Формы собственности организации: расшифровка и характеристика
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы собственности организации: расшифровка и характеристика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Непосредственно ст. 132 ГК РФ в судебных постановлениях и определениях высших судов упоминается довольно редко, и в основном в связи с необходимостью подчеркнуть, что сделки, в которых предприятия являются предметами, подлежат государственной регистрации. Особенный состав содержало дело № ГКПИ08-548, которое рассматривалось 31 марта 2008 года по заявлению гражданина Головушкина М. Ю. о признании недействующим пункта 3 Инструкции о порядке госрегистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 6.08.2001 года № 233.
Перечень позиций классификатора по возрастанию кодов
Код | Наименование |
---|---|
10 | Российская собственность |
11 | Государственная собственность |
12 | Федеральная собственность |
13 | Собственность субъектов Российской Федерации |
14 | Муниципальная собственность |
15 | Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
16 | Частная собственность |
17 | Смешанная российская собственность |
18 | Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей |
19 | Собственность потребительской кооперации |
20 | Иностранная собственность |
21 | Собственность международных организации |
22 | Собственность иностранных государств |
23 | Собственность иностранных юридических лиц |
24 | Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства |
27 | Смешанная иностранная собственность |
30 | Совместная российская и иностранная собственность |
31 | Совместная федеральная и иностранная собственность |
32 | Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность |
33 | Совместная муниципальная и иностранная собственность |
34 | Совместная частная и иностранная собственность |
35 | Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность |
40 | Смешанная российская собственность с долей государственной собственности |
41 | Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности |
42 | Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации |
43 | Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации |
49 | Иная смешанная российская собственность |
50 | Собственность благотворительных организаций |
51 | Собственность политических общественных объединений |
52 | Собственность профессиональных союзов |
53 | Собственность общественных объединений |
54 | Собственность религиозных объединений |
61 | Собственность государственных корпораций |
Закон о частной собственности в России: что говорят Конституция РФ и ГК РФ
Организационно-правовые формы собственности для организаций и граждан в Российском государстве предполагают нерушимость частного владения имуществом. Владелец вправе распоряжаться им по собственному усмотрению:
- продавать;
- сдавать в аренду;
- конвертировать;
- выполнять другие действия, не выходящие за рамки закона.
Понятие частной собственности распространяется на:
- участки земли;
- произведения искусства;
- результаты научной работы;
- актерскую игру;
- обработанную и авторизованную информацию;
- водоемы;
- недвижимость;
- технологическое оснащение;
- животный и растительный мир;
- денежную сферу, включая ценные бумаги.
Ст. 35 Конституции РФ закрепляет следующие положения:
- охрану законодательством права человека владеть частной собственностью;
- право единоличного распоряжения собственным имуществом;
- возможность нарушения права владения имуществом только по результатам судебного решения;
- гарантированное наследование.
Отдельно Конституция упоминает об отношении к земле, запрещая в ст. 36:
- наносить ущерб окружающей среде;
- нарушать права и интересы других людей.
- Лялин Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Монография / Под ред. Е.В. Блинковой. М.: Юрист, 2005.
- Авилов Г.Е., Безбах В.В., Брагинский М.И. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 3-е изд., испр., перераб. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2005. С. 258.
- Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 160.
- Гражданское право: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юрист, 2003. Ч. 1. С. 165.
- Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. N 6.
- Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988. С. 51.
- Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С. 1.
- Андрощук В.В., Борноволоков П.А., Еремина Е.В. и др. Правовое регулирование экономических отношений: Альманах / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1. С. 153.
- Лялин Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 15 — 17.
- Ремчуков Н.К. Правовой статус государственных корпораций как юридических лиц публичного права // Банковское право. 2011. N 2.
- Рыбаков В.А. О системе собственности (цивилистический очерк). М., 2008. С. 50 — 63.
В ст. 212 ГК РФ представлено деление видов собственности по субъекту, т.е. в зависимости от того, кому она принадлежит. Иными словами, форма собственности определяется кругом и характером управомоченных субъектов. Различают следующие формы собственности:
1) частную собственность — собственность граждан и юридических лиц;
2) государственную собственность;
3) муниципальную собственность;
4) иные формы собственности.
Следует отметить, что понятия «формы права собственности» и «виды права собственности» как правило, отождествляются.
В собственности граждан и юридических лиц в силу закона может находиться любое имущество, количество и стоимость которого не ограничиваются. Исключение составляют отдельные виды имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать частным лицам (п. 1 ст. 213 ГК РФ).
Частная собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц, в равной степени может быть как индивидуальной, так и коллективной (общей).
Частная собственность физических лиц. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане, призвана обслуживать исключительно их интересы. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. ст. 24, 25 ГК РФ). При этом на отдельные виды его имущества, перечень которых приведен в статье 446 ГПК РФ, взыскание обращено быть не может. В случае смерти собственника — физического лица принадлежавшее ему на праве собственности имущество переходит в порядке наследования к наследникам по закону или завещанию.
Частная собственность юридических лиц. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ). То есть, сам факт образования организации свидетельствует о том, что она наделяется участниками определенным имуществом. Исключение из данного правила составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения, для которых собственниками передаваемого имущества остается государство, субъект РФ или муниципальное образование. Указанным субъектам в большинстве случаев имущество передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
После прекращения деятельности юридического лица оставшееся имущество подлежит распределению между ее участниками пропорционально их долям.
Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, которое используется такими субъектами исключительно для достижения целей, указанных в учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации общественной или религиозной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в соответствии с целями, для которых она была учреждена.
Государственная собственность подразделяется на два уровня: 1) федеральная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации; 2) региональная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Государство осуществляет свои полномочия через систему органов государственной власти, каждый из которых наделяется собственной компетенцией. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным предприятиям и учреждениям. Имущество, составляющее государственную собственность, может быть передано иным юридическим лицам, например, на праве аренды, причем в большинстве случаев речь идет о долгосрочной аренде, позволяющей одновременно передать и обязанность несения всех расходов.
Государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.
Муниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие: 1) городским поселениям; 2) сельским поселениям; 3) иным муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). Муниципальная собственность включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество и принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, субъектами права муниципальной собственности могут выступать все органы муниципального образования, которыми являются представительный и исполнительный орган.
Иные формы собственности. Понятие «иные формы собственности», хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК РФ не раскрывается. Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.
Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях
Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.
Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.
Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами
К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:
- Государственная казна страны.
- Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
- Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
- Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
- Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
- Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
- Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
- Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.
Понятие и особенности федеральной собственности
В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.
Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.
Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.
Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.
Процесс разгосударствления
Под разгосударствлением принято понимать процесс передачи имущества от государства в руки частных лиц. Процедура включает в себя несколько направлений, главное из которых — сокращение доли участия госсектора в экономике страны.
Разгосударствление — система мер, направленных на преобразование государственной собственности для устранения чрезмерного участия государства в экономике.
Помимо прочего, процедура означает практически полное снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, но это не означает, что руководство страны перестает играть существенную роль в рыночной экономике.
Основные способы разгосударствления:
- либерализация рынков — открытие новых возможностей для основания рынка новыми хозсубъектами,
- коммерциализация — перевод государственных организаций на коммерческий расчет,
- стимулирование создания смешанных предприятий,
- денационализация.
Все четыре инструмента применяются в совокупности, выражаясь в изменении форм управления организации и совершенствовании механизма рыночной экономики.
Структура организационно-правовых форм, предусмотренная ГК РФ
В Российской Федерации предпринимательская деятельность может осуществляться в двух предусмотренных ГК РФ организационных видах:
* индивидуальное предпринимательство, осуществляемое гражданином без образования юридического лица;
* предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами (предприятиями различных организационно-правовых форм).
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Следовательно, индивидуальное предпринимательство — это такой вид предпринимательской деятельности, которая организуется и реализуется отдельным гражданином (физическим лицом). К данному виду предпринимательства применимы все правила и требования ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц. Это касается как использования предоставляемых правовым статусом прав и гарантий (например, право индивидуального предпринимателя использовать наемную рабочую силу), так и безусловного выполнения всех обязанностей в полной мере (например, имущественная ответственность индивидуального предпринимателя, в случае его банкротства, перед кредиторами).
Другой комментарий к статье 132 ГК РФ
1. В соответствии с комментируемой статьей под предприятием понимается имущественный комплекс, признаваемый недвижимостью. В данном качестве предприятие выступает как объект права. Оно может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением прав на него. Собственно и само понятие «предприятие» выполняет вспомогательные функции. Оно сконструировано с учетом потребностей гражданского оборота.
Согласно п. 2 комментируемой статьи в состав предприятия как имущественного комплекса входят два компонента: 1) имущество в собственном смысле слова и 2) объекты интеллектуальной собственности, а также приравненные к ним средства индивидуализации предприятия, выпускаемой им продукции, выполняемых работ или услуг.
К имуществу отнесены вещи (земельные участки, здания, сооружения, оборудование и т.п.), к имущественным правам и обязанностям — права требования и долги к третьим лицам.
2. Права и обязанности предприятия (его собственника) в области трудовых отношений не отнесены к имущественным правам и обязанностям, входящим в состав его имущества. С таким решением законодателя можно согласиться при условии, что руководитель предприятия не имеет права найма и увольнения работников. В действительности же в крупных предприятиях такое право у руководителей имеется. В этом случае понятие предприятия, данное в комментируемой статье, становится нежизнеспособным.
В принципе объектом права в сделках должно быть «предприятие на ходу», а не предприятие, выступающее в качестве омертвленного имущественного комплекса (без коллектива работников). В последнем варианте в качестве объекта права в сделках могут выступать лишь вновь создаваемые предприятия или предприятия, находящиеся в стадии их ликвидации. Во всех других сделках объектом права является «работающее предприятие» с коллективом работников.
Понятие предприятия, определяемое в гражданском законодательстве, не может быть оторвано от законодательства о труде.
Управление акционерным обществом
Выше мы выявили, что такое ОАО и в какую форму оно преобразовалось после 2015 года. Обобщив, описанную информацию, получим следующую картину.
Общее собрание акционеров имеет наивысшую власть, состоит из держателей обыкновенных акций и определяет основной вектор развития компании, распределяет прибыль.
Совет директоров подчиняется общему собранию. Выполняет решения совета правления, осуществляется оперативное управление и назначает исполнительного директора. В исключительных случаях, совет правления выпирает исполнительного директора. Директор, в свою очередь, выполняет поручения совета директоров и отчитывается перед ним за проделанную работу.
Если в уставных бумагах открытого акционерного общества прописан единоличный исполнительный орган — генеральный директор избирается советом правления на ежегодном собрании. Деятельность предприятия полностью подчиняется российскому законодательству, в частности Федеральному Закону РФ “Об акционерных обществах”.
Физические лица как субъекты права собственности
В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане обладают общей правоспособностью, в том числе могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать его; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и т. д.
Таким образом, сфера использования объектов частной собственности граждан имеет не только потребительский (как считалось в советский период), но и производственный характер.
Право государственной и муниципальной (публичной) собственности
В действующем законодательстве отсутствует общее понятие «публичной собственности». Статьи 214 и 215 ГК РФ используют понятия «государственной» и «муниципальной» собственности. В юридической литературе их принято называть публичной собственностью.
Основными особенностями публичной собственности является наличие у ее субъектов властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, имущество которой составляет федеральную собственность, а также субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, имущество которых составляет собственность соответствующего субъекта Российской Федерации.
Субъектами права муниципальной собственности, согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ, являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Определение муниципального образования содержится в ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанной статье, к муниципальным образованиям, помимо городских или сельских поселений, относятся также: муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Следует отметить, что в юридической литературе обсуждается вопрос о выделении еще одного публичного собственника – «народа Российской Федерации». Некоторые авторы высказывают предложения о законодательном обособлении категории «национальное (народное) достояние» как особом правовом режиме некоторых видов недвижимости (прежде всего, природных ресурсов) в рамках публичной (государственной) собственности. Объекты национального достояния, по их мнению, должны лишь охраняться государством, без права изменять их правовой режим. Наделение особым правовым статусом объектов национального достояния подразумевало невозможность их приватизации.
Однако Е. А. Суханов указывает, что гражданское право не может признавать правосубъектность народа (нации) в целом.
По его мнению, предполагаемое гражданско-правовое оформление объектов национального достояния сводится к ограничению их оборотоспособности и в действительности лишь демагогически маскирует режим исключительной государственной собственности.
От имени публичных образований права собственника осуществляют соответственно органы государственной власти или местного самоуправления в рамках своей компетенции (см.: п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 и ст. 125 ГК РФ). При этом «стороной конкретных правоотношений собственности юридически является именно государство или иное публично-правовое образование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юридического лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества)».
Как указывалось ранее, публичная собственность отличается от частной прежде всего по кругу объектов и по основаниям возникновения или прекращения.
Объекты права публичной собственности
Для публичной собственности характерен принцип всеобщности, означающий, что в публичной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое или ограниченное в обороте. Однако в полной мере этот принцип применим лишь к федеральной собственности. «Фактически субъекты РФ в настоящее время являются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота имущества. Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота».
Виды объектов, ограниченных или изъятых из оборота, которые могут находиться только в федеральной собственности или в собственности иных публичных образований, определяются отдельными законами (см. п. 2 ст. 129 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (см. п. 2 ст. 214 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Однако в настоящее время такой закон отсутствует (исключение составляют земельные участки, см. ст. 16–19 ЗК РФ). До принятия закона сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно указанному постановлению, объекты публичной собственности делятся на: 1) исключительно федеральное имущество; 2) федеральное имущество, которое может быть передано в собственность субъектов РФ; 3) собственность субъектов РФ; 4) муниципальную собственность.
Собственность субъектов РФ образуется за счет федерального имущества в случаях его передачи (отчуждения) от Российской Федерации, которая неоднократно имела место на протяжении 90-х гг. по специальным постановлениям Правительства РФ. Субъекты РФ, в свою очередь, вправе передавать находящиеся в их собственности объекты в муниципальную собственность. Такая передача осуществляется безвозмездно и является публично-правовым актом. После завершения разграничения публичной собственности отчуждение публичного имущества возможно только на гражданско-правовых (чаще всего договорных) началах.