Как проходит казначейское сопровождение контрактов по 44-ФЗ и ГОЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит казначейское сопровождение контрактов по 44-ФЗ и ГОЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По правилам госконтракты с КС требуют открытия специального счета в ТОФК. Чтобы заплатить поставщику, заказчик перечисляет деньги со своего лицевого счета на спецсчет исполнителя. Казначейство санкционирует этот платеж и только потом переводит деньги на обычный счет поставщика. В 2023 году этот порядок упростили.
Нововведения в казначейском сопровождении в 2023 году
Деятельность Федерального казначейства включает сопровождение разнообразных финансовых операций, связанных с целевыми средствами, выделяемыми для поддержки работы государственных и муниципальных учреждений, а также реализацию национальных проектов.
В 2023 году у заказчиков появилась возможность осуществлять оплату контрагентам без открытия им лицевых счетов в Федеральное казначество.
Теперь средства с лицевых счетов участников казначейского сопровождения могут быть перечислены на расчетные счета, открытые в кредитных организациях.
Это относится к поставщикам строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых учтены в сметной документации.
Перечень строительных материалов составляется исполнителем и утверждается заказчиком. Чтобы перечислить деньги на расчетный счет, необходимо предоставить Территориальному органу Федерального казначейства (ТОФК) перечень этих материалов.
Также деньги могут быть перечислены на расчетный счет поставщиков товаров, при условии предоставления заказчиком информации и документов в ТОФК в соответствии с правилами санкционирования.
А для подрядчиков, работающих по контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, необходимо представить в ТОФК документы, подтверждающие выполнение работ, а также реестр документов, подтверждающих затраты подрядчика, чтобы средства могли быть перечислены на открытый ими расчетный счет в кредитной организации.
Новые особенности затронули: казначейское сопровождение государственных контрактов, финансовые органы субъектов и муниципалитетов.
Были проведены изменения в казначейском сопровождении в 2023 году, связанные с выводом субсидий, предоставляемых фондам для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми заболеваниями, из-под этого сопровождения.
Правительство также будет определять, какие средства казначейскому сопровождению подлежат и устанавливать порядок его проведения Казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальными образованиями.
Как изменились условия казначейского сопровождения
Казначейское сопровождение — это механизм дополнительного контроля со стороны Федерального казначейства при исполнении контрактов, договоров, соглашений о бюджетных инвестициях и субсидировании, заключенных на целевые деньги федерального бюджета (ст. 242.23 БК РФ). Порядок казначейского сопровождения описан в Постановлении Правительства № 2024 от 24.11.2021.
Сопровождение обязательно не для всех контрактов, а для соглашений с определенной стоимостью. В мае 2022 года лимит по стоимости для контрактов с обязательным казначейским сопровождением увеличили — изменили 384-ФЗ от 29.11.2021 (146-ФЗ от 28.05.2022). В таблице — все изменения по стоимости госконтрактов, которые подлежат КС.
Правила до 27.05.2022
Правила с 28.05.2022
Норма Федерального закона о бюджете на 2022 г. и плановые 2023-2024 гг. 390-ФЗ от 06.12.2021
Госконтракты на сумму от 600 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Контракты на сумму от 600 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Госконтракты на сумму от 5 000 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Контракты на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Госконтракты по гособоронзаказу на сумму от 600 000 рублей.
Контракты на сумму от 600 000 рублей, которые заключили для исполнения госконтракта по ГОЗ.
Госконтракты по гособоронзаказу на сумму от 5 000 000 рублей.
Контракты на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключили для исполнения госконтракта по ГОЗ.
Авансы по контрактам и договорам, которые заключают исполнители и соисполнители для исполнения госконтрактов (кроме ГОЗ) на сумму от 100 000 000 рублей.
Авансы по контрактам и договорам на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключают исполнители и соисполнители для исполнения госконтрактов (кроме ГОЗ) на сумму от 100 000 000 рублей.
Контракты от 600 000 рублей, которые заключают для исполнения госконтрактов с ценой от 100 000 000 для обеспечения государственных, муниципальных нужд.
Источником их финансирования являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Контракты от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения госконтрактов с ценой от 100 000 000 для обеспечения государственных, муниципальных нужд.
Контракты, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений на сумму от 100 000 000 рублей.
Контракты от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений на сумму от 100 000 000 рублей.
Договоры, которые заключают для исполнения государственных и муниципальных контрактов за счет бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Договоры от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения государственных и муниципальных контрактов за счет бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Договоры, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, если они субсидировались из средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Договоры от 5 000 000 рублей, которые заключают для исполнения контрактов региональных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений, если они субсидировались из средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.
Госконтракты на сумму от 600 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, финансируемые из регионального бюджета.
Контракты на сумму от 600 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Госконтракты на сумму от 5 000 000 рублей по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, финансируемые из регионального бюджета.
Контракты на сумму от 5 000 000 рублей, которые заключили для исполнения основного контракта.
Что изменится в 2023 году
Законодатели ежегодно перевыпускают федеральный закон о бюджете на будущий год и плановый период. В 2022 году вышел 466-ФЗ от 05.12.2022 — на 2023 и плановый период 2024-2025. На основании обновленного норматива с 01.01.2023 изменились и правила казначейского сопровождения в 2023 году: они утверждены Постановлением Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021.
Кроме того, новый порядок подробно описан в ст. 5 Федерального закона о бюджете на 2023 г. и плановый период 2023-2024 гг.
№ 466-ФЗ. А общие требования к порядку КС утверждены Постановлением Правительства РФ № 2155 от 01.12.2021.
Из ПП РФ № 2024 и ст. 5 466-ФЗ понятно, в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ в 2023 году обязательно — только для госконтрактов, заключенных на целевые деньги (ст. 242.25 БК РФ). Контракты сопровождают для (ч. 2 ст. 5 466-ФЗ):
- субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
- взносов в уставные капиталы юрлиц из субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансовых платежей по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключают получатели субсидий, бюджетных инвестиций и взносов с исполнителями по контрактам, которые финансируются за счет таких субсидий, бюджетных инвестиций и взносов;
- авансов по государственным контрактам на поставку товаров, работ, услуг (кроме контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 000 рублей и более. В 2023 г. не сопровождают средства по контрактам бюджетных и автономных учреждений с ценой 3 млн рублей (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);
- авансирования по контрактам на поставку товаров, работ, услуг на сумму 100 000 рублей и более, которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения за счет средств субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1, ст. 78.2 БК РФ. Еще одно условие — лицевые счета таких заказчиков открыты в ТОФК. В 2023 году казначеи не сопровождают средства по контрактам на сумму 3 млн рублей и менее (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);
- расчетов по государственным контрактам на сумму более 3 млн рублей, которые заключили по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, и расчетов по контрактам, заключаемым в целях исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей;
- расчетов по государственным контрактам по государственному оборонному заказу на сумму более 3 млн рублей и расчетов по контрактам, которые заключили в рамках исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей и больше;
- авансовых платежей по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключают исполнители и соисполнители в рамках исполнения госконтрактов о поставке товаров, работ, услуг по п. 3-5 ст. 5 466-ФЗ. В 2023 году казначеи не сопровождают средства по контрактам на сумму 3 млн рублей и менее (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);
- средств, получаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случаях, определенных правительством РФ.
Это не все, что поменялось по казначейскому сопровождению на 2023 год. В правила КС и расширенного КС из ПП РФ № 2024 внесли еще ряд изменений (Постановление Правительства № 2301 от 14.12.2022):
- исключили условие о казначейском обеспечении целевых средств, выделенных на основании соглашений о субсидировании юрлиц, если средства предоставили фондам на финобеспечение оказания медицинской помощи;
- средства, подлежащие расширенному КС, и порядок проведения расширенного контроля определяет правительство РФ своим правовым актом.
Скорректировали и правила экономического определения затрат из Постановления Правительства № 2271 от 13.12.2021 (ПП РФ № 2301). Этот порядок применяется для расширенного казначейского сопровождения ко всем:
- контрактам с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на строительство объектов капстроительства (исключение — контракты по гособоронзаказу);
- договорам и соглашениям о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юрлицам на капитальные вложения в отдельный объект капитальных вложений.
Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ, казначейскому сопровождению не подлежат.
Перечень кодов расходования целевых средств на 2023 год утвержден Приказом Минфина № 75н от 17.05.2022.
Порядок казначейского контроля
Регламент ведения сопровождения госконтрактов органами Казначейства определяют нормативы правительства РФ и приказы Федерального казначейства. Порядок обычного и расширенного казначейского сопровождения утвержден в ПП РФ № 2024 от 24.11.2021. Обязательно учитывайте изменения на 2023 год.
Правила, как работать с Казначейством для новичков, таковы: территориальные органы Федерального казначейства направляют в ЦБ РФ запрос на открытие счета для юридического лица, которое не участвует в бюджетном процессе. Юрлица, выступающие в роли поставщиков, открывают, в свою очередь, лицевые счета в ТОФК — для дальнейших взаиморасчетов с заказчиками. Если стороны заключают контракт с казначейским сопровождением, то, помимо существенных, в документ включаются и дополнительные условия:
- определение субподрядчиков (при необходимости);
- открытие лицевого счета на подрядчика и на всех указанных субподрядчиков;
- предоставление в ТОФК документации, подтверждающей целевое направление расходуемых средств и исполнение госконтракта; — казначейское сопровождение невозможно без идентификации соглашения и всех сопроводительных и расчетных документов.
По правилам, участники казначейского сопровождения — это поставщики: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физлица, которые производят товары, работы и услуги. Участникам открывают казначейские счета, предназначенные для операций с целевыми счетами. А единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения необходим для учета операций неучастников бюджетного процесса.
Поставщик, который является получателем целевых денежных средств, обязан предоставить по требованию сотрудников ТОФК все подтверждающие документы: подписанный сторонами госконтракт, оправдательные первичные документы по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ). Специалист ТОФК проверяет документы и проводит санкционирование целевых средств. Только после этого деньги перечисляют поставщику.
Когда специалисты ТОФК удостоверятся в целевом расходовании финансирования, они перечислят денежные средства на открытые лицевые счета по требованию получателя. Перевод финансов на обычный расчетный счет исполнителя не допускается, за исключением случаев, когда получателю требуются деньги на взаиморасчеты с сотрудниками по оплате труда или для иных платежей в пользу служащих.
О сопровождении госконтрактов Казначейством
Сопровождение государственных контрактов является одной из важнейших задач, которые возлагаются на Казначейство в рамках своих функций. Это необходимо для обеспечения соблюдения правил и условий заключенного договора, а также для контроля исполнения заявленных услуг или поставки товаров.
Основная цель сопровождения заключенного госконтракта — это обеспечение безопасности государственных интересов и эффективного использования бюджетных средств. При этом Казначейство осуществляет не только мониторинг соблюдения условий контракта, но и управление финансовыми потоками, связанными с его исполнением.
Для осуществления сопровождения госконтрактов Казначейство использует специальные программные продукты, которые позволяют автоматизировать процесс учета и контроля исполнения обязательств по договору. Кроме того, существуют определенные нормы и правила, которые регламентируют порядок проведения данного вида деятельности.
Сопровождение госконтрактов является одним из главных аспектов финансового контроля в государственном секторе. Благодаря этому процессу, государство может обеспечивать бесперебойное и качественное выполнение обязательств перед своими гражданами и организациями, а также контролировать использование бюджетных средств и предотвращать любые финансовые нарушения.
Что изменилось в режиме использования лицевого счета
Участники казначейского сопровождения обязаны открывать для расчетов лицевой счет в территориальном отделении Федерального казначейства (Приказ ФК № 21н от 17.10.2016).
В 2022 году участникам казначейского сопровождения разрешили переводить деньги с лицевого счета напрямую на расчетный счет в коммерческом банке контрагента. Но только в определенных случаях:
- если заказчик предоставляет в Казначейство договоры на поставку и документы, подтверждающие поставку;
- если организация оплачивает строительные материалы, оборудование, и эти расходы включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт. Предоставлять документы с подтверждением поставки не надо;
- если заказчик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают выполнение работ, услуг и реестр документов с подтверждением расходов исполнителя на выполнение работ, услуг для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.
Применение положений Закона о бюджете для контрактов, заключенных в 2021 году
Положения о федеральном бюджете на 2022-й и плановые 2023–2024 гг. утвердили Федеральным законом № 390-ФЗ от 06.12.2021. В прошлом году действовал 385-ФЗ от 08.12.2020 о бюджете на 2021 год и плановые 2022–2023 гг.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Перечень бюджетных средств, подлежащих казначейскому сопровождению, прописан и в ст. 242.26 БК РФ, и в ст. 5 390-ФЗ. В этот список входят расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, работ, услуг, которые заключают для обеспечения государственных нужд субъектов РФ. Источники финансирования таких контрактов:
- целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые выделяют на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
- бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, по которым предусмотрено казначейское сопровождение средств.
Если заказчики в 2022 году заключают дополнительное соглашение к контракту 2021 года, то на него распространяются все условия казначейского сопровождения по 390-ФЗ. Если средства федерального бюджета не являются источником софинансирования расходного обязательства по госконтракту, то предмет казначейского сопровождения устанавливается Законом о региональном бюджете (ст. 242.26 БК РФ).
В таком случае предметом определяют как авансовые платежи, так и все расчеты по государственным контрактам.
Если вышестоящая организация запрашивает локальную отчетность по госконтракту с КС, то предоставьте сведения в свободной письменной форме. Никаких унифицированных обязательных отчетов по КС нет. Уточните у учредителя или контролеров, как написать, что проблем, возникающих в ходе казначейского сопровождения контрактов, не возникало, и в каком виде ответить на их запрос, а если сложности все же были, то укажите причины и порядок их решения.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
- Дидух Юлия
Стороны не могут сделать допсоглашение к госконтракту, чтобы убрать казначейское сопровождение. Если по Закону о федеральном или региональном бюджете для контракта или договора обязательно казначейское сопровождение, то отказаться от него нельзя. Осуществление госконтракта, договора или соглашения без казначейского сопровождения (если оно положено) — это серьезное финансовое нарушение.
Какие целевые средства подлежат КС
Согласно ч.2 ст.5 466-ФЗ сопровождаются Казначейством следующие целевые деньги:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг (за исключением ГОЗ) стоимостью более 100 млн. ₽. В 2023 г. не требуется сопровождение средств по контрактам бюджетных и автономных организаций стоимостью 3 млн. ₽ (п.8 ч.2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21 ноября 2022);
- авансы по контрактам на поставку товаров, работ, услуг стоимостью более 100 млн. ₽, которые заключают федеральные бюджетные и автономные учреждения за счет средств субсидии по абз. 2 п.1 ст.78.1, ст. 78.2 БК РФ. При этом лицевые счета таких заказчиков должны быть открыты в ТОФК. В 2023 году нет КС по контрактам стоимостью до 3 млн. ₽ (п.8 ч.2 ст.5 466-ФЗ, 448-ФЗ);
- расчеты по госконтрактам стоимостью свыше 3 млн. ₽, которые заключили по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ, и расчетов по контрактам, заключаемым для исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн. ₽;
- расчеты по госконтрактам в рамках ГОЗ стоимостью свыше 3 млн. ₽ и расчетов по контрактам, которые заключили в рамках исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей и дороже;
- авансы по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые заключают исполнители и соисполнители в рамках исполнения госконтрактов о поставке товаров, работ, услуг по п. 3-5 ст.5 466-ФЗ. В 2023 году нет КС по контрактам стоимостью до 3 млн. ₽ (п.8 ч.2 ст.5 466-ФЗ, 448-ФЗ);
- средства, которые получают юридические лица и ИП в случаях, определенных Правительством РФ.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Что еще изменилось по КС в 2023 году
Основные изменения по КС в 2023 году мы перечислили выше, однако это еще не все.
Некоторые коррективы внесли в правила КС и расширенного КС из ПП РФ № 2024 (Постановление Правительства № 2301 от 14.12.2022):
- не действует условие о казначейском обеспечении целевых средств, выделенных на основании соглашений о субсидировании юрлиц, если средства предоставили фондам на финобеспечение оказания медицинской помощи;
- средства, подлежащие расширенному КС, и порядок проведения расширенного контроля определяет Правительство РФ правовым актом.
Обновили и правила экономического определения затрат из Постановления Правительства № 2271 от 13.12.2021 (ПП РФ № 2301). Данный порядок используется при расширенном КС:
- к контрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ на строительство объектов капстроительства (за исключением контрактов по ГОЗ);
- к договорам и соглашениям о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юрлицам на капитальные вложения в отдельный объект капитальных вложений.
Не подлежат казначейскому сопровождению средства, указанные в ст. 242.27 БК РФ.
Приказом Минфина № 75 от 17 мая 2022 утвержден список кодов расходования целевых средств на 2023 год.
О сопровождении казначейством госконтракта
Ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ, но законодатели ежегодно перевыпускают федеральный Закон о бюджете на плановый период и будущий год. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2022 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства — это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в ПП РФ № 2106 от 15.12.2020.
Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:
- строительство космодрома «Восточный»;
- реализация национальных проектов;
- строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
- строительство Крымского моста;
- строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.
Программа мероприятия
С 1 января 2019 года получатели бюджетных средств обязаны организовать раздельный учет согласно ПП РФ от 30.12.2018 № 1765. Раздельный учет должен осуществляется по каждому госконтракту (договору) отдельно. Все накладные расходы должны распределяться пропорционально срокам исполнения контрактов, или срокам использования авансового платежа. ПП РФ от 24.01.2019 № 27 и Приказом Минфина от 10.01.2019 № 4н определен порядок ведения раздельного учета, порядок распределения накладных расходов, порядок раскрытия структуры цены государственного контракта.
Федеральное казначейство уполномочено осуществлять контроль за информацией об объеме финансирования, идентификационных кодах закупок и о планах-графиках платежей.
Цель семинара рассмотреть практику работы бюджетных организаций с бюджетными средствами, проанализировать ошибки и нарушения, получить рекомендации для недопущения нецелевого использования средств.
Семинар предназначен для главных бухгалтеров, финансово-экономических подразделений ФОИВ, государственных учреждений, финансовых органов региональных администраций и муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств, федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.
- НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ. Комментарии к ФЗ от 29.11.2018 N 459-ФЗ О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2023 годов. Порядок казначейского сопровождения, санкционирование операций с целевыми средствами; казначейский аккредитив; раздельный учет результатов исполнения контракта, структура цены (постановления Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 и № 1702 от 25.12.2018; приказы Минфина от 11.12.2018 г. № 259н; № 4н от 10.01.2019 г; № 290н от 27.12.2018. Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, подлежащих банковскому сопровождению в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 » Об осуществлении банковского сопровождения контрактов «.
- Виды целевых средств в отношении которых осуществляется казначейское сопровождение. Санкционирование расходов при казначейском сопровождении целевых средств. Запреты и ограничения на перечисление целевых средств. Открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства. Приказ Федерального казначейства от 24.12.2018 № 42н. Осуществление казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых с применением казначейского обеспечения обязательств.
- Особенности казначейского сопровождения средств, субсидий и бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал.Казначейское сопровождениесредств,предоставленных на основаниигосударственных контрактов, контрактов (договоров). Обязанности, ограничения и запреты, Порядок формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения). Схема кооперации при казначейском сопровождении.
- ОСОБЕННОСТИ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ФОНДОМ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЗА СЧЕТ ВЗНОСОВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ . Идентификатор соглашения о предоставления субсидии Фонду капитального ремонта, особенности заполнения сведений об операциях с целевыми средствами по взносам на капремонт согласно приложения № 1 к Приказу № 259н.
- ОСОБЕННОСТИ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ФОНДОМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ . Идентификатор соглашения о предоставлении субсидии Фонду развития промышленности (приказ Федерального казначейства от 9.01.2019 № 3н). Договоры о предоставлении займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга), заключаемые фондом развития промышленности с юридическими лицами.
- Порядок предоставления казначейского аккредитива и схема расчетов по нему. Новации в порядке казначейского сопровождения обязательств в 2019 году. Казначейский аккредитив: комментарии к НПА Минфина и Казначейства. Перечисление авансов при казначейском сопровождении средств без применения казначейского аккредитива. Предоставление субсидий без применения казначейского аккредитива. Предоставление казначейского аккредитива при казначейском исполнении средств. Схемы расчетов. Казначейское обеспечение обязательств при банковском сопровождении контрактов. Перечисление авансов в сумме фактической потребности. Практические рекомендации по вопросам обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства. Порядок приостановления операций на лицевых счетах и отзыва лимитов бюджетных обязательств.
- Порядок работы с новым модулем по ведению и открытию лицевых счетов по казначейскому сопровождению в системе «Электронный бюджет».
- Предоставление информации о казначейском сопровождении целевых средств в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» . Положение Минфина России и Банка России от 27.12.2018 № 292н, 670-П “О порядке осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов”. Порядок выдачи, перевода, исполнения и отзыва обеспечения, а также возврата документов без исполнения.
- Особенности банковского и казначейского сопровождения государственных контрактов в 2019 году. Приказ МФ 143н, и 362-ФЗ, и ПП 1722, приказ МФ 500. Различия в правилах ведения раздельного учета по госконтрактам при банковском и казначейском сопровождении в 2019 году в соответствии с актуальными изменениями законодательства. Комментарии к ФЗ от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ.
- Правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности . Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 27 “О внесении изменения в ПП РФ от 19 января 1998 г. N 47”. Приказ Минфина от 10.01.2019 № 4н в соответствии с ФЗ от 29.11.2018. N 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019год и на период 2020 и 2023 г.г.» Методика раздельного учета затрат по госконтрактам. Особенности банковского и казначейского сопровождения государственных контрактов. Приказ МФ 143н, и 362-ФЗ, и ПП 1722, приказ МФ 500. Различия в правилах ведения раздельного учета по госконтрактам при банковском и казначейском сопровождении.
- Закупки по (44-ФЗ, 223-ФЗ) по изменениям 2018-2019 (новые правила).Осуществление казначейского контроля по ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ: субъекты контроля, объекты контроля, сроки и порядок проведения контроля. Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. ПП №315 от 20 марта 2017 года, новое в правилах осуществления казначейского контроля госзакупок.
- Особенности казначейского сопровождения целевых средств, получаемых юридическими лицами на основании государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения. Особенности казначейского сопровождения целевых средств.
- Ответы на вопросы.
Что контролирует Казначейство
Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Такой механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Поэтому такие деньги называют «целевые средства».
Казначейское сопровождение контрактов в 2019 году осуществляется в отношении целевых денег, которые предоставляются на основании:
- госконтрактов на сумму более 100 млн рублей;
- соглашений о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций;
- договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал или имущество юридических лиц, источником финансового обеспечения которых они являются;
- нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок предоставления субсидий, но только если данными актами не предусмотрено заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии;
- госконтрактов, которые заключают федеральные бюджетные или автономные учреждения на сумму более 100 млн рублей, при этом обеспечением являются субсидии на иные цели или на капитальные вложения;
- контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, контрактов учреждений.
Гособоронзаказ казначейское сопровождение тоже не предусматривает.
- авансовые платежи по госконтрактам (за исключением контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 млн руб. и более;
- расчеты по госконтрактам, которые заключаются п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, и по контрактам, которые подписываются в рамках их исполнения.
При КОО средства для оплаты обязательств юрлиц перечисляются только после получения такого обеспечения. Обеспечение осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.
О некоторых запретах и ограничениях.
Положениями п. 12 Постановления № 1664 установлен запрет на увеличение в 2019 году утвержденных лимитов бюджетных обязательств:
по оплате труда (за исключением увеличения лимитов бюджетных обязательств в целях осуществления выплат при увольнении работников федеральных государственных органов) за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели, если иное не установлено законодательством РФ;
по начислениям на выплаты по оплате труда (за исключением увеличения лимитов бюджетных обязательств в целях осуществления начислений на выплаты при увольнении работников федеральных государственных органов) за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели (кроме лимитов бюджетных обязательств по оплате труда), если иное не установлено законодательством РФ.
Кроме того, увеличение в 2019 году бюджетных ассигнований на выплату компенсации, предусмотренной федеральному государственному гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, в том числе при упразднении и преобразовании федеральных государственных органов, и внесение соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2023 годов осуществляются Минфином на основании предложений, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета (с расчетами, подтверждающими необходимость увеличения бюджетных ассигнований) (п. 13 Постановления № 1664).
В заключение напомним, что размер авансовых платежей для получателей средств федерального бюджета, а также для федеральных бюджетных учреждений по-прежнему регламентируется Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
Развитие электронных торговых площадок
Электронные торговые площадки – это новое направление в закупочной деятельности, которое очень быстро набирает обороты. Уже сегодня они активно применяются при проведении государственных закупок.
Одной из ключевых преимуществ электронных торговых площадок является возможность значительной экономии времени и денег для всех участников процесса. Все этапы проходят в электронной форме, без необходимости личного присутствия участников на переговорах и т.д. Все документы также подаются в электронном виде, что упрощает их хранение и обмен.
Кроме того, такие площадки гарантируют прозрачность процесса и сокращают коррупционные риски, поскольку электронная форма закупок лишает участников возможности вмешаться в процесс.
В перспективе можно ожидать дальнейшего развития электронных торговых площадок, как в плане расширения функционала, так и увеличения их числа. Государство будет стимулировать использование электронных торговых площадок, чтобы улучшить качество закупок и сделать процесс более прозрачным и эффективным.
Влияние изменений на деятельность поставщиков товаров и услуг
Планируемые изменения в казначейском сопровождении гособоронзаказа в 2023 году могут повлиять на деятельность поставщиков товаров и услуг, работающих со сферой обороны. В первую очередь, это касается изменений в порядке оплаты за поставки товаров и выполненные работы.
В связи с этим, важно, чтобы поставщики обратили внимание на изменения в юридической и финансовой документации при заключении договоров. В частности, предлагается уделить внимание деталям по возмещению затрат на исполнение контракта, срокам оплаты, а также потенциальным штрафам за несоблюдение сроков поставки.
Кроме того, поставщикам стоит проявлять более активную позицию в процессе проверки своих контрагентов на предмет обнаружения «однодневок» и других недобросовестных участников рынка, что поможет сократить риски связанные с задержками в оплате.
В целом, изменения в казначейском сопровождении гособоронзаказа в 2023 году требуют от поставщиков более ответственного и внимательного подхода к подписанию контрактов и исполнению обязательств. Только так можно сократить риски и обеспечить устойчивый и успешный бизнес в данной сфере.
Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно
- при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
- при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
- при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
- при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
- при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
- при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
- при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона №44‑ФЗ, в 2023 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2023 №199, к которым относятся случаи:
- проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
- когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
- когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
- когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
- когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.
Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.
Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2023 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н [2] операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н [3] ).
В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).
В Письме Минфина РФ от 27.06.2023 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.
Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2023 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).
Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.
Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2023 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо от 25.12.2023). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.
Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:
- в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, – учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
- после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, – учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Эти поступления отражаются по коду доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 «Доходы от компенсации затрат государства» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, предусмотренных Указаниями № 65н.
Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.
- кроме отдельных случаев, установление в контрактной документации требования о предоставлении участником закупки, с которым планируется заключить контракт, обеспечения исполнения контракта является обязанностью заказчика;
- контракт заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта;
- исполнение контракта может быть обеспечено путем предоставления банковской гарантии или внесения денежных средств на указанный заказчиком счет;
- денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете на счете 3 304 01 000 как денежные средства, полученные во временное распоряжение;
сумма предоставленной банковской гарантии подлежит отражению на забалансовом счете 10.
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2023 № 157н.
Похожие записи: