Группы инвалидности и степени ограничения к трудовой деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Группы инвалидности и степени ограничения к трудовой деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?
28.03.2019
Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).
Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ. Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.
Предложен следующий вариант разграничения понятий:
· Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
· Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий
В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.
Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше. Понимать, в чем отличие ОВЗ и инвалидов критично важно для исправления несовершенства образовательной системы, согласно которой дошкольники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных коррекционных группах в ДОУ, а дети с инвалидностью — преимущественно в рядовых детских садах и группах либо же предпочитают надомное обучение.
При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
· полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
· утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:
1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.
2. Направление документов на рассмотрение в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.
Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.
В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.
Полезные ссылки и литература по теме
Для начала несколько суперполезных изданий, которые помогут повысить квалификацию воспитателя, педагога, логопеда и дефектолога. Это бумажные пособия:
- Настольная книга педагога, работающего с ОВЗ. Знакомит с психолого-педагогическими портретами детей с особенностями. В основном, рассчитана на школьных учителей, но будет полезна родителям и воспитателям ДОУ.
- Чрезвычайно важное пособие для коррекционного педагога – «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». Расскажет, в каком документе искать нужную информацию.
- Сборник локальных нормативных актов, которыми регулируется обучение детей с ОВЗ по ФГОС. Приведенные документы можно использовать в качестве примеров, чтобы разработать адаптированную программу, приказ, рабочий план.
- Методичка по работе с дошкольниками «Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения». Очень хорошие отзывы о материале.
- Пособие «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ». Предлагает инновационные подходы в развитии инклюзивного образования, тема актуальная.
Есть менее важная, но не менее интересная литература. Для тех, кто уже немножко в теме и пытается вникнуть поглубже, могу посоветовать еще несколько изданий:
- На важную тему тьюторов в школе. Методичка «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии».
- Пособие для организаторов культурных мероприятий в детсаду – «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ».
- Для логопедов и дефектологов – «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ». Поможет не только совладать с математикой, но и развивать речь.
- Пособие «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ». Рассказывает, когда и кому из деток нужны альтернативные и дополнительные методы общения, как их применять.
- На ту же тему – рекомендации по альтернативным коммуникациям от других авторов.
- Пара книжек по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ – одна и вторая. Родителей надо сделать активными участниками образовательного процесса.
- CD-диск с вебинаром в помощь педагогам-психологам. Имеет сложное название «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации». Учит оказывать социальное сопровождение, способствовать раскрытию личностного потенциала.
Существуют разные классификации инвалидности в зависимости от тех или иных критериев:
В зависимости от возраста человека |
|
В зависимости от причины (см. выше) |
|
В зависимости от степени утраты трудоспособности |
|
В зависимости от степени утраты способности к передвижению |
|
В зависимости от вида нарушенной функции |
|
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни.
Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.
Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.
Под инвалидами в нашей стране понимаются лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Отметим, что с 01.07.2022 порядок и основания признания лица инвалидом регулируются Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом».
В соответствии с пунктом 5 Правил о признании лица инвалидом, условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
В соответствии с пунктом 6 данных Правил, наличие одного из настоящих условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Таким образом, инвалидность устанавливается не по факту наличия определенного диагноза, а в зависимости от наличия стойких расстройств функций организма, степени их выраженности, вызванных ими ограничений жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты.
В случае признания гражданина инвалидом бюро медико-социальной экспертизы должно также установить причины инвалидности. Причина инвалидности влияет на установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 15 Правил о признании лица инвалидом, в случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности:
а) общее заболевание;
б) трудовое увечье;
в) профессиональное заболевание;
г) инвалидность с детства;
д) инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;
е) военная травма;
ж) заболевание получено в период военной службы;
з) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
и) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
к) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
л) заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;
м) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк»;
н) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;
о) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;
п) заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий;
р) инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;
с) иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Перечень причин инвалидности сформулирован как открытый, что позволяет бюро медико-социальной экспертизы указывать прямо не поименованные в перечне причины, установленные в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Например, в приказе Минтруда России от 28.11.2019 № 742н среди иных причин, установленных законодательством Российской Федерации, названы также инвалидность вследствие аварии в г.Арзамасе 4 июня 1988 г.; вследствие катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г.; взрыв на станции Свердловск-Сортировочная.
Порядок установления причин инвалидности утвержден приказом Минтруда России от 28.11.2019 № 742н.
По общему правилу в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.
Если причина инвалидности иная, гражданин должен представить комиссии документы, подтверждающие факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности. Пока документы не представлены, в качестве причины инвалидности также указывается общее заболевание, при этом гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида (п.14 Правил признания лица инвалидом).
Таблица № 2. Причины инвалидности и документы, которые их подтверждают
Причина инвалидности | Подтверждающие документы |
---|---|
Трудовое увечье | Один из следующих документов:
|
Профессиональное заболевание | Один из следующих документов:
|
Инвалидность с детства | Медицинские документы, подтверждающие что:
или |
Инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов | Документы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, об обстоятельствах ранения (контузии, увечья), клинических проявлениях их последствий или решение суда об установлении факта ранения (контузии, увечья), связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. |
Военная травма | Заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний Или Записи в военных билетах, подтверждающих службу в отдельных частях, группах, отрядах и соединениях (для лиц, выполнявших боевые задания в годы Великой Отечественной войны в тылу противника в составе частей особого назначения) Или Документ, подтверждающий пребывание в составе партизанских частей и соединений (для лиц, принимавших участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны) |
Заболевание получено в период военной службы | Военно-медицинские документы: свидетельство о болезни, заключение ВВК, справки военно-медицинских учреждений, а также справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива. |
Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС | Заключение военно-врачебной комиссии |
Заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС | Один из следующих документов:
|
Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС | Удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
Заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк» | Удостоверение, подтверждающее статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк» | Удостоверение и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча |
Заболевание связано с последствиями радиационных воздействий | Удостоверение и заключение межведомственного экспертного совета (или военно-врачебной комиссии) о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с радиационным воздействием. |
Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска | Удостоверение гражданина из подразделения особого риска и заключение ВВК либо заключение межведомственного экспертного совета, или заключение медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации об установлении причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска |
Заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий | Справка, выданная военным комиссариатом, об обслуживании гражданином действующих воинских частей Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившихся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий, и справка о заболевании (ранении, контузии, увечье), полученном гражданином во время обслуживания указанных воинских частей. |
Инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан | Удостоверение ветерана боевых действий единого образца, выданное на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан |
Вследствие аварии в г. Арзамасе 4 июня 1988 г. | Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось в результате аварии в г.Арзамасе 4 июня 1988 г. |
Вследствие катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г. | Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось в результате катастрофы на территории Башкирской АССР 3 июня 1989 г. |
Взрыв на станции Свердловск-Сортировочная | Медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось вследствие взрыва на станции Свердловск-Сортировочная |
При аномалиях здоровья, которые сложно поддаются лечению или считаются не устранимыми, по закону гражданину РФ положена определённая группа инвалидности. Особый статус человека с ограничениями независимо от возраста гарантирует ему получение пенсии и различных преференций. Более подробно раскроем тему в данном материале. Группы инвалидности в РФ — характеристика каждой Инвалидов принято классифицировать согласно их способности к работе и самообслуживанию. С учётом этих возможностей и степенью их утраты дают 1, 2 или 3 группу. Льготникам 1 группы в силу значительных ограничений по здоровью требуется помощь в передвижении, осуществлении ухода и пр. Нередко у таких граждан диагностируют проблемы с ориентацией во времени и пространстве, сложности с общением и контролем поведения. Проще говоря, категория относится к тяжёлой. При 2 группе способности частично сохранны. То есть специальные приспособления, устройства помогают инвалиду справляться с повседневными делами, ходить и даже работать в специальных условиях. Хотя рассматриваемая группа (как и 1) считаются не рабочими. Наконец, граждане с 3 группой могут обслуживать себя, перемещаться, трудиться достаточно свободно, но в более медленном темпе по сравнению с обычными людьми. График таких работников должен быть облегчённым, нужно учитывать некоторые ограничения и рекомендации врачей. Критерии получения группы инвалидности Право на льготный статус возникает в случае, когда недуг, травма, увечье ограничивают возможности их обладателя (умственные и физические). Таким образом, фиксируется нуждаемость человека в соцзащите и тд. Важно! По словам экспертов, нет полного списка заболеваний, по которым обязательно дадут группу инвалидности. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Ребёнка или взрослого признают льготником только по итогам проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Специалисты опираются на предоставленные документы, оценивают признаки нездоровья, опрашивают больного и тд. В частности, принимают во внимание следующие дисфункции: — утрата зрения, слуха, голоса, чувствительности тактильных и других анализаторов; — расстройства психики — частичная или тотальная потеря памяти, способности нормально мыслить, управлять сознанием и выполнять элементарные действия; — деформация тела — к примеру, из-за отсутствия части тела простые движения, перемещение становятся невозможными, либо затруднены. В целом группу дают согласно тому, на сколько сильно проблема ухудшила жизнедеятельность человека. После присвоения в большинстве случаев особый статус требуется подтверждать на МСЭ раз в год или в несколько лет. В исключительных ситуациях (необратимые недуги, ухудшение самочувствия и пр) группа устанавливается до конца жизни (бессрочно). Перечень заболеваний для каждой группы. При 1 группе нарушения по здоровью наиболее стойкие и явные. Наблюдаются значительные ограничения. О присвоении данной категории речь идёт, если диагностируются: — ампутация (частичная или полная); — злокачественные опухоли с множеством метастаз; — тяжёлая степень недостаточности кровообращения; — поражение ЦНС, вызвавшее частые эпиприпадки, паралич тела; — необратимые проблемы в работе органов или последствия травмы; — сумеречное сознание, слабоумие, прогрессирующая шизофрения и другие аномалии; — заболевание, приведшее к потере голоса, зрения, слуха, а также прогрессирующий туберкулёз (последняя стадия). Поводом для присвоения 2 группы являются также явные проблемы, связанные с: — циррозом лёгких и печени; — удалением раковых опухолей; — язвой желудка в тяжёлой форме; — усугубляющимся туберкулёзом; — недугами спинного мозга (параличом); — поражениями миокарда или мышцы сердца, сбоем в кровотоке; — влияющими на интеллект инфекциями, травмами и атеросклерозом мозга; — хирургическим вмешательством в работу внутренних органов, их целостность и тд. Что касается 3 группы, здесь имеют место болезни, при которых несмотря на ограничения можно вести самостоятельную жизнь, работать. Специалисты дают инвалидам эту группу, если сталкиваются с: — поражениями ЦНС; — анатомическими дефектами; — аномалиями сосудов и сердца; — дисфункцией опорно-двигательного аппарата. Степени инвалидности для каждой группы, чтобы описать ущерб от недуга для организма, применяют такие степени повреждения, как: — небольшие дисфункции; — аномалии умеренной силы; — сильно проявленные состояния; — тяжёлые, сильно ограничивающие патологии. При первых двух степенях можно получить 3 «рабочую» группу, а при оставшихся двух подразумевается нетрудоспособность, недоступность профессиональной деятельности. Особенности оформления инвалидности назначают конкретную группу после подготовки документации и освидетельствования на МСЭ. В результате гражданину с ограничениями по здоровью доступны пенсионные выплаты и льготы, которые могут иметь небольшие отличия с учётом категории инвалидности. Очередное освидетельствование происходит через несколько лет для обладателей 1 группы и раз в год для лиц с 3, 2 группами. Если особенности выявлены у несовершеннолетнего, до 18 лет он будет считаться ребёнком-инвалидом (статус могут дать на год или на более долгий период). В ходе новой медкомиссии группу могут изменить или снять с учётом актуального состояния обследуемого. Далее перечислим основные нюансы по группам, касающиеся их назначения.
1 группа инвалидности. На фоне ограничений 4 степени и тяжёлых нарушений достаточно часто инвалидность является бессрочной. О пожизненной группе говорят при стабильности или ухудшении состояния в отношении следующих льготников: — с общими заболеваниями в тяжёлой форме; — военнослужащих, экс-блокадников, участников военных действий и ветеранов; — имеющих сложные группы (не только 1, но и 2) при неизменности здоровья в течение 15 лет (и более), или при отсутствии позитивной динамики на протяжении 5 лет реабилитации; — достигших пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 — для мужчин) инвалидов нерабочих групп.
2 группа инвалидности Установление особого статуса аналогично 1 группе, но степень тяжести другая — болезни, как правило, в явной 3 стадии. Если случай исключительный и вписывается в представленный выше перечень, группа бессрочная и освидетельствоваться ежегодно не нужно.
3 группа инвалидности. Здесь проблема со здоровьем обычно во 2 или 1 стадии. Присутствуют бытовые и иные ограничения, медлительность, но работать разрешено. Тем более что размер пособия для льготников с 3 группой меньше, чем у других инвалидов. Зато им даются преференции в виде бесплатного переобучения, дополнительного отпуска и перерывов, особого оснащения рабочего места и тд.
Е же годно в учре жде ниях ме дико-социа льной экспе ртизы освиде те льствуе тся боле е 4 миллионов че лове к, из них впе рвые призна ются инва лида ми около 1 миллиона че лове к, повторно -2,5 миллиона гра жда н. По мне нию Министе рства здра воохра не ния и не посре дстве нно социа льного ра звития, пробле ма роста инва лидности пе ре шла в ка те горию «на циона льной бе зопа сности»[11]. В этой связи возра ста е т не обходимость ра зра ботки а де ква тных ме р социа льной за щиты инва лидов, основной це лью которой являе тся восста новле ние их профе ссиона льного и социа льного ста туса , достиже ния ими ма те риа льной не за висимости и социа льной инте гра ции в обще ство. Не смотря на то, что в после дне е вре мя был принят ряд за конов, на пра вле нных на усиле ние социа льной подде ржки инва лидов, их положе ние оста ётся тяжёлым. Эффе ктивность систе мы социа льной за щиты на се ле ния можно оце нить, сопоста вив фина нсирова ние ме роприятий систе мы социа льной за щиты с сокра ще ние м бе дности.
Человек направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (поликлиника, больница и др.), независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Лечебно-профилактическое учреждение направляет человека на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.[14]
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу человека, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (эти документы выдает лечебно-профилактическое учреждение).
Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу. Отсюда следует, что эти организации буду собирать сведения о течении болезни очень тщательно и скрупулезно.
В случае если эти организации отказали человеку в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Это очень важный пункт в Постановлении, потому что именно он является ответом на многие заданные нам вопросы относительно инвалидности.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению человека (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется человеку, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
Человеку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Человеку, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДЕФЕКТОВ, НЕОБРАТИМЫХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА, ПРИ КОТОРЫХ ГРУППА ИНВАЛИДНОСТИ БЕЗ УКАЗАНИЯ СРОКА ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ (КАТЕГОРИЯ «РЕБЕНОК ИНВАЛИД» ДО ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ВОЗРАСТА 18 ЛЕТ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГРАЖДАНАМ НЕ ПОЗДНЕЕ 2 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ПРИЗНАНИЯ ИНВАЛИДОМ (УСТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «РЕБЕНОК-ИНВАЛИД»):
1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).
2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.
3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.
4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.
5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).
6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).
7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.
8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).
9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
10. Полная слепоглухота.
11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).
12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ — III степени и коронарной недостаточностью III — IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ — III стадии).
13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III — IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ — III степени.
14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II — III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ — III степени.
15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.
16. Неустранимые каловые свищи, стомы.
17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).
18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.
19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.