Что изменится в аттестации по промышленной безопасности с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в аттестации по промышленной безопасности с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данный момент (2022 год) допускается эксплуатация промышленного объекта при неполном соответствии требованиям промышленной безопасности. Однако, такое положение дел продлится недолго. С 1 марта 2023 года вступит в силу новый Приказ1 и действителен он будет до 1 января 2027.
Новые ГОСТы по промбезу начинают действовать с 2023 года:
— ГОСТ 34730.2-6-2022 «Приборы электрические бытовые и аналогичного назначения. Испытательный код по шуму. Часть 2-6. Частные требования для сушильных машин барабанного типа».
— ГОСТ 34730.2-1-2022 «Приборы электрические бытовые и аналогичного назначения. Испытательный код по шуму. Часть 2-1. Частные требования к пылесосам для сухой уборки».
— ГОСТ 30333-2022 «Паспорт безопасности химической продукции».
Они разработаны в рамках Программы национальной стандартизации на 2023 год (ПНС-2023). С 1 октября 2022 действуют новые ГОСТы для СИЗ, что непременно скажется на повышении уровня безопасности в производственных процессах.
В каком случае нарушен порядок хранения и выдачи ключей?
- Ответ 1: Ключи от электроустановок должны быть пронумерованы и храниться в запираемом ящике. Один комплект должен быть запасным
- Ответ 2: Выдача ключей должна быть заверена подписью работника, выдавшего ключ, а также подписью работника, получившего ключ
- Ответ 3: Ключи от электроустановок , оперативное обслуживание которых осуществляется круглосуточно оперативным персоналом, должны передаваться по смене с оформлением в оперативном журнале
- Правильный ответ 4: Допускается возвращать ключи от электроустановок оперативному персоналу в течение трех дней после полного окончания работ-3.13
Каким способом может быть передано разрешение на продление наряда -допуска?
- Ответ 1: Только по телефону дежурному диспетчеру с записью в оперативном журнале
- Ответ 2: Только с нарочным допускающему с последующей записью в строке наряда «Отдельные указания»
- Ответ 3: Только по радио производителю работ с последующей росписью в таблице наряда-допуска «Разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к выполнению работ»
- Правильный ответ 4: По телефону, радио или с нарочным допускающему, ответственному руководителю или производителю работ. В этом случае допускающий, ответственный руководитель или производитель работ за своей подписью указывает в наряде фамилию и инициалы работника, продлившего наряд-6.4
Для кого обязательны Правила технической эксплуатации
ПТЭЭП распространяются на всех потребителей электрической энергии — владельцев электроустановок, кроме физических лиц, которые используют ЭУ напряжением менее 1000 В для личных или бытовых нужд. Это значит, что если гражданин использует свои ЭУ для предпринимательской деятельности, то он должен выполнять ПТЭЭП.
В новых Правилах расширен круг лиц, которые попадают под их требования, поскольку исключены границы действия в части владения ЭУ напряжением от 1000 В до 220 кВ включительно.
Эксплуатация электроустановок по ПТЭЭП должна включать:
- ввод в работу новых или реконструированных, модернизированных капитальных объектов, оборудования и технических устройств;
- использование ЭУ по назначению;
- формирование и ведение комплекта документации по Правилам;
- оперативно-технологическое управление;
- ремонт и техническое обслуживание ЭУ;
- консервацию, реконструкцию, техперевооружение электроустановок в той части, в какой это не регулируется Градостроительным кодексом.
Что нового появляется в документации
В Правилах теперь есть обязанности потребителя ежегодно, до 1 января, направлять в сетевую организацию:
- списки работников, имеющих право выполнения переключений в электроустановках, ведения оперативных переговоров, подачи и согласования диспетчерских и оперативных заявок на изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния ЛЭП, оборудования и устройств;
- сведения об ответственном за электрохозяйство и его заместителе.
При изменении в данных обновленная информация передается в сетевую компанию не позднее чем за 1 рабочий день до допуска к работе новых лиц или ввода в действие корректировок.
Новые Правила вступают в силу 7 января 2023 года. Рекомендуем подать сведения в сетевую компанию 9 января 2023 года — в первый рабочий день нового года.
В части общих требований новые Правила для потребителей во многом стали аналогичны Правилам эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденных Приказом Минэнерго от 19.06.2003 № 229.
Во-первых, появилась норма о наличии в каждом структурном подразделении утвержденного перечня технической документации, который должен обновляться раз в три года. Он составляется с учетом п. 27 ПТЭЭП. В такие же сроки пересматриваются электрические (технологические) схемы (чертежи) на соответствие эксплуатационным.
Во-вторых, потребитель должен разрабатывать производственные инструкции:
- по эксплуатации электроустановок;
- по производствам переключений в ЭУ;
- по ведению оперативных переговоров;
- по предотвращению развития и ликвидации нарушений нормального режима в электроустановках.
Законопроект о внесении изменений в 116-ФЗ
Сейчас основной нормативный документ, устанавливающий требования в области промышленной безопасности, — это по-прежнему федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Представители Ростехнадзора многократно обращали внимание на то, что отдельные положения этого закона не отвечают текущей ситуации в рассматриваемой предметной области. Поэтому в июне 2019 года ведомством был подготовлен масштабный проект, нацеленный на ликвидацию выявленных недостатков. Он был в установленном порядке опубликован на официальном портале проектов для организации публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
Основные нововведения, предложенные Ростехнадзором, касались следующих вопросов:
- обновление применяемой понятийной базы, предполагающее введение новых терминов, отражающих текущее положение дел в области промышленной безопасности;
- уточнение отдельных действующих понятий, основным из которых стало понятие «технические устройства». В проекте нормативного документа также предложено введение классификации таких устройств. Она включает две крупные категории: приспособления, применяемые для организации текущей эксплуатации опасных объектов промышленного производства (ОПО), и передвижная техника, типология которой приведена в законопроекте отдельным списком;
- сужение сферы реализации процедуры оценки уровня промышленной безопасности объектов за счет исключения из нее проблем, касающихся продления нормативного срока эксплуатации зданий, конструкций, сооружений и технических приспособления. Рассматриваемые вопросы предложено выделить в отдельную процедуру;
- введение обновленного механизма выполнения плановых проверок промышленных объектов разной степени опасности, задачей которого становится оптимизация порядка их выполнения. Конкретнее, предполагается установить связь между результатами проведенного аудита системы промбезопасности, действующей на предприятии, с графиком плановых проверок. Предлагался следующий алгоритм: если обнаружится, что итоги такого аудита были положительными, и они были зафиксированы в отчетной документации установленного образца, периодичность плановых проверок на таких предприятиях можно будет снизить до одного раза в пять лет;
- введение системы выполнения дистанционного мониторинга промышленных предприятий, принадлежащих к группе опасных объектов. Одним из важных компонентов такой системы должна была стать процедура автоматизированной передачи необходимых данных в государственную систему учета. При этом предприятия, которые внедрили у себя такую систему, предполагалось исключить из графика организации плановых проверок;
- дополнительные предложения, нацеленные на уточнение порядка выполнения отдельных видов работ, например, сварочных;
- дополнительные предложения, ориентированные на установление требований безопасности, применяемых в ходе эксплуатации конкретных видов оборудования и техники, используемой при организации функционирования опасных производств.
Для внедрения предложенных нововведений предлагалось установить переходный период. Основная идея этого предложения заключалась в возможности облегчения адаптации к новым требованиям владельцев опасных производственных объектов, а также эксплуатирующих организаций. Согласно законопроекту, рассматриваемый период должен был длиться до 31 декабря 2021 года.
Все забудут об Украине: Жириновский предсказал начало Третьей мировой
Скончавшийся год назад лидер ЛДПР уже предвидел сегодняшние события.
В Иране был нанесен удар по объекту минобороны, расположенному в городе Исфаха. Атака произошла еще 28 января, однако известно о ней мало. Согласно версии иранских изданий, два из трех беспилотников удалось сбить — один достиг цели. Повреждения местные власти считают незначительными.
По версии американской и израильской разведки, атака имела огромный успех. Видео с места взрыва заполонили соцсети. При этом ни США ни Израиль до сих пор не взяли на себя ответственность за нападение. Примечательно, что атака произошла спустя несколько дней после начала совместных учений Америки и Израиля. Fox news сообщает, что ранее Израиль уже подозревали в атаках на Иран — речь идет об ударах по подземному ядерному объекту в Натанзе в апреле 2021 года. Об этом пишет ИА DEITA.
Главное к этому часу:
- Российские подразделения закрепились в восточной части Угледара, сообщил врио главы ДНР Денис Пушилин в эфире «России-24». Город расположен в ДНР к юго-западу от Донецка.«По угледарскому направлению продолжается продвижение наших подразделений. Там сейчас можно говорить, что закрепились подразделения в восточной части Угледара, также проводится работа в окрестностях», — сообщил Пушилин.
- Украинские военные укрепляют свои позиции в районе города Часов Яр в Донецкой народной республике, сообщил бывший офицер Народной милиции ЛНР Андрей Марочко в телеграм-канале.По его словам, ВСУ «укрепляют старые и возводят новые фортификационные сооружения, ведут работы по оборудованию огневых точек, а также выставляют минные заграждения». В регион прибывают дополнительные силы и средства, добавил Марочко.
- Вооруженные силы Украины могут начать использовать переданные Западом танки уже весной, заявил министр обороны страны Алексей Резников в интервью CBC.Из танков, которые обещал передать Запад, в ВСУ создадут как минимум два танковых батальона, сказал министр. Их используют, «чтобы продолжить контрнаступление», заявил Резников.
- Поставки на Украину американских танков Abrams состоятся не ранее конца 2023 года, выяснила The Washington Post.
Мобилизация: последние новости на сегодня 30 января 2023 о частичной мобилизации в России
Мобилизованным прислали балаклавы с «ушками» в качестве гуманитарной помощи
Мобилизованным для участия в боевых действия на территории Украины прислали балаклавы с «ушками» в качестве гуманитарной помощи. Об этом пишет «Газета. Ру» со ссылкой на Telegram-канал «Лента дна».
Один из мобилизованных рассказал, что такой подарок им сделал глава администрации Свердловской области. Он заверил, что его товарищи очень благодарны за гуманитарную помощь.
Мобилизованный в шутку примерил балаклаву и заявил, что ему «к лицу». Сослуживцы прозвали его «российским Бэтменом», кличка закрепилась и стала позывным бойца.
Мобилизованного в Волгограде студента-очника вернули домой
Призванного на фронт в рамках частичной мобилизации 24-летнего Евгения Осипова вернули домой, признав действия военкомата незаконными. Об этом пишет RuNews24.
Как говорится в публикации, Евгению пришла повестка из военкомата в середине октября 2022. В это время он учился в волгоградском филиале московского вуза. Инцидент произошел в первые недели частичной мобилизации, когда разъяснения об отсрочке для учащихся вузов еще не вышли.
Власти Украины сняли бронь от мобилизации с половины работников, ранее призыву не подлежащих
Массовая мобилизация, отрицаемая украинскими властями, набирает обороты, и перед Киевом стоит сложная задача мобилизовать 100 000 человек к концу февраля. Режим забрал почти 50% стратегических работников, которые ранее были освобождены от призыва. Такова информация, переданная сегодня из Киева.
Режим Зеленского установил полный контроль над СМИ и широкой общественностью, запретив им фиксировать и публиковать события принудительной мобилизации, которые в большом количестве появились на украинских источниках в Интернете. Согласно официальной позиции, мобилизации в Украине не было, так как украинские вооруженные силы не нуждались в усилении. На самом деле все наоборот: сокрушительные поражения и угроза нового военного нападения России заставили Киев призвать в армию всех, включая рабочих, которые раньше не хотели служить.
Согласно ранее принятому постановлению правительства, украинские компании в «ключевых секторах экономики», особенно в военно-промышленном комплексе, могли сохранить 100 процентов своих работников и избежать участи быть подчиненными интересам Зеленского и его боссов. Новое постановление сокращает этот список вдвое, оставляя защищенными только 50% работников. Кроме того, постановление требует от компаний представить список всех без исключения сотрудников в бюро по найму и классификации до 31 января 2023 года. Кроме того, таможенные и государственные служащие были лишены своих должностей.
По данным телеканала Strana V, указ привел к увольнению рабочих с некоторых заводов, чтобы избежать попадания в список призывного пункта. Это означает, что они на 100% отправляются на передовую, чтобы быть убитыми во славу нынешних правителей. Несмотря на усилия Киева скрыть реальное положение дел на фронте, информация все же доходит до населения, и тяжелые потери ВСУ неизбежно приведут к коллапсу сознания, что уже произошло. Все меньше и меньше людей будут сражаться.
Между тем, по результатам опроса, проведенного НАТО, менее 20% современных украинских пехотинцев имеют реальный боевой опыт, 10% мобилизованы для прохождения долгосрочной службы, а остальные никогда не брали в руки оружие. В первые годы холодной войны профессиональные контрактники в пехотных бригадах ВСУ составляли не менее 50%, а из мобилизованных более 65% имели боевой опыт или регулярную службу только на Донбассе. Это стало результатом почти полного уничтожения кадровых частей ВСУ российской армией.
Современные реалии повысили актуальность и важность обеспечения информационной безопасности и киберустойчивости компаний, государственных структур и отраслей экономики. Сегодня внимание государства к ИБ многократно возрастает. Например, майский указ Президента РФ № 250 направлен на радикальное повышение защищенности от кибератак ключевых предприятий страны. Под действие этого указа попал более широкий круг организаций, чем, например, под действие 187-ФЗ о КИИ, а в вопросы обеспечения ИБ теперь вовлекаются первые лица компаний.
В 2023 году стоит ожидать более плотной работы регуляторов по ужесточению ответственности компаний за утечки персональных данных (в частности речь идет о вводе оборотных штрафов), а также повышения требований к обеспечению ИБ, вывода вопроса кибербезопасности на уровень отраслевых ведомств. Учитывая то, что кибератака может нанести серьезный ущерб не только отдельной организации, но и целым отраслям, подобные инициативы регуляторов действительно актуальны.
В ушедшем году появилось много новых, ранее неизвестных APT-группировок, которые стремились нанести бизнесу репутационный ущерб. В 2023-м эта тенденция сохранится.
Острая необходимость в практической ИБ определяет запрос к российским вендорам на качественные и практически применимые технологии в области ИБ. Наряду с историческим кадровым голодом в области кибербезопасности это будет стимулировать развитие рынка MSSP, а также создавать запрос на технологии с высокой автоматизацией противодействия киберугрозам. Так, задачи по обнаружению кибератак и реагированию на них будут преимущественно ложиться не на плечи операторов продуктов ИБ, а на искусственный интеллект.
Один из главных трендов — активный переход российских компаний на отечественные операционные системы. Мы прогнозируем увеличение числа кросс-платформенных хакерских инструментов, в том числе разработанных или переписанных под Linux.
Нехватка кадров, рост числа атак, в том числе целенаправленных, недостатки решений ИБ, уход зарубежных вендоров, множественные утечки данных, увеличение количества уязвимостей — все это заставляет российские компании (да и не только российские) менять парадигму обеспечения кибербезопасности в пользу обеспечения цифровой устойчивости предприятия. Что важно, ее необходимо обеспечивать точечно, сфокусировавшись на самых ценных активах компании, негативное воздействие на которые может привести к наступлению недопустимых для бизнеса событий.
- Программное приложение, которое помогает программистам эффективно разрабатывать программный код
- По данным исследования Центра стратегических разработок (ЦСР) «Прогноз развития рынка решений для информационной безопасности в Российской Федерации в 2022–2026 годах», август 2022 года.
- Собственная оценка Positive Technologies основана на анализе поведения собственных клиентов, а также учитывающая публичные и инсайдерские данные о бюджетах 2022 года, потраченных на те или иные средства защиты информации отечественными компаниями.
- Общемировые данные, основанные на собственной экспертизе компании, результатах расследований, а также на данных авторитетных источников.
- Managed Security Service Provider – безопасность как сервис, или доступ к передовым технологиям и квалифицированным экспертам в области инфобеза за приемлемые деньги.
- Cистема оркестрации, автоматизации, реагирования на инциденты информационной безопасности.
- Система мониторинга событий ИБ и выявления инцидентов.
- Система мониторинга сетевых аномалий и атак.
- Система мониторинга событий ИБ и выявления инцидентов.
- Защита безопасности приложений во время их выполнения.
- Обнаружение и реагирование в облаке.
- Решение для защиты конечных точек (рабочих станций, серверов, устройств Интернета вещей).
- ВПО для кражи паролей пользователей.
- Common Vulnerabilities and Exposures — база данных общеизвестных уязвимостей ИБ, поддерживаемая корпорацией MITRE.
- В выборку вошли проекты по внешнему и внутреннему тестированию, выполненные для организаций кредитно-финансового сектора, в которых заказчики работ не вводили существенных ограничений на перечень тестируемых сетей и систем.
- Децентрализованные биржи (DEX) не имеют единого органа управления как такового. Они не хранят денежные средства и персональные данные пользователей на своих серверах и выступают только платформой для поиска совпадений по заявкам на покупку или продажу активов.
- Централизованные биржи (CEX) – это традиционные биржи, имеющие руководство, которое несет ответственность за конфиденциальные данные пользователей, хранит историю торгов, контролирует работу биржи и единолично принимает все решения о развитии проекта.
Национальное законодательство
Практика обеспечения безопасности и гигиены труда варьируется в зависимости от страны, с разными подходами к законодательству, регулированию, правоприменению и стимулам для соблюдения.
Национальные стандарты систем управления охраной труда и безопасностью включают AS / NZS 4801-2001 для Австралии и Новой Зеландии, CAN / CSA-Z1000-14 для Канады и ANSI / ASSE Z10-2012 для США.
Например, в Европейском союзе некоторые страны-члены продвигают охрану труда путем предоставления государственных средств, таких как субсидии, гранты или финансирование. Другие создали налоговые льготы для инвестиций в охрану труда.
Третья группа стран-членов Европейского Союза предоставила скидки на взносы по страхованию от несчастных случаев на рабочем месте компаниям или организациям с хорошими показателями по охране труда.
В 1996 году было основано Европейское агентство по охране труда. Все государства-члены Европейского Союза включили в свое национальное законодательство серию директив, устанавливающих минимальные стандарты охраны труда и здоровья.
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Федеральный закон № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
- Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
- Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 198 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»
- Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. № 1243 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1477 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1241 «Об утверждении «Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»
- Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (вместе с «Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»).
- Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011)
- Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 825 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011)
- Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (утв. Банком России 28 декабря 2016 г. № 574-П). Зарегистрировано Минюстом России 15 марта 2017 г., регистрационный № 45962
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 сентября 2020 г. № 334 «Об утверждении перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2020 г. № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2020 г. № 518 «Об утверждении Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 г. № 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. № 306 «Об утверждении Федеральных норм и правил «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта»
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»
процесс обучения | дата | время | формат | |
доступ к учебным материалам | 27.02 – 10.03.2023 | дистанционно | ||
offline-видеолекции | 27.02 – 10.03.2023 | дистанционно | ||
1 день обучения | 27.02.2023 | 14:00 – 17:00 | очно | |
экзамен | по расписанию ТАК |
процесс обучения | дата | время | формат | |
доступ к учебным материалам | 16.01.2023 – 27.01.2023 | дистанционно | ||
offline-видеолекции | 16.01.2023 – 27.01.2023 | дистанционно | ||
1 день обучения | 16.01.2023 | 14:00 – 17:00 | очно | |
экзамен | по расписанию ТАК |