Роль тарифной сетки в определении зарплаты работников
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль тарифной сетки в определении зарплаты работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для подведомственных учреждений. И если раньше, до 2008 года, утверждали разрядные сетки воспитателя-бюджетника, педагога и другого работника бюджетной сферы, то сейчас сначала определяют базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).
Применение тарифной сетки сегодня
Новая система позволила руководителям учреждений самостоятельно распоряжаться фондом оплаты труда. К сожалению, введение этой системы не улучшило материального положения бюджетников. Распределение денежных средств стало не всегда справедливым.
У руководителей появилась возможность увеличивать свой доход за счёт простых сотрудников. Данная система до сих пор подвергается критике среди экономических специалистов. Что очередной раз доказывает, что проверенная и отработанная годами тарифная оплата труда была справедливее и выгоднее для простых работников.
Коммерческие организации и сегодня могут устанавливать тарифную оплату труда. В этом случае, они самостоятельно разрабатывают тарифную сетку. Основываться она должна на нормах коллективного договора (статья 143 Трудового кодекса РФ).
На сколько с 1 февраля 2023 года увеличивать зарплату сотрудникам
Чтобы узнать, на сколько минимально требуется увеличить зарплату, нужно умножить её на коэффициент индексации Росстата.
Ведомство опубликует этот показатель в январе 2023 года. Индексация зарплаты сотрудников обязанность, а не право работодателя. Повышать уровень заработной платы – одна из основных государственных гарантий (ст. 130 ТК).
Инспекторы Роструда во время проверок вправе запросить у работодателя документы по индексации зарплаты (абз. 3 ст. 357 ТК). Если таких документов не будет, работодателя привлекут к ответственности.
Штраф грозит и в том случае, если документы по индексации есть, но фактически работодатель зарплаты не увеличивает. Размеры штрафов установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП.
Конкретный размер индексации каждый работодатель определяет самостоятельно. Главное, чтобы он был не ниже величины фактического роста потребительских цен. Использование других коэффициентов при индексации имеет риски, инспекция оценивает исполнение обязательных требований в ходе проверки.
В локальном нормативном документе можно указать, что индексация зависит от финансовых возможностей работодателя (определение Верховного суда от 24.04.2017 № 18-КГ17-10). Тогда, если есть объективные трудности, работодатель вправе принять решение о повышении оплаты труда не в полном объеме или отложить индексацию до улучшения финансово-экономического положения компании. Это позволит избежать сокращения рабочих мест.
Что такое тарифная система оплаты труда. Отличия от бестарифной системы
Тарифная система включает ряд положений, норм, правил и нормативов, составляющих единый способ вычисления, а также расчет заработной платы работника. Рассматриваемая форма оплаты труда существенно отличается от бестарифной.
При тарифной системе учитываются сложность работы, ее напряженность, условия труда, квалификация отдельных категорий персонала, только при наличии и анализе указанных составляющих работнику будет начислена зарплата.
Бестарифная система имеет принципиальные отличия: заработная плата всех работников предприятия зависит от результата работы всего предприятия и от того размера денежных средств, который выделил работодатель для оплаты трудового процесса.
Принципиально важным элементом бестарифной системы является коэффициент учета индивидуального вклада каждого работника в общий итоговый результат. Бестарифная система отличается тем, что зарплата каждого члена рабочего коллектива является его частью в общем фонде оплаты труда.
Что такое тарифная система оплаты труда. Отличия от бестарифной системы
Тарифная система включает ряд положений, норм, правил и нормативов, составляющих единый способ вычисления, а также расчет заработной платы работника. Рассматриваемая форма оплаты труда существенно отличается от бестарифной.
При тарифной системе учитываются сложность работы, ее напряженность, условия труда, квалификация отдельных категорий персонала, только при наличии и анализе указанных составляющих работнику будет начислена зарплата.
Бестарифная система имеет принципиальные отличия: заработная плата всех работников предприятия зависит от результата работы всего предприятия и от того размера денежных средств, который выделил работодатель для оплаты трудового процесса.
Принципиально важным элементом бестарифной системы является коэффициент учета индивидуального вклада каждого работника в общий итоговый результат. Бестарифная система отличается тем, что зарплата каждого члена рабочего коллектива является его частью в общем фонде оплаты труда.
Тарификация происходит посредством соизмерения работы, производимой на предприятии, с перечнем и примерами работ, содержащимися в составе единого справочника. Предприятие в целях тарификации может разрабатывать и вводить внутренние перечни работ, и использовать их наряду с основными.
В зависимости от разряда размер заработной платы сотрудника предприятия меняется. Для перехода работника из разряда в разряд, в соответствии с внутренними положениями организации, образуется и созывается квалификационная комиссия, избирается ее председатель.
Работник, в присутствии членов комиссии, сдает квалификационный экзамен, который включает проверку теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков. Если экзамен сдан успешно, работник получает определенный разряд или переходит из одного в другой, о чем производится запись в его трудовой книжке. Для тарификации руководителей, а также служащих и специалистов, применяется единый справочник указанных должностей.
Как регулируется сетка для бюджетников
Постановление Минтруда № 32 от 06.06.1996 указывало, что такое 18 разряд у бюджетников — это максимальный разряд по ЕТС, его присваивали директору бюджетного (и коммерческого) учреждения с I группой оплаты труда руководителя. Теперь единую тарифную сетку не применяют, бюджетники перешли на НСОТ — новую систему оплаты труда. Эта система утверждена ПП РФ № 583 от 05.08.2008.
По новой системе зарплата бюджетника состоит из:
- окладов (тарифных ставок);
- компенсационных выплат;
- стимулирующих выплат.
Оклады и ставки зарплаты определяют руководители бюджетных учреждений в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей с учетом сложности и объема выполняемой работы. Кроме того, при распределении ставок учитывают:
- действующий ЕТКС работ и профессий;
- единый квалификационный справочник должностей руководителей;
- профессиональные стандарты;
- государственные гарантии по оплате труда;
- перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера;
- рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (обновляются ежегодно);
- мнение представительного органа работников.
Каждое бюджетное учреждение разрабатывает локальное положение об оплате труда на основе примерных положений, которые утверждают отраслевые ведомства или региональные органы власти. В этих положениях фиксируют оклады по группам оплаты труда или профессиональным квалификационным группам.
Приведем пример — таблицу окладов бюджетников в 2022 году для Ростовской области для педагогических работников по постановлению правительства Ростовской области № 886 от 25.10.2021:
Профессиональная квалификационная группа | Квалификационный уровень | Минимальный должностной оклад, ставка заработной платы, в рублях |
---|---|---|
ПКГ должностей педагогических работников | 1-й квалификационный уровень | 12 041,00 |
2-й квалификационный уровень | 12 626,00 | |
3-й квалификационный уровень | 13 242,00 | |
4-й квалификационный уровень | 13 893,00 |
В Татарстане бюджетникам повысят оклады с 2022 года
Эти показатели дают возможность посчитать какими будут должностные оклады работников бюджетной сферы по ЕТС в 2022 году (см. Таблицу).
Это в конечном итоге будет означать, что всем работникам с 1-12 тарифными разрядами по ЕТС, которые получат «голый» должностной оклад, будут проводит доплату до минимальной зарплаты.
Компенсирующие выплаты складываются из доплат за особые условия труда, сверхурочные работы, ученые степени и пр..
Реальные экономические сферы: строительство, добыча, обрабатывающая промышленность, производство и т.п. С 1 января 2022 года во многих компаниях ожидается повышение зарплаты. Сотрудников могут ждать сюрпризы, так как на рынке труда наметился неожиданный тренд. Кому и на сколько прибавят зарплату? Ждать ли госслужащим индексацию и что будет с зарплатами врачей и учителей? Давайте разбираться.
Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).
Самое главное, что один из больших разделов бюджетной декларации – «Оплата труда бюджетных сотрудников», в которой устанавливаются все изменения окладов, с учетом прогноз повышения схемы ЕТС, индексацию следующего года и т.д. Минимально регламентированный оклад должен соответствовать уровню достойной жизни.
В бюджетных учреждениях и на крупных предприятиях ставки и оклады формируются более обоснованно, там применяют зарплатные сетки для специалистов. Разработанная единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год позволяет учесть такие факторы:
- сложность выполняемой работы;
- ее интенсивность;
- квалификационные требования к соответствующей должности;
- степень ответственности работника;
- востребованность специалиста на рынке труда.
Запланирована она на 1 октября и составит 4%. Это коснётся всех категорий работников федеральных государственных учреждений, а также судей, прокурорских работников, сотрудников СК, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов.
Больше аналитики в LIGA360: Бухгалтер. Здесь объединены ключевые профессиональные издания «БУХГАЛТЕР&ЗАКОН» и «Интербух».
Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник, в котором содержится зарплата по разрядам для рабочих профессий и административных должностей. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В небольших коммерческих организациях при установлении размеров зарплат ориентируются преимущественно на финансовый результат. То есть фирма платит персоналу столько, сколько оправдано экономической ситуацией.
Существует ли единая тарифная сетка
Речь идёт не о фиксированной зарплате, а в большей степени о средних значениях, которые существуют в той или иной отрасли, профессии, — пояснила юрист по экспертным заключениям «Европейской юридической службы» Ирина Белова.
В новом постановлении отмечается, что «размер тарифной ставки заместителя руководителя устанавливается на 1-2 разряда ниже тарифной ставки соответствующего руководителя».
В последний раз им ее повышали в 2018 году. Так, с 1 января 2022-го зарплата бюджетникам будет рассчитываться исходя единой тарифной сетки, в которой прописаны разряды чиновников. Представители первого разряда (самый низший) будут получать 13 617 рублей оклада, а 18-го (самого наивысшего) – 18 450 рублей.
Так, были пересмотрены ставки и коэффициенты Единой тарифной сетки. Специалист первого (низшего) разряда будет получать оклад в размере 13 617 рублей, 18-го (наивысшего) — 18 450 рублей. По тарифной сетке, утвержденной 1 января 2018 года размер оклада специалиста первого разряда составлял 2 329 руб., 18-го — 13 617 руб.
Представители первого разряда (самый низший) будут получать 13 617 рублей оклада, а 18-го (самого наивысшего) – 18 450 рублей.
Его размер определяется, как правило, в примечании 1 приложения 1 к постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298), которым утверждена ЕТС.
Методы регулирования тарифных ставок и окладов
Когда в организациях устанавливается тарифная сетка рабочих, то для руководителей, специалистов и служащих чаще всего на практике применяется схема должностных окладов. В дореформенное время схемами должностных окладов руководителей, специалистов и служащих предусматривались для каждой из групп должностей минимальные и максимальные оклады. В пределах этой вилки устанавливался конкретный оклад каждому служащему с учетом квалификации, навыков работы, деловых качеств. В настоящее время в одних организациях сохранили вилки окладов для руководителей, специалистов и служащих, в других устанавливают фиксированные оклады.
Квалификационная категория «ведущий специалист» устанавливается тем работникам, которые выполняют функции руководителя и ответственного исполнителя работ по какому-нибудь направлению деятельности предприятия или структурного подразделения, а также обязанности по координации и технологическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в структурных подразделениях.
Работникам, выполняющим работы средней сложности и имеющим определенный стаж, устанавливается третья или вторая категория. При выполнении работ преимущественно максимальной степени сложности и стаже работы более 5 лет специалистам присваивается 1-я квалификационная категория.
Например, в одном из российских акционерных обществ система дифференциации тарифных ставок и окладов предусматривает 7-разрядную тарифную сетку для рабочих (табл. 10) и 15-разрядную для руководителей, специалистов и служащих (табл. 11). Существенным ее отличием является установление диапазона тарифных коэффициентов по разрядам для всех категорий персонала.
Как видим, в постановлении Госкомстата России предусмотрен гибкий подход к использованию формы № Т-3, который предусматривает введение по инициативе организации дополнительных граф, отражающих применяемую систему оплаты труда. На практике на некоторых предприятиях в штатном расписании предусмотрены не оклады, а вилки окладов и утвержденный оклад, или дополнительно предусматривают проценты премий и др.
Тарифная оплата труда может применяться и в частных компаниях, для которых нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут прибегнуть к ним по своему желанию либо разработать собственную тарифную сетку, так же как и правила тарификации. Да и в госучреждениях упор сделан именно на локальное урегулирование вопросов оплаты труда сотрудников.
Как регулируется сетка для бюджетников
Постановление Минтруда № 32 от 06.06.1996 указывало, что такое 18 разряд у бюджетников — это максимальный разряд по ЕТС, его присваивали директору бюджетного (и коммерческого) учреждения с I группой оплаты труда руководителя. Теперь единую тарифную сетку не применяют, бюджетники перешли на НСОТ — новую систему оплаты труда. Эта система утверждена ПП РФ № 583 от 05.08.2008.
По новой системе зарплата бюджетника состоит из:
- окладов (тарифных ставок);
- компенсационных выплат;
- стимулирующих выплат.
Оклады и ставки зарплаты определяют руководители бюджетных учреждений в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей с учетом сложности и объема выполняемой работы. Кроме того, при распределении ставок учитывают:
- действующий ЕТКС работ и профессий;
- единый квалификационный справочник должностей руководителей;
- профессиональные стандарты;
- государственные гарантии по оплате труда;
- перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера;
- рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (обновляются ежегодно);
- мнение представительного органа работников.
Что такое тарифная система оплаты труда. Отличия от бестарифной системы
Тарифная система включает ряд положений, норм, правил и нормативов, составляющих единый способ вычисления, а также расчет заработной платы работника. Рассматриваемая форма оплаты труда существенно отличается от бестарифной.
При тарифной системе учитываются сложность работы, ее напряженность, условия труда, квалификация отдельных категорий персонала, только при наличии и анализе указанных составляющих работнику будет начислена зарплата.
Бестарифная система имеет принципиальные отличия: заработная плата всех работников предприятия зависит от результата работы всего предприятия и от того размера денежных средств, который выделил работодатель для оплаты трудового процесса.
Принципиально важным элементом бестарифной системы является коэффициент учета индивидуального вклада каждого работника в общий итоговый результат. Бестарифная система отличается тем, что зарплата каждого члена рабочего коллектива является его частью в общем фонде оплаты труда.
Единые тарифно-квалификационные справочники
Данные справочники необходимы для регламентирования труда представителей основных рабочих профессий, должностей руководства, служащих и специалистов в составе предприятия. С помощью положений единого справочника можно определить соответствие работника занимаемой должности.
В составе документа требования к разрядам персонала, описания для каждого вида деятельности, перечисление навыков и знаний работника, перечень профессий, относимых к каждому виду работ.
Единый справочник должностей руководителей, служащих, специалистов содержит требования к квалификации, знаниям и образованию данных категорий работников и разъясняет их основные должностные обязанности.
С помощью положений справочника сравниваются различные виды профессиональной деятельности по сложности ее составляющих. Кроме того, определяются разряды, квалификация. Обобщается этот процесс в понятие «тарификация».
ЕТС-2022: должностные оклады в бюджетной сфере
В таком случае срабатывает ч. 1 ст. 3 1 Закона об оплате труда: если работнику, который выполнил месячную норму труда, начислили зарплату в меньшем размере чем минимальная зарплата, то работодатель проводит доплату до ее уровня, которую выплачивает вместе с зарплатой. Это в конечном итоге будет означать, что всем работникам с 1-12 тарифными разрядами по ЕТС, которые получат «голый» должностной оклад, будут проводит доплату до минимальной зарплаты.
Штатные расписания бюджетных учреждений утверждают в установленном порядке в месячный срок с начала года, то есть до 1 февраля (п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228).
Если обратиться к примечанию 1 приложения 1 к постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298, то должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) с 1 января 2022 года рассчитывают исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.
Также в проекте Госбюджета на 2022 год указали, что в 2022 году для всех категорий работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы, государственных органов размер зарплаты (денежного обеспечения) может изменяться только в пределах бюджетных назначений на оплату труда, предусмотренных в государственном бюджете.
А начнем со ст. 22 Закона о госбюджете-2022 1 . Она будет интересна не только работникам-ЕТСникам, но и другим бюджетникам. Так вот, согласно этой норме в 2022 году для всех категорий работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы, в т. ч. и госорганов, размер зарплаты может меняться исключительно в пределах бюджетных назначений на оплату труда, предусмотренных в государственном бюджете.
Что это значит? А то, что для повышения зарплаты бюджетников в течение 2022 года дополнительного финансирования не стоит ожидать. Поэтому повышение зарплаты должно осуществляться только исходя из средств, заложенных в бюджете и сметах учреждений. Если на законодательное повышение не хватает средств, придется уменьшить премии или прочие стимулирующие выплаты, и именно таким способом выполнять законодательную гарантию о повышении зарплаты.
Размер базовой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера базовой ставки» на основании подпункта 16.2 пункта 16 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2022 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».
Базовая ставка регламентирует отплату труда работников бюджетных организаций, а также для оплаты труда работников иных организаций, зарплаты которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Изменение размера базовой ставки позволит увеличить удельный вес гарантированной (тарифной) части заработной платы работников.
Новая система делает расчет зарплат бюджетников проще и логичнее. Уменьшается количество разного рода доплат. Однако у руководителей государственных организаций появляются дополнительные возможности для дополнительных выплат работникам. Также заявлено, что не допускается снижение реальных зарплат в бюджетной сфере.
22 декабря 2022 года Указом № 482 вносятся изменения в нормы Указа № 27 от 18 января 2022 года «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Таким образом, с 1 июля 2022 года увеличивается размер премирования с 5% до 20% от суммы окладов работников. Так же увеличится размер единовременной выплаты на оздоровление с 0,5 до 1 оклада в год с 1 января 2022 года.
С 1 января 2022 года базовая ставка составляет 207 рублей. Действующий бюджет прожиточного минимума – 296.55 рублей. Согласно постановлению Совета Министров от 21 декабря 2022 года № 738 с 1 января базовая ставка повышена на 9 рублей. Ранее ставка составляла 198 рублей.
ЕТС-2022: должностные оклады в бюджетной сфере
Согласно ч. 5 ст. 6 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) схема должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетной сферы формируется на основе:
— минимального размера должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабмином;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
При этом минимальный должностной оклад (тарифная ставка) должен быть не меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (в 2021 году — 2270 грн).
Для работников бюджетных учреждений минимальный должностной оклад установлен для самой низкой категории должностей — должностной оклад работника 1-го тарифного разряда.
Его размер определяется, как правило, в примечании 1 приложения 1 к постановлению КМУ от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298), которым утверждена ЕТС.
Начиная с 1 января 2017 года должностные оклады (тарифные ставки, ставки зарплаты) рассчитывают исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.
Однако Правительство не лишено права устанавливать должностной оклад работника 1-го тарифного разряда на более высоком уровне.
Постановлением КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 20.01.2021 г. № 29 определено, что в 2021 году должностные оклады (тарифные ставки) рассчитываются из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда с 1 января — 2670 грн, с 1 декабря — 2893 грн.
Конкретные размеры должностных окладов (тарифных ставок) по остальным разрядам ЕТС исчисляются путем умножения оклада (ставки) работника 1-го тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент (с приложения 1 к Постановлению № 1298). Если после исчисления должностной оклад (тарифная ставка) определены в гривнях с копейками, тогда цифры до 0,5 отбрасываются, от 0,5 и выше — округляются до 1 грн.
Продемонстрируем в таблице рассчитанные размеры должностных окладов работников бюджетной сферы с оплатой по ЕТС по 1–25 тарифным разрядам на 2020, 2021, 2022 годы.
Таблица должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетной сферы на 2020–2022 годы
В общем случае штатные расписания бюджетных учреждений утверждаются в месячный срок с начала года — до 1 февраля. Это следует из п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.
Однако если происходит повышение должностных окладов (тарифных ставок) по ЕТС, тогда новые должностные оклады необходимо показать в обновленном штатном расписании бюджетного учреждения. Для этого либо вносят изменения в штатное расписание, либо переутверждают его. Делают это, как правило, путем издания приказа по состоянию на 1 число отчетного периода (года, квартала).
Размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минзарплаты.
В том случае, когда начислена зарплата за выполненную месячную норму труда в размере меньшем, чем минзарплата, работодатель осуществляет доплату до уровня минзарплаты, которую выплачивают ежемесячно одновременно с выплатой зарплаты (ч. 3 ст. 31 Закона об оплате труда).
При исчислении суммы зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются: доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.
Таким образом, на сегодняшний день нет требования устанавливать должностные оклады в размере не ниже минимальной зарплаты, как это было в бюджетной сфере несколько лет назад.
При такой ситуации работникам 1–12 тарифных разрядов по ЕТС в штатных расписаниях указывают должностные оклады ниже уровня минзарплаты.
Правительство предлагает в таком случае обеспечивать дифференциацию зарплаты работников, получающих ее на уровне минимальной, в пределах фонда оплаты труда путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.
Но все сводится чаще всего к тому, что работники самых низких тарифных разрядов получают месячную зарплату на уровне минимальной, которая состоит из должностного оклада и доплаты до минзарплаты.
Следует руководствоваться правилами, указанными в п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.
Во-первых, при повышении тарифных ставок (окладов) значение ИПЦ в месяце, в котором происходит повышение, принимается за 1 или 100%. А для проведения дальнейшей индексации заново исчисляют ИПЦ нарастающим итогом, начиная с месяца, следующего за месяцем повышения тарифных ставок (окладов).
Во-вторых, сумму индексации в месяце повышения тарифных ставок (окладов) не начисляют, если размер такого повышения больше суммы индексации, сложившейся в месяце начисления тарифных ставок (окладов).
В январе 2021 года права на индексацию зарплаты у работников бюджетной сферы с оплатой по ЕТС нет. Причина — при базовом месяце сентябре 2020 года прирост ИПЦ за период октябрь-декабрь 2020 года не превысил порог для индексации (103%). Вместе тем с 1 января 2021 года произошло очередное повышение должностных окладов по ЕТС, что сделало январь новым базовым месяцем для дальнейшей индексации.