потребуют ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ разрешат передать перевозчику или его работнику — водителю если:
- информация о разрешении есть в реестре перевозчиков. При этом документ не приостановили и не аннулировали;
- сведения о ТС есть в реестре такси.
Допуск водителей к управлению такси
Запретят управлять такси тем, кто подходит хотя бы под один этих из критериев:
- у водителя на день до перевозки есть более 3 неуплаченных административных штрафов за нарушения в области дорожного движения. Исключение — случаи, когда сроки уплаты штрафов истекли;
- он не прошел аттестацию на знание того, где в регионе находятся объекты транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинские и образовательные организации и т.д.;
- таксиста лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения в сфере дорожного движения повторно. Это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;
- у него есть неснятая или непогашенная судимость за совершение ряда преступлений либо его преследуют по УК РФ за такие деяния (этот пункт будет действителен с 1 марта 2023 года).
Как изменятся цены на поездки в такси в 2023 году
Согласно новому закону, пассажиры могут заранее ознакомиться с тарифами на перевозку. Их опубликуют на сайтах перевозчика, службы заказа. В Москве, СПб и Севастополе городские власти могут сами установить минимальные тарифы на поездки в такси. Новые тарифы начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
— Как только новые тарифы вступят в силу, скорее всего, ценовая политика на рынке услуг такси, по крайней мере в больших городах, перестанет носить скачкообразный характер, — считает финансовый эксперт группы «Аналитика онлайн» Глеб Задоя. — Агрегаторы не смогут самостоятельно менять тариф просто потому, что в данную минуту формируется некий повышенный спрос. А злоупотребления сразу будут в фокусе антимонопольной службы.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.141 КоАП:
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Регулирование для агрегаторов и самозанятых
Что касается других требований к агрегаторам такси, то Минтранс предлагает обязать их создавать представительства или филиалы в регионах, где количество такси, используемых для выполнения заказов, превышает 5 тыс. в сутки.
Также законопроект предусматривает возможность заключения договора между самозанятыми и агрегаторами такси. Сейчас такая опция для них невозможна без дополнительной регистрации ИП или юрлица.
Самозанятые должны проходить медосмотры до и после выхода на смену, а также осуществлять техосмотр автомобиля. Агрегаторам же необходимо проводить ежедневную проверку актуальности разрешений партнеров на перевозку пассажиров и их автомобилей в регионах РФ, а также проводить мониторинг усталости водителей с помощью специального софта.
Кроме того, в проекте отмечается, что тарифы на перевозку пассажиров разрабатываются перевозчиками, если они не прописаны в договорах с агрегаторами.
В то же время города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — и граничащие с ними регионы могут устанавливать минимальный тариф на перевозку и максимально возможное количество легковых такси для оптимизации нагрузки на дорогах.
В пресс-службе «Ситимобил» сообщили «Интерфаксу», что отраслевые игроки не принимали участие в подготовке законопроекта. «Мы убеждены, что принятие нового законопроекта не должно проходить без учета замечаний и позиций участников отрасли», — добавили в компании, отметив, что не могут комментировать положения документа, не изучив его до конца.
«Мы изучаем представленный законопроект. Рынок такси давно нуждается в обновленном регулировании, которое будет отвечать текущей ситуации в отрасли и учитывать интересы всех сторон», — сказали «Интерфаксу» в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Размеры штрафа за перевозку людей без лицензии
Если в автомобиле более 8 посадочных мест (не считая водительского), то за перевозку без лицензии штрафуют на гораздо большие суммы, по другой статьей КоАП РФ, 14.1.2.
Нарушение |
Наказание |
|||
Гражданин |
Должностное лицо |
Индивидуальный предприниматель |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии |
Штраф – 50 000 руб. |
Штраф — 50 000 руб. |
Штраф – 100 000 руб. |
Штраф – 400 000 руб. |
По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.
***
Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.
Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.
Региональные информационные реестры
На основании Закона о такси 2023 г. в каждом регионе РФ должны быть созданы 3 информационных реестра:
- Реестр перевозчиков легковым такси (реестр перевозчиков) — самая важная информация в этом реестре — наличие разрешения у перевозчика на осуществлении перевозки легковым такси. С 01 сентября 2023 г. устраняется реестр разрешений, который сейчас ведется по регионам. Вся информация о разрешениях на перевозку переносится в реестр перевозчиков. Номер записи о перевозчике из реестра перевозчиков необходимо будет размещать в салоне такси.
- Реестр легковых такси (реестр такси) — будет содержать основные данные о легковом автомобиле (марка, модель, государственный регистрационный номер, сведения о VIN транспортного средства или ином идентификационном номере, если VIN отсутствует, номер и дата выдачи свидетельства о регистрации ТС и др.) и его владельце (наименование, ФИО и основание владения);
3.Реестр служб заказа легкового такси (реестр служб заказа) — кроме основной информации о службе заказа (наименование, ФИО — для ИП, адрес, ИНН, сайт, телефон поддержки и т.п.) будет содержать информацию о способах приема и передачи заказов такси (обеспечения доступа к таким заказам) и об адресах, по которым расположены технические средства для получения, обработки, передачи и хранения заказов.
Информацию из новых реестров (кроме персональных данных) уполномоченный орган должен будет размещать на своем сайте. Если такого сайта у органа нет, тогда реестры будут размещены на сайте высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Службы заказа такси обязаны будут ежедневно, до передачи заказа перевозчику или своему работнику-водителю, проверять следующую информацию:
- имеются ли сведения о легковом автомобиле, используемом для перевозки в реестре такси;
- имеется ли у перевозчика действующее разрешение, которое на момент передачи заказа не должно быть приостановлено или аннулировано.
Требования к перевозчику легковым такси
Закон о такси 2023 г. закрепил общие требования к перевозчику легковым такси. С 01 сентября 2023 г. перевозчик обязан:
- использовать для перевозок только автомобили, которые по техническому состоянию допущены к дорожному движению и соответствуют требованиям к такси, установленным новым законом. Сведения о машине обязательно должны быть внесены в реестр легкового такси;
- допускать к управлению такси работников-водителей, соответствующих требованиям, предъявляемым к ним новым законом (для перевозчиков-юридических лиц);
- обеспечить соблюдение требований норм закона в отношении рабочего времени, времени отдыха, времени управления автомобилем, учету такого времени;
- быть зарегистрированным в налоговом органе того субъекта РФ, который выдал разрешение на перевозки;
- оформлять путевой лист (для юридических лиц);
- если перевозчик заключит договор со службой заказа такси, он обязан направлять в такую службу сведения о готовности к выполнению заказов, о времени начала и окончания выполнения заказов;
- вести в электронном или бумажном формате журнал регистрации заказов легкового такси (журнал заказов) и обязательно вносить в него следующие сведения: номер заказа, дату и время принятия заказа, дату выполнения заказа, адрес места прибытия такси и места окончания перевозки, сведения о ТС (марка, модель, госномер) и ФИО водителя такси; планируемое и фактическое время прибытия такси и окончания перевозки, способ направления заказа перевозчику и телефонный номер лица, заказавшего такси (фрахтователя), дополнительные требования заказчика к перевозке (напр.,наличие детского кресла, перевозка инвалида и коляски и т.п.);
- хранить сведения из журнала заказов не менее 6 месяцев со дня исполнения заказа; предоставлять такие сведения по требованию государственного органа ГИБДД или МВД;
- сообщать заказчику такси: номер заказа, наименование перевозчика-юридического лица или ФИО перевозчика-ИП или самозанятого, размер оплаты за перевозку, причины возможного изменения стоимости, возможность выполнения дополнительных требований заказчика, планируемое время прибытия такси. Если такие сведения сообщает служба заказа такси (на основании заключенного с ней договора), то перевозчик сообщать их повторно не должен. Формат сведений о перевозке должен быть доступным в том числе заказчикам-инвалидам (с нарушением слуха или зрения), т.е. такие сообщения, по требованию заказчика, должны передаваться в виде текстового или звукового сообщения.
- после прибытия такси сообщать заказчику (с учетом вышеизложенных требований к сообщениям) на русском языке: местонахождение такси, его марку, модель, госномер и цвет кузова, а также ФИО водителя и его телефонный номер, или иной способ, позволяющий осуществить вызов на номер водителя, фактическое время прибытия такси;
- разработать тарифы на перевозку (с учетом времени суток, дня недели, класса комфортности и других особенностей перевозки) и правила их применения, если такие тарифы не установлены по договору со службой заказа такси или региональными властями Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, или граничащих с ними субъектов РФ.
- выполнять требования по обеспечению безопасности движения при использовании ТС, в том числе установленные ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- направлять сведения о водителях такси в уполномоченный орган. Перечень таких сведений каждый регион устанавливает самостоятельно;
- не допускать к управлению такси лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за определенные преступления, а также лиц, в отношении которых ведется следствие или судебное рассмотрение по этим преступлениям.
Требования к службам заказа такси
Деятельность службы заказа такси может осуществлять любое юридическое лицо или предприниматель, которые соответствуют следующим требованиям:
- иметь место нахождения на территории РФ — для юридических лиц (это норма будет действовать с 01 сентября 2025 г.
- имеет место жительства на территории того субъекта РФ, в котором предполагается осуществление деятельности службы заказов — для ИП;
- технические средства, используемые для получения, хранения, обработки и передачи заказов, а также базы данных размещены на территории РФ;
- выполнять обязательные требования в процессе осуществления деятельности службы заказов (обеспечивать прием, передачу, сохранность и защиту сведений о заказе такси; вести журнал заказов такси; ежедневно проверять сведения в реестре перевозчиков и реестре такси и др.);
- для юридических лиц — иметь филиал или представительство на территории того региона, в котором получено разрешение, при одновременном наличии следующих факторов: если место нахождения службы заказа легкового такси расположено в одном регионе, а разрешение на осуществление такого вида деятельности выдано уполномоченным органом другого региона, а количество легковых такси, используемых для выполнения заказов, которые передает такая служба, превысит 4 000 в сутки. Такой филиал или представительство необходимо будет открыть в срок, не превышающий 30 дней, со дня установления факта превышения количества легковых такси, при этом такое превышение должно быть зафиксировано в течение 5 рабочих дней подряд (это норма также начнет действовать с 01 сентября 2025 г.).
Какие требования будут предъявлять к машинам такси?
Закон устанавливает правила как для внешнего вида такси, так и для внутреннего оснащения.
Так, машина должна иметь на кузове характерные «шашечки», а на крыше — оранжевый фонарь. Расцветка авто тоже должна быть характерной для службы такси, а конкретные параметры определят в каждом регионе отдельно.
В салоне на видном месте должен быть указан госномер автомобиля, наименование перевозчика, порядковый номер в реестре перевозчиков, а также данные о разрешении на осуществление перевозок.
Кроме того, пассажир должен иметь доступ к информации о водителе (ФИО) и номеру телефона перевозчика на случай возникших жалоб.
Также в машине у таксиста должна быть информация о действующих тарифах. Эти данные он обязан предоставлять пассажирам, если те этого требуют.
Требования к водителям и автомобилям
Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.
С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.
Предлагается обязать автомобильного перевозчика заключить с водителем транспортного средства, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, трудовой договор (за исключением индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц).
Об этом изменении говорилось и ранее, еще в 2020-м. Оно чревато тем, что вопросы могут возникнуть у водителей, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех из них, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.
И это предложение подвергалось критике. Примерно в то же самое время Онлайнер публиковал результаты большого исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли Белорусского государственного экономического университета. Полученные данные показали, что только у немногим более половины участвовавших в опросе водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода. Для 12% это неосновной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных — подработка, дополнение к основному заработку.
Нам не известно, проводилось ли подобное исследование в недавнее время.
Запрет на включение в стоимость простоя
Проектом постановления предлагается закрепить следующие положения: «Размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси, заказанную и оплаченную посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек, определяется электронной информационной системой за посадку в автомобиль-такси, за 1 км оплачиваемого пробега и 1 минуту поездки на основании договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси».
При этом «запрещается включать в размер платы стоимость простоя автомобиля-такси во время выполнения автомобильной перевозки пассажиров автомобилем-такси по не зависящим от воли пассажира обстоятельствам (остановка на железнодорожном переезде, запрещающем сигнале светофора и т. д.)».
— Расчет времени выполнения одной поездки с учетом вычета из стоимости поездки простоя на светофорах, железнодорожных переездах и т. д., не представляется возможным, — уверены в АПиД. — А в случае введения данного положения увеличится количество споров между пассажирами и водителями такси, осуществляющими перевозку, а также между водителями и диспетчерами, электронными информационными системами. Кроме того, стоимость поездок упадет, что негативно скажется как на перевозчиках (их финансовая нагрузка увеличится), так и на водителях такси (их заработок уменьшится). Вследствие этого увеличится количество перевозчиков и водителей, которые будут осуществлять поездки «от борта» и в обход электронных информационных систем, что означает и обход налоговых платежей.