Изменения в Семейном Кодексе в 2023 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в Семейном Кодексе в 2023 Году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По правовому смыслу обязанность для родителя в обеспечении ребенка жильем, отвечающим условиям комфортного проживания, возникает только в том случае, если несовершеннолетний ребенок действительно в нем нуждается.

Важно соблюдать: какие права имеет ребенок в России

К примеру, семья проживала в квартире отца, приобретенной до брака, а после развода мать с ребенком вынуждены переехать в съемное жилье. Если финансовое положение матери не позволяет арендовать «достойную» квартиру, тогда отец будет обязан принять участие в расходах на съем жилья.

Важное пояснение: данная обязанность возникает исключительно по решению суда, а предоставлять доказательства обязан истец, в данном случае мать.

Не менее масштабные изменения в семейном праве ожидаются и осенью. Планируется ввести в кодекс значение слова «брак» — добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, и запрет на однополые браки для представителей ЛГБТ-сообщества (в том числе и для лиц, сменивших пол, — трансгендеров).

Под родителями предложено понимать кровных мать и отца ребенка, родной семьей — семью родителей ребенка и (или) их родственников.

Юристы рассказали Минюсту о проблемах применения семейного законодательства

Проблемы Применения Семейного Законодательства В России Открывая встречу, А. В. Коновалов назвал главной задачей проводимого мониторинга – выявление проблем, возникающих в правоприменительной практике, а критерием оценки эффективности законов — их соответствие требованиям общества. Поэтому министр юстиции призвал всех участников в своих докладах перейти от общих оценок к конкретным предложениям по совершенствованию правовой системы, чем мы и занялись в ходе работы круглых столов и секций.

  • режим имущества, приобретенного в фактическом браке, в том числе и порядок его раздела;
  • режим ответственности по обязательствам фактических супругов (особенно в ситуации, когда один из них оформляет на себя кредит, предоставляя денежные средства в распоряжение другого);
  • алиментные отношения фактических супругов в отношении друг друга;
  • перечень имущественных прав фактических супругов и способы их защиты.

Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из МРОТ, соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 года №841-О-О и 05 июля 2011 года №953-О-О, а также разъяснению Верховного Суда РФ, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 года.

Семья, как один из наиболее ранних социальных институтов, возникла еще в недрах первобытного общества, т. е. значительно раньше классов, наций и государства и выполняет специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений.

Семья – первичная ячейка общества и всегда привлекала к себе внимание общественных наук. Философы видели в семье и семейных отношениях источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отражение в миниатюре самой структуры и сущности общества (каждое государство слагается из отдельных семей); политологи – отражение противоречий и симпатий, имеющихся в политической жизни общества, причины неравенства и зависимости в нем; экономисты – основу материальной жизни человека; юристы полагали, что семья – база возникновения права и государственности.

В семейном законодательстве отсутствует определение семьи, а теория семейного права, как правило, выделяет два понятия семьи. В социологическом понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы, а в юридическом смысле – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Социальная статистика России свидетельствует, что 9 из каждых 10 жителей страны – члены семьи, но сами семьи становятся все меньше (2–3 чел.) и наблюдается тенденция к семье с одним ребенком или вообще без детей (67 %). Растет внебрачная рождаемость: в 2003 г. внебрачные дети составляли одну четвертую часть от общего числа рождений. Анализ социального положения семьи показывает, что современным семьям часто свойственны негативные явления: конфликтность, малодетность, рост распада семей, сиротство, безнадзорность молодежи. В первую очередь требуют правовой защиты институты брака, усыновления, определенные категории семей.

СК не рассматривает семью в целом как субъект правоотношений, относя все виды правоотношений к кругу членов семьи – супругам, родителям, детям и другим родственникам, которые являются субъектами права как лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Однако не будучи юридическим лицом, семья выступает в отдельных случаях как единое целое, например в жилищных, пенсионных вопросах, при получении льгот на всю семью (размер квартплаты, пенсии, пособия), при учреждении фермерского хозяйства.

Таким образом, семью можно определить как союз лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, рождении и воспитании детей, родстве, принятии детей на воспитание, общности жизни, ведении общего хозяйства, моральной и материальной поддержке.

Развитие семейного права и законодательства

Семейные отношения вытекают из биологической природы человека, являются важнейшей частью культуры любого этноса и активно включены во все ключевые социальные и экономические процессы. С первобытных времен регулирование семейных отношений осуществлялось на основе обычаев, традиций и религиозных канонов. Развитие правового регулирования семейных отношений хотя и исходит из государственной идеологии и стоящих перед государством задач, но не может не учитывать все эти обстоятельства. В полной мере это относится и к России.

На языческой Руси обычаи устанавливали возможность создания семьи с помощью «выкупа» или «кражи» невесты. При наличии имущественных возможностей у мужчины практиковались многоженство и наложничество. Устойчивость семьи зависела от многих обстоятельств, но поскольку главой семьи был муж, крепость или распад семьи во многом зависели от его воли.

С принятием христианства (988 г.) церковь способствовала укреплению моногамного брака. Церковью были установлены правила заключения брака, права и обязанности супругов, детей, других лиц. Строго регламентировались возможность и условия для развода.

Христианство пришло из Византии (Восточной Римской империи), религиозные институты и канонические тексты также были позаимствованы из Восточной Римской империи. Интересно, что византийские правовые документы в полной мере испытали на себе влияние христианской религии и морали. Особенно глубоко проникли христианские идеи в брачно-семейное право. В свою очередь правовые тексты — эклоги представляли собой редуцированную версию Кодекса Юстиниана — вершины тысячелетнего развития античного права. Так что в определенном смысле русское брачно-семейное право генетически связано с римским, хотя права как такового Московское царство от Византии не переняло.

На Руси и впоследствии в Российской империи семейно-брачные отношения долгое время регулировались церковными, а не законодательными документами. Ни Русская Правда (1016 г.), ни Соборное уложение Алексея Михайловича (1649 г.), ни даже Свод законов Российской империи (1833 г.) не смогли полностью заменить кормчие книги и Книгу Правил Святых Апостолъ, Святых Соборов Вселенских, Поместных и Святых Отецъ. Устав духовных консисторий, утвержденный императором в 1841 г. (вторая ред. 1883 г.), регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти и т.п. в метрических книгах.

Заключение брака совершалось в церквях (венчание), другие процедуры считались недействительными. Для совершения обряда подавались документы, свидетельствующие о возможности брака. Кроме того, делалось оповещение о брачующихся и дате венчания.

В целях подтверждения возможности брака священник проводил так называемый обыск — опрашивал прихожан по поводу наличия или отсутствия препятствий к совершению венчания. Как писал К.А. Неволин, «уважалось засвидетельствование только тех людей, на показание которых можно положиться. Удостоверение их о том, что нет препятствия к совершению предполагаемого брака, излагалось письменно, обыкновенно, может быть, под самою венечною памятью, и было ими или другими, по их доверию, подписываемо».

Читайте также:  Ежегодное уведомление вид на жительство 2023

«Брачный обыск» включал в себя восемь пунктов, обстоятельства которых священник должен был исследовать: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения); 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к «обыску».

При вступлении в брак от мужа на жену распространялись звание, титул. Это называлось сообщение прав состояния. Например, вступившая в брак с князем становилась княгиней. Такое состояние сохранялось и после смерти мужа, до нового замужества.

Известный историк права М.Ф. Владимирский-Буданов в конце XIX в. выделял три вида имущественных отношений супругов: 1) подчинение имущества жены праву мужа; 2) общность прав на имущество обоих супругов; 3) раздельность имущественных прав супругов. В славянском праве можно выявить все три указанных типа в последовательном историческом развитии: древнейшее время, когда личные отношения основаны на зависимости жены, в имущественных отношениях при этом нельзя отыскать ни раздельности прав супругов, ни общности их; вместе с личностью жены и имущество ее подчиняется праву мужа.

Период XIV — XVII вв. характеризуется господством общности семейного имущества в части имущества как предназначенного для заключения брака (приданое), так и приобретенного в период брака.

Однако, как отмечал К.П. Победоносцев, «у нас во всей истории с замечательной последовательностью проведено начало раздельности имуществ между супругами. Муж никогда не занимал юридически место распорядителя и владельца, хотя фактически и негласно мог присвоить себе власть над имуществом жены, как глава союза, в силу своего положения мог ее принудить, в домашней жизни, к действиям по имуществу, для нее невыгодным; но ни один из супругов не стеснялся законом в распоряжении своим имуществом без согласия другого, тем более не имел права по своей воле распоряжаться имуществом другого: оно в отношении к нему всегда было чужим имуществом».

В ст. 109 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи предусматривалось, что брак не создает общего владения имуществом. Каждый из супругов мог иметь и приобретать отдельную собственность, хотя при этом, согласно ст. 107 названного Закона, жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома.

Таким образом, в личных отношениях жена была зависима от мужа, а в имущественном плане супруги были самостоятельны и не зависели друг от друга. При этом согласно ст. 114 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи супругам было разрешено распоряжаться своим имуществом самостоятельно без согласия другого супруга. Выражаясь современным языком, закон на первый взгляд порождал конфликт интересов, однако, учитывая историю вопроса, можно говорить о постепенном выравнивании прав мужа и жены. Однако для этого должно пройти много времени и произойти много событий, в том числе и правовых. Многие цивилисты обоснованно критиковали данное положение. Так, А.И. Загоровский отмечал, что «система раздельности имуществ супругов не может быть оправдана ни существом брака, ни практическими потребностями, ни историческим развитием рассматриваемого института. Брак есть возможно полное общение жизни супругов; между тем при системе раздельности муж и жена — люди чужие друг другу».

Кроме того, ст. 117 ч. 1 т. X Свода законов разрешала супругам вступать между собой в обязательственные отношения. Вопрос об обязательствах между супругами вызывал споры еще при Екатерине II, и в 1763 г. Сенат решил, что продажа имений женой мужу недопустима, поскольку жена, как находящаяся под властью мужа, на «даче ему купчей против воли его спорить не может». Однако в 1825 г. «комиссия законов, рассуждая по тому же вопросу, не нашла запрета совершать продажи имений от жены мужу» и «принцип свободы сделок между супругами восторжествовал».

Понятие и значение семьи

Так как семья – это понятие и социологическое, и юридическое, теория семейного права допускает несколько определений данного явления. С юридической точки зрения, семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из супружеских отношений и кровного родства.

Социология, в свою очередь, рассматривает семью как социальную группу, члены которой имеют общий быт, духовную связь, отличаются взаимопомощью и несут общую моральную ответственность.

Интерес вызывает также и то, что означает слово «семья». По данным историков, оно происходит от древнеславянского «сѣмия». Это слово означало не только представителей рода, проживающих совместно, но также относилось к челяди, холопам и прислуге.

Несмотря на свою распространенность, современное понятие семьи представляется весьма многогранным и может по-разному трактоваться различными этническими и демографическими группами или даже народами в зависимости от исторических, морально-этических, экономических и прочих факторов.

Отношение к совершеннолетию

Дополнительная информация: возраст совершеннолетия и несовершеннолетний (закон)

Брачный возраст как право обычно совпадает с возрастом совершеннолетия, который в большинстве стран составляет 18 лет. Тем не менее, в некоторых странах, возраст большинства моложе 18 лет, в то время как в других это 19, 20 или 21. В Канаде, например, возраст совершеннолетия составляет 19 в Новой Шотландии , Нью — Брансуик , Британская Колумбия , Ньюфаундленд и Лабрадор , Северо-западные территории , Юкон и Нунавут , а также брак в возрасте до 19 лет в этих провинциях требует согласия родителей или суда (см. « Брак в Канаде» ). В США, например, возраст совершеннолетия составляет 21 год в Миссисипи и 19 лет в Небраске и требует согласия родителей. Во многих юрисдикциях Северной Америки несовершеннолетние эмансипируются в результате брака .

Предсвадебная подготовка

Гражданская церемония должна проходить в мэрии населенного пункта, где зарегистрированы вы или ваш будущий супруг (а). С 2013 года можно оформить брак и по месту регистрации одного из родителей молодоженов. Найти адрес и другие контакты удобной для вас мэрии можно в Интернете.

Если вы запланировали церемонию в уютном пригороде, учтите: большинство провинциальных мэрий настолько малы, что при них есть лишь один регистратор и график его работы весьма причудлив.

Французское законодательство очень серьезно подходит к вопросам моногамии. Вы должны подтвердить, что свободны от брачных обязательств перед другими людьми. Это часто подразумевает собеседование в муниципалитете (с женихом и невестой вместе либо по отдельности).

Затем мэрия опубликует специальный документ, который официально подтверждает ваше намерение вступить в брак. Это нужно, чтобы любой человек, знающий о существовании юридического препятствия свадьбе (например, что вы не разведены), мог уведомить о нем регистратора.

Если один из вас или вы оба не французы, подготовительный период занимает минимум четыре недели. А значит, зарегистрироваться по душевному порыву не выйдет — дата выбирается заблаговременно.

Немцы относятся к браку весьма скрупулезно, приветствуется светская форма заключения брака. На территории Германии действует семейное право, имеется семейный кодекс.

Брачный возраст наступает не только после достижения гражданином 18 лет, но и при установлении его дееспособности. Кроме того, брак разрешен также и с 16 лет, при условии, что один из супругов является совершеннолетним.

Брак в Германии запрещен между близкими родственниками, лицами уже вступившими в брак, а также усыновителями и усыновленными.

Обычным делом является помолвка, в случае расторжения которой, родственники имеют право потребовать возвращения полученных подарков.

Брак заключается в муниципалитете после подачи заявления от желающих официально оформить свои отношения. Заключение брака должно быть подтверждено несколькими свидетелями. Гражданский брак в Германии не приветствуется. Кроме того, существует такое понятие, как недействительный брак, под которым понимается нарушения одного из вышеперечисленных запретов, либо признание брака фиктивным.

Имущество считается совместной собственностью, при условии, что иное не предусмотрено брачным договором.

Однополые браки разрешены, но особого распространения не получили.

Осуществление семейных прав

Осуществление семейных прав – реализация юридических возможностей, мер возможного поведения, предоставленных обладателю субъективного семейного права законом или соглашением сторон.

Граждане по своему усмотрению, своей волей и в своем интересе распоряжаются принадлежащими им семейными правами, в том числе правом на защиту этих прав (п. 1 ст. 7 СК РФ, п. 1 ст. 9 ГК РФ) путем однократных или многократных действий.

Читайте также:  Что такое альтернативная служба

Ограничения семейных прав устанавливаются только федеральным законодательством. Пункт 4 ст. 1 СК РФ предусматривает, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Международное регулирование семейных отношений

В настоящее время, среди значимых международных правовых актов, регулирующих семейные отношения, можно выделить, такие документы как:

— Всеобщая декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Данный акт провозглашает в качестве ключевых принципов закона и общества права и свободы человека;

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., представляет собой соглашение государств-участников о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных прав наравне с гражданскими и политическими правами;

— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18 декабря 1979 года;

— Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, представляет собой соглашение о признании приоритета защиты прав ребенка всеми государствами-участниками;

— Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принятая на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене. Этот акт провозглашает программу действий в области укрепления и, соответственно, поощрения более полного соблюдения прав человека.


Гражданское право. Понятие и источники гражданского права.

Понятие гражданского права. Государство является гарантом защиты гражданских прав Гражданское право. Понятие и источники гражданского права.

Принципы семейного права имеют общеобязательное значение для всех граждан РФ. Это фундаментальные начала семейного законодательства, которые определяют суть данной отрасли. Закреплены они в статье 1 СКРФ.

Принципы семейного права — это:

  • защита государством материнства, детства и отцовства;
  • признание только того бракосочетания, которое было осуществлено органами ЗАГСа;
  • добровольность супружества;
  • равенство мужа и жены;
  • взаимность при разрешении внутрисемейных конфликтов, вопросов;
  • первостепенность семейной формы воспитания несовершеннолетних, обеспечение их образования, благосостояния и развития, защита прав, свобод и интересов детей и других нетрудоспособных членов семьи;
  • недопустимость лишения или ограничения прав и свобод граждан в семье, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законом для охраны здоровья, нравственности, интересов и прав других членов семьи или иных людей;
  • запрет на ограничение прав граждан во время бракосочетания и семейной жизни в связи с расовой, социальной, религиозной и языковой принадлежностью.

Категория «правовая семья» объединяет национальные правовые системы на основе общности источников права, схожих особенностях политического, социально-экономического, культурного, религиозного развития отдельных государств.

В современных условиях рассмотрение особенностей каждой правовой семьи, их сходств и различий является очень важным вопросом, решение которого необходимо для лучшего восприятия деятельности национальных правовых систем. Упомянутые выше правовые системы можно сравнить по следующим основаниям: генезис, господствующие источники права, степень кодификации и степень рецепции римского права, идеологические факторы.

Среди существующих в настоящее время правовых групп и правовых семей романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особе значение. Континентальная правовая семья по сей день не утрачивает роли в мире.

В религиозных правовых семьях основными источниками права являлись религиозные нормы, правила поведения, обусловленные верой в сверхъестественное. Формирование таких правовых семей, прежде всего, направлено на поддержание самой веры, особого религиозного порядка в обществе. При этом, признается большая ценность права, однако, само право понимается иначе, чем в ранее рассмотренных системах в значительной степени потому, что присутствовало переплетение права и религии.

Англосаксонская правовая семья характеризуется, прежде всего, тем, что основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), а ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов.

В процессе развития правовой науки сформировалось достаточное количество различных между собой взглядов на разграничение правовых семей. Однако, в курсовой работе обратим особое внимание на особенности англосаксонской, романо-германской и мусульманской систем как самых основных и наиболее часто выделяемых в юридической литературе.

Цель работы – исследование общей характеристики основных современных правовых семей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятие и сущность правовой семьи;

2.Рассмотреть классификацию правовых семей;

3.Охарактеризовать англосаксонскую правовую семью;

4.Исследовать романо-германскую правовую семью;

5.Представить характеристику религиозной правовой семьи.

В первой главе курсовой работы представлены понятие, сущность и классификация правовых семей. Во второй главе охарактеризованы основные правовые семьи.

Теоретической основой курсовой работы являются работы таких авторов, как Алексеев С.С., Ахрамеева О.В., Давид Р., Кулапов В.Л., Марченко М.Н., Молдоев Э.Э., Рассказов Л.П., Рассказов О.Л., Рябчикова Н.Н., Саидов А.Х., Серегин А.В.. Тухватуллина И.И., Цвайгерт К. и др.

Существуют различные критерии, по которым проводится классификация правовых систем мира, а также включение их в правовые семьи.

Следует отметить, что правовые проблемы классификации являются предметом острых дискуссий ученых-правоведов на протяжении долгого времени.

Впервые проблему классификации правовых систем рассмотрел Э. Глассон в 1880 году[6].

Существует огромное количество критериев — расовые, географические,
исторические, демографические, экономические, политические, военно-политические, идеологические, религиозные факторы и др.[7], по
которым правовые системы объединяют по «семействам права», «общим правовым системам»[8].

Как справедливо отметил Родьер Р. «классификаций существует почти
столько же, сколько и компаративистов»[9].

А. Эсмейн выделял следующие правовые системы исходя из их
исторического формирования: латинская (романская), германская, англосаксонская, славянская и исламская правовые семьи. При этом он определяет
в качестве оригинальной системы каноническое и римское право.

А. Эсмейн писал, что надо «классифицировать законодательства (или обычаи) различных стран, разбив их на ограниченное число семей или групп, каждая из которых представляет собой самостоятельную систему права, а ознакомление с историей развития, общей структурой и отличительными особенностями каждой из систем станет для нас, по-видимому, первым общим и важным шагом в науку сравнительного права»[10].

Роль и степень использования источников права в качестве критерия классификации правовых систем предложил Г. Леви-Ульман. Он выделяет континентальную, англо-саксонскую правовые системы и право ислама[11].

Единый критерий положен в основу классификации предложенный Мальстремом, который предложил выделить в силу своей уникальности,
западную (евро-американскую) группу правовых семей, в основе которых лежат европейские источники права. К ней он отнес французскую, скандинавскую, германскую и английскую семьи.

Кроме того он выделяет особую группу в которую включает социалистические, азиатские (несоциалистические) и африканские правопорядки[12].

С.С. Алексеев выделяет четыре вида правовых семей:

1) романо-германскую;

2) англосаксонскую (общего права);

3) религиозно-общинные юридические системы стран Азии и Африки;

4) заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах[13].

Г. Созер-Холл в основу классификации положил расовый и языковой принцип, на основе чего он выделил индоевропейскую, семитскую и монгольскую правовую семью, а также семью нецивилизованных народов[14].

С данной классификацией согласиться сложно, так как она носит явно расистский характер и оперирует такими понятиями как нецивилизованность, что явно носит дискриминационный характер.

По другому пути решил пойти Дж. Вигмор, который в основу своей
классификации положил исторический аспект и, по сути, увязал правовые
семьи с устоявшимися нациями. Таким образом, он выделил правовые семьи:

— египетскую;

— месопотамскую;

— иудейскую;

— китайскую;

— индусскую;

— греческую;

— римскую;

— японскую;

— мусульманскую;

— кельтскую;

— славянскую;

— германскую;

— морскую;

— церковную;

— романистскую;

— англиканскую[15].

Такая классификация совпадает в некоторой части, с предложенной А. Тойнби классификацией существовавших цивилизаций.

Отдавая должное этой классификаций и выделяя ее положительные
моменты, А.Х. Саидов, вместе с тем, не согласился с данной классификацией и предложил свою собственную, которая очень схожа с той, что дал Дж.
Вигмор. Он различает следующие семьи:

Читайте также:  Штрафы ГИБДД за повторное нарушение

— англо-саксонская;

— романо-германская;

— скандинавская;

— латиноамериканская;

— социалистическая;

— мусульманская;

— индусская;

— обычная;

— дальневосточная[16].

Р. Давид положил в основу своей классификаций два критерия: идеологический и юридический. Исходя из этого, он выделял следующие правовые семьи: романо-германская, англосаксонская и социалистическая. Но он называет и иные правовые семьи, свойственные различным странам. «Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе.

Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые — это страны мусульманского, индусского и иудейского права; вторые – это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара»[17].

Не менее интересны критерии классификации у К. Цвайгерта и Х. Кетца, которые в качестве критерия выдвигают понятие «правовой стиль». Они выделяет восемь правовых семей:

1) романскую;

2) германскую;

3) скандинавскую;

4) англо-американскую;

6) дальневосточную;

7) исламскую;

8) индусскую[18].

Данные классификации не являются исчерпывающими и существует
еще множество критериев для разграничения правовых семей. К примеру,
Дж. Мэрримэн и Д. Кларк используют в качестве критерия правовые традиции[19], В.И. Лафитский основывается на духовно-религиозном аспекте[20],
П. Круз опирается на исторические корни[21] и т.д.

Представители американской школы Джон Бейтс Кларк и Джон Мэрримэн в основу деления правовых систем на семьи заложили правовые традиции и выделили три правовые семьи, а именно:

— общее право;

— цивильное право;

— социалистическое право.

Не вписавшиеся в схему корейское, японское, китайское, африканское, исламское, индусское и иудейское право они отнесли ко «всем остальным»[22].

Основываясь на ранее приведенные классификации, А.В. Серегин выделяет четыре основных правовых семьи, сформировавшихся в рамках этнокультурных цивилизаций:

1) англосаксонская;

2) романо-германская;

3) религиозная;

4) дальневосточная[23].

Еще на заре XX в. Г. Леви-Ульман в качестве критерия классификации увидел различную роль правовых источников в правовых системах[24].

Не потерял своей актуальности этот критерий и сегодня. В частности, Ю.А. Тихомиров замечает, что «уместно обратить внимание на общее и особенное в системе источников права, что отражает специфику правовых семей»[25]. Источники права характеризуют правовую систему с формальной стороны.

Таким образом, классификации правовых систем главным образом базируются на трех критериях:

— историческом развитии, накладывающем существенный отпечаток на правовые системы внутри одной семьи;

— системе институтов права и их специфике;

— структуре правовых семей, позволяющей понять характер отношений между нормами, институтами, отраслями[26].

Создать универсальную классификацию представляется сложным, потому что правовые системы претерпевают изменения, сближаются и совершенствуются, заимствуя друг у друга подходы и принципы.

Романо-германская или континентальная правовая система является первой, с которой мы встречаемся в современном мире. Рене Давид также ее относит к правовой семье, наряду с англо-саксонской и социалистической.

Континентальная правовая семья имеет достаточно длительную историю возникновения и связана, прежде всего, с римским правом. Она продолжает традиции римского права, является результатом эволюции, однако мы никак не можем назвать романо-германскую правовую семью копией римского права[57].

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран[58]. Романо-германская правовая семья делится на:

— страны латинские или романские. К ним можно отнести Италию, Испанию, Португалию, Францию;

— страны, входившие в орбиту влияния Германии. К таким странам относятся Германия, Австрия, Швейцария и др.

Возникновение романо-германской правовой семьи, прежде всего, связано с эпохой возрождения, где новое общество вновь осознало необходимость в праве и начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность общества.

Значительную роль в становлении континентальной правовой семьи сыграла французская кодификация. В частности, во многих государствах Европы и за ее пределами общепризнан Кодекс Наполеона 1804 г. (Гражданский кодекс), воздействовавший на процесс утверждения принципов романо-германского права. Заимствование римского права в Германии нашло широкое отражение в таком важном законодательном произведении, как Германское гражданское уложение 1900 г., основой которого послужило немецкое право. Воздействие римского права влияет на структуру Германского гражданского уложения[59].

Идеализация Римского права и его рецепция применительно к особенностям капиталистической Европы гарантировали идеальность и незыблемость правовой нормы. Складывалось мнение, что все юридические конструкции уже созданы. Ничего нового правоприменитель дать не может. Поэтому основным источником признается писаное право, выраженное в абстрактных, типичных юридических нормах, сформулированных в законодательных актах, принятых государством.

Высшей юридической силой наделяются конституции, возглавляющие законодательные системы этих стран. Большое значение имеют и кодексы, обеспечивающие комплексное регулирование отношений в целых сферах общественной жизни. Правоприменитель, не обладая правотворческими полномочиями, лишь применяет, конкретизирует юридическую норму относительно конкретной жизненной ситуации[60].

Социальной основой и сферой применения романо-германского права в первоначально в средневековой Европе было в основном городское население, однако уже через несколько веков с изменениями отношений система стала общенациональной или, по-другому, континентально-европейской.

Некоторые исследователи континентального права изучают его как право разумов или университетов, так как именно университетские профессора активно занимались улучшением юридической доктрины, а позже разработкой законов, кодексов и моделей[61]. Именно в университетах получали свое образование судьи, адвокаты и прокуроры, способствовавшие практическому применению римской юридической доктрины.

Отметим также признаки, присущие романо-германской правовой семье:

1. Как уже отмечалось ранее, данная правовая семья глубоко ускорена в римском частном праве и сохранила многие ее атрибуты.

2. Ей присущи доктринальность и логичность, так как она формировалась под влиянием ученых-цивилистов.

3. Склонность к кодификации как к форме упорядоченности права[62].

4. Романо-германское право, испытывая сильное слияние римского права на его формирование, делит материальное право на частное и публичное, а внутреннее частное право в свою очередь на гражданское и коммерческое.

5. Ей также присущ принцип первичности частного права и вторичности публичного, а также принцип первичности материального и вторичности процессуального права.

6. Законодательство в данной правовой семье высшим источником права является законодательство, а не судебная практика[63].

Рассматриваемая романо-германская правовая семья максимально отвечает требованиям современного цивилизованного общества, так как благодаря концентрирующему правотворчеству складывается согласованная, единая, формализованная юридическая система. Она позволяет наиболее полно применить достижения современной науки, создавать скоординированные комплексы юридических средств высокого уровня нормативного обобщения, плодотворно регулировать постоянно изменяющиеся общественные отношения.

В то же время рост абстрактных нормативно-типичных начал в рамках континентальной правовой семьи влечет к некоторому недоучету, а иногда и противопоставлению с индивидуально-специфическими началами регулируемых ситуаций, что в свою очередь резко сокращает эффективность и социальную справедливость правового воздействия[64]. Нормативный правовой акт стесняет судейскую инициативу в индивидуальных, сложных, неординарных ситуациях. Такой недостаток устраняется за счет использования юридических средств, присущих англосаксонской правовой семье.

На сегодняшний день романо-германская правовая семья присутствует во всем мире. Теперь она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась не только на другие страны, но и на другие континенты, в частности на всю Латинскую Америку, подавляющую часть Африки, на страны Ближнего Востока, Японию и Индонезию. Эта экспансия частично объясняется колонизацией, а частично теми возможностями, которые для рецепции дала юридическая техника кодификации, которая была общепринята романскими правовыми сиcтемами в XIX веке[65].

Но широкое распространение данной семьи и сама техника кодификации не дают увидеть элементы единства, связывающего эти различные правовые системы, которые на первый взгляд носят сугубо национальный характер и полностью отличны одна от другой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *