Реестр дисквалифицированных лиц: чем опасен

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реестр дисквалифицированных лиц: чем опасен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В армии руководителей примерно 10 тысяч дисквалифицированных «топов» — не такой уж и большой показатель. Вероятность столкнуться с дисквалифицированным руководителем оценивается многими как невысокая, поэтому нередко работодатели не проверяют своих будущих управленцев по Реестру дисквалифицированных лиц. А напрасно! Во-первых, за прием на работу дисквалифицированного лица предусмотрено прямое наказание «рублем», во-вторых, если компанией — вашим контрагентом руководит дисквалифицированное лицо, то вас могут ждать неприятности со стороны надзорных органов.

Как проверить на дисквалификацию в «ручном» режиме

Реестр дисквалифицированных лиц находится в недрах сайта налоговой инспекции, получить информацию из него можно при помощи специального поискового сервиса сайта ФНС. Для этого в нем нужно указать данные физлица (ФИО, дату рождение, название организации, ИНН организации). В случае отсутствия реквизитов, выдается весь список дисквалифицированных лиц, который, к слову, обновляется ежедневно.

За электронные сведения из реестра дисквалифицированных лиц плата не берется, а вот данные на бумаге стоят 100 рублей. Получить бумажную справку об отсутствии дисквалифицированных лиц или же справку о внесении в реестр физлица нужно на основании запроса. Запрос может быть отправлен в электронном виде через сайт ФНС, представлен в налоговую лично или по почте в любую территориальную инспекцию.

На основании запроса в течение пяти рабочих дней налоговики должны подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц либо выписка из реестра.

Физическим лицам доступно получение информации из реестра дисквалифицированных лиц о себе на сайте налоговой или через многофункциональный центр. Порядок оформления таков:

  1. Заполнить заявление на предоставление информации. В запросе указать Ф.И.О. заявителя-гражданина или регистрационные сведения заявителя-организации.
  2. Выбрать способ отправки запроса. Доступны три варианта — лично, по почте или по электронной почте (понадобится усиленная квалифицированная ЭЦП для подписи).
  3. Внести плату за оказание услуги.
  4. Выбрать территориальное отделение ИФНС.
  5. Передать лично или отправить по почте запрос и квитанцию об оплате услуги.

Государственная услуга предоставляется ФНС России. Непосредственное предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в Реестре, осуществляют территориальные налоговые органы и уполномоченная организация.

Документом, необходимым в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, который находится в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и который заявитель вправе представить одновременно с запросом, является документ, подтверждающий внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в Реестре.

Банковские реквизиты для перечисления указанной платы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

text-indent:27.0pt»>

Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц

Приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@ утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, форм выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации.

В соответствии с указанным Порядком предоставление сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, является государственной услугой.

Стандарт предоставления данной государственной услуги устанавливается Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утвержденным Приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177н (далее — Административный регламент).

Государственная услуга предоставляется ФНС. Непосредственное предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре, осуществляют территориальные налоговые органы и уполномоченная организация.

Результатом оказания государственной услуги являются:

  • предоставление содержащихся в реестре сведений о конкретном дисквалифицированном лице путем выдачи (направления) заявителю выписки из реестра;
  • предоставление справки об отсутствии в реестре сведений о запрашиваемом лице;
  • предоставление информационного письма о невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо.

Срок предоставления государственной услуги не должен превышать пяти рабочих дней со дня получения (регистрации) территориальным налоговым органом, уполномоченной организацией соответствующего запроса.

Получение справки об отсутствии дисквалификации

В определенных случаях при устройстве на работу может потребоваться справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц, выдаваемая уполномоченными на то государственными органами. Ее форма утверждена Приказом ФНС России от 31.12.2014 № НД-7-14/700@. Реестр ведется в соответствии с требованиями ст. 32.11 КоАП РФ .

Лицо, внесенное в реестр дисквалифицированных лиц, не имеет права, по нормам КоАП РФ:

  1. Занимать должности государственной и муниципальной службы.
  2. Занимать должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
  3. Осуществлять управление юридическим лицом в любой форме.
  4. Вести предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом.
  5. Осуществлять некоторые иные виды деятельности: фармацевтическую и медицинскую деятельность, в области экспертизы промбезопасности, управления многоквартирным домом, организации и проведения спортивных мероприятий и т. д.
Читайте также:  Документы для загранпаспорта нового образца (2023 год)

Наём человека, подвергавшегося такому наказанию, грозит работодателю штрафом, поэтому справка об отсутствии информации о дисквалификации кандидата имеет большое значение при приеме на соответствующие должности.

Справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц

Услуга «Срочное получение и доставка справки об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц (с доставкой по Москве)».

Официальная справка, выдается ИФНС в Москве, заверяется синей гербовой печатью и подписью налогового органа. Служба осуществляет ускоренное получение и доставку документа.

Тариф Цена Описание
За 3 часа 2.300 р. При заказе до 14:00 – доставка в тот же день.При заказе после 14:00 – доставка в первой половине следующего рабочего дня. Оплата по факту получения или предоплата по счету для юридических лиц.
За 1 день 1.000 р. Доставка в течение следующего рабочего дня. Оплата по факту получения или предоплата по счету для юридических лиц.
За 3 дня 600 р. Доставка в течение следующих 3 рабочих дней. Оплата по факту получения или предоплата по счету для юридических лиц.
Онлайн 600 р. Отправляется по электронной почте в течение 1 рабочего дня после получения оплаты. Платеж осуществляется банковской картой на сайте или по счету для юридических лиц.
+ Скан на почту (дополнительно к любой доставке) 500 р. При заказе документов с доставкой по любому из тарифов – вы можете дополнительно заказать отправку их скан-копий на электронную почту. Для этого оставьте соответствующий комментарий к заказу и укажите свой адрес электронной почты. При заказе данной услуги обязательно внесение предоплаты за весь заказ банковской картой через форму оплаты на сайте.
Доставка 300 р. По Москве в пешей доступности от метро или не более 15 минут на городском общественном транспорте.Стоимость доставки в отдаленные районы рассчитывается индивидуально.

Скидки и акции — При заказе 3 и более справок – доставка бесплатно. — Постоянным клиентам – скидки от 10% и более. Смотрите подробные условия.

Государственные услуги в Республике Татарстан. / Услуги / Сведения из реестра дисквалифицированных лиц

Государственная услуга предоставляется ФНС России. Непосредственное предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в Реестре, осуществляют территориальные налоговые органы и уполномоченная организация.

Документом, необходимым в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, который находится в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и который заявитель вправе представить одновременно с запросом, является документ, подтверждающий внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в Реестре.

Банковские реквизиты для перечисления указанной платы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Комментарий к ст. 3.11 КоАП РФ

Комментируемая ст. 3.11 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде дисквалификации.

Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права:

а) замещать должности федеральной государственной гражданской службы;

б) замещать должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

в) замещать должности муниципальной службы;

г) занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;

д) входить в совет директоров (наблюдательный совет);

е) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

ж) осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

з) осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности;

и) осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

к) осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

л) осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Исходя из ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ следует, что дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность. Следовательно, значение имеет наличие статуса должностного лица у гражданина на момент совершения им административного правонарушения, а последующее прекращение указанного статуса не влияет на возможность его привлечения к административной ответственности (Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)).

Так, например, прекращение трудовых отношений с руководителем организации, допустившим в период исполнения им своих служебных обязанностей нарушение требований законодательства, не исключает возможности возбуждения в отношении этого лица производства по делу об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности в качестве должностного лица. При этом административное наказание в виде дисквалификации отвечает названной в ст. 3.1 КоАП РФ цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Утрата статуса должностного лица, в том числе в связи с изменением места работы, не препятствует привлечению лица к административной ответственности за правонарушение, совершенное им при наличии указанного статуса.

Данный подход изложен в п. 10 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, и поддерживается судами (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.02.2018 N Ф04-3338/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 N Ф07-2577/2018).

Статьей 32.11 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, регулируется ст. 83 Трудового кодекса РФ.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 8, 9 или п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Таким образом, из системного толкования ст. 32.11 КоАП РФ и ст. 83 Трудового кодекса РФ следует, что назначение административного наказания в виде дисквалификации не влечет автоматической утраты дисквалификационным лицом полномочий, возложенных на него трудовым договором (контрактом). Данные полномочия прекращаются с момента прекращения трудового договора (контракта) в порядке, предусмотренным трудовым законодательством (Постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.2012 по делу N А55-5876/2011).

Когда нужны сведения из реестра дисквалифицированных лиц

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом. При лицо, его заключить, обязано запросить информацию о наличии дисквалификации. Такие требования содержатся в пункте 2 статьи 32.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правда, Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя при заключении трудового договора с руководителем выяснять, не является ли он дисквалифицированным лицом. Однако, исходя из приведенных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, строительной компании при заключении трудового договора с работником, принимаемым на руководящую должность, необходимо запросить информацию о нем в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, то есть в

Следует помнить, что заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление организацией, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение на организацию административного штрафа в размере до 100 тыс. руб. Самому же виновнику в этом случае грозит штраф в сумме 5 тыс. руб. Такие меры предусмотрены за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юрлицом (ст. 14.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если руководитель был принят на работу без уточнения информации о нем, а затем выяснилось, что он является дисквалифицированным лицом, то работник подлежит увольнению. Основание — заключение трудового договора в нарушение постановления судьи о дисквалификации (абз. 5 ст. 84, п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Еще один повод проверить данные — проявление должной осмотрительности при заключении договоров с контрагентами. При осуществлении предпринимательской деятельности строительная компания вправе запросить сведения из реестра о Рекомендуем это сделать, чтобы убедиться, является ли контрагент добросовестным, не будет ли впоследствии оспорена заключенная с ним сделка.

Как учитывать затраты на получение сведений из реестра

Поскольку получение сведений о наличии дисквалификации физлица, претендующего на руководящую должность, — это требование законодательства, документально подтвержденные затраты, связанные с их получением, являются экономически обоснованными.

В бухучете они учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99, утвержденного приказом от 6 мая 1999 г. № 33н). А в налоговом — как прочие расходы на получение информации (подп. 14 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такие затраты уменьшают прибыль независимо от того, заключен с претендентом трудовой договор или нет.

М. Ахметянова ,
юрист

27/08/2014

ТК РФ не обязывает работодателя выяснять информацию о наличии или об отсутствии принятого в отношении соискателя на какую-либо руководящую должность решения о дисквалификации. А вот согласно требованиям КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем Реестр дисквалифицированных лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 32.11). Как проверить, является ли соискатель дисквалифицированным лицом?

Читайте также:  Льготы и пособия для матерей-одиночек в 2023 году: что изменилось

Как проверить быстро и не обжечься на дисквалификации

Упростить процесс проверки лица поможет СБИС «Все о компаниях» , который «автоматом» проверит на дисквалификацию. При необходимости факт проверки можно подтвердить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС.

А снизить риск попадания в число дисквалифицированных призван сервис СБИС Электронная отчетность . С ним сдача отчетности быстрее и проще, все предписания надзорных органов — на контроле. Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты . Оставьте заявку на сайте и получите ответы на свои вопросы уже сегодня.

Дисквалификация – форма наказания, предусмотренная ст. 3.11 КоАП РФ . Этот вид наказания предусмотрен для физических лиц, занимающих должности государственной службы или работающих в исполнительных органах юридических лиц.

