№25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «№25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Наказание, если не сообщить о приеме на работу бывшего госслужащего
С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.
Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.
Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.
Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.
Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.
Комментарии к ст. 70 ТК РФ
1. Испытание — вид оценки работника на соответствие его получаемой работе. В организации работник оценивается на всех 3 этапах его трудовой деятельности: до приема на работу; во время испытательного срока; в период работы.
Оценка — одобрение или неодобрение, которое проявляет организация по отношению к своим работникам в ответ на выполнение или невыполнение ими предъявленных к ним требований. Оценка — это форма контроля. Одним из видов оценки является аттестация.
Соответствие поручаемой работе состоит из следующих 2 элементов: 1) необходимый профессионализм, включающий 6 элементов: знания; умения; навыки; представления о производственных процессах, в которых работник реализует трудовую функцию; человеческие качества; состояние здоровья (см.: Основы организации труда: экономические и правовые аспекты: Практ. пособие / Под ред. В.И. Шкатуллы, М.М. Суетиной. М., 2008); 2) необходимая результативность и эффективность порученной работы.
Испытание работника проводится только с одной целью — проверки его соответствия поручаемой работе. Предметом испытания являются: знания, умения, навыки, представления, человеческие качества работника, результативность и эффективность работы. Эти 6 показателей и образуют интегральный показатель соответствия поручаемой работе. Чем лучше организация определит требования к работнику в описании рабочего места, должностной инструкции, правилах внутреннего трудового распорядка, тем точнее будет оценка работника.
2. Испытание до приема на работу ТК не регулирует. Организация может сама установить такие правила, например в правилах внутреннего трудового распорядка или в положении об оценке персонала. Такое испытание в форме различных тестов возможно только с согласия работника. Участвуя в испытании до приема на работу, работник тратит свое личное время. Многие организации устанавливают оплату этого времени и тем самым повышают привлекательность своей организации на рынке труда.
3. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срок испытания гражданского служащего устанавливается от 3 мес. до 1 года.
Гражданскому служащему, переведенному на другую должность гражданской службы, срок испытания устанавливается от 3 до 6 мес. Испытания не устанавливаются: для беременных женщин — гражданских служащих; для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы, и т.д.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданский служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
На гражданского служащего в период испытания распространяется действие названного Закона.
Гражданскому служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается.
4. Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается (ст. 207 ТК).
5. При приеме на работу на срок до 2 мес. испытание работникам не устанавливается (ст. 289 ТК).
6. Работодателю рекомендуется составить план испытания, что позволяет сделать испытание более эффективным. Испытание может проводить руководитель структурного подразделения под руководством работника отдела кадров и управления персоналом.
7. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет (ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»): 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 5) документ об образовании; 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ; 8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Сведения, представленные в соответствии с упомянутым Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.
Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта РФ.
Поступление на государственную службу
Прежде чем рассмотреть порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих, обратим внимание, что в ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) установлены следующие требования к поступающему на гражданскую службу:
- Наличие гражданства РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служащий также не может находиться на гражданской службе, то есть служебный контракт с ним прекращается, если во время ее прохождения он выходит из гражданства РФ или приобретает гражданство другого государства (ст. 16 Закона N 79-ФЗ).
Примечание. Различают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы (ст. 9 Закона N 79-ФЗ).
- Достижение возраста 18 лет, то есть совершеннолетия, когда гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности (ст. 21 ГК РФ). Отметим также, что предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет, который с согласия служащего может быть продлен решением представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, замещающему должность категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица (ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ).
- Знание государственного языка. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются государственный язык РФ, государственные языки республик и иные языки народов РФ (ст. 15 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Таким образом, поступающий на государственную службу в любом субъекте РФ в обязательном порядке должен владеть русским языком, но эта обязанность никоим образом не умаляет его права на пользование государственными языками своей республики, находящейся в составе РФ.
- Соответствие квалификационным требованиям. Что же к ним относится? В силу ст. 12 Закона N 79-ФЗ это требования:
- к уровню профессионального образования. Так, для должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей и «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей обязательно наличие высшего профессионального образования. А для обеспечивающих специалистов старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
- к стажу гражданской службы. Для федеральных гражданских служащих такие требования устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ;
- к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Эти требования устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Например, Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб, находящихся в ведении Минфина, утверждены Приказом Минфина России от 22.12.2009 N 142н.
Отметим, что конкурс при поступлении на госслужбу проводится не всегда. Статьей 22 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что он не проводится:
- при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
- при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
- при заключении срочного служебного контракта;
- при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по медицинским показаниям и в ряде случаев при сокращении должностей, реорганизации или ликвидации государственного органа (ч. 2 ст. 28, ч. 1 — 3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ);
- при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1: Как государственный служащий может понять, что он прошел проверку и получил удовлетворительную оценку своим профессиональным качествам?
Ответ: Непосредственную оценку пригодности для службы на претендуемой должности дает руководитель госслужащего, он обязан оформить свое заключение в письменной форме по окончании испытательного срока кандидата. Профессиональные и деловые качества госслужащего оцениваются специально организованной комиссией, делающей выводы о соответствии претендента желаемой должности и присваивающей классный чин. Успешное прохождение аттестации предполагает знание ответов на задаваемые комиссией вопросы относительно работы на госслужбе.
Вопрос № 2: Что делать, если госслужащий не согласен с решением руководителя и комиссии о его непригодности для должности, которую он хотел бы занимать?
Ответ: Если кандидат уверен в успешном прохождении испытательного срока и в своей пригодности для того, чтобы занять желаемую должность, он вправе обжаловать решение комиссии в суде. Возможно, он сможет доказать свою правоту, и для него будет назначена переаттестация.
Вопрос № 3: Как выбираются члены аттестационной комиссии, оценивающей профессиональные качества государственного служащего?
Ответ: Стать членом аттестационной комиссии могут только действующие сотрудники государственной службы, обладающие необходимым опытом и способные дать объективную оценку пригодности претендента для исполнения им должностных обязанностей.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как быть, если не согласны с увольнением на испытательном сроке
Если вы не справились со своими обязанностями, работодатель может расторгнуть трудовой договор. Сообщить об этом он должен минимум за три дня до увольнения в письменной форме и с указанием причин. Выходного пособия при этом не предусмотрено, но дни работы должны оплатить.
Трудовой кодекс никак не определяет причины, по которым вас могут уволить в испытательный срок. Работодатель сам оценивает, справился ли сотрудник с обязанностями. Однако это не значит, что вы должны согласиться, если его объяснения выглядят надуманно. Вам нужно в течение месяца со дня увольнения обратиться в суд, и работодателю придётся доказать, что вы трудились плохо.
Вы, со своей стороны, можете найти подтверждения хорошей работы и — тоже вариант — нарушений со стороны компании. Например, если вам сказали об увольнении в последний день испытательного срока, это нарушение.
Если суд встанет на вашу сторону, вас восстановят в должности или изменят запись в трудовой на «уволен по собственному желанию» — как захотите.
Особенности применения норм
При анализе пункта 1 2 части 9 статьи ФЗ № 79 многие юристы обращают внимание на союз «или», который не согласуется с п. 1 ч. 4 ст. 25 этого же нормативного акта. Из указанных положений следует, что не с некоторыми, а со всеми руководителями можно заключить контракт и на неопределенный, и на конкретный срок.
В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 9, с советниками (помощниками) соглашение оформляется на период, ограниченный временем действия полномочий руководителя. Но, как выше было указано, с последним можно заключить и срочный, и бессрочный договор. Соответственно, по мнению юристов, целесообразно предусмотреть в законе норму, закрепляющую возможность оформления контракта с советниками (помощниками) также на неопределенный срок.
Увольнение с госслужбы на испытательном сроке
Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.
Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.
Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.
Оценка успешности прохождения испытательного срока
Прямую оценку профессиональных качеств служащего дает его непосредственный руководитель. Это оформляется в виде заключения. Решение о возможности присвоения служащему классного чина, а также оценку его профессиональных и деловых качеств дает специальная комиссия. Она создается из действующих гражданских служащих, которые имеют достаточный опыт и знания в области. При прохождении аттестации госслужащий должен ответить на определенный перечень вопросов, касающихся государственной службы.
В случае если служащий не согласен с выводами о том, что он не выдержал испытательный срок, он вправе подать жалобу в суд и оспорить данное решение. При этом если возникают сложности в составлении жалобы, или не ясно имеется ли достаточные основания для обжалования решения всегда можно обратиться за помощью к юристам. Они помогут составить заявление в суд и защитить нарушенные права.
Комиссия также может сделать вывод о том, что служащий не прошел испытательный срок, если он нарушал трудовую дисциплину, в том числе имели место опоздания, прогулы, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Кроме того, лицо может быть освобождено с должности гражданского государственного служащего на испытательном сроке, если он допустил порчу государственного имущества (находясь на позиции «руководитель»), нарушил нормы законодательства и т.д. Все причины указаны в ст. 37 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года.
Порядок расторжения контракта с испытательным периодом
Основная цель установления начального проверочного периода — проверка профессиональных компетенций человека, а если по каким-то параметрам рабочие качества сотрудника не соответствуют ожиданиям нанимателя, оперативно, без лишних процедур и ограничений расторгнуть договор с ним.
Порядок прекращения трудовых отношений определён в трудовом законодательстве (в статье 71 ТК РФ).
Если после прохождения испытательного срока или до его окончания компанией принято решение о прекращении контракта с соискателем (причём сделать это можно в любое время), первым шагом должно быть составление уведомления о неудовлетворительном результате проверки компетенций, в котором нужно указать причины этого решения. Унифицированной формы такого извещения нет, поэтому бумага составляется в произвольной форме.
Здесь нужно учитывать: опоздание с уведомлением сотрудника о том, что он не прошёл испытание, повлечёт за собой автоматическое трудоустройство в штат. Период, когда нужно предъявить извещение, установлен статьёй 71 ТК РФ — 3 дня.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
Условия оплаты труда: размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Закон четко устанавливает, что в трудовой книжке испытательный срок упоминать не нужно, в ней делается только запись о приеме на работу, причем с той даты, с которой сотрудник приступил к выполнению трудовых обязанностей в режиме проверки.
Как только сотрудник приступил к выполнению должностных обязанностей, считается, что он уже устроен на работу. Даже если речь идет всего лишь об испытательном сроке и даже если с ним не заключено никаких письменных договорных обязательств.
Действует определенное правило: сделать срок меньше того, что обозначен законодательством, можно, а установить срок больше или продлить его нельзя.
Это так распространено, что кажется логичным и очевидным: работодатель ещё только знакомится с человеком и не хочет платить ему по полной.
ТК РФ предусматривает, что условие об испытательном сроке, если, конечно, работодатель хочет такое испытание назначить, в обязательном порядке должно быть включено в трудовой договор с работником.
Цель испытания для работодателя — проверить, насколько сотрудник соответствует вакансии по своим трудовым навыкам и умением, и убедиться в том, что он подходит коллективу с точки зрения личностных качеств. Для соискателя испытательный срок тоже важен – он может за короткое время понять, способен ли справляться с поставленными задачами и соответствует ли работа его ожиданиям.
О том, обязательно ли включать условие об испытательном сроке в трудовой договор с работником и как такое условие сформулировать, расскажем в нашей консультации.
Цель испытания для работодателя — проверить, насколько сотрудник соответствует вакансии по своим трудовым навыкам и умением, и убедиться в том, что он подходит коллективу с точки зрения личностных качеств. Для соискателя испытательный срок тоже важен – он может за короткое время понять, способен ли справляться с поставленными задачами и соответствует ли работа его ожиданиям.
При принятии на работу отца-одиночки, воспитывающего ребенка до полутора лет может возникнуть вопрос о том, распространяется ли на такого отца вышеуказанное правило, так как ТК РФ содержит запрет, касающийся только матерей.
Установлено, что условие об испытании при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, предусматривается в контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы продолжительностью от 1 месяца до 1 года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
Определены случаи, при которых испытание может устанавливаться на определенный срок. В частности, при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ, — на срок от 1 до 6 месяцев.
Уточнены случаи, при которых испытание не устанавливается. Предусмотрено, что испытание не устанавливается, в том числе для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу.
При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от 3 месяцев до 1 года. При этом отсутствие условия об испытании в акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте означало, что гражданский служащий принят без него.
Увольнение с госслужбы на испытательном сроке
Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.
Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.
Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.
Увольнение с госслужбы на испытательном сроке
Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.
Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.
Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ПРИ ПРИЕМЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
Заключение с водителями договора об испытательном сроке играет важную роль для работодателя, ведь он должен быть уверен в наличии достаточно хороших навыков вождения. От этого зависит безопасность других сотрудников и самого водителя транспортного средства, а также целостность транспорта компании. Если в организации не предусмотрено заключение договоров о коллективной или индивидуальной ответственности, роль проверки профессиональных качеств кандидата на должность становится вдвое важнее.
Тем не менее, законом предусмотрены два случая, когда установление испытательного срока не предусмотрено:
- С водителем предполагается сотрудничать не более 2 месяцев;
- водитель ищет работу в первый раз после завершения профильного образования по аккредитованной государством программе (есть оговорка – с даты получения документа об образовании прошло не более 1 года).
Испытания для рабочих, чей труд будет связан с непрерывными физическими нагрузками, проводятся с целью выяснения наличия у них необходимых знаний о работе в особых условиях, в особенности о безопасности труда. Закон запрещает включение условий об испытательном сроке и обязывает нанимателя взять гражданина без проверок, если:
- потенциальный рабочий хочет устроиться на работу по ученическому договору, по окончании образовательного учреждения;
- кандидат ищет работу по специальности в первый раз.
Главбух – должность руководящая, требующая высокого уровня ответственности и компетентности. Кандидат на данную должность должен понимать законы и обладать профессиональными навыками в полной мере, для проверки человека на пригодность устанавливается испытательный срок. Принимать на должность главного бухгалтера непроверенное лицо – рискованно.
Но даже в ситуации с такой ответственной работой проверка на профпригодность не проводится для:
- беременных и родителей ребенка до полутора лет (включая одиноких родителей);
- бухгалтера, который трудоустроен на основании перевода из другой компании по соглашению начальства обоих предприятий;
- кандидатов, получивших место на конкурсной основе в согласии с ТК РФ.
Испытательный срок нельзя устанавливать для:
- кандидатов, имеющих гарантии по сохранению рабочего места по закону;
- назначенных на должность путем перевода в связи с ликвидацией госструктуры или сокращением числа сотрудников;
- получивших среднее/высшее образование и ищущих работу на основании ученического контракта.
Статьей 70 Трудового кодекса предусмотрен отказ от назначения испытательного срока для молодых специалистов, только что окончивших образовательное учреждение и получивших профильное образование по аккредитованным программам, если они пытаются трудоустроиться по специальности в первый раз. Но если молодой специалист успел поработать в той должности, которую пытается занять в данный момент, в отношении него работодатель вправе установить время проверки на профпригодность.
Также есть условие – с даты вручения кандидату на рабочее место диплома должно пройти не более 1 года, иначе наниматель также может назначить испытательный срок. Соответственно, увольнение такого работника по причине неудовлетворительного прохождения проверки незаконно.
В таблице рассмотрены законодательный акты по теме:
ст. 57, ст. 70 Трудового кодекса РФ |
Длительность испытательного срока |
ст. 70 Трудового кодекса РФ |
О лицах, освобожденных от испытательного срока |
ст. 71 Трудового кодекса РФ |
Об итогах испытательного срока |
ст. 68 Трудового кодекса РФ |
Оформление нового сотрудника |
Письмо Роструда № 520-6-1 |
О порядке испытательного срока |
Представителю нанимателя (Работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства; 10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» и другими федеральными законами; 11) сообщать Представителю нанимателя (Работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Испытательный срок на госслужбе: увольнение на испытательном сроке с госслужбы
В данной статье мы рассмотрим испытательный срок на госслужбе. Узнаем, в каких случаях устанавливается испытательный срок. Разберемся, когда не устанавливается испытательный срок. Поговорим о типичных ошибках.
В большинстве случаев назначение на госслужбу происходит на основании прохождения конкурса, однако его итоги не гарантируют претенденту на должность принятие его на службу. По завершении отбора кандидат должен также успешно пройти испытательный срок, а затем – аттестацию. За экзаменом последует повышение квалификации и переподготовка.
Во время проверки новоприбывшего может выясниться, что кандидат не удовлетворяет каким-либо требованиям или не обладает достаточными профессиональными навыками для того, чтобы занять желаемую должность. В таком случае он будет уволен с госслужбы. Госслужащий может также принять самостоятельное решение уволиться еще до окончания испытаний.
При поступлении на госслужбу с гражданином заключают контракт.
В тексте самого контракта и в акте о назначении его на какую-либо должность прописывается пункт об обязательном прохождении испытательного срока, в ходе которого будет определено соответствие занимаемой должности.