Преступления против порядка пребывания на военной службе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преступления против порядка пребывания на военной службе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объемный документ в 55 страниц представил зампредседателя ВС РФ — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Владимир Хомчик. По словам докладчика, проект является результатом изучения судебной практики по делам о преступлениях против военной службы, рассмотренным военными судами в 2010–2022 годы.
Судебную практику «копнули на глубину» в 20 лет
— Ни в советский период, ни позднее такие разъяснения не были предметом обсуждения Пленума ВС, — сообщил Хомчик, отметив, что по некоторым преступлениям «глубина изучения судебной практики» составила более 20 лет. Докладчик уточнил, что ответы на поставленные вопросы получены из всех заинтересованных ведомств, в том числе Минобороны, Генштаба, ФСБ, ФСО, Главного военного следственного управления СКР.
По словам зампреда ВС, самыми распространенными являются преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337–339 УК РФ). Далее идут преступления, связанные с нарушением уставных правил при отсутствии между военнослужащими взаимоотношений подчиненности (ст. 335 УК РФ) и против порядка подчиненности (ст. 332, 334 и 336 УК РФ).
Хомчик отметил, что с учетом изменений в УК РФ, внесенных в сентябре 2022 года, в том числе в главу 33, а также с учетом специальной военной операции и частичной мобилизации, Верховный суд РФ в оперативном порядке запросил у нижестоящих судов приговоры по преступлениям против военной службы, совершенным с 24 сентября 2022 года. Выявленные проблемы применения новых уголовных норм обсуждены и предложены разъяснения, сообщил глава военной коллегии ВС.
Что касается структуры проекта постановления, то документ состоит из трех блоков. В первом разъясняются общие положения (пп. 1–9). Второй посвящен преступлениям против военной службы (пп. 10–112) и разделен на «тематические» группы с учетом преступлений. В третьем разъясняются вопросы назначения наказаний (пп. 113–122).
Докадчик обозначил ряд важных для единообразия судебной практики разъяснений.
В разделе проекта о преступлениях против порядка сбережения военного имущества (ст. 346–348 УК РФ) впервые разъясняется понятие предмета военной техники, которое появилось в уголовном законодательстве в 1996 году. Предлагается признать таковыми взрывные устройства — гранаты, мины, а также приспособления для инициирования их взрыва, — которые в настоящее время в соответствии с уголовным законодательством не относятся к боеприпасам.
Разработаны правила квалификации преступлений против порядка использования военно-технических средств (ст. 349–352 УК РФ). Сложным для практики является вопрос о веществах и предметах, представляющих повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ). Разъясняется, что такие вещества требуют особых мер предосторожности при обращении.
Понятие и виды преступлений против военной службы
В ст. 10 Федерального закона N 61-ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 г. функции и задачи Вооруженных Сил определены следующим образом: Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Боеспособность Вооруженных Сил страны обеспечивается не только их численностью, вооружением и выучкой, но и строжайшей дисциплиной, надлежащим несением воинской службы. Ослабление воинской дисциплины чревато опасными, тяжкими последствиями, способными в ряде случаев подорвать, ослабить боевую подготовку Вооруженных Сил, их управление.
В целях борьбы с наиболее общественно опасными нарушениями воинской дисциплины установлена уголовная ответственность за их совершение.
Объект преступления против военной службы
Объектом преступления являются интересы воинской службы. Дополнительными объектами считаются: честь, достоинство,физическая неприкосновенность, жизнь, здоровье человека.
В статьях 346, 347 говорится о предметных преступлениях. Предметами являются оружие, боеприпасы, военная техника.
Объектом преступления является действие или отсутствие действий со стороны преступника. Деяние может сопровождаться активным преступным поведением, которое проявляется в действиях насильственного характера, оскорблениях, самовольном оставлении места службы, дезертирстве. Пассивное преступное поведение выражается в неисполнении приказа, нарушении правил несения боевого дежурства, нарушении устава.
Преступления могут быть материальными, формальными, формально-материальными.
Многие нормы имеют бланкетный характер и отсылают правоприменителя к другим нормативным актам, например, к уставам Вооруженных Сил РФ.
Бланкетная норма – норма права, предоставляющая государственному органу право самостоятельно установить норму поведения, запрет.
В определенных случаях на квалификацию деяния могут повлиять место, время, обстановка, способ, орудие. Например, время окажет влияние на квалификацию деяния при исполнении обязанностей военной службы, несении боевого дежурства, несении службы пограничным нарядом, охране общественного порядка войсковым нарядом, суточном наряде или патрулировании. Место может повлиять, если деяние произошло в воинской части, гарнизоне, военном корабле. Обстановка окажет влияние, например, при кораблекрушении. Способ повлияет на квалификацию при симуляции болезни, членовредительстве, подлоге документов, насилии.
Преступления против порядка пребывания на военной службе
«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом» (ст. 59 Конституции РФ). Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (ст. 22).
Порядок прохождения военной службы различными категориями военнослужащих устанавливается федеральными законами: от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», общевойсковыми уставами и другими нормативными актами.
Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК). В ч. 1 этой статьи установлена ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Непосредственным объектом преступления является порядок прохождения военной службы, который устанавливает постоянное нахождение военнослужащего в части или месте службы в состоянии постоянной готовности к выполнению обязанностей службы.
Объективная сторона преступления четко установлена в ч. 1 ст. 337 УК. Она может заключаться в действии — оставлении части или места службы или бездействии — неявке на службу (из отпуска, из командировки и т.д.).
Территория воинской части — это место казарменного, лагерного или походного расположения воинской части.
Местом службы, если оно не совпадает с территорией воинской части, считается место фактического выполнения военнослужащим обязанности военной службы.
Выход военнослужащего из казармы и нахождение его в границах территории воинской части не является оставлением воинской части.
Не является оставлением воинской части уклонение военнослужащего от выполнения военной службы, если он находится на территории части. Например, во время строевой подготовки он прячется на кухне. Это — нарушение воинской службы, но не оставление части или места службы.
Рассматриваемым преступлением является самовольное оставление части или места службы. В соответствии со ст. 244 Устава внутренней службы военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются из расположения части командиром роты или лицом, занимающим соответствующие командиру роты должности.
Если разрешение на оставление части дано ненадлежащим лицом, допустим, командиром взвода, то, хотя такое разрешение неправомерно, часть оставлена не самовольно.
Неявка в срок на службу заключается в том, что, оставив часть или место службы на законных основаниях, военнослужащий уклоняется от явки на службу, например, не возвращается вовремя в часть после завершения командировки.
Уважительными причинами неявки в часть являются, например: болезнь, нарушение работы транспорта, стихийное бедствие.
В ч. 1 ст. 337 УК предусмотрена уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно за неявку на службу в срок свыше двух, но не более десяти суток. Если рассматриваемое нарушение уставных правил осуществляется на срок до двух суток, то оно относится к дисциплинарным проступкам.
Более строгие предписания по рассматриваемому вопросу содержались в ч. 1 ст. 245 УК 1960 г. В ней предусматривалась ответственность за самовольную отлучку военнослужащего срочной службы продолжительностью свыше одних суток, но не более трех суток, либо хотя и менее суток, но совершенную повторно в течение трех месяцев.
Рассматриваемое преступление является длящимся. Поэтому большое значение имеет решение вопроса о его начале и завершении.
Началом преступления является время самовольного оставления военнослужащим расположения части или места службы.
Время явки военнослужащего на службу определяется: увольнительной запиской, отпускным билетом, командировочным удостоверением, предписанием и другими документами. При неявке военнослужащего в указанный в этих документах срок начинается исчисление срока неявки. «При этом не требуется, — как отмечает Н.А.Петухов, — чтобы военнослужащий возвратился к реальному исполнению служебных обязанностей, достаточно утраты признака самовольного отсутствия».
Окончено деяние в момент задержания лица, находящегося в самовольной отлучке, или же не являющегося на службу.
1. Непосредственным объектом уклонений от военной службы, описанных в комментируемой статье, является установленный порядок пребывания на службе, порядок ее прохождения от призыва до увольнения в запас, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.
Установление и применение уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК) и от прохождения альтернативной гражданской службы (ч. 2 ст. 328 УК), самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК), дезертирство (ст. 338 УК), уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК) не затрагивают конституционного права на труд гражданина, совершившего указанные преступления, и не противоречат нормам международного права (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).
Признаки самовольности, отсутствия уважительных причин и цели временного уклонения от военной службы свидетельствуют о совершении содеянного умышленно.
В комментируемой статье предусмотрено несколько преступлений, различающихся между собой по субъекту и продолжительности уклонения.
2. Субъектом преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 337, являются военнослужащие, проходящие службу по призыву на должностях рядового и сержантского составов. К ним, в частности, относятся курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву. Действие ст. 337 распространяется также на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Не могут являться субъектом воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на службу, но были призваны в нарушение требований законодательства.
3. В соответствии с п. 1 ст. 26 и п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона после фактической отправки призывников из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы призыв на военную службу завершен, и данные лица приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования к месту прохождения службы ответственность за уклонение от военной службы должна наступать по соответствующим статьям гл. 33 УК.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
4. По делам об уклонении от призыва на военную службу необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основания, при наличии которых граждане не призываются на службу.
5. Часть 2 ст. 337 устанавливает повышенную уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих по призыву, которые фактически отбывают наказание в дисциплинарной воинской части в качестве осужденных, т.е. зачисленных в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты).
6. Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.
В случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. ч. 1 и 2 ст. 337) свыше 10 суток, но менее одного календарного месяца (ч. 3 ст. 337), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу — с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.
Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 337, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — менее 10 суток).
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
Преступления, нарушающие порядок пребывания на военной службе
-
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 24.12.2021)
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»
-
Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286
«Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р (ред. от 12.02.2022)
«Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета»
-
Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2019 N 2830-р (ред. от 01.02.2022)
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»»
-
Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 28.01.2022)
«Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ»)
Все документы >>>
-
Приказ Генпрокуратуры России от 13.01.2022 N 3
«О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»
-
Приказ Генпрокуратуры России от 16.06.2017 N 402 (ред. от 13.01.2022)
«Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»
-
Приказ Генпрокуратуры России от 23.12.2019 N 890
«О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»
Все документы >>>
Объект правонарушения – порядок пребывания служащих в армии, который регулируется уставами, ФЗ №76 от 27.05.1998 года и прочими законодательными актами.
Субъектами деяний признаются:
- служащие в армии, которые исполняют служебные обязанности по призыву (солдаты, несущие службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений до того, как заключили контракт; курсанты, которые были отчислены из вышеуказанных учреждений до того, как ими был подписан контракт, и пр.);
- служащие в возрасте до 27 лет, проходящие службу в армии по контракту или уволенные раньше срока, указанного в этом контракте, если они не имеют права на преждевременное оставление своей службы или увольнение.
От уголовной ответственности по ст. 337 УК РФ освобождаются военнослужащие, впервые совершившие самовольное оставление воинской части или места службы, если причиной этого являются сложные жизненные обстоятельства (тяжелое состояние близкого родственника, стихийное бедствие, постигшие семью военнослужащего, и пр.).
Алгоритм применения наказания
Определение степени наказания основывается на том, что регламент военной повинности распространяется на все уровни ВС и равнозначно для всех армейцев не зависимо от должности, которую они занимают.
Противоправные действия, совершенные в боевых условиях и в военное время, рассматриваются в особом порядке. Судебное разбирательство имеет свои принципы проведения.
При этом усугубляется и степень обязанности нарушителя. Противозаконные проступки, в совершении которых подозревают армейцев, разбираются исключительно военсудами. Такие суды имеют инстанции различной категории. Гражданское тяжебное производство к рассмотрению преступлений, допущенных военными, не допускается.
За преступления против военной службы (ст.331) не несут ответственность:
- работающие в воинских частях лица гражданского статуса;
- учащиеся военучилищ;
- сотрудники ОВД.
Если перечисленные особы причастны к нарушению закона, они осуждаются судом гражданской категории, как соучастники.
Общая характеристика преступлений против военной служб
Преступления против военной службы
— это предусмотренные ст. 331—352 гл. 33 УК противоправные умышленные или неосторожные общественно
опасные деяния
(действия или бездействие),
совершенные военнослужащими, проходящими военную службу
по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, и посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам службы, личности, государства (см. также ч. 1 ст. 331 УК).
Система преступлений
против военной службы включает:
1)преступления, связанные с уклонением от службы
(ст. 332, 337-339 УК);
2)
преступления, связанные
с посягательством наличность военнослужащего
(ст. 333—336 УК);
3)
преступления, связанные с
нарушением правил несения военной службы
(ст. 340—345, 349—352 УК);
4)
преступления, связа
нные с утратой, уничтожением или повреждением военного имущества
(ст. 346—348 УК).
Общественная опасность
данных преступлений заключается в подрыве установленного законом порядка прохождения военной службы,
создании этим угрозы военной безопасности
РФ.
Основной
объект
преступных посягательств— интересы военной службы.
Возможны дополнительные объекты:
честь, достоинство, физическая неприкосновенность личности; интересы безопасности государства, собственности; жизнь, здоровье человека и т.д.
Среди факультативных объектов
можно выделить честь, достоинство, физическую неприкосновенность личности; здоровье, жизнь человека; интересы собственности; и др. Составы преступлений, предусмотренные ст. 346, 347 УК, относятся к числу предметных.
Предметами
преступного посягательства могут быть оружие, боеприпасы, предметы военной техники.
Объективная сторона
составов преступлений выражается
в форме действия или бездействия.Активное преступное
поведение находит отражение в насильственных действиях в отношении начальника (ст. 334 УК), оскорблении военнослужащего (ст. 336 УК), самовольном оставлении части или места службы (ст. 337 УК), дезертирстве (ст. 338 УК) и т.д.
Пассивное поведение
может быть выражено в неисполнении приказа (ст. 332 УК), нарушении правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК), нарушении уставных правил караульной службы (ст. 342 УК), утрате военного имущества (ст. 348 УК) и пр.
По законодательной конструкции составы преступлений
, являются
«материальными».
Преступления
окончены
в момент
наступления
соответствующих материальных общественно опасных
последствий
, в частности, в момент наступления
тяжких последствий
(ч. 3 ст. 332, ст. 351, 352 УК), причинения
вреда здоровью
(ч. 1 ст. 349, ч. 1 ст. 350 УК),
жизни
(ч. 2, 3 ст. 349, 352 УК)
человека
и т.д.
В ст. 336—339, 345 УК отражены «формальные»составы преступлений
.
Преступления окончены
в момент
совершения
соответствующих
общественно опасных деяний независимо от наступления
материальных общественно опасных
последствий
.
В ч. 1, 2 ст. 332, ст. 333, 334, ч. 1, 2 ст. 335, ч. 1 ст. 340, ч. 1 ст. 341, ч. 1 ст. 343 УК описаны «формально-материальные»
составы преступлений.
Диспозиции многих статей гл. 33 УК имеют бланкетный
характер, то есть отсылают правоприменителя к иным — подзаконным — нормативным правовым актам, в частности к уставам Вооруженных Сил РФ, при нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК), нарушении правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК), нарушении правил несения пограничной службы (ст. 341
УК),
нарушении уставных правил караульной службы (ст. 342 УК) и т.д.
В некоторых случаях на квалификацию
деяния как преступления
могут оказать влияние время, место, обстановка, способ, орудие, средство
его совершения, например:
а) время:
исполнение обязанностей военной службы (ст. 336 УК), боевое дежурство (боевая служба) (ст. 340 УК),несение службы пограничным нарядом (ст. 341 УК), караульной (вахтенной) службы (ст. 342 УК), охрана войсковым нарядом общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 343 УК), суточный наряд или патрулирова ние (ст. 344 УК);
б) место:
воинская часть или место службы (ст. 337, 338УК), воинская часть или гарнизон (ст. 344 УК), военный корабль (ст. 345 УК);
в) обстановка:
кораблекрушение (ст. 345 УК);
г) способы:
симуляция болезни, членовредительство, подлог документов, иной обман (ст. 339 УК), насилие (ст. 333,334, 335 УК);
д) орудия:
оружие (п. «б» ч. 2 ст. 333 и 334, п. «г» ч. 2 ст. 335УК);
е) средства:
оружие, боеприпасы и предметы военной техники (ст. 348 УК), оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы (ст. 349УК), боевые, специальные или транспортные машины (ст. 350УК), военные летательные аппараты (ст. 351 УК), военныекорабли (ст. 352 УК).
Субъект —
физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 18-летнего возраста и наделенное
дополнительным
(
специальным
) признаком — принадлежностью к военной службе.
Субъектами преступлений против военной службы являются и военнослужащие внутренних войск, и военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ (см. ч. 1, 2 ст. 331 УК).
Специальный субъект может быть конкретизирован, например, являться участником преступной группы (см. ч. 2 в ст. 332—335, 338 УК), военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (см. ч. 1 ст. 337 УК), военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части (ч. 2 ст. 337 УК), командиром корабля или лицом из состава корабля (ст. 345 УК).
Субъективная сторона
составов преступлений характеризуется
виной в форме умысла или неосторожности.Умышленное отношение
виновного к содеянному возможно, например, при оскорблении военнослужащего (ст. 336 УК), дезертирстве (ст. 338 УК), уничтожении или повреждении военного имущества (ст. 346 УК);
неосторожное
— при нарушении уставных правил пограничной службы (ст. 341 УК), караульной службы (ст. 342 УК), внутренней службы или патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК), утрате военного имущества (ст. 348 УК) и т.д.
В некоторых случаях психическое отношение виновного к содеянному может характеризоваться двумя формами вины,
например, при
нарушении правил взаимоотношений между военнослужащими
(ст. 335 УК), несении боевого дежурства (боевой службы) (ст. 340 УК), караульной службы (ст. 342 УК).
Для квалификации деяния как преступления может иметь значение цель
его совершения (например, уклонение от прохождения военной службы (ст. 338 УК), полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы (ч. 2 ст. 339 УК)).
Признаки факультативного характера
Указанные признаки используют для определения некоторых из составов преступлений. Факультативные признаки дают возможность охарактеризовать совершенное воинское противоправное деяние с помощью дополнительных свойств, которые выражают специфику преступления. К подобным критериям относят:
- Объект посягательства.
- Наличие связи между поступком злоумышленника и фактическими последствиями.
- Место и время совершения преступления.
- Предмет, который являлся орудием осуществления противоправного деяния.
- Присутствие в действиях злоумышленника, опасности для общества и государства.
- Мотивы и цели совершенного поступка.
Разновидности правонарушений
Данный вид преступленный может быть рассмотрен по общим нормам уголовного кодекса. Для некоторых случаев предусмотрен особый порядок вынесения решения суда.
Все правонарушения разделяют на следующие разновидности:
- Умышленное несоблюдение субординации. Иными словами – отказ от выполнения приказов со стороны старшего по званию.
- Неуставные отношения – так называемая «дедовщина». Это главный бич российских вооруженных сил. Когда старшие по званию начинают пользоваться служебным положением и заставляют подчиненных делать то, что они по уставу не обязаны, судебные инстанции действуют особо жестко, вынося максимально возможные наказания. Во многом это связано с посланием президента РФ, который призвал вооруженные силы полностью искоренить «дедовщину».
- Отказ от выполнения прямых обязанностей или их заведомо неправильное выполнение. Наиболее обширное понятие, которое включает в себя множество нарушений (отказ от наряда, несоблюдение инструкций и т.д.).
- Невыполнение (умышленное) установленных правил внутренних служб.
- Небрежное использование доверенной части (хоз. инвентарь, оружие и т.д.) которое повлекло материальный ущерб.
- Самовольное отсутствие по месту службы. По статистике, такие дела поступают гораздо чаще остальных. Во многом это связано с тем, что в других случаях руководство предпочитает «не выносить сор из избы», разбираясь без привлечения судебных органов.
- Любые нарушения устава или порядка прохождения службы, которые повлекли за собой причинение ущерба здоровью. Наиболее тяжелые случаи, карающиеся реальным заключением.
В воинскую систему не входит рассмотрение дел, когда в них причастны гражданские лица, а также учащиеся военных училищ или работники внутренних дел. В таких случаях ими занимается гражданское судопроизводство (если доказана причастность таких лиц).
Особые случаи преступлений с отягчающими обстоятельствами
В судебной практике бывают дела, в которых имеют место отягчающие обстоятельства. В таких ситуациях предъявляется более суровое наказание, чем в описанных в предыдущем пункте примерах. Рассмотрим наиболее распространенные случаи:
- Отказ от воинской службы, который характеризуется уклонением от призыва, либо покидание воинской части без разрешения причисляется к разряду дезертирства. Желающих «откосить» ждёт тюремный срок до 7 лет (условного заключения добиться можно). Данная формулировка применима для случаев, когда человек отсутствовал более 72 часов без уважительной причины.
- У дезертирства есть случай с отягчающими – если военнослужащий покинул часть с оружием или использовал его для побега. В таких ситуациях срок увеличивается до 10 лет, и добиться условного заключения практически невозможно. Для большинства подобных правонарушений выносится максимальный срок наказания, ибо оно влечет за собой угрозу жизни множества людей. Обычно сторона защиты в таких делах пытается доказать, что обвиняемого довели до состояния аффекта (издевались сослуживцы или руководство). На практике российский суд чаще встает на сторону вооруженных сил, ввиду их повышенного авторитета в обществе. Однако если действительно имели место издевательства, можно рассчитывать на смягчение приговора.
- Преступления с особо отягчающими обстоятельствами. Под данным понятием подразумеваются случаи, когда имеет место издевательство над подчиненными (или сослуживцами), которое повлекло за собой вред для здоровья или жизни. Обычно такие ситуации связаны с так называемой дедовщиной. Такие преступления караются тюремным заключением от 3 до 10 лет. Если был причинен прямой ущерб жизни человека, то такое преступление переквалифицируется в более тяжелые формы (преднамеренное убийство, доведение до самоубийства и т.д.), которые влекут за собой увеличение тюремного срока.
- Неподчинение приказу или нарушение устава, которые повлекли за собой серьезный ущерб ВС РФ. Под данное понятие подпадает множество различных преступлений, максимальное наказание для которых составляет 8 лет тюремного заключения.
- Особый случай нарушения внутреннего устава ВС — отказ от постовой/караульной службы, либо особо грубые нарушения инструкции, которые могли нанести ущерб военной службе. Служащих по контракту будет ждать служебное ограничение до 2 лет. Если данное преступление привело к значительному ущербу, применяются более тяжелые санкции: условное заключение до 5 лет, перевод в дисциплинарную часть до 2 лет, либо лишение свободы на срок до полугода.
- Халатное отношение. Если имело место заведомо халатное отношение к материальной части ВС РФ, которое привело к особо тяжким последствиям, может быть назначена уголовная ответственность.
Порядок применения оружия как составная часть установленного в Вооруженных Силах Российской Федерации оборота оружия
Использование оружия для достижения преступного результата характеризует способ совершения деяния и свидетельствует, как правило, о повышенной опасности конкретных преступлений, что обусловило признание использования преступником оружия и некоторых других опасных средств в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность (п.”к” ч. 1 ст. 63 УК РФ). Вместе с тем, уголовное законодательство России всегда содержало значительное число составов преступлений, специальным (конструктивным) признаком которых является оружие либо сходные с ним по опасности предметы, которые выступают в качестве средств совершения преступлений (к примеру ст.ст. 91, 146, 171, 206, 240, 244, 219 и другие УК РСФСР 1961 года). Уголовный кодекс РФ 1996 года сохранил и усилил эту тенденцию, по подсчетам А.С.Самойлова почти на 20% увеличив число уголовно-правовых норм, повышающих ответственность за использование (применение) оружия при совершении преступлений1.
2. Современная теория уголовного права рассматривает преступления, совершаемые с применением оружия, в рамках системы видов преступлений против порядка оборота оружия2. Такой подход обусловлен прежде всего тем объективным обстоятельством, что за последние годы в России сформировался порядок оборота оружия, включающий правила, регламентирующие производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изьятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации1. Он установлен действующим законодательством Российской Федерации об обороте оружия, которое включает в себя законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие общие и специальные обязанности граждан в обороте оружия в целом, их права и обязанности в его конкретных сферах, а также соответствующие общие и специальные права и обязанности отдельных категорий граждан2.
Составной частью порядка оборота оружия в Российской Федерации является порядок оборота оружия в ее Вооруженных Силах. Правильное использование боевых средств обеспечивает не только безопасность военнослужащих, но является и важнейшей составной частью боеготовности и боеспособности частей и подразделений, условием выполнения задач, стоящих перед армией и флотом. Общие задачи правового регулирования оборота оружия в условиях Вооруженных Сил РФ конкретизируются в обеспечении задач вооруженной борьбы, прежде всего достижения победы над противником. Условием решения этих задач является и обеспечение сохранения жизни и здоровья военнослужащих, обеспечение сохранности самих средств вооруженной борьбы и другого военного имущества. Проблема правового регулирования оборота боевого оружия в Вооруженных Силах России и ответственности за посягательства на него представляет в этой связи особый интерес для военного права. Наиболее общие методологические вопросы, касающиеся понятия и правовой характеристики оборота оружия в Вооруженных Силах, оснований ответственности военнослужащих за посягательства на эти отношения, системы преступлений против оборота оружия и основ их квалификации рассмотрены в докторской диссертации и других работах А.С.Самойлова. Однако исследование правового статуса боевого оружия, оснований и пределов его применения (использования), особых прав и обязанностей военнослужащих в обороте оружия до сегодняшнего дня продолжает оставаться одной из самых актуальных научных и практических задач при осуществлении военной реформы1.
3. Использование оружия отраслевое законодательство об оружии выделяет в качестве самостоятельной сферы его оборота, а правила использования оружия рассматривает как составную часть правового регулирования этого оборота. Однако ни Закон РФ “Об оружии”, ни другие нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, не дают определения данных понятий. Что касается уголовного законодательства, то оно предусматривает неправомерное использование оружия лишь в качестве обстоятельства, отягчающего уголовное наказание (п. “к” ч.2 ст. 63 УК РФ), не употребляя этот термин в Особенной части российского уголовного законодательства. Конкретные составы общеуголовных и воинских преступлений неправомерного использования оружия не упоминают. Однако из этого не следует, что ответственность за нарушение правил использования оружия (неправомерное использование оружия) ограничена рамками ст. 63 УК РФ.
Анализ действующего законодательства позволяет согласиться с А.С. Самойловым в том, что “использование оружия” это собирательное понятие, объединяющее сложную часть поведения военнослужащих в сфере оборота оружия, которая включает, во-первых, применение оружия, то есть использование его свойств для поражения человека; во-вторых, использования оружия для подачи сигналов, поражения животных, повреждения имущества и т.п.; и в-третьих, обращение с оружием – его эксплуатацию, обеспечивающую безопасность окружающих1. Следовательно, правила использования оружия включают:
1) правила применения оружия,
2) правила использования оружия для подачи сигналов, для поражения животных, повреждения имущества ит.п.;
3) правила обращения с оружием2.
Каждая из указанных составных частей урегулирована специальными правилами.
Алгоритм применения наказания
Определение степени наказания основывается на том, что регламент военной повинности распространяется на все уровни ВС и равнозначно для всех армейцев не зависимо от должности, которую они занимают.
Противоправные действия, совершенные в боевых условиях и в военное время, рассматриваются в особом порядке. Судебное разбирательство имеет свои принципы проведения.
При этом усугубляется и степень обязанности нарушителя. Противозаконные проступки, в совершении которых подозревают армейцев, разбираются исключительно военсудами. Такие суды имеют инстанции различной категории. Гражданское тяжебное производство к рассмотрению преступлений, допущенных военными, не допускается.
За преступления против военной службы (ст.331) не несут ответственность:
- работающие в воинских частях лица гражданского статуса;
- учащиеся военучилищ;
- сотрудники ОВД.
Если перечисленные особы причастны к нарушению закона, они осуждаются судом гражданской категории, как соучастники.
Кроме преступлений военного характера, армейцы могут понести уголовную ответственность при нарушении тяжких статей УК, а именно:
- В части правонарушений по отношению к отдельной личности, жизни группы лиц, согласно главе 7. Особенное внимание уделяются преступлениям, связанным с издевательствами над другими военными, тем более повлекшие за собой последствия для здоровья и жизни потерпевших в тяжёлой форме. Именно эта причина является самой распространенной для инициирования тяжбы. Как правило, родственники солдат-срочников, обращаются в военную прокуратуру с заявлением об возбуждении разбирательства. За подобные деяния противозаконного направления предусмотрено лишение свободы от 3 до 10 лет.
- При нарушении общественной безопасности и порядка (глава 9).
- Совершение действий против государственной власти (гл.10).
- Посягательства на безопасность человечества и мира (гл.11).
- При совершении экономических преступлений (гл.8).
- За незаконный оборот оружия, боеприпасов, наркотических веществ.
- При участии в террористической деятельности и преступлениях, повлекших смерть людей, или нанесших весомый ущерб их здоровью и имуществу.
Комментарий к Ст. 331 Уголовного кодекса
1. Наряду с признаками, присущими всем преступлениям, посягательства в гл. 33 УК отличаются субъектным составом: они совершаются только военнослужащими, проводящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (далее — военнослужащими, если не указано иное).
Порядок призыва граждан на военную службу и ее прохождения регламентируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.
Порядок зачисления граждан в запас, состав запаса, а также вопросы прохождения военных сборов установлены в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» и Положении о проведении военных сборов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333.
2. Глава 33 УК охватывает преступления, совершаемое военнослужащими в мирное время. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
Малозначительность деяния
Этот термин используется в 14 статье УК. Как указывается во второй части нормы, поведение, содержащее признаки противоправного деяния, установленного УК, в силу своей малозначительности не представляющее опасности для общества, может не признаваться преступлением.
Данное положение распространяется и на рассматриваемую категорию противоправных действий/бездействий. Соответственно, не наступает, если будет установлена малозначительность общественной опасности поведения гражданина, позволяющая отнести деяние к дисциплинарным проступкам.
В приведенных ситуациях в качестве критерия дифференциации выступает степень угрозы для общества. Малозначительность деяния, характеризующаяся и субъективными, и объективными признаками, выступающая основанием для применения положений 14 статьи УК, исключает уголовно-правовой (криминальный) элемент поведения. Преступления, посягающие на правила несения службы в ВС, всегда отличаются повышенной степенью криминальной опасности, чем любой дисциплинарный проступок.
Особое значение при определении субъектов посягательств, закрепленных 33 главой УК, имеет установление начала и завершения периода несения службы. Эти моменты определяются положениями ФЗ № 53.
Между тем гражданин может понести наказание и после прекращения служебной деятельности, если срок давности для вменения ему санкции не истек.
В ряде составов преступлений в качестве субъектов выступают не все, а только отдельные категории служащих. Например, к ответственности за посягательство на порядок подчиненности по статьям 332-334 можно привлечь лицо, подчиненное потерпевшему (начальнику).
Если гражданин, участвовавший в деянии, не является военнослужащим, к ответственности за преступления против военной службы он может привлекаться в качестве организатора, пособника, подстрекателя. Это лицо не может являться соисполнителем.