На практике это будет означать невозможность принятия на работу в госструктуры и муниципальные органы, а также на всевозможные руководящие должности. Лицо, внесенное в реестр, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (это касается как индивидуального предпринимательства, так и должностей в исполнительных органах юридических лиц).

Последствия дисквалификации руководителя

Дисквалификация руководителя влечет за собой невозможность им исполнять свои обязанности руководителя и входить в состав директоров.

После вынесения постановления судом о дисквалификации руководителя, работодателем должна быть начата процедура, связанная с его увольнением, а именно, предложением иных должностей или увольнение после того, как постановление суда вступит в силу.

Когда постановление суда вступит в силу, то оно должно быть немедленно исполнено.

Если трудовой договор не будет расторгнут с дисквалифицированным руководителем, тогда организацию ждет привлечение к административке с назначением штрафа в размере до 100 тыс. р.

Пока срок дисквалификации не истечет, лицо не сможет устроиться руководителем в другую организацию, поскольку информация о дисквалификации подлежит проверке при приеме на работу.

Какие последствия от дисквалификации?

Кроме прямой дисквалификации для директора есть другие риски. Если у него плохая репутация, его просто не включат в ЕГРЮЛ. Так, директор не сможет руководить другой компанией, если бросил прежнюю организацию с долгами и инспекторы исключили ее из реестра. В этом случае налоговики откажутся вносить в реестр сведения о директоре (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Похоже на дисквалификацию, только без суда.

Дисквалификация означает, что суд запретит директору руководить любой компанией и входить в совет директоров любой компании в течение длительного срока — от 6 месяцев до 3 лет.

Кроме этого, директору нельзя будет работать в этой должности, появится недоверие со стороны контрагентов. Инспекторы снимают расходы и вычеты, если сделку заключил дисквалифицированный директор.

Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). (Письмо Минфина России от 27.12.2017 № 03-12-13/87273)

Причины дисквалификации директора

Самая частая причина дисквалификации — фиктивная регистрация, так как налоговики борются с однодневками. Далее идут невыполнение предписаний и трудовые нарушения. Есть экзотические случаи. Например, только одного директора лишили должности, потому что компания многократно мешала ревизорам на проверке. Десять основных причин смотрите в таблице ниже.

Если директора дисквалифицировали, его увольняют (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 8 ст. 83, ст. 84 ТК РФ). Но есть риск, что ваш контрагент этого не сделает и директор продолжит подписывать документы.

Если договор подписал дисквалифицированный руководитель, налоговики считают, что сделки не было. Инспекторы отказывают компании в расходах и вычетах, и суд их поддерживает (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2014 № А64-5102/2013).

За что включают в реестр дисквалифицированных лиц

Дисквалификация — форма административного наказания для граждан. Оно относится к числу длящихся. Порядок применения регулируется ст. 3.11 КоАП. Срок применения — от 6 месяцев до 3 лет. Для дисквалификации и внесения в реестр необходимо судебное решение. Досрочное прекращение — только через суд. Это регулируется п. 11 Приказа ФНС № ММВ-7-6/941@ от 19.12.2011.

Налоговая служба исключает гражданина из РДЛ в двух случаях:

  • при прошествии срока дисквалификации;
  • на основании заверенной копии судебного постановления о снятии наказания.

Перечислим причины дисквалификации:

  • нарушение руководителем государственного или муниципального органа власти законодательства о защите конкуренции;
  • совершение экономического преступления, например, нарушение процедуры банкротства, инициирование фиктивного банкротства;
  • нарушение порядка регистрации юридических лиц и их ликвидации, закона об образовании, порядка ценообразования;
  • нарушение трудового законодательства и ТК РФ.

Информация в РДЛ содержит сведения:

  • личные персональные данные дисквалифицированного и место работы на момент правонарушения;
  • сведения о наказании (срок, период, реквизиты судебного постановления, в том числе о прекращении наказания — в случае наличия);
  • сведения о самом правонарушении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *