Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Законодательные аспекты

Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.

Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

  • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
  • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

Какие документы Вам потребуются?

При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

  • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Справка о ДТП;
  • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
  • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
  • Копия паспорта;
  • Отчет об оценке ущерба;
  • Акт приема-передачи;
  • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

Правила установлены в ст. 12 Федерального Закона №40 от 25.04.2002 «Об ОСАГО»:

  1. В течении 5 дней после обращения к страховщику предоставьте ТС для осмотра. Если повреждения, полученные в результате ДТП, исключают возможность передвижения автомобиля, осмотр и экспертиза производятся по месту его нахождения.
  2. После осмотра специалисты рассчитывают стоимость восстановительных работ, согласовывают с вами станцию технического обслуживания, которая займется починкой. В случае несогласия с итогами расчета закажите независимую техническую экспертизу.
  3. Доставьте автомобиль на станцию технического обслуживания. Нетранспортируемое авто эвакуируется с помощью специальной техники. Оплачивать эвакуацию придется за собственный счет. Для возмещения данных затрат впоследствии обратитесь в суд с иском к виновной стороне.
  4. Восстановление транспортного средства должно быть завершено в срок не превышающий 30 дней с момента помещения его в автомастерскую. Все этапы работы сотрудник мастерской обязан согласовывать с владельцем.

Проведение экспертизы

Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает автосервис или страховщик. Однако если экспертиза не выявит недостатков после ремонта, то оплачивать экспертизу придется вам.

Независимую экспертизу проводит эксперт, имеющий соответствующую государственную аттестацию. По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое в обязательном порядке должно содержать следующие данные:

  • сведения об организации, проводящей экспертизу;
  • время составления экспертного заключения и его номер в учетном реестре;
  • основания для проведения экспертизы;
  • сведения о заказчике экспертизы;
  • информация о транспортном средстве и его индивидуальные признаки;
  • список использованной литературы;
  • список проведенных исследований;
  • обоснование экспертных выводов.

Компания специально занижает сумму

Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:

  1. Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
  2. Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
  3. Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
  4. Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
  5. Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Читайте также:  Транспортная накладная для ГИБДД в 2023 году

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Экспертиза ТС после аварии

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

Как страховая считает стоимость ремонта по ОСАГО?

Как говорится в законе «Об ОСАГО», в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждения транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

На основании пункта 2, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России (Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»).

На основании пункта 3, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза, проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт, и данная методика, утверждена Банком России.

Вроде бы все должно происходить по закону, Вы попали в ДТП, Вам повредили автомобиль, и Вы обращаетесь в страховую с заявлением не возмещение ущерба, и страховая в течение 5 дней после Вашего обращения, должна организовать проведение осмотра, или независимой технической экспертизы в случае разногласий по причинам возникновения каких-либо повреждений. Потерпевший, должен предоставить в течение этих 5 дней, транспортное средство страховщику, что бы была проведена экспертиза или осмотр.

Человек, который будет проводить осмотр, представитель страховой компании, хотя юридическое лицо, от имени которого он выступает, не будет иметь отношения к страховой компании, но он должен подтвердить свои полномочия на действия от имени страховой, доверенностью, особенно в том случае, когда он приезжает на осмотр, к месту нахождения автомобиля, когда авто не на ходу. Подтвердил полномочия, есть доверенность и документы, пожалуйста, пусть проводит осмотр. Никаких ковыряний в машине, съема деталей и прочего. Он должен зафиксировать ущерб и все. Фиксация ущерба предполагает фотографии и составление акта осмотра.

Как мы все знаем, отчет эксперта от страховой, по стоимости ремонта будет максимально необъективным, и сумма ущерба будет занижаться, тем более справочник РСА, по которому производится оценка, стоимость новых запасных частей, содержит уже заниженные цены на детали, которые ниже рыночных процентов на 20 минимум.

Я уже не говорю о том, что работники, или как они себя называют, эксперты, порой не имеют никакой квалификации и документов, подтверждающих их статус эксперта. Да и такое бывает, в судах ни раз сталкивались с необходимостью отмены результатов экспертизы от страховой, так как указанный эксперт, даже никаких документов не мог предоставить. Что говорить, расчеты были такими же.

Вот Решение № 2-4829/2019 2-4829/2019~М-3511/2019 М-3511/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-4829/2019, где как раз была признана недействительной экспертиза, проведенная от страховой, так как у эксперта, не было никаких документов, подтверждающих его статус и была назначена судебная экспертиза.

Как обманывают страховые при выдаче направления на ремонт?

При выдаче направления на ремонт, страховая предложит Вам подписать дополнительные документы. Но скажу так, подписывать Вы ничего не должны.

Откажитесь от подписи дополнительных документов, это могут быть соглашения:

  • На доплату на СТО, в случае если суммы перечисленной страховой, не хватит на полное восстановление автомобиля;
  • На восстановление автомобиля, в любом СТО, которое предложит Вам страховая, в ситуации, когда восстановление Вашего авто, необходимо производить только в дилерском центре. Если автомобиль моложе 2-х лет (абз. 4, пункта 15.2, статьи 12 закона «Об ОСАГО»);
  • На использование БУ запасных частей, при восстановлении Вашего автомобиля;
  • На увеличение сроков ремонта, свыше положенных 30 дней по закону.
Читайте также:  Доверенность на представление интересов несовершеннолетнего ребенка

Что еще придумает страховая я не могу сказать, но я Вас предупредил, что при получении направления, внимательно изучайте документы, которые Вам подсовывает страховая на подпись. Я гарантирую, что ничего хорошего, Вам не предложат.

Так же предупреждаю заранее, что обязательно посмотрите на обратную сторону направления, так как на обороте, может быть написано, что Вы соглашаетесь на какие-то дополнительные условия, типа ремонт автомобиля БУ запасными частями.

Смотрим все документы, крайне внимательно, с обоих сторон, вчитываемся и думаем, что же нам подсунули и для чего.

Как видите, прежде чем начать решать вопрос со страховой компанией, важно вооружиться знаниями. Вы должны понимать, где Вас могут обмануть и когда Вы к этому готовы, то последовательность действий, становится верной, делаем все по порядку, не поддаемся на провокации и в результате, при нарушении Ваших прав, отстоять интересы будет намного проще.

Как видите, любая проблема может быть решена до суда, или в суде. Закон и судебная практика, дала нам ответы на большинство вопросов, и мы видим, что вполне успешно, можно взыскать деньги в судебном порядке, нет ничего страшного в отказе принять автомобиль, и нет никаких проблем в затягивании сроков ремонта или при некачественном ремонте.

Теперь Вы знаете как действовать в большинстве ситуаций, а если столкнулись с нестандартной проблемой, то пишите вопросы в комментариях, или лучше в чате, так ответ будет быстрее.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание, получая направление на ремонт

При получении направления на ремонт клиенту могут предложить подписать некоторые документы. Нужно внимательно проверять, что это за бумаги. Как правило, водитель подписывает только заявление в страховую компанию и извещение о ДТП. И делается это еще на этапе сбора документов. Заявление обычно пишется в свободной форме. Если страховая компания предложила свой бланк, поля, не имеющие отношения к получению направления, заполнять не стоит.

Финансовые учреждения иногда хитрят и просят клиентов подписать дополнительные соглашения или иные документы, содержащие следующие невыгодные для водителей поля:

  • Согласие на доплату за ремонт автомобиля на СТО, если суммы компенсации не хватит. Эта уловка часто используется в случаях, когда размер ущерба был умышленно занижен.
  • Согласие на то, что выбор СТО осуществляет страховщик. В некоторых случаях ремонт должен осуществляться только у официальных дилеров. Подпись под этим пунктом лишает клиента права на него.
  • Согласие на использование в ходе ремонтных работ уже не новых (б/у) запчастей.

Приемка машины после ремонта

Многих водителей интересует, как принимать машину после ремонта по ОСАГО. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Действия по приемке автомобиля зависят от того, по какой причине клиент изначально обращался в сервис.

Например, если вышли из строя детали, нельзя «раскурочить» машину, чтобы проверить, насколько качественно была произведена замена. Но проверить как-то нужно. Специалисты рекомендуют забрать старые детали и попросить чеки и сертификаты на новые.

Если у автомобиля было повреждено лакокрасочное покрытие, его приемка после восстановительных работ будет состоять из двух этапов:

Осмотр в помещении:

  • Проверьте, насколько хорошо прилегают новые детали. Между частями кузова допускается зазор не более 3-4 мм.
  • Если восстанавливались функциональные части, то их работоспособность не должна нарушиться в ходе ремонта. Двери и багажник должны открываться как раньше.

Осмотр на улице при естественном освещении:

  • Насколько тщательно отлакированы детали в труднодоступных местах.
  • Есть ли подтеки. Для их обнаружения рассматривают деталь именно при солнечном свете и с разных ракурсов.
  • Есть ли разница между оттенками. Если новая краска выглядит чуть ярче, не нужно сразу писать претензию. Краска и лак наносятся в несколько слоев, которые будут сохнуть около двух недель. Затем цвет должен выровняться.
  • Отличаются ли «шагрень» и микрорельеф. Даже при покраске в заводских условиях состав ложится на металл так, что появляется едва различимая «апельсиновая корка». Задача мастера, выполняющего ремонт — покрасить замененную деталь так, чтобы она ничем не отличалась от оригинала.
  • Нет ли мусора в новом слое краски. Если в сервисе было грязно и пыльно, мелкие соринки могли прилипнуть к краске или лаку. И отмыть их уже нельзя.
  • Насколько чистые стекла и зеркала. На них могла попасть краска. В сервисе такие загрязнения легко удаляют специальным составом. В домашних условия с этой проблемой справиться уже сложнее, поэтому лучше тщательно осмотреть автомобиль на этапе приемки.
  • Удалены ли вмятины. Нужно постучать там, где они располагались. Если раздастся более глухой звук, это значит, что проблемную зону просто зашпатлевали, а не выпрямили.

Можно ли отказаться от натурального возмещения

Как получить выплату и можно ли это сделать? Возмещение ущерба при ДТП с 2017 года позволяет выбрать ремонт или деньги в следующих ситуациях:

  • машина повреждена настолько, что восстанавливать её просто нецелесообразно;
  • владелец авто погиб в аварии (в таком случае родственники имеют право не ремонтировать ТС, а получить деньги);
  • стоимость ремонта больше максимально возможной (400 тысяч рублей) и хозяин авто не желает доплачивать;
  • починка не может быть произведена ни на одной из СТО, работающей со страховой;
  • наличие предварительного соглашения о том, что выплата должна производиться в виде денег;
  • ни один сервис, предоставленный страховщиком, не соответствует требованиям закона;
  • СТО слишком сильно удалена от места ДТП, и нет возможности доставить туда машину;
  • наличие у водителя международной страховки;
  • страховщик не успел вовремя устроить проведение ремонта;
  • ремонт не может быть осуществлён в сервисе, который был выбран во время оформления полиса.
Читайте также:  Нормы рабочего времени на 2023 год

Если в течение года страховщик неоднократно нарушал правила предоставления натурального возмещения, Центробанк может ограничить его право направлять на починку авто. В таком случае владелец машины имеет полное право получить именно денежную компенсацию. А натурального возмещение тогда будет производиться исключительно с его согласия.

Почему собственник автомобиля должен доплачивать за ремонт, если он не виноват?

Величина выплаты рассчитывается по методологии Центробанка РФ, которая принимает во внимание большое количество параметров, в том числе площадь повреждений, объём утечки расходных материалов при выполнении ремонтных работ и т.д. Собственник автомобиля не имеет права потребовать залить определённую марку моторного масла либо тормозную жидкость конкретного изготовителя. Страховая компания принимает в расчёт информацию из особого справочника и экспертную оценку повреждений. Как видно, правила ремонта по ОСАГО не учитывают множество моментов, в том числе расценки определённого автосервиса, реальную стоимость деталей и т.д.

Разницу в расходах приходится компенсировать владельцу пострадавшего автомобиля либо виновнику аварии. Разберёмся подробнее в сложившейся ситуации.

Когда обязаны поменять на новую?

Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).

В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.

Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.

Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:

  1. разрыв,
  2. складки металла,
  3. залом металла,
  4. глубокая деформация с вытягиванием металла,
  5. сложное повреждение ребер жесткости.

Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.

Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.

Мнение Верховного Суда РФ

Практика Верховного Суда РФ показывает, что самовольное проведение ремонта пострадавшим не может послужить доводом страховщика в пользу отказа от возмещения ущерба. Это видно по примерам решений, принятых после рассмотрения некоторых дел в 2020 и 2021 годах.

Вот примеры этих разбирательств:


  • в Верховном Суде РФ рассматривали иск, поданный истцом в отношении «РЕСО-Гарантия»; автомобиль пострадавшего направили для восстановления на СТО, но возмещение ущерба не состоялось, поскольку истец не воспользовался правом восстановительного ремонта, предъявив СК претензию и потребовав денежной выплаты на основании результатов экспертизы; страховщик отказался урегулировать спор; после того, как обращение к омбудсмену не увенчалось успехом, пострадавший отремонтировал машину, но продолжил оспаривать действия СК; в итоге, дело дошло до рассмотрения в Верховном Суде, назначившем пересмотр иска, ввиду наличия противоречий между выводами, указывающими на недобросовестность истца, и возмещение понесенных убытков;
  • в еще одной ситуации предметом спора стала претензия истца к страховой компании «СОГАЗ»; пострадавший отремонтировал машину и потребовал возмещения от СК, но столкнулся с отказом; по результатам независимой экспертизы, установлены размеры убытков в 1,4 млн. рублей (учитывая износ); истец требовал назначения судебным органом дополнительного экспертного обследования, но ходатайство о выплате отклонили, посчитав, что ввиду проведенного ремонта, установить сумму ущерба, равно как и сам факт страхового случая, не представляется возможным; Верховный Суд отменил решения нижестоящих органов, подтвердив правомерность экспертизы, поскольку обследование выполняли по представлению страховщика; в пользу истца свидетельствовали и прочие обстоятельства дела.

Оценка повреждений машины

Восстановление авто по ОСАГО начинается с оценки его технического состояния в ходе экспертизы. Для этого желательно обратиться к независимой организации, которая предлагает услуги экспертизы. Специалист, назначенный страховой компанией, может занизить стоимость ремонта. Также потребовать независимой экспертизы может и виновник ДТП, если он считает сумму завышенной.

В ходе исследования выявляет повреждения, в том числе скрытые, полученные в ходе ДТП, и определяет их тяжесть. Также он должен определить, является ли именно авария причиной повреждения той или иной детали. Эксперт должен учесть обстоятельства, которые привели к ДТП, и развитие событий во время аварии.

По результатам исследования составляется заключение, в котором обозначается стоимость восстановительного ремонта. Если водитель согласен с озвученной суммой, то он должен передать результаты в страховую компанию для дальнейшего оформления ремонта.

Для проведения независимой экспертизы требуется соблюдения ряда правил:

  • Состояние автомобиля должно оставаться неизменным с момента аварии;
  • Исследования можно выполнять либо в светлое время суток, либо в хорошо освещенном помещении
  • У специалиста должны быть документы, подтверждающие его квалификацию


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *