Всё об эвакуации на штрафстоянку в вопросах и ответах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё об эвакуации на штрафстоянку в вопросах и ответах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Санкт-Петербурге задержанный автомобиль возвращается сразу после обращения за ним. Работа по выдачи производится круглосуточно. При возврате фиксируется дата и время, срок хранения исчисляется в часах.
Стоимость эвакуации и хранения автомобиля в Санкт-Петербурге
Тарифы за перемещение и хранение автомобилей на территории Санкт-Петербурга устанавливаются Комитетом по тарифам Правительства С-Пб.
Актуальные тарифы на сегодня такие:
Категория А, В – 2 815 руб.;
Категория C, D – 16 893 руб.;
Категория ВE, CE, DE – 19 709 руб.;
Негабаритные ТС – 22 524 руб.
Тарифы за один полный час хранения задержанного транспортного средства на специализированных стоянках на территории Санкт-Петербурга на 2018 год следующие.
Категория А, М, В, D до 3,5 т. – 50,23 руб./час;
Категория С, D свыше 3,5 т. – 100,46 руб./час;
Категория BE, СЕ, DE – 200,93 руб./час;
Негабаритные ТС – 301,39 руб./час.
Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.
Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.
Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?
На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».
На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.
На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.
Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:
- Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
- Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
- Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).
Как должна происходить эвакуация по закону?
Правила эвакуации автомобиля в общем случае таковы. Уполномоченное лицо составляет протокол о задержании автомобиля и присутствует на месте до того момента, как транспорт начинают перемещать на спецстоянку. Протокол можно составить в присутствии двух понятых или под видеозапись.
В протоколе должны быть указаны дата, время, место, основание для задержания автомобиля, инициалы и фамилия того, кто составил протокол, а также сведения об автомобиле и человеке, управлявшем им, наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество того, кто будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
Если владелец автомобиля присутствует при составлении протокола, он должен поставить на нем свою подпись. В случае отказа должна быть сделана соответствующая запись в протоколе. Пострадавший автовладелец получает копию протокола.
Важно! Если управляющий автомобилем человек соглашается сразу исправить причину, по которой должно быть задержано авто, эвакуировать его на спецстоянку по закону нельзя. В этом случае дополнительные санкции в отношении нарушителя не применяются.
Что делать, если автомобиль эвакуируют прямо при водителе?
Если Вы подошли до начала движения эвакуатора с погруженным на него ТС, то Вы можете устранить причину задержания на месте, припарковав ТС в положенном месте. Однако штрафа в этом случае избежать не удастся и инспектор ГИБДД, обязан разъяснить причину и составить протокол. Водитель вправе не согласиться с текстом протокола.
Следует знать, что документ не будет иметь юридической силы, если протокол составлен с нарушениями, а составитель не желает вносить в него изменения. В этом случае под вопросом и факт самого правонарушения. Без протокола его нет.
Если эвакуатор уже тронулся с задержанным автомобилем, запрещается (ст. 27.13 КоАП РФ):
- мешать проезду;
- срывать пломбы и садиться в свой автомобиль;
- мешать перемещению задержанного авто.
Если автовладелец нарушает правила перемещения эвакуатором ТС, за это положены штрафы.
Размер штрафа за эвакуацию автомобиля в 2022 году
Если машину увезли на спецстоянку, автовладельцу придется заплатить немалую сумму:
- Штраф за нарушение ПДД или правил парковки;
- Работу эвакуатора;
- Хранение ТС на спецстоянке.
Стоимость, порядок и сроки оплаты двух последних пунктов регионы определяют сами. Поэтому стоимость эвакуации и хранения ТС на спецстоянке различаются.
Размеры штрафов и нарушения, за которые автомобиль забирают на штрафстоянку приведены в таблице:
Вид нарушения |
Размер штрафа |
Движение со сломанными тормозами или рулевым управлением |
500 р. |
Езда без прав (кроме случаев учебной езды) |
5000-15000 р. |
Водитель, лишенный прав, управлял машиной |
30000 р. |
Водитель в состоянии опьянения управлял машиной |
30000 р. + лишение прав на 1,5-2 года |
Неправильная парковка |
1500 р. (для Москвы и СПб – 3000 р.) |
Стоянка на местах, предназначенных для инвалидов |
5000 р. |
Перевозка опасных грузов без свидетельства о подготовке |
2000-2500 р. |
Что касается тарифов на эвакуацию и хранение авто, то они зависят не только от региона, но и от категории ТС. Ниже приведены тарифы, установленные в Москве.
Как забрать машину со штрафстоянки без страховки?
С территории штрафстоянки можно забрать машину без страховки. Страховка ОСАГО – это не документ первой необходимости. По значимости, она идёт после водительских прав и ПТС. Поэтому, страховку на штрафстоянке нет необходимости предоставлять.
На штрафстоянке у автолюбителя, кроме протокола, просят предоставить водительское удостоверение и ПТС: это главные документы, позволяющие забрать авто.
В случае, когда ТС увозит со штрафстоянки доверенное лицо, то обычно требуют ещё и полис. Он необходим для того, чтобы сотрудники стоянки убедились в том, что именно данный гражданин обозначен в страховке и имеет право на управление ТС.
Порою, недобросовестные сотрудники штрафных стоянок используют неосведомлённость автолюбителей и не выдают им ТС без предъявления страховки. Делают они это с одной лишь целью: чтобы «накрутить» побольше денег, за время хранения авто. Но, такие действия незаконны.
Обжалование штрафа с эвакуацией на штрафстоянку
Многих автовладельцев заботит вопрос: возможно ли отменить постановление и вернуть выплаченные штрафы?
Для того, чтобы доказать незаконность задержания ТС, необходимо обжаловать постановление о нарушении ПДД: ведь, именно нарушение правил ПДД служит причиной и основанием для задержания авто.
Для того, чтобы вернуть оплаченные штрафы за стоянку, необходимо оспорить законность эвакуации ТС.
Для обжалования штрафа с эвакуацией на штрафстоянку необходимо:
- Осуществить сбор необходимых документов.
- Собрать доказательства: фотографии, видео, показания свидетелей, скриншоты панорамы.
- Оформить жалобное заявление в Управление ГИБДД и подкрепить его всеми собранными доказательствами.
- Получив ответ на свою жалобу от ГИБДД, следует: в случае отказа обращаться в Прокуратуру. Как правило, на практике, все вопросы решаются на уровне ГИБДД, без привлечения Прокуратуры.
- Если всё же доходит до Прокуратуры, тогда в прокурорском ответе должны быть представлены действия, предпринятые Прокуратурой для решения вопроса и информацией, когда вопрос будет решён.
- Следует составить иск в суд и приложить к нему все доказательства и бумаги. В исковом заявлении необходимо просить об отмене административного наказания и штрафов. Необходимо изложить просьбу о возврате уже оплаченных денег.
- Требуется дождаться решения суда и взять исполнительный лист.
За какие нарушения штрафстоянка запрещена?
Но есть ряд нарушений ПДД, за которые, вопреки распространённому мнению автовладельцев, эвакуировать на спецстоянку в 2021 году не имеют права. Почему не имеют? Потому что, как мы уже упомянули выше, штрафстоянка – это административная процедура, и её основания чётко прописаны в статье 27.13 КоАП, и только при применении вышеперечисленных статей эвакуация законна.
Вот нарушения Правил, за которые эвакуация на спецстоянку незаконна:
- тонировка,
- изменение конструкции (разного рода заниженные машины, установка ГБО, кенгурятников и прочего),
- за управление без водительского удостоверения (если забыли дома, потеряли и т.п.),
- за встречку или движение против хода по односторонней дороге.
Как, в каком порядке действовать при незаконной эвакуации ТС
Если автомобиль эвакуируют незаконно, водитель должен знать, что делать в подобной ситуации. Чтобы защитить себя от незаконных действий инспектора и службы эвакуации, необходимо предпринять следующие действия:
- Обратиться к инспектору ГИБДД, контролирующему эвакуацию.
- Предоставить документы автовладельца и удостоверение водителя.
- Узнать, по какой причине эвакуировали автомобиль.
- Попросить инспектора показать документы. Водитель имеет такое право.
- Если нарушения устранимы силами автовладельца, необходимо сообщить об этом инспектору. Эвакуация автомобиля должна быть приостановлена.
- Если эвакуация продолжается, необходимо зафиксировать основные моменты. Это может быть номер служебной машины и эвакуатора, данные сотрудников и прочее.
- Найти свидетелей, которые подтвердят незаконные действия полицейских и эвакуационной службы.
- Сделать видеозапись с фиксацией факта нарушений, совершенных должностными лицами.
Попросить выдать оформленную при эвакуации документацию (протоколы задержания и привлечения к ответственности). Без этих документов эвакуацию можно считать незаконной. Машину должны опечатать. В противном случае действия службы эвакуации также будут незаконными.
Если отстоять автомобиль не удалось, сразу после эвакуации необходимо написать письменное заявление в региональную дорожную инспекцию, указав на нарушения или незаконность проведенной процедуры. В заявлении необходимо указать, какие неправомерные действия имели место быть.
Действия, от которых владельцу эвакуируемого авто следует отказаться:
- Паниковать, повышать голос на сотрудников ГИБДД.
- Конфликтовать с окружающими, произносить нецензурные слова.
- Не подчиняться инспектору при требовании выйти из автомобиля. Такое поведение будет расцениваться, как нарушение.
- Не предоставлять документы. Вся документация на авто должна быть предоставлена сотруднику эвакуационной службы.
- Наносить вред имуществу службы эвакуации.
Распространенные нарушения при эвакуации
Распространенные нарушения, допускаемые должностными лицами при задержании автомобиля и эвакуации его на штрафстоянку:
- Предъявление правонарушений, не указанных в ст. 27.12 КоАП РФ;
- Эвакуация при водителе или владельце, который способен и готов к устранению причины задержания;
- На место, в котором стояло эвакуированное ТС, не распространяется действие знака, запрещающего парковку.
- Протокол составляется с грубыми нарушениями, «задним числом», без ознакомления с ним водителя или владельца;
- При составлении и подписании протокола водитель отсутствует, нет понятых, не ведется видеофиксация.
Новые штрафы и поводы лишиться прав
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Единого закона, который был бы принят отдельно (наподобие закона «Об ОСАГО») касательно эвакуации автомобилей, грузовиков и прочих автотранспортных средств – не существует.
Законодательные акты, регулирующие задержание автотранспортного средства, представлены в правовом поле в виде статей КОАП, различными приказами МВД и основным Регламентом МВД.
Это если рассуждать об уровне законов, которые сформированы в государстве федеративными образованиями.
Законодательные акты, действующие на уровне всей Российской Федерации в отношении правильной эвакуации автотранспортных средств после выявленных нарушений ПДД, можно представить в специальной таблице.
Законы об эвакуации авто за правонарушения, предназначенные для выполнения всеми административными образованиями государства:
Законодательный источник | Когда принят (последнее принятие) |
Кем принят | Пояснение |
Статьи КоАП РФ, которые находятся в Главе 12 Кодекса. | 30 декабря 2001 г., редактировавшийся 29.07.2017г. и измененный 10.08.2017г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №195-ФЗ. | Это основания, по которым в обязательном порядке у водителя-нарушителя изымается авто с постановкой его на штрафную стоянку с ГИБДД платным посуточным хранением. |
Статья 27.13 КоАП РФ со всеми пунктами и подпунктами, которая называется «Задержание автотранспортного средства» | 21 апреля 2011 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №69-ФЗ. | Указываются основания, когда происходит задержание автотранспорта, а также порядок, в каком следует осуществлять арест машин. |
14 октября 2014 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №307-ФЗ. | ||
7 июня 2022 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №205-ФЗ. | ||
Приказ № 185 – Часть III «Административные процедуры», пункт «Задержание автотранспортного средства». | 2 марта 2009 года, отредактированный последним числом – 22.12.14г. | МВД России | Регламент для выявления оснований и правила проведения самой процедуры. |
Но существуют также еще и местного значения приказы МВД, либо постановления администраций, Департаментов транспорта города и так далее.
Эти законы призваны уточнять, расширять, либо изменять условия в уже существующих правилах парковки, стоянки и самой процедуры эвакуации.
Какие были внесены последние изменения в законы об эвакуации транспортных средств
О внесенных изменениях следует говорить именно о тех, что были сделаны в отношении статьи Кодекса административно-правового порядка на 2022 год, которые вступили в силу 23.06.2016 г. и действуют также сегодня. Эти изменения вносились законом №205-ФЗ и были направлены на улучшение статьи 27.13.
Рассмотрим каждое новшество, что было введено:
- Если машину никаким образом невозможно погрузить на эвакуатор, чтобы отвезти на штрафстоянку, тогда служащий автодорожной полиции имеет право поставить колеса арестованной техники на блокировку.
- В отсутствие водителя протокол ГИБДД о задержании автомобиля составляется в присутствии понятых, свидетелей, готовых подписать протокол. Если нет очевидцев, тогда используется видеосъемка оформления протокола и ситуации в целом.
- Протокол должен составляться надлежащим образом. В документе должны быть следующие важные информационные детали – дата, место и время обнаружения нарушения, причина задержания, персональные сведения полицейского, причина, почему арестовывают машину, сведения об автомобиле, сведения о водителе, если он рядом.
- В протоколе о нарушении административного характера водитель тоже должен поставить свою подпись. Поэтому, когда его нет на месте, он это сможет сделать уже в учреждении ГИБДД, когда обратится туда за выяснениями по задержанию авто.
- Копия протокола от сотрудника ГАИ водитель получает либо на месте увоза машины, либо при обращении в территориальное подразделение ГИБДД.
- Еще одна копия протокола о конфискации авто передается лицу, отвечающему за непосредственную транспортировку машины на штрафстоянку.
- Эвакуация на штрафплощадку не может производиться, если для того нет оснований, прописанных в законодательных положениях.
- В законе указываются также основания для конфискации автомобиля. Их следует рассмотреть отдельно.
- Штрафная площадка, куда отвозят конфискованные машины, должна соответствовать своим требованиям. Их также ниже рассмотрим отдельно.
Обратите внимание! В отсутствие автомобилиста на месте задержания автомобиля, копия составленного протокола должна быть отдана лицу, которому автомобилист может доверять, либо тому человеку, который имеет документы для управления данного ТС.
Основания для задержки авто также были изменены – кое что было добавлено. В итоге теперь эвакуировать авто могут по следующим нарушениям:
- водитель был пьян при правлении ТС и его задержали;
- у водителя не было при себе соответствующих документов – он их вообще не оформил, либо просрочил;
- если документы забились дома, то это не является основанием для эвакуации автомобиля на спецплощадку;
- в машине замечены существенные неисправности тормозов, рулевой системы;
- бесправное вождение автомобиля (когда лишили прав);
- нарушение запрещающих знаков стоянки, остановки, где есть табличка о работе эвакуатора;
- нарушение других знаков и прочерченной на дороге разметки;
- неправильная парковка;
- игнорирование правил перевозки крупномасштабных, либо опасных грузов;
- автомобилист не хочет пройти медосвидетельствование, когда требуется задействовать алкотестер;
- после аварийного происшествия на дороге выяснилось, что водитель ранее употреблял наркотики, либо психотропные медикаменты;
- автомобилист нелегально применял своё авто как мобильную рекламную установку.
Требования по новому закону об эвакуации авто к штрафстоянкам города. Площадки должны соответствовать следующим критериям:
- охрана территории;
- ограждение не ниже 1 м;
- соответствующая разметка для машин нумерацией;
- освещение;
- наличие спецтехники для погрузки/выгрузки машин;
- наличие кассы и своего контрольно-пропускного пункта;
- оснащение противопожарной сигнализацией и инструментами для экстренного тушения;
- наличие камер видеонаблюдения;
- крытые площадки – не обязательны, но желательны;
- запрещается хранить горюче-смазочные материалы и заряжать аккумуляторы.
Важно! Камеры слежения должны работать на штрафстоянке круглосуточно. При этом все материалы, которые они снимают, охранная служба стоянки по нормам закона обязана сохранять в течение 1,5 месяцев.
Что касается возврата автомобиля со спецстоянки, то по новым законам это сделать сможет:
- Сам автовладелец.
- Водитель, которому автовладелец выписал доверенность.
- Либо лицо, у которого есть совладельческие права на автомобиль (если у машины, например, 2 собственника).
Но в любом случае, на руках у водителя должно быть письменное разрешение из ГИБДД. На штрафстоянке не имеют права задерживать выдачу автомобиля. После проверки всех документов и подписи автомобилиста, машину следует вернуть в день обращения.
Кроме того, лицо, которое забирает автомобиль, должно предъявить квитанцию, свидетельствующую о том, что все административные штрафы оплачены в надлежащем порядке.
Могут ли эвакуировать машину без знака эвакуации, читайте здесь.
Есть ли штраф за сам факт ДТП в 2023 году?
Нет. За совершение дорожно-транспортного происшествия в действующем законодательстве нет абсолютно никаких наказаний. И, если вы где-то в сети встретите информацию якобы о новых штрафах за ДТП, то это не соответствует правде.
Конечно же, речь идёт непосредственно о санкции за попадание в аварию – в действующем КоАП РФ вы не найдёте ответственности именно за столкновение или любое другое взаимодействие транспортных средств, которое привело к ущербу автомобилям, вреду здоровью людей или их гибели.
Тем не менее, в законодательстве 2023 есть штрафы, которые выписывают после ДТП непосредственно за связанные с ним нарушения. Причём, речь идёт не обязательно о нарушениях ПДД как причине аварии. Это могут быть наказания, причиной которых и стало это происшествие и связанное с этим невыполнение определённых требований закона.
В то же время, случается много инцидентов и без штрафа – то есть ни одному из участников не выписывают административное постановление.