Штраф за разговор по телефону за рулём

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за разговор по телефону за рулём». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила дорожного движения запрещают одновременно пользоваться телефоном и управлять автомобилем. Но статья 12.36.1 административного кодекса двусмысленно написана. Точно не понятно какое использование мобильного телефона за рулем под запретом, а какое легально. Ответственность ввели в 2007 году. Тогда речь шла о телефонах, а сейчас появились и смартфоны, и планшеты. Кроме СМС можно писать в Вотсап, Вайбер, Телеграм и т.д.

Что является нарушением

Возникает вопрос, если у гаджета есть функция телефона, то нельзя пользоваться всем устройством или только звонить? Ответа нет. Также нет ясности противозаконно ли:

  • включать, выключать или настраивать сотовый;
  • просматривать информацию, включая видео, тексты, фотографии;
  • играть в игры;
  • слушать музыку;
  • использовать приложение-навигатор;
  • входить в Интернет.

А вот если разговаривать (в звуковом или видео формате), отправлять смс, сообщения в соцсетях, то нарушение налицо.

Исключение составляют девайсы, которые позволяют вести общение без рук, так называемые, хэндс-фри, гарнитуры.

Можно ли оспорить штраф

Такое право есть у каждого человека. Но стоит ли это делать, если вы на самом деле разговаривали по мобильнику, и вас увидел инспектор ДПС, либо нарушение зафиксировано видеокамерой? Это будет зря потраченное время и нервы. Обжалование целесообразно, если вас наказали ни за что, и никакого нарушения не было.

Чтобы подать жалобу в ГИБДД или суд, вам предоставляется 10 дней с момента получения постановления по почте или от инспектора ДПС на дороге. Целесообразно заранее собрать доказательства отсутствия вины. Например, можно заказать детализацию вызовов от оператора мобильной связи.

Но не все судьи принимают такие документы, так как распечатка может оказаться с одного телефона, а на самом деле разговор был с другого. Но информация от сотового оператора все-таки может пригодиться.

Кто фиксирует нарушение?

Уже сейчас за разговор по мобильному во время движения автомобиля могут оштрафовать не только сотрудники ГИБДД, но и дорожные камеры. За первые 2 месяца такой практики в Москве «письма счастья» получили 247 автомобилистов. Пока новые дорожные камеры установлены только в столице, но в будущем планируется их использование и в других городах России.

В настоящее время госавтоинспекторы фиксируют нарушения несколькими способами:

  • Фото- или видеосъемка. Если сотрудник ГАИ снимет, как автомобилист держит в руке телефон, это будет доказательством нарушения.
  • Показания очевидцев. Если машина попала в аварию, а перед ДТП автомобилист отвлекся на телефон и это заметили свидетели, это станет отягчающим обстоятельством.
  • Детализация звонков. Представители ГИБДД могут заказать детализацию звонков у сотового оператора. Если время разговора совпадает с нахождением водителя за рулем, его накажут на 1500 рублей.

Штраф за превышение средней скорости на определенном участке дороги удивил немало автомобилистов в 2020 году.

Что такое средняя скорость?

Средняя скорость — это скорость, с который автомобиль проехал определенный участок дороги между двумя синхронизированными камерами, стоящими в начале и в конце участка контроля.

Как фиксируется это нарушение?

Стандартная ситуация: водитель, завидев знак ограничения скорости и дорожную камеру, притормаживает до допустимой скорости, а проехав камеру — снова разгоняется. И так до следующей камеры фиксации. Однако если проехать отрезок пути между камерами слишком быстро, водителю придет штраф за превышение средней скорости.

Какой штраф за превышение средней скорости?

Размер наказания соразмерен с превышением мгновенной скорости — например, 500 рублей — за +20-40 км/час и т.д.

Сколько камер фиксирует среднюю скорость?

Дорожных камер, способных зафиксировать среднюю скорость, становится все больше. На данный момент наибольшая их концентрация в Татарстане, где таким способом контролируют более 950 км дорожного полотна. В Московской области летом 2020 года работало 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км.

Важно отметить, что понятия «превышения средней скорости» в КоАП не прописано. На этом основании водители, получившие штраф «за среднюю скорость», могли оспорить это в суде. Но скоро этот спорный момент может быть исправлен Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» намерена внести предложение обозначить в КоАП это определение.

Читайте также:  Работа и услуга: в чем разница?

С каждым годом контроль за тем, чтобы автомобили пропускали пешеходов, усиливается. Перед ГИБДД как и всегда стоит задача снизить количество аварийных ситуаций и смертность на дорогах, и гибель пешеходов под колесами автомобилей все ещё остается одной из самых серьезных проблем. В связи с этим камеры обучились фиксировать моменты, когда автомобилист не пропускает пешехода на переходах.

Какой штраф за непропуск пешехода на переходе?

Штраф за данный тип нарушений составляет 1500 рублей. Оплатить его можно со скидкой 50%. Чтобы не получить штраф важно помнить разъяснение ГИБДД — обязанность водителя уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, поставлена в зависимость от необходимости не создавать помех в его движении. Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.

На данном этапе таких «умных» камер на переходах всего несколько, и все числятся в Москве. Но совершенно точно ясно, что одним городом дело не ограничится.

Как сотрудник ГИБДД может доказать данное правонарушение?

На самом деле такой штраф на водителя накладывается крайне редко, так как доказать, что устройство использовалось в точности наоборот существующему закону, то есть без какой-либо гарнитуры или громкой связи, а именно в руках, очень сложно.

Подтвердить это правонарушение возможно только фото- или видеоматериалами, а также свидетельскими показаниями. Для появления состава правонарушения, кроме того, необходимо будет доказать тот факт, что имело место применения телефона.

Но, если водитель будет категорически отрицать этот факт, и у него будет даже один свидетель, который сможет подтвердить, что телефоном в тот момент он не пользовался, привлечь этого нарушителя по статье 12.36.1 очень сложно.

Некоторые сотрудники правоохранительных органов, будучи уверенными в том, что нарушение было и дабы доказать это, запрашивают у оператора сотовой связи детализацию всех звонков правонарушителя.

Если же по данным оператора время звонка совпадает с временем остановки автомобиля, то инспектор накладывает штраф на водителя. Данный запрос в сотовую компанию может быть сделан в течение следующих двух месяцев.

Законопроект Соловьева в 2017 году: Новостное агентство «Москва» сообщает, что Соловьев Вадим, депутат Государственной думы, недавно заявил о намерении разработать законопроект, согласно которому штраф за разговор по телефону без использования специальной техники во время вождения будет увеличен до 10 тыс. рублей. Он объясняет необходимость этого изменения тем, что нынешняя сумма штрафа не пугает водителей, и они продолжают пользоваться телефонами за рулем.

Каким образом ДПС может доказать нарушение?

Процесс доказывания в данном случае трудоемок, и как правило, не дает положительных результатов. Доказать факт применения телефона во время езды практически невозможно.

Работники ДПС могут доказать правонарушение в следующих случаях:

  1. если это происходило перед самим работником ДПС или другими свидетелями;
  2. если это зафиксировано на видео. Задача упрощается если на авто установлены видеорегистраторы. Причем и спереди и сзади. Никогда не знаешь, с какой стороны произойдет столкновение на дороге;
  3. если сотрудник ДПС сделает запрос оператору связи, который обслуживал нарушителя, и подтвердится совпадение времени разговора с временем ДТП.

Как избежать наказания за нарушение запрета использования телефона за рулём

При наложении штрафа за использование мобильного телефона за рулём руководствуются следующими нормативными документами:

  • кодекс об административных правонарушениях (КоАП);
  • правила дорожного движения.

Лучший способ избежать наказания – не нарушать закон. Юристы дают советы, как не получить штраф:

  • Приобрести телефон с функцией громкой связи и гарнитуру Hands Free.
  • Получить штраф можно только при использовании мобильника во время движения. При остановке на красном свете светофора, в пробке, на обочине или стоянке — звонить, читать и отправлять СМС не запрещено.
  • Если нужно ответить на срочный вызов, а гарнитуры нет, следует найти ближайшее разрешённое место и припарковаться. После чего совершить необходимый звонок.
  • В случае остановки инспектором ГИБДД с претензией, что во время езды использовался мобильный телефон, нужно требовать доказательств правонарушения. Пусть продемонстрирует фото или видеозапись, где это отчётливо видно.
  • Если водитель на самом деле не разговаривал по телефону, следует показать свой мобильник инспектору. Современные модели фиксируют время всех входящих и исходящих вызовов.
Читайте также:  Календарь платежей на 2023 год

Чтобы обжаловать неправомерные действия сотрудника ГИБДД и назначенный штраф, необходимо в течение десяти дней написать заявление в суд по месту жительства. Садясь за руль автомобиля, каждый водитель должен осознавать ответственность не только за свою жизнь, но и за безопасность других участников движения. Осторожность и соблюдение правил должны всегда быть на первом месте.

В п. 2.7 ПДД содержится информация, которая указывает на ограничение возможности использования мобильного во время управления машиной.

2. Общие обязанности водителей

2.7 Водителю запрещается: пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Это относится к ситуациям, когда телефоны не оборудованы каким-либо приспособлением, с помощью которого можно разговаривать без применения рук.

Важно! При наличии специальной гарнитуры пользоваться устройством разрешается даже за рулем, причем данная гарнитура может быть проводной или беспроводной.

Если же телефон не подключен к такой гарнитуре, то в соответствии с п. 2.7 не разрешается пользоваться им во время управления машиной.

Не допускается не только звонить по нему, но и набирать смс-сообщения, играть в игры или совершать иные действия, приводящие к снижению концентрации внимания водителя на дороге.

Если же имеется гарнитура, то можно разговаривать, но сотрудники ГИБДД все равно рекомендуют при необходимости поговорить, остановить машину и пообщаться, чтобы не возникала опасность возникновения аварии.

Без использования рук

Чтобы пользоваться телефоном для разговора без опасности быть привлеченным к административному наказанию, водителю следует использовать проводную или беспроводную гарнитуру, которая крепится к уху, чтобы руки оставались свободными. Также, достаточно использовать «громкую связь» при звонке или другие акустические системы транспортного средства.

Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Москва доб 152
  • Санкт-Петербург доб 152
  • Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)

Попытаться доказать невиновность перед инспектором можно такими способами:

  • использование телефона происходило в момент, когда автомобиль не находился в движении (стоянка в пробке, у бордюра);
  • факта использования не было, а происходило перекладывание, установка на зарядку, держание или другие манипуляции, какие возможны с другими предметами в салоне авто;
  • предъявить информацию о последнем звонке – времени набора и его длительности.

На сегодняшний день только в столице за соблюдением правил дорожного движения следят порядка 2,5 тыс. камер видеофиксации; всего же в России их около 18 тыс. Как правило, каждая камера по условиям, прописанным в заказе, регистрирует 10–15 видов нарушений. Так, достаточно хорошо известный комплекс «Стрелка Плюс» в базовой конфигурации «видит» 15 их видов: от превышения скорости и проезда по обочине до непропуска пешехода и превышения допустимого веса автомобиля. Если заказчик хочет, то число функций можно увеличить вдвое, и система будет проверять наличие полиса ОСАГО или привычку говорить по телефону за рулем.

Новые приборы испытывают в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы и столичном управлении ГИБДД. Понятное дело, штрафы пока не выносились, но качество фотографий признано очень высоким. В корпорации ситуацию не комментируют.

При этом известно, что в контракте между ЦОДД и «Стройинвестпроектом» (компания поставила городу 100 комплексов) оговаривается возможность фиксации нарушений по ст. 12.36.1 КоАП. Видимо, в рамках договора новая технология и тестируется. Но теперь, чтобы приборы заработали на законных основаниях, нужно их утвердить в качестве «средства измерения» в Росстандарте. Такую заявку сейчас как раз рассматривают во Всероссийском НИИ физико-технических и радиотехнических измерений. То есть все сходится.

В то же время сомневаться не приходится: в ближайшем будущем камеры будут фиксировать все больше и больше составов правонарушений — технические возможности для этого есть. Свою дисциплинирующую роль они (камеры), безусловно, сыграли: дорожное движение в России становится все более цивилизованным. Количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и пострадавших от года к году уменьшается

Можно ли просто писать смс?

На практике и за это Вы можете быть оштрафованы как за разговор по телефону, что вполне логично, согласно слову «использовать телефон» из запрета пункта 2.7 ПДД. Таким образом, речь идёт не только о разговоре по такому телефону, но вообще о его использовании (эксплуатации).

Таким образом, в 2022 году не получится доказать неправомерность штрафа за телефон, если и правда разговаривать по нему, держа у уха, но в жалобе указать, что разговор по нему не вёлся, а просто, например, Вы слушали любимую музыку.

Читайте также:  Взыскание долга в иностранной валюте

По крайней мере, именно так работает судебная практика. Вот пример и ещё один судебных решений по обжалованию штрафа за телефон за рулём.

Впрочем, в судебной практике, если не упоминать о том, что Вы пользовались телефоном, а просто утверждать, что не разговаривали по нему за рулём, а в подтверждение при обжаловании штрафа приложить распечатку телефонных разговоров, где будет видно, что во время нарушения, указанное в постановлении и/или протоколе, не было телефонных разговоров, то такую жалобу могут и удовлетворить.

Без использования рук

Чтобы пользоваться телефоном для разговора без опасности быть привлеченным к административному наказанию, водителю следует использовать проводную или беспроводную гарнитуру, которая крепится к уху, чтобы руки оставались свободными. Также, достаточно использовать «громкую связь» при звонке или другие акустические системы транспортного средства.

Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Москва доб 152
  • Санкт-Петербург доб 152
  • Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)

Попытаться доказать невиновность перед инспектором можно такими способами:

  • использование телефона происходило в момент, когда автомобиль не находился в движении (стоянка в пробке, у бордюра);
  • факта использования не было, а происходило перекладывание, установка на зарядку, держание или другие манипуляции, какие возможны с другими предметами в салоне авто;
  • предъявить информацию о последнем звонке – времени набора и его длительности.

Почему опасно разговаривать по телефону за рулём

Сами по себе даже самые приятные разговоры по телефону отвлекают человека — и совсем не важно, переходит ли он в этот момент дорогу или ведёт машину. То есть водитель, одной рукой держась за руль, другой придерживая телефон, не может быть уверен в том, что вовремя заметит опасность на дороге и среагирует на неё правильно.

В России не ведётся статистика ДТП из-за отвлекающих факторов для водителей на дорогах. Но если взять статистические данные, например, США, то можно узнать, что там в 2011 году в дорожных авариях погибли 3331 человек, при этом почти десятая часть из них получила травмы именно из-за того, что разговаривали в момент аварии по мобильному устройству связи.

Среди всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления транспортным средством, выделяются именно мобильные устройства связи. Американские учёные пришли к выводу: пользование мобильником за рулём повышает риск ДТП в 4 раза, а написание сообщения — в 6 раз.

Штрафуют ли с камер за мобильный телефон во время езды?

Да, в большинстве регионов.

Тестовые камеры на сотовый телефон за рулём появились в Москве еще в 2020 году. После того как систему успешно обкатали, столичным автовладельцам начали приходить штрафы с камер за разговоры по мобильному во время езды. Позже к этой системе подключились и другие регионы нашей страны – в частности, Республика Татарстан.

Как это работает? Нейросеть фиксирует подозрительный предмет возле уха водителя и делает не менее десяти высококачественных фотографий. Далее снимки направляются на дополнительную проверку к сотруднику ЦАФАП, а позднее в ГИБДД. И если на фото чётко видно, что водитель держит смартфон возле уха, то в Госавтоинспекции выносят постановление по ст. 12.36.1 КоАП и высылают «письмо счастья» в адрес владельца машины.

Но не исключены и ложные срабатывания. Например, бывает, что выписывают штрафы за то, что водитель просто почесал за ухом или приложил к голове не телефон, а иной предмет (ту же шоколадку или блокнот). Такие незаконные постановления, конечно, нужно обжаловать.

Приведем пример некоторых судебных решений:

  1. В Саратове суд не стал отменять штраф водителю за общение по телефону за рулем автомобиля, ссылаясь на то, что сотрудники полиции собрали полный пакет доказательств вины.
  2. Женщину-водителя из города Воронеж суд оправдал, так как прошел срок давности. Судья вынес оправдательное решение, инспектор ДПС попытался обжаловать. Но сроки для наказания истекли, и автоледи осталась безнаказанной.
  3. В Республике Алтай суд нашел в документах противоречия, и высказал сомнение в наличии вины водителя. Судья решил, что только протокола и рапорта инспектора ГИБДД недостаточно для наказания. В результате дело было закрыто, а штраф отменен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